МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
Рассмотрено: на методическом совете «26»декабря 2013г. Протокол №3 | Утверждаю: Директор МБОУ ДОД «Центр детского творчества» __________Л.В. Васильева «___»___________2014г. | Согласовано: Директор МБОУ СОШ № 1 _________Н.Р. Еськова «___»__________2014г |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ДЕТСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ
«Информашка»
Педагог дополнительного образования:
Юдина Татьяна Михайловна
Возраст детей: 7-8 лет
Срок реализации: 2 года
Направление: общеинтеллектуальное
г. Абдулино
2013 – 2014г.
Пояснительная записка
Информационные технологии, предъявляющие высокие требования к интеллекту работников, занимают лидирующие положение на международном рынке труда. Но если навыки работы с конкретной техникой можно приобрести непосредственно на рабочем места, то мышление, не развитое в определенные природой сроки, таковым и останется. Опоздание с развитием мышления – это опоздание навсегда. Поэтому для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе, в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способности к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей, осознанию принципов организации) и синтезу (созданию новых схем, структур и моделей). Важно отметить, что технология такого обучения должна быть массовой, общедоступной, а не зависеть исключительно от возможностей обеспеченных школ или состоятельности родителей. Именно такой ответ на вопрос: чему и как учить на уроках и занятиях по информатики, представлен в предлагаемом курсе и именно этим определяется его актуальность.
Во многом роль обучения информатике в развитии мышления обусловлена современными разработками в области методики моделирования и проектирования, особенно в объективно-ориентированном моделировании и проектировании, опирающемся на свойственное человеку понятийное мышление. Умение для любой предметной области выделить систему понятий, представить их в виде совокупности атрибутов и действий, описать алгоритмы действий и схемы логического вывода (то есть то, что и происходит при информационно-логическом моделировании) улучшает ориентацию человека в этой предметной области и свидетельствует о его развитом логическом мышлении.
При обучении учащихся 7-9 летнего возраста рассматриваем два аспекта изучения информатики:
Технологический, когда информатика рассматривается как средство формирования образовательного потенциала, позволяющего развивать наиболее передовые на сегодня технологии – информационные;
Общеобразовательный, когда информатика рассматривается как средство развития логического мышления, умения анализировать, выявлять сущности и отношения, описывать планы действий и делать логические выводы.
Выделяются два основных направления обучения информатике:
Первое – это обучение конкретным информационным технологиям. Для этого необходимо адекватное обеспечение школы компьютерами и программами. Такое обучение целесообразно вести в старших классах школы, чтобы выпускники могли освоить современные программные средства. В качестве пропедевтических занятий ученики начальной и средней школы могут использовать различные доступные их возрасту программные продукты, применяя компьютер а качестве инструмента для своих целей (выпуск журналов, рисование, клубы по компьютерной переписке и т.д.)
Второе – направление обучения информатике – это упоминавшееся выше изучение информатики как науки. Для этого нет необходимости иметь в школе компьютер, поэтому изучение такого курса может проходить в любой школе. Рассматривая в качестве одной из целей этого направления обучения развитие логического мышления, следует помнить: психологи утверждают, что основные логические структуры мышления формируются в возрасте 5-11 лет и что запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным. Следовательно, обучать детей в этом направлении целесообразно с начальной школы.
Современный урок информатики в начальных классах требует от учителя активно использовать новые электронные учебники, пособия, которые с помощью мультимедийного проектора можно показать учащимся, заинтересовать их.
Модифицированная программа по информатике носит пропедевтический характер и активизацию воспитательной деятельности. Курс построен таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться информатикой вообще и найти ответы на вопросы, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни при работе с большим объемом информации; научиться обращаться с компьютером, который ничего не умеет делать, если не умеет человек. Развивать коммуникативные и интеллектуальные способности учащихся. Создать мотивацию для участия во внеклассных мероприятиях. Программа рассчитана на один час для детей 7-8 лет.
Главная цель:
Освоение знаний, составляющих начала представлений об информационной карте мира и информационных процессах, способствующих восприятию основных теоретических понятий в базовом курсе информатики и формированию алгоритмического и логического мышления;
Овладение умением, использовать компьютерную технику как практический инструмент для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
Развитие первоначальных способностей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира и применять точную и понятную инструкцию для решения учебных задач и в повседневной жизни;
Воспитание интереса к информационной и коммуникативной деятельности, этическим нормам работы с информацией; воспитание бережного отношения к техническим устройствам.
Задачи общего учебного процесса:
Формирование общеучебных умений: логического и образного мышления, развитие внимания и памяти, привитие навыков самообучения, коммуникативных умений и элементов информационной культуры, умений ориентироваться на клетчатом поле и в пространстве в направлениях вверх, вниз, вправо, влево.
Формирования умения выделять признаки одного предмета, выделять и обобщать признаки, свойственные предметам группы, выделять лишний предмет из группы предметов, выявлять закономерности в расположении предметов, использовать поворот фигуры при решении учебных задач, разделять фигуру на заданные части и конструировать фигуру из заданных частей по представлению;
Формирование понятий вверх, вниз, вправо, влево; существенных признаков предмета и группы предметов; понятия части и целого; геометрического преобразования поворота;
Привитие ученикам необходимых навыков использования компьютерных и информационных технологий для решения учебных и практических задач.
Задачи обучения информатике в начальной школе, связанны с:
обучением:
Развитие познавательного интереса к предметной области «Информашка»;
Познакомить школьников с основными свойствами информации;
Научить их приемам организации информации;
Формирование общеучебных умений и навыков;
Приобретение знаний, умений и навыков работы с информацией;
Формирование умения применять знания на практике;
Дать школьникам понятие о компьютерах и сферах его применения;
развитием:
памяти, внимания, наблюдательности
абстрактного и логического мышления
творческого и рационального подхода к решению задач;
воспитанием:
настойчивости, собранности, организованности, аккуратности
умения работать в минигруппе, культуре общения, ведения диалога
бережного отношения к школьному имуществу
навыков здорового образа жизни.
Целесообразность начала изучения информатики в младших классах, помимо необходимости в условиях информатизации школьного образования широкого использования знаний и умений по информатике в других предметах на более ранней ступени, обусловлена также следующими факторами. Во-первых, положительным опытом обучения информатике детей этого возраста, как в нашей стране, так и за рубежом и, во-вторых, существенной ролью изучения информатики в развитии мышления, формировании научного мировоззрения школьников именно этой возрастной группы.
Направления деятельности:
Сделать урок информатики более современным, приближенным в основным интересам учащихся
Вводить новые понятия с помощью мультимедийного проектора, индивидуальной работы каждого учащегося с компьютером, постепенно перейти к работе в Интернете.
Основное направление – формирование навыков работы с различными исполнителями и обучение первоначальным основам программирования.
Говоря об общеобразовательной ценности курса «Информашка» - умение любого человека выделить в своей предметной области систему понятий, представить их в виде совокупности атрибутов и действий, описать алгоритмы действий и схемы логического вывода поможет не только эффективному внедрению автоматизации в деятельность, но и послужит самому человеку для повышения ясности мышления в своей предметной области.
Данная программа связана с программой А,В. Горячева «Информатика в играх и задачах».
Целью программы является расширение кругозора в области знаний, тесно связанных с информатикой, что должно помочь учащимся овладению компьютерных технологий, первоначальным основам программирования.
В связи с изменением учебного плана с 9.01.2014 нагрузка изменена с 5 часов на 2 часа. Программа рассчитана на один час в неделю, работа ведется с двумя группами.
Примерная структура занятия:
Организационный момент (1 мин)
Разминка: короткие логические, математические задачи и задачи на развитие внимания (5 мин)
Разбор нового материала. Выполнение письменных заданий.(10 мин)
Физкультминутка (2 мин)
Работа за компьютером (10 мин)
Подведение итогов занятия (2 мин)
Ожидаемые результаты.
Учащиеся должны знать:
понятия вверх, вниз, вправо, влево;
понятие существенного признака предмета:
понятие существенного признака группы предметов;
понятие «лишнего» предмета в группе предметов;
правила безопасного поведения при работе с компьютерами.
Учащиеся должны уметь:
выделять признак, по которому произведена классификация предметов; находить закономерность в ряду предметов или чисел и продолжать этот ряд с учетом вычвленной закономерности;
выявлять причинно – следственные связи и решать задачи, связанные с анализом исходных данных;
решать логические задачи, соответствующие уровню изображений несложных геометрических фигур;
управлять простыми информационными объектами и осуществлять выбор на компьютере (при наличии ПК)
вводить числовую информацию, используя клавиатуру компьютера (при наличии ПК)
Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в учебной и повседневной жизни:
1 уровень результатов
Ориентироваться на клеточном поле ив пространстве в направлениях вверх, вниз, вправо, влево;
Применять правила безопасного поведения при работе с компьютером.
2 уровень результатов
Выявлять причинно-следственные связи и решать задачи, связанные с анализом исходных данных:
Решать задачи, связанные с конструированием изображений несложных геометрических фигур:
3 уровень результатов
КОНТРОЛЬ
Контроль проводится в виде: собеседования, контрольных упражнений, викторины, открытых занятий. Контроль позволяет определить эффективность обучения по программе, обсудить результаты, внести изменения в учебный процесс. Контроль позволяет детям, родителям, педагогам увидеть результаты своего труда, что создает хороший психологический климат в коллективе.
