Образовательный геокешинг как одна из форм организации исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности.
Г.В.Искандарова,
учитель русского языка и литературы МБОУ «Среднекирменская СОШ» Мамадышского муниципального района РТ.
Государственная политика в области образования реализуется через стандарты. Образовательные стандарты разных поколений отражают изменяющиеся требования жизни общества к выпускникам школы. Действующий стандарт образования задаёт педагогической практике системно-деятельностный подход. Этот подход ориентирован на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы (группы универсальных учебных действий – УУД).
Сегодня школа призвана формировать компетентности, которые позволят каждому выпускнику школы стать успешной личностью в самостоятельной жизни. Важным фактором эффективности образования становится внедрение новых педагогических технологий. А проблема заключается в том, что декларативное введение проектного метода в учебный процесс подчас приводит к формализации, заключающейся в том, что педагоги, вооруженные теорией, не всегда на практике могут применить данные педагогические технологии. 4
Организация учебно-исследовательской деятельности относится к наиболее эффективным способам построения образования, направленного на развитие активной личности, успешной в постоянно изменяющихся условиях жизни. 1,с.21
Программа развития УУД на ступени основного общего образования включает следующие направления работы:
- формирование компетенций и компетентностей учащихся в учебно-исследовательской и проектной деятельности;
- навыки участия в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности (творческие конкурсы, олимпиады, научные общества, научно-практические конференции, национальные образовательные программы и др.)
Кроме того, программа развития УУД способствует овладению учащимися приемами учебного сотрудничества и социального взаимодействия со сверстниками, старшими школьниками и взрослыми в совместной учебно-исследовательской и проектной деятельности; а также формированию и развитию компетенции обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий на уровне общего пользования:
- владение ИКТ-технологиями;
- поиском, построением и передачей информации;
- презентацией выполненных работ;
- основам информационной безопасности;
- умением безопасного пользования средств ИКТ и сети Интернет.
Программа развития УУД должна включать описание особенностей реализации основных направлений учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся (исследовательское, инженерное, прикладное, информационное, социальное, игровое, творческое направление проектов), а также форм организации данной деятельности в рамках урочной и внеурочной деятельности по каждому из направлений. 2,с.16
Главным составляющим проектно-исследовательской деятельности является исследовательское задание. Это задания, содержащие проблему, решение которой требует проведение теоретического анализа, применения одного или нескольких методов научного исследования, с помощью которого учащиеся открывают ранее неизвестные для них знания и способы деятельности.
Методы и формы организации проектно-исследовательской деятельности в урочное время по своей продолжительности кратковременны, по форме это в основном коллективные и групповые исследования. Они носят предметный характер и направлены в основном на изучение программного учебного материала.
Применение проектно-исследовательской деятельности в полном объеме на уроке является достаточно сложной задачей для учителя, поэтому педагогический потенциал технологии раскрывается во внеурочной деятельности школьников, которая не ограничена формальными рамками. Именно в таких условиях появляется возможность реализовать методику исследовательской деятельности 2,с.60
Отсутствие педагогического руководства в домашних исследованиях и переложение данных функций на родителей является крайне непродуктивным и обесценивает идею данной технологии. В то же время возможности педагогического руководства в таких условиях существуют, например, через социальные сети и Интернет.
Эффективной формой организации проектно-исследовательской деятельности является проектно-исследовательская игра. Это мероприятие, которое сочетает в себе элементы игры и соревнования, одновременно развивает исследовательский интерес у школьников и раскрывает их творческий потенциал.
В ходе игры команды разрабатывают проектные задания на выполнение исследовательской работы в рамках различных форм учебной работы: урока, группы дополнительного образования, экспедиции и др.
Проектирование исследования происходит в смешанной детско-взрослой команде. Она реализует основные элементы исследовательского цикла в самостоятельно избранных командами предметной области и учебной форме, отрабатывает командное взаимодействие. 2.с.22
В настоящее время одной из форм проектно-исследовательской игры является образовательный геокешинга с использованием GPS – навигаторов, цифровых фотоаппаратов, компьютеров. Геокешинг может использоваться не только для обучения современным технологиям, но и для обучения школьников по таким предметам как география, история, литература и краеведение.
Геокэшинг («geocaching», от греч. «geo» – Земля, англ. «cache» – тайник) – увлекательная игра, в которой принимают участие жители более 177 стран мира. Основная идея состоит в том, что одни игроки прячут тайники, с помощью GPS-навигаторов определяют их координаты и сообщают о них в Интернет. Другие игроки используют эти координаты и свои GPS-приемники для поиска тайников. Особенностью российского геокешинга является то, что по правилам игры тайник рекомендуется создавать только в местах, которые представляют природный, исторический, культурный, географический интерес. Поэтому создание и поиск тайников превращаются в активный познавательный процесс. Игроки получают множество любопытных сведений о достопримечательностях российской земли. 3
Образовательный геокешинг – это мощный инструмент, позволяющий поднять на качественно новый уровень и наполнить новым практическим содержанием организацию проектной деятельности школьников. Данная технология позволяет сделать процесс обучения действительно актуальным, личностно-значимым, интересным и творческим.4
Задачами данной технологии являются:
активная коммуникация учащихся в команде и с другими людьми;
умение общаться и находить в результате общения нужную информацию, решать проблему сообща, привлекая разных людей;
приобретение навыков работы с устройствами, основанными на новых информационных технологиях: GPS-приемники, цифровые фотоаппараты, компьютеры.
получение новых знаний из различных сфер жизни и предметных областей;
повышение познавательной активности и учебной мотивации учащихся;
развитие коммуникативных навыков учащихся;
умение видеть проблемы и искать пути их решения;
получение навыков поиска, систематизации и анализа полученной информации;
приобретение опыта работы в команде;
углубление и закрепление знаний о родном крае, в котором мы живем.
Типы заданий для игроков в образовательном геокешинге:
Вид вопроса | Содержание |
1. Вопросы на внимательность и поисковую активность вокруг указанной точки | Ответы требуют внимания и наблюдательности. Люди часто не обращают внимания на объекты, которые их окружают. Это вопросы, требующие найти то, на что мы не обращаем особого внимания. Если к вопросу приложить старую фотографию, то поиск ответа на вопрос «Что на этой фотографии не соответствует действительности» потребует от игроков найи объекты, которые либо появились, либо исчезли на данном месте. |
2. Вопросы на знание исторических фактов коммуникативную активность | Поиск ответа на вопрос «Что здесь было раньше?» предполагает, что участники либо сами знают историю этих мест, либо сумеют обратиться к местным жителям и узнать ответ. |
3. Вопросы на локальные измерения | Ответы можно получить, используя возможности GPS-приемника. Например, измерить площадь стадиона можно измерив его рулеткой, либо пометив точки по его периметру и получив от GPS-станции данные о расстоянии между этими точками. |
4.Вопросы «метки» самой игры | Это весёлые задания, которые передаются от одной игры другой. В игре в образовательный геокешинг таким заданием может быть задание: «Принесите фотографию человека с книгой в руках» и т.п. |
Поисковый этап – на данном этапе команды стартуют по маршрутным листам, выполняют задания.
Каждая команда обеспечивается спутниковым навигационным GPS-приемником и цифровым фотоаппаратом. Команды получают маршрутный лист. Задание заключается в том, чтобы по описанию и заданным координатам, используя современные средства связи GPS-приемники, найти заданный объект и с помощью цифрового фотоаппарата сфотографировать команду на фоне объекта. Далее, команда по той же схеме двигается к следующему объекту. После окончания поисков, команды приходят в место сбора.
На завершающем этапе игры в геокешинг команды готовят презентации Power Point, в которых рассказывают о своих путешествиях, далее размещают результаты своей экскурсии в Интернет. Результатами работы каждой группы должна быть виртуальная экскурсия по населённому пункту. Учащиеся сочиняют неформальный рассказ о населенном пункте, в котором проживают. Рассказ поддерживается цифровыми фотографиями. Школьники учатся не только использовать GPS – приемники, но и работать с сетевыми технологиями – размещать фотографии, использовать ключевые слова, «дружить» с другими командами.
Приведу лишь несколько примеров заданий для образовательного геокешинга по русскому языку и литературе вокруг одного объекта – памятника Л.Н.Толстому в г.Мамадыше.
Примеры задания 1-го типа:
- задание состоит из фотографии, на которой запечатлены А.П.Чехов и Л.Н.Толстой. Требуется узнать их и ответить на вопрос: «Кому из них и когда поставлен памятник в г. Мамадыше?» (ответ: памятник Л.Н.Толстому, в 2011году)
Примеры задания 2-го типа:
- предлагается определить объект по координатам 55°42'55"N 51°25'9"E и ответить на вопрос: «Как этот объект связан с нашим городом?» (В своём письме П.Д.Голохвастову в 1876г. Л.Н.Толстой писал: "Вы не поверите, что я скорее бы стал жить в Мамадышах, чем в Венеции, Риме, Неаполе ...")
Примеры задания 3-го типа:
- определите координаты улицы, названного в честь великого русского писателя, которому поставлен памятник на улице Советская. (Координатами улицы Толстого можно считать 55°43'05'' с.ш. и 51°25'15'' в.д.)
Примеры задания 4-го типа:
- по улице Толстого найдите и сосчитайте дома с зелёным фасадом, сфотографируйтесь на фоне этих домов, в конце просклоняйте общее количество найденных домов (общее количество домов с зелёным фасадом – 9)
- составьте текст-описание самого красивого дома по улице Толстого, прочитайте и запишите его на видео.
- возьмите интервью у людей разных возрастов о Л.Н.Толстом, запишите на видео, сделайте вывод.
На уроках полученные материалы можно использовать при изучении творчества Л.Н.Толстого, при изучении соответствующих тем по русскому языку в качестве домашнего задания, индивидуального выступления учащихся или группы учащихся, занимательных материалов к урокам и т.д. Аналогичные задания разных типов можно придумать на любую тему, но, главное, задания должны быть познавательными.
Образовательный геокешинг - это действительно мощный инструмент, позволяющий поднять на качественно новый уровень и наполнить новым практическим содержанием организацию проектной деятельности школьников. Данная технология позволяет сделать процесс обучения действительно актуальным, личностно-значимым, интересным и творческим, в какой-то мере даже азартным.
Литература:
1.Даутова О.Б., Е.В.Иваньшинина, О.А.Ивашедкина, Т.Б.Казачкова О.Н.Крылова, И.В.Муштавинская. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС / СПб.:КАРО, 2014.-176с.
2. Комарова И.В. Технология проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях ФГОС / СПб.:КАРО, 2015.-128с.
3. Геокешинг [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.geocaching.ru.
4. Образовательный геокешинг, новые сетевые сервисы, новые формы работ [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.relarn.ru/conf/conf2006/section3/3_20.html.