Образовательный проект
«Летний экологический лагерь»
Разработала учитель химии и биологии
МБОУ «Советская СШ № 1»
Калюжная Валентина Владимировна
Актуальность проекта.
Воспитание экологической культуры – долгий, непрерывный путь формирования правильных способов взаимодействия с природой.
Экологическая культура - неотъемлемая часть общечеловеческой культуры. Одним из условий формирования экологической культуры подрастающего поколения является создание единой системы теоретических и практических видов деятельности школьников: учебной, исследовательской, игровой, пропагандистской, общественно-полезной по изучению и охране природы. Самой удачной формой реализации экологического воспитания является работа экологического лагеря, который позволяет осуществлять переход от учебной деятельности к начальному этапу детской исследовательской работы. Смена учебной деятельности, на альтернативные формы групповой, индивидуальной и коллективной работы в рамках профильного экологического лагеря, позволяет ребёнку уйти от стереотипов обучения, что делает его более увлекательным, мобильным и повышает образовательный потенциал. Работа экологического лагеря при школе наиболее полно способствует так же расширению и углублению знаний о природе; вырабатывает умения оценивать состояние окружающей среды, формирует и развивает умения реальной природоохранной деятельности.
Экологический лагерь это ещё и школа жизни: в походах и экспедициях дети закаляются физически и морально, учатся бороться с трудностями и вести себя в экстремальных ситуациях, познают счастье дружбы.
Программа работы экологического лагеря, способствует воспитанию любви к малой Родине и ее богатствам, выработке у подростков экологического мировоззрения в целом.
Цель: создание условий для полноценного летнего отдыха детей и одновременного экологического воспитания и формирования у детей глубоких экологических знаний и умений в непосредственном общении с природой, совершенствование умений проведения исследовательской деятельности в условиях природы.
Задачи:
Финансовое обеспечение проекта
Материальные средства школы, родителей, спонсоров;
Организация самофинансирования на развитие проекта
Механизм реализации программы
Содержательная часть программы реализуется в течении 15 дней. Основное время отводится проектно – исследовательской работе, сочетающей, как учебно – трудовую, так и образовательную деятельность.
Каждый день, в течении 1 часа, проводится теоретическое изучение материала образовательной части, которое завершается занятием из практической части (практикум, экскурсия, игра и т.д.), продолжительностью от 1 до 4 часов, большая часть из которых проводится на открытом воздухе, в природе. Программой предусмотрено выполнение конкретных посильных практических дел (экологический патруль, озеленение школьной территории и т.д. ) и исследований.
На проведения мероприятий воспитательной и оздоровительной части отводится ежедневно по 1 часу.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1. подготовительный: апрель-май
- реклама лагеря среди учащихся и родителей;
- разработка системы функционирования лагеря;
- разработка плана работы лагеря;
-разработка плана работы лабораторий и студий;
- подготовка материально-технической базы.
2. Организационный этап
Основной деятельностью этого этапа является:
встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
запуск проекта;
формирование органов самоуправления;
знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
3. Основной этап
4. Заключительный этап
подведение итогов работы лагеря;
выработка перспектив деятельности организации;
диагностика проделанной работы;
проведение семинаров для учителей района с целью распространения опыта
публикация заметок и статей в местной печати.
Проект включает в себя следующие направления:
Образовательная часть включает теоретические занятия, полевые практикумы, учебные экскурсии, проведение конкретной исследовательской работы. Программа построена по блоковой схеме, причём каждый из блоков, с одной стороны, может рассматриваться как отдельная, совершенно суверенная часть программы, но в тоже время выступает в плотной связи с остальными блоками, делая программу более многогранной.
Воспитательные мероприятия подобраны с учётом тематики лагеря и возрастных особенностей детей.
Спортивно-оздоровительные мероприятия включают встречи с медицинскими работниками, проведение спортивных мероприятий и ежедневной утренней зарядки и спортивного часа.
Теоретическая часть программы экологического лагеря способствует не только систематизации и обобщению знаний по экологии, но и формирует у учащихся обязательный минимум знаний, необходимых для понимания основных закономерностей функционирования биосферы, места и роли в ней человека.
Практическая часть предусматривает проведение различных экскурсий, путешествия по заповедным местам, ролевые игры и семинары, защиту рефератов, разработку экологических проектов, конкурсы плакатов, