МОУ СОШ п. Ключ жизни Елецкого муниципального района – обладатель президентского гранта
Стандарты и учебный процесс
образова-
тельные
запросы,
интересы,
потребности ,
результатам
образова-
тельная
деятель-
ность ОУ
СТАНДАРТ:
Требования к
Согласно принятому подходу стандарт устанавливает в качестве нормы Закона согласованные ожидания – личностные, социальные, государственные, – формируя тем самым ЗАКАЗ в адрес системы образования. Иными словами, документы стандарта – Требования к структуре основных образовательных программ, Требования к результатам их освоения и к условиям реализации – задают целевые установки и определяют рамочные условия как образовательной деятельности, так и деятельности всех инфраструктур, обеспечивающих функционирование и развитие системы образования.
структуре
образовательных
программ
условиям
деятельность
инфраструктур
Особенности: стандарт как
общественный договор
СЕМЬЯ
ОБЩЕСТВО
- Личностная успешность
- Социальная успешность
- Профессиональная
- Безопасность и здоровье Свобода и ответственность Социальная справедливость Благосостояние
- Безопасность и здоровье
- Свобода и ответственность
- Социальная справедливость
- Благосостояние
успешность
Развитие
- Личностное
- Социальное
- Общекультурное
…
Стандарт рассматривается как общественный договор в отношении
- ожидаемых результатов образования;
- принципов формирования и сущности взаимных обязательств и прав;
- общих принципов организации образовательного процесса и важнейших условий его реализации.
Согласование потребностей и интересов является важнейшим шагом успешности политики вообще и политики в образовании в особенности. Следует признать, что разрыв между образованием и потребностями государства, общества и личности не сокращается, а увеличивается. Причины нарастающей рассогласованности в том, что в сложном дифференцированном обществе не может быть полного единообразия интересов в отношении образования.
Это означает, что в основе стандарта должен лежать новый тип взаимоотношений между личностью, обществом и государством, который в наиболее полной мере реализует права человека и гражданина. Этот тип взаимоотношений покоится на принципе взаимного согласия личности, общества и государства в формировании и реализации политики в области образования, что с необходимостью подразумевает принятие сторонами взаимных обязательств (договоренностей), в рамках которых только и возможен прогресс в области образования. Таким образом, стандарт – общественный договор , включающий баланс взаимообязательств и баланс требований.
` При разработке стандарта индивидуальные, общественные и государственные потребности и интересы можно классифицировать следующим образом.
Индивидуальные потребности личности (семьи) в области общего образования интегрируют потенциал личностной, социальной и профессиональной успешности обучающихся.
Личностная успешность – полноценное и разнообразное личностное становление и развитие с учетом индивидуальных склонностей, интересов, мотивов и способностей.
Социальная успешность – органичное вхождение в социальное окружение и участие в жизни общества.
Профессиональная успешность – развитость универсальных трудовых и практических умений, готовность к выбору профессии.
Социальный заказ – общественные запросы в области общего образования – интегрирует потребности личности и семьи и обобщает их до уровня социальных потребностей. К их числу относятся следующие.
Безопасный и здоровый образ жизни – следование принципам безопасного и здорового образа жизни, готовность к соответствующему поведению на основе полученных знаний и умений.
Свобода и ответственность – осознание нравственного смысла свободы в неразрывной связи с ответственностью, развитость правосознания, умения делать осознанный и ответственный личностный выбор.
Социальная справедливость – освоение и принятие идеалов равенства, социальной справедливости, гармонии и разнообразия культур как демократических и гражданских ценностей.
Благосостояние – активная жизненная позиция, готовность к трудовой деятельности, обеспечивающей личное благополучие в условиях рыночной экономики.
Государственный заказ – государственные запросы в области общего образования – представляет собой наиболее общую характеристику индивидуальных и общественных потребностей. Государственный заказ направлен на обеспечение следующих приоритетов.
Национальное единство и безопасность – формирование системы ценностей и идеалов в результате освоения нравственных ценностей, единого государственного языка и образцов национальной культуры, воспитание патриотизма, стремления обустроить и защитить Родину.
Развитие человеческого капитала – подготовку поколения нравственно и духовно зрелых, самостоятельных, активных и компетентных граждан, живущих и работающих в свободной демократической стране в условиях информационного общества и рыночной экономики.
Конкурентоспособность – фундаментальную общекультурную подготовку как базу профессионального образования, прикладную и практическую ориентацию общего образования.
Особенностью реализации деятельностного подхода при разработке стандартов образования является то, что цели общего образования представляются в виде системы ключевых задач , отражающих направления формирования качеств личности.
Личностное развитие – развитие индивидуальных нравственных, эмоциональных, эстетических и физических ценностных ориентаций и качеств, а также развитие интеллектуальных качеств личности, овладение методологией познания, стратегиями и способами учения, самообразования и саморегуляции
Социальное развитие – воспитание гражданских, демократических и патриотических убеждений, освоение основных социальных практик, умения принимать ответственные решения, делать осознанный выбор, а также формирование способности и готовности к сотрудничеству, к свободному общению русском, родном и иностранных языках, овладение современными средствами вербальной и невербальной коммуникации .
Общекультурное развитие – освоение основ наук, основ отечественной и мировой культуры.
ГОСУДАРСТВО
- Национальное единство
- Безопасность
- Развитие человеческого капитала
- Конкурентоспособность
Учитель начальной школы
Позиционирование учителя
- Позиция учителя-профессионала
- демонстрирует культурные образцы действий инициирует пробные действия детей консультирует, корректирует действия ищет способы включить в работу каждого
- демонстрирует культурные образцы действий
- инициирует пробные действия детей
- консультирует, корректирует действия
- ищет способы включить в работу каждого
- создает условия для приобретения детьми жизненного опыта (общения, выбора, ответственного поведения, саморегуляции …), самостоятельной выработки жизненных ценностей “ со-участник ” , “ третейский судья ”
- создает условия для приобретения детьми жизненного опыта (общения, выбора, ответственного поведения, саморегуляции …), самостоятельной выработки жизненных ценностей
- “ со-участник ” , “ третейский судья ”
?
- Позиция педагогической поддержки
- оказывает адресную помощь ребенку: не избавляя от проблемной ситуации, но помогая ее преодолевать
- оказывает адресную помощь ребенку: не избавляя от проблемной ситуации, но помогая ее преодолевать
Учитель начальной школы
Профессиональное мастерство
- Проектирование учебного процесса
- Проектирование учебного процесса
- тематическое планирование учебного процесса на основе проецирования итоговых результатов на данный этап учебного процесса, проектирование «учебных ситуаций»;
- тематическое планирование учебного процесса на основе проецирования итоговых результатов на данный этап учебного процесса, проектирование «учебных ситуаций»;
- тематическое планирование учебного процесса на основе проецирования итоговых результатов на данный этап учебного процесса,
- проектирование «учебных ситуаций»;
- Организация работы учащихся
- Организация работы учащихся
- в группах и парах, в мобильных группах, индивидуальная поддержка детей, организация проектной деятельности;
- в группах и парах, в мобильных группах, индивидуальная поддержка детей, организация проектной деятельности;
- в группах и парах,
- в мобильных группах,
- индивидуальная поддержка детей,
- организация проектной деятельности;
- Оценочная деятельность
- Оценочная деятельность
Учитель начальной школы
ИКТ-компетентность
- Общепользовательские инструменты
- текстовый редактор, редактор презентаций, динамические таблицы, базы данных
- текстовый редактор, редактор презентаций, динамические таблицы, базы данных
- текстовый редактор,
- редактор презентаций,
- динамические таблицы, базы данных
- Мультимедийные информационные источники
- Инструменты коммуникации
- электронная почта, Интернет
- электронная почта, Интернет
- электронная почта,
- Интернет
- системы управления учебным процессом, интерактивная доска, цифровое и мультимедийное учебное оборудование
- системы управления учебным процессом, интерактивная доска, цифровое и мультимедийное учебное оборудование
- системы управления учебным процессом,
- интерактивная доска,
- цифровое и мультимедийное учебное оборудование
Базовые образовательные
технологии
Между обучением и психическим
развитием человека всегда
стоит его деятельность
ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ
«УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ»
Эти условия могут задаваться и описываться с помощью описания
- образцов деятельности,
- различных методических или дидактических средств,
- последовательности выполняемых действий,
- особенностей организации урока или иной единицы учебного процесса.
Можно также использовать понятие учебной ситуации как особой структурной единицы учебной деятельности, содержащей ее полный замкнутый цикл.
Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя
- обнаруживают предмет свого действия,
- исследуют его, совершая разнообразные учебные действия,
- преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д.,
- частично – запоминают.
При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой, совершая некоторые специфичные для данного учебного предмета действия , ребенок осваивает характерные для данной области способы действия, т.е. приобретает некоторые способности .
Отбор и использование учебных ситуаций встраивается в логику традиционного учебного процесса, позволяя не противопоставлять «ЗУНовскую» и «деятельностную» парадигмы друг другу, а напротив, формировать у каждого ученика индивидуальные средства и способы действий , позволяющие ему быть «компетентным» в различных сферах культуры, каждая из которых предполагает особый способ действий относительно специфического содержания .
образовательная задача
состоит в организации условий, провоцирующих детское действие
Базовые образовательные
технологии
Информатизация образования –
это приведение системы образования
в соответствие с потребностями и
возможностями информационного
общества
ИНФОРМАЦИОННЫЕ И
КОММУНИКАЦИОННЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ
Образовательная деятельность на основе ИКТ:
- открытое (но контролируемое) пространство
информационных источников,
- инструменты «взрослой» информационной деятельности,
- среда информационной поддержки учебного процесса,
- гибкое расписание занятий, гибкий состав учебных групп,
- современные системы управления учебным процессом
Базовые образовательные
технологии
Триада :
замысел-
-реализация-
-продукт
ПРОЕКТНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Этапы :
1 . Решение
2. Цель
3. Задачи
4. План и
программа
5. Проверка
«на реализу-
емость »
6. Выполнение
7. Презентация
Одним из удачных примеров проектной деятельности в ходе обучения русскому языку (клавиатурному письму, алфавиту) является проект «Моя первая записная книжка».
Подготовка различных плакатов, памяток, моделей, организация и проведение выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, проведение мини-исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов – вот далеко не полный список примеров проектной деятельности в начальной школе.
Базовые образовательные
технологии
Основа:
дифференциация требований
к уровню освоения, явное выделение
базового и повышенных уровней
УРОВНЕВАЯ
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ
Основные принципы:
- открытость системы требований,
- предъявление образцов деятельности,
- «ножницы» между базовым и повышенными уровнями требований,
- посильность базового уровня, обязательность его освоения всеми учащимися,
- добровольность в освоении повышенных уровней требований,
- работа с группами «подвижного» состава,
- накопительная система оценивания .
Дифференциация обучения на основе выделения обязательных требований к подготовке учащихся предполагает такую организацию учебного процесса, при которой все школьники имеют возможность получать полноценное обучение , в соответствии с рекомендуемыми Министерством образования и науки программами и учебниками, и вместе с тем иметь ясное представление о том минимально обязательном наборе требований к их знаниям, интеллектуальным и практическим умениям, навыкам познавательной и коммуникативной деятельности, которые будут им предъявлены к моменту окончания изучения курса, раздела или каждой отдельной темы.
Реальные учебные достижения учеников, таким образом, могут быть самыми разными: от освоения всеми учебного материала, минимально необходимого для последующего обучения, до более глубокого и полного освоения частью детей изученного курса, вплоть до овладения навыками поисковой и исследовательской деятельности. Существенно, что достижения учащихся не могут быть ниже уровня, определенного как обязательный (базовый), что отвечает требованию преемственности в образовании.
Использование уровневой дифференциации вносит определенные изменения в учебный процесс, которые проявляются не столько в каких-либо особых методических приемах, применяемых учителем, сколько в изменении стиля взаимодействия с учениками.
В условиях этой технологии ученик – это, прежде всего, партнер, имеющий право на принятие решений (на выбор содержания своего образования, уровня его усвоения и т.д.). Естественно, что и ответственность за выполнение принятого решения ложится на ученика. Главная же задача и обязанность учителя – помочь ребенку принять и выполнить принятое им решение. Помочь сделать правильный выбор, определиться в сфере своих познавательных интересов. Помочь составить или откорректировать программу самообразования, подобрать нужную литературу, поставить познавательную задачу, адекватную интересам и возможностям ученика, своевременно его проконсультировать и проконтролировать. Наконец, обеспечить своевременное достижение каждым, как минимум, обязательного уровня общеобразовательной подготовки.
При этом данная технология предоставляет свободу учителю в выборе методов, средств и форм обучения – все это находится полностью в компетенции учителя, подчиняясь его личностным особенностям, методическим пристрастиям и т.п.
Апробация этого подхода свидетельствует о том, что он способствует
- созданию психологического комфорта в процессе обучения и атмосферы делового сотрудничества детей, педагогов и родителей, основанного на строгом выполнении взаимных обязательств;
- обеспечению условий для индивидуальной траектории развития каждого школьника, отвечающей его интересам, потребностям и возможностям;
- формированию системы опорных базовых знаний и умений, составляющих основу при последующем обучении;
- формированию системы оценки и самооценки, адекватной реальным достижениям детей, созданию на этой основе условий для принятия ребенком самостоятельных ответственных решений в отношении выбора той иной образовательной траектории.
Выбор данного подхода обусловлен тем, что основанные на нем педагогические технологии обладают значительным воспитательным и развивающим, а также здоровьесберегающим потенциалом, что отвечает современным приоритетным потребностям личности, общества и государства.
Образовательная среда:
учебное и игровое пространства
Назначение :
- для подвижных занятий и для спокойной работы,
- для общения и для уединения,
- для «пробы сил» и для демонстрации достижений,
- для поиска информации
Учебное
пространство:
- место учителя,
- свободно оформляемое место
для работы учащихся,
- «центральное» место для выступлений,
- «центральная» доска,
- рабочие доски,
- уголок книг и других информационных
источников,
- аудио- и видеоцентр, центр «письма»
- стол с раздаточными материалами
- выставки, стенды и т.п.
Поисково-исследовательская деятельность
- Осуществляется поисково-исследовательская деятельность, развивающая у детей воображение и мышление, формирующая у них мотивацию и положительное отношение к окружающему миру. Это начало философского постижения действительности: «Творческая лаборатория»; «Проба пера»; «Вопросы наизнанку»; «Походы» за помощью к «Консультантам» в музей, в библиотеку, в «Картинную галерею»; «Лаборатория про тебя самого»; «На улицу за знаниями»; «Изображение и фантазия»;
«Детские словообразовательные
инновации»; «Экскурсии в
прошлое»; уроки – исследования
задач, неравенств, литературных
текстов; уроки – размышления.
Проектные технологии
- Используются проектные технологии. (Разрабатываются и создаются творческие проекты на различные темы.)
- На основе теоретического и практического материала «Поисковой группы» учащиеся создали книгу «Наше творчество» и ее пополняют.
Творческая мастерская
Уроки Волшебства
Урок России Тема: «Что такое символ»
Ожидаемые результаты:
преемственность и развитие
тельский
интерес
тивность
доброжелательный и отзывчивый
Такими мы хотим видеть учащихся и выпускников начальной школы. Поэтому основную задачу начальной школы можно сформулировать следующим образом: поддерживать и развивать основные достижения дошкольного периода развития, не прерывая и не подавляя ни одну из линий, формировать на этой основе учебную самостоятельность младших школьников . Достижение этой задачи будет способствовать и успешному учению на следующей ступени. Это возможно, если учебный процесс нацелен на становление ученического сообщества – групп детей, объединяемых и объединяющихся для совместной учебной деятельности.
- положительное отношение к себе,
уверенность в своих силах
достоинства
- уважительное отношение к окружающим,
к иной точке зрения
- навыки самоорганизации и здорового образа жизни
УЧЕБНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ≡ УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ
Пишите, звоните, приходите!