СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 02.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образовательный геокешинг как одна из форм организации исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на Всероссийской научно-практической конференции "Инновационные технологии в урочной и внеурочной деятельности учителя в условиях реализации ФГОС"  на тему "Образовательный геокешинг как одна из форм организации исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности"

Просмотр содержимого документа
«Образовательный геокешинг как одна из форм организации исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности»

Образовательный геокешинг как одна из форм организации исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности.



Г.В.Искандарова,

учитель русского языка и литературы МБОУ «Среднекирменская СОШ» Мамадышского муниципального района РТ.

Государственная политика в области образования реализуется через стандарты. Образовательные стандарты разных поколений отражают изменяющиеся требования жизни общества к выпускникам школы. Действующий стандарт образования задаёт педагогической практике системно-деятельностный подход. Этот подход ориентирован на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы (группы универсальных учебных действий – УУД).

Сегодня школа призвана формировать компетентности, которые позволят каждому выпускнику школы стать успешной личностью в самостоятельной жизни. Важным фактором эффективности образования становится внедрение новых педагогических технологий. А проблема заключается в том, что декларативное введение проектного метода в учебный процесс подчас приводит к формализации, заключающейся в том, что педагоги, вооруженные теорией, не всегда на практике могут применить данные педагогические технологии. 4

Организация учебно-исследовательской деятельности относится к наиболее эффективным способам построения образования, направленного на развитие активной личности, успешной в постоянно изменяющихся условиях жизни. 1,с.21

Программа развития УУД на ступени основного общего образования включает следующие направления работы:

- формирование компетенций и компетентностей учащихся в учебно-исследовательской и проектной деятельности;

- навыки участия в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности (творческие конкурсы, олимпиады, научные общества, научно-практические конференции, национальные образовательные программы и др.)

Кроме того, программа развития УУД способствует овладению учащимися приемами учебного сотрудничества и социального взаимодействия со сверстниками, старшими школьниками и взрослыми в совместной учебно-исследовательской и проектной деятельности; а также формированию и развитию компетенции обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий на уровне общего пользования:

- владение ИКТ-технологиями;

- поиском, построением и передачей информации;

- презентацией выполненных работ;

- основам информационной безопасности;

- умением безопасного пользования средств ИКТ и сети Интернет.

Программа развития УУД должна включать описание особенностей реализации основных направлений учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся (исследовательское, инженерное, прикладное, информационное, социальное, игровое, творческое направление проектов), а также форм организации данной деятельности в рамках урочной и внеурочной деятельности по каждому из направлений. 2,с.16

Главным составляющим проектно-исследовательской деятельности является исследовательское задание. Это задания, содержащие проблему, решение которой требует проведение теоретического анализа, применения одного или нескольких методов научного исследования, с помощью которого учащиеся открывают ранее неизвестные для них знания и способы деятельности.

Методы и формы организации проектно-исследовательской деятельности в урочное время по своей продолжительности кратковременны, по форме это в основном коллективные и групповые исследования. Они носят предметный характер и направлены в основном на изучение программного учебного материала.

Применение проектно-исследовательской деятельности в полном объеме на уроке является достаточно сложной задачей для учителя, поэтому педагогический потенциал технологии раскрывается во внеурочной деятельности школьников, которая не ограничена формальными рамками. Именно в таких условиях появляется возможность реализовать методику исследовательской деятельности 2,с.60

Отсутствие педагогического руководства в домашних исследованиях и переложение данных функций на родителей является крайне непродуктивным и обесценивает идею данной технологии. В то же время возможности педагогического руководства в таких условиях существуют, например, через социальные сети и Интернет.

Эффективной формой организации проектно-исследовательской деятельности является проектно-исследовательская игра. Это мероприятие, которое сочетает в себе элементы игры и соревнования, одновременно развивает исследовательский интерес у школьников и раскрывает их творческий потенциал.

В ходе игры команды разрабатывают проектные задания на выполнение исследовательской работы в рамках различных форм учебной работы: урока, группы дополнительного образования, экспедиции и др.

Проектирование исследования происходит в смешанной детско-взрослой команде. Она реализует основные элементы исследовательского цикла в самостоятельно избранных командами предметной области и учебной форме, отрабатывает командное взаимодействие. 2.с.22

В настоящее время одной из форм проектно-исследовательской игры является образовательный геокешинга с использованием GPS – навигаторов, цифровых фотоаппаратов, компьютеров. Геокешинг может использоваться не только для обучения современным технологиям, но и для обучения школьников по таким предметам как география, история, литература и краеведение.

Геокэшинг («geocaching», от греч. «geo» – Земля, англ. «cache» – тайник) – увлекательная игра, в которой принимают участие жители более 177 стран мира. Основная идея состоит в том, что одни игроки прячут тайники, с помощью GPS-навигаторов определяют их координаты и сообщают о них в Интернет. Другие игроки используют эти координаты и свои GPS-приемники для поиска тайников. Особенностью российского геокешинга является то, что по правилам игры тайник рекомендуется создавать только в местах, которые представляют природный, исторический, культурный, географический интерес. Поэтому создание и поиск тайников превращаются в активный познавательный процесс. Игроки получают множество любопытных сведений о достопримечательностях российской земли. 3

Образовательный геокешинг – это мощный инструмент, позволяющий поднять на качественно новый уровень и наполнить новым практическим содержанием организацию проектной деятельности школьников. Данная технология позволяет сделать процесс обучения действительно актуальным, личностно-значимым, интересным и творческим.4

Задачами данной технологии являются:

  • активная коммуникация учащихся в команде и с другими людьми;

  • умение общаться и находить в результате общения нужную информацию, решать проблему сообща, привлекая разных людей;

  • приобретение навыков работы с устройствами, основанными на новых информационных технологиях: GPS-приемники, цифровые фотоаппараты, компьютеры.

