СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образовательный проект

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательный проект летнего профильного экологического лагеря. Самой удачной формой реализации экологического воспитания является работа экологического лагеря, который позволяет осуществлять переход от учебной деятельности к начальному этапу детской исследовательской работы. Смена учебной деятельности, на альтернативные формы групповой, индивидуальной и коллективной работы в рамках профильного экологического лагеря, позволяет ребёнку уйти от стереотипов обучения, что делает его более увлекательным, мобильным и повышает образовательный потенциал. 

Просмотр содержимого документа
«Проект летнего профильного экологического лагеря»

Образовательный проект

«Летний экологический лагерь»

Разработала учитель химии и биологии

МБОУ «Советская СШ № 1»

Калюжная Валентина Владимировна

Актуальность проекта.

Воспитание экологической культуры – долгий, непрерывный путь формирования правильных способов взаимодействия с природой.

Экологическая культура - неотъемлемая часть общечеловеческой культуры. Одним из условий формирования экологической культуры подрастающего поколения является создание единой системы теоретических и практических видов деятельности школьников: учебной, исследовательской, игровой, пропагандистской, общественно-полезной по изучению и охране природы. Самой удачной формой реализации экологического воспитания является работа экологического лагеря, который позволяет осуществлять переход от учебной деятельности к начальному этапу детской исследовательской работы. Смена учебной деятельности, на альтернативные формы групповой, индивидуальной и коллективной работы в рамках профильного экологического лагеря, позволяет ребёнку уйти от стереотипов обучения, что делает его более увлекательным, мобильным и повышает образовательный потенциал. Работа экологического лагеря при школе наиболее полно способствует так же расширению и углублению знаний о природе; вырабатывает умения оценивать состояние окружающей среды, формирует и развивает умения реальной природоохранной деятельности.

Экологический лагерь это ещё и школа жизни: в походах и экспедициях дети закаляются физически и морально, учатся бороться с трудностями и вести себя в экстремальных ситуациях, познают счастье дружбы.

Программа работы экологического лагеря, способствует воспитанию любви к малой Родине и ее богатствам, выработке у подростков экологического мировоззрения в целом.

Цель: создание условий для полноценного летнего отдыха детей и одновременного экологического воспитания и формирования у детей глубоких экологических знаний и умений в непосредственном общении с природой, совершенствование умений проведения исследовательской деятельности в условиях природы.

Задачи:

  • воспитательные:

    • вовлечение каждого участника смены в процессе организации коллективно

    • творческой и исследовательской деятельности;

    • приобщение детей к изучению природы родного края, осознанию связей между человеком и природой, развитие инициативы и самостоятельности;

    • формирование ответственного отношения к себе как личности, от которой зависит среда, природа, общество;

    • формирование у детей здорового образа жизни.

  • организационно – практические:

    • развитие интеллектуальных способностей и навыков исследовательской деятельности у детей;

    • формирование первичных эколого-туристических навыков, умений принимать грамотные решения в области природопользования;

    • изучение эколого-санитарной обстановки на территории сельского поселения и составление экологического паспорта местности



  • Кадровое обеспечение: учителя естественно – научного цикла.
    Участники: учащиеся школы 6-8,10 класс.
    Форма проведения: лагерь с дневным пребыванием учащихся и двухразовым питанием (завтрак и обед).

Финансовое обеспечение проекта

  • Материальные средства школы, родителей, спонсоров;

  • Организация самофинансирования на развитие проекта



Механизм реализации программы

  • Содержательная часть программы реализуется в течении 15 дней. Основное время отводится проектно – исследовательской работе, сочетающей, как учебно – трудовую, так и образовательную деятельность.

  • Каждый день, в течении 1 часа, проводится теоретическое изучение материала образовательной части, которое завершается занятием из практической части (практикум, экскурсия, игра и т.д.), продолжительностью от 1 до 4 часов, большая часть из которых проводится на открытом воздухе, в природе. Программой предусмотрено выполнение конкретных посильных практических дел (экологический патруль, озеленение школьной территории и т.д. ) и исследований.

  • На проведения мероприятий воспитательной и оздоровительной части отводится ежедневно по 1 часу.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1. подготовительный: апрель-май

- реклама лагеря среди учащихся и родителей;

- разработка системы функционирования лагеря;

- разработка плана работы лагеря;

-разработка плана работы лабораторий и студий;

- подготовка материально-технической базы.



2. Организационный этап

  • Основной деятельностью этого этапа является:

  • встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;

  • запуск проекта;

  • формирование органов самоуправления;

  • знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.


3. Основной этап

  • реализация основной идеи смены;

  • вовлечение детей в различные виды коллективно-творческих дел экологического направления;


4. Заключительный этап

  • подведение итогов работы лагеря;

  • выработка перспектив деятельности организации;

  • диагностика проделанной работы;

  • проведение семинаров для учителей района с целью распространения опыта

  • публикация заметок и статей в местной печати.


Проект включает в себя следующие направления:

  • образовательно-содержательное (эколого-краеведческое);

  • воспитательное;

  • спортивно-оздоровительное направление.



Образовательная часть включает теоретические занятия, полевые практикумы, учебные экскурсии, проведение конкретной исследовательской работы. Программа построена по блоковой схеме, причём каждый из блоков, с одной стороны, может рассматриваться как отдельная, совершенно суверенная часть программы, но в тоже время выступает в плотной связи с остальными блоками, делая программу более многогранной.

Воспитательные мероприятия подобраны с учётом тематики лагеря и возрастных особенностей детей.

Спортивно-оздоровительные мероприятия включают встречи с медицинскими работниками, проведение спортивных мероприятий и ежедневной утренней зарядки и спортивного часа.

Теоретическая часть программы экологического лагеря способствует не только систематизации и обобщению знаний по экологии, но и формирует у учащихся обязательный минимум знаний, необходимых для понимания основных закономерностей функционирования биосферы, места и роли в ней человека.

Практическая часть предусматривает проведение различных экскурсий, путешествия по заповедным местам, ролевые игры и семинары, защиту рефератов, разработку экологических проектов, конкурсы плакатов, рисунков, рассказов, стихов о природе. Особое внимание уделяется выработке практических умений и навыков, направленных на сохранение и умножение природных богатств: участие в благоустройстве и озеленение населенных пунктов и школ, очистка рек, работа на пришкольных учебно-опытных участках. Самое ценное в работе лагеря - организация учебно-исследовательской деятельности школьников во время проведения эколого-краеведческих экспедиций, с учётом возрастных особенностей.

Эколого-краеведческая работа разделена на лаборатории и студии:

  1. Лаборатория «Живой природы»

Проводятся лабораторные практикумы, программу которых планирует учитель биологии (примерные):

  • Флора и фауна Крыма.

  • Влияние засухи на строение клеток растений.

  • Фитонцидные свойства растений.

  • Экологические группы растений и др.



  1. Лаборатория «Биологический индикатор»

Проводятся экологические исследования:

  • Экскурсия – практикум «Определение экологического состояния воздуха по биоиндикаторам».

  • Разработка экологической тропы возле школы

  • «Экологическое изучение почв. Определение кислотности почв населённого пункта.

  • Влияние шума на организм человека.

  • Определение экологического состояния воды по животным-индикаторам загрязнения воды

  • Практикум «Составление экологического паспорта населённого пункта»


  1. Лаборатория «Химия вокруг нас»

- Лабораторные практикумы:

- Химия в нашем доме

- Вода, которую мы пьем

- Любимые нами сладости

- Так ли полезны соки, газированные напитки.



  1. Студия «Ландшафтного дизайна»

- Изучение основ и принципов «Ландшафтного дизайна»

- Разработка проектов по озеленению школы

- Конкурс на лучший проект «Цветущая школа»

- Реализация лучшего проекта, работа по озеленению школы.


  1. Студия «Зеленый туризм»

- Экскурсия в краеведческий музей.

- Виртуальные экскурсии по Крыму.

- Практические занятия по туризму.

- Экскурсии и походы к природным памятникам Крыма.

- Экологический патруль «Влияние туризма на видовой состав растительного сообщества».

- Разработка зеленых туристических маршрутов.

II Воспитательное направление

Направления деятельности

1 неделя

2 неделя

3 неделя

Самоуправление

Выборы актива, ежедневное и итоговое подведение итогов. Организация жизнедеятельности звеньев «Осы», «Пчёлки» и «Муравьи». Выпуск газеты «Родничок», молний.

Общественно-полезная

- Благоустройство цветочных клумб.
- Трудовой десант «Чистая среда»

Тимуровский десант

Акция «Памятник»

Художественно-эстетическая

- Конкурс рисунков «Мои любимые цветы»
- Конкурс стихов о природе
- Праздник «Бал цветов »

- Конкурс рисунков «Природа родного края»
- Выпуск газеты «Лесная газета»
- Праздник «Жизнь Голубой капельки»

- Фотоконкурс «Зелёная планета»
- Конкурс кроссвордов

- Конкурс агитбригад

Диагностика

Ежедневное подведение итогов на экране настроения

Познавательная

Игра «По тропе скифов»

Игра «В гости к лягушке»

Викторина «Что? Где? Когда?»

III Спортивно-оздоровительное направление

  1. Ежедневная утренняя зарядка «Мы проснулись!».

  2. Ежедневный спортивный час «Все игры в гости к нам!»

  3. Беседы медсестры:

    • «Первая помощь при укусе насекомым»;

    • «Чем опасны клещи»;

    • «Где ты найдёшь витамины»;

    • «Солнце, воздух и вода – ваши лучшие друзья»;

    • «Помоги своему зубу».

  4. Конкурсная спортивная программа «Малые олимпийские игры».

  5. Конкурс «Мы - Робинзоны»






Материально-техническая база:

- Оборудование кабинета химии, биологии, географии, наглядный и демонстрационный материал

- экологическая тропа на территории школы;

- пришкольный участок ;

- огород на окне;

- библиотечка книг с экологическим содержанием;

- Интернет-ресурсы

Методическое обеспечение:

 теоретическая и методическая литература,

 периодическая печать,

 материалы по передовому педагогическому опыту.

Информационное обслуживание проекта:

 Школьный сайт, Интернет-сайты;

 Выпуск фотоотчетов;

 Публикации в газетах и журналах.



Критерии эффективности

  • постановка реальных целей и планирование результатов программы;

  • заинтересованность педагогов и детей в реализации программы;

  • благоприятный психологический климат;

  • удовлетворенность детей и взрослых предложенными формами работы;

  • творческое сотрудничество взрослых и детей.

Ожидаемые результаты

  1. 1. Исследовательские умения:

    • Выполнение простейших экологических исследований в полевых условиях;

    • Приобретение учащимся практических экологических и природоохранительных навыков.

  2. Организационно - пропагандистские умения:

    • Применение знаний законодательства об охране природы;

    • Планирование практических дел по охране природы;

    • Пропаганда эколого – туристической культуры;

    • Пропаганда здорового образа жизни.

  3. Поведенческие умения:

    • Формирование умений правильного поведения в природе;

    • Умение выбора места и устройства бивака.

  4. Опознавательные умения:

    • Распознавание объектов природы;

    • Понимание объектов живой природы в общем биологическом комплексе.

  5. Преобразовательные умения:

    • Выполнение работ по ликвидации негативных последствий рекреационной нагрузки и улучшение окружающей среды.



Долгосрочные ожидаемые результаты

  1. Тиражирование опыта

    • Проведение школьных конференций по итогам работы

    • Проведение семинаров для учителей района с целью распространения опыта

    • Публикация заметок и статей в местной печати.

    • Разработка научно-исследовательских работ учащихся с последующим участием в муниципальных, региональных эколого-краеведческих конкурсах

    • Сотрудничество с экоцентром г. Симферополя










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!