Виды контроля: текущий, итоговый контроль
Содержание курса.
Раздел 1. Множества.
Множества. Элементы множества.
Способы задания множеств.
Сравнение множеств. Равенство множеств. Сравнение множеств по числу элементов.
Отображение множеств.
Кодирование.
Вложенность (включение) множеств
Пересечение множеств
Объединение множеств
Раздел 2. Логика.
Второй год обучения
В современном мире очень часто требуется навык свободно говорить, представлять себя или что-то. Этому нас учит презентации. Презентация – это представление готового продукта. А человек это тоже продукт и от того, как мы представим себя, нас возьмут на хорошую работу, к нам будут относиться на должном уровне. А компьютерная презентация позволяет подкрепить наше выступление смотрибельной информацией. Она является твердой опорой, на которую всегда можно опереться. Младших школьников компьютерная презентация учит структурировать знания, работать с большими объемами информации, не бояться говорить о своих мыслях, защищать свои проекты, но при этом она повышает интерес к предмету, развивает эстетические чувства.
Цели программы
Целью создания курса является формирование эстетического чувства, привития навыков работы на компьютере, использование полученных знаний на других предметах
Задачи программы:
Помощь детям в изучении использования компьютера как инструмента для работы в дальнейшем в различных отраслях деятельности.
Помощь в преодолении боязни работы с техникой в т.ч. решение элементарных технических вопросов.
Изучение принципов работы наиболее распространенных операционных систем.
Помощь в изучении принципов работы с основными прикладными программами:
- начальное формирование навыков работы на компьютере в редакторе PowerPoint (мастер составления презентаций);
- начальное формирование работы в сети Internet.
Творческий подход к работе за компьютером (более глубокое и полное изучение инструментов некоторых прикладных программ).
Осуществление индивидуально-личностного подхода к обучению школьников.
Расширение кругозора, развитие памяти, внимания, творческого воображения, образного мышления.
Второй год обучения (30 часов)
Правила поведения и техники безопасности в компьютерном кабинете (1 час)
Знакомство с кабинетом, с правилами поведения в кабинете. Демонстрация возможностей компьютера и непосредственно того, что они будут делать на кружке.
Компьютер и его устройства (2 часа )
Знакомство с компьютером и его основными устройствами, работа в компьютерной программе «Мир информатики »
Редактор Power Point (27 часов)
Знакомство с редактором Power Point, меню программы, создание презентации на заданные темы, использование эффектов анимации, гипперсылки.
№ занятия | Тема занятия | Количество часов | Дата |
1 | Техника безопасности | 1 | |
2 | Компьютер и его составляющие. Первое знакомство. | 1 | |
3 | Программы. Виды программ. | 1 | |
4 | Знакомство с программой PowerPoint | 1 | |
5 | Основные возможности программы PowerPoint | 1 | |
6 | Основные возможности программы PowerPoint | 1 | |
7 | Составление простейшей презентации | 1 | |
8 | Составление простейшей презентации | 1 | |
9 | Творческий проект «Это я» | 1 | |
10 | Творческий проект «Это я» | 1 | |
11 | Творческий проект «Это я» | 1 | |
12 | Добавление в презентацию картинок, арт - текстов. | 1 | |
13 | Добавление в презентацию картинок, арт - текстов. | 1 | |
14 | Добавление в презентацию картинок, арт - текстов. | 1 | |
15 | Творческий проект «Мой класс» | 1 | |
16 | Творческий проект «Мой класс» | 1 | |
17 | Творческий проект «Мой класс» | 1 | |
18 | Добавление эффектов анимации в презентацию | 1 | |
19 | Добавление эффектов анимации в презентацию | 1 | |
20 | Творческий проект «Моя семья» | 1 | |
21 | Творческий проект «Моя семья» | 1 | |
22 | Творческий проект «Моя семья» | 1 | |
23 | Творческий проект «Моя семья» | 1 | |
24 | Творческий проект «Моя семья» | 1 | |
25 | Составление презентации с вложениями. Гипперсылки. | 1 | |
26 | Составление презентации с вложениями. Гипперсылки. | 1 | |
27 | Поиск информации для презентации в Интернет | 1 | |
28 | Поиск информации для презентации в Интернет | 1 | |
29 | Творческий проект «Мой город» | 1 | |
30 | Творческий проект «Мой город» | 1 | |
| | Всего 30ч | |