  • получение новых знаний из различных сфер жизни и предметных областей;

  • повышение познавательной активности и учебной мотивации учащихся;

  • развитие коммуникативных навыков учащихся;

  • умение видеть проблемы и искать пути их решения;

  • получение навыков поиска, систематизации и анализа полученной информации;

  • приобретение опыта работы в команде;

  • углубление и закрепление знаний о родном крае, в котором мы живем.


Типы заданий для игроков в образовательном геокешинге:

Вид вопроса

Содержание

1. Вопросы на внимательность и поисковую активность вокруг указанной точки

Ответы требуют внимания и наблюдательности. Люди часто не обращают внимания на объекты, которые их окружают. Это вопросы, требующие найти то, на что мы не обращаем особого внимания. Если к вопросу приложить старую фотографию, то поиск ответа на вопрос «Что на этой фотографии не соответствует действительности» потребует от игроков найи объекты, которые либо появились, либо исчезли на данном месте.

2. Вопросы на знание исторических фактов коммуникативную активность

Поиск ответа на вопрос «Что здесь было раньше?» предполагает, что участники либо сами знают историю этих мест, либо сумеют обратиться к местным жителям и узнать ответ.

3. Вопросы на локальные измерения

Ответы можно получить, используя возможности GPS-приемника. Например, измерить площадь стадиона можно измерив его рулеткой, либо пометив точки по его периметру и получив от GPS-станции данные о расстоянии между этими точками.

4.Вопросы «метки» самой игры

Это весёлые задания, которые передаются от одной игры другой. В игре в образовательный геокешинг таким заданием может быть задание: «Принесите фотографию человека с книгой в руках» и т.п.


Поисковый этап – на данном этапе команды стартуют по маршрутным листам, выполняют задания.

Каждая команда обеспечивается спутниковым навигационным GPS-приемником и цифровым фотоаппаратом. Команды получают маршрутный лист. Задание заключается в том, чтобы по описанию и заданным координатам, используя современные средства связи GPS-приемники, найти заданный объект и с помощью цифрового фотоаппарата сфотографировать команду на фоне объекта. Далее, команда по той же схеме двигается к следующему объекту. После окончания поисков, команды приходят в место сбора.

На завершающем этапе игры в геокешинг команды готовят презентации Power Point, в которых рассказывают о своих путешествиях, далее размещают результаты своей экскурсии в Интернет. Результатами работы каждой группы должна быть виртуальная экскурсия по населённому пункту. Учащиеся сочиняют неформальный рассказ о населенном пункте, в котором проживают. Рассказ поддерживается цифровыми фотографиями. Школьники учатся не только использовать GPS – приемники, но и работать с сетевыми технологиями – размещать фотографии, использовать ключевые слова, «дружить» с другими командами.

Приведу лишь несколько примеров заданий для образовательного геокешинга по русскому языку и литературе вокруг одного объекта – памятника Л.Н.Толстому в г.Мамадыше.

Примеры задания 1-го типа:

- задание состоит из фотографии, на которой запечатлены А.П.Чехов и Л.Н.Толстой. Требуется узнать их и ответить на вопрос: «Кому из них и когда поставлен памятник в г. Мамадыше?» (ответ: памятник Л.Н.Толстому, в 2011году)

Примеры задания 2-го типа:

- предлагается определить объект по координатам 55°42'55"N   51°25'9"E и ответить на вопрос: «Как этот объект связан с нашим городом?» (В своём письме П.Д.Голохвастову в 1876г. Л.Н.Толстой писал: "Вы не поверите, что я скорее бы стал жить в Мамадышах, чем в Венеции, Риме, Неаполе ...")

Примеры задания 3-го типа:

- определите координаты улицы, названного в честь великого русского писателя, которому поставлен памятник на улице Советская. (Координатами улицы Толстого можно считать 55°43'05'' с.ш. и 51°25'15'' в.д.)

Примеры задания 4-го типа:

- по улице Толстого найдите и сосчитайте дома с зелёным фасадом, сфотографируйтесь на фоне этих домов, в конце просклоняйте общее количество найденных домов (общее количество домов с зелёным фасадом – 9)

- составьте текст-описание самого красивого дома по улице Толстого, прочитайте и запишите его на видео.

- возьмите интервью у людей разных возрастов о Л.Н.Толстом, запишите на видео, сделайте вывод.

На уроках полученные материалы можно использовать при изучении творчества Л.Н.Толстого, при изучении соответствующих тем по русскому языку в качестве домашнего задания, индивидуального выступления учащихся или группы учащихся, занимательных материалов к урокам и т.д. Аналогичные задания разных типов можно придумать на любую тему, но, главное, задания должны быть познавательными.

Образовательный геокешинг - это действительно мощный инструмент, позволяющий поднять на качественно новый уровень и наполнить новым практическим содержанием организацию проектной деятельности школьников. Данная технология позволяет сделать процесс обучения действительно актуальным, личностно-значимым, интересным и творческим, в какой-то мере даже азартным.


Литература:

1.Даутова О.Б., Е.В.Иваньшинина, О.А.Ивашедкина, Т.Б.Казачкова О.Н.Крылова, И.В.Муштавинская. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС / СПб.:КАРО, 2014.-176с.

2. Комарова И.В. Технология проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях ФГОС / СПб.:КАРО, 2015.-128с.

3. Геокешинг [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.geocaching.ru.

4. Образовательный геокешинг, новые сетевые сервисы, новые формы работ [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.relarn.ru/conf/conf2006/section3/3_20.html.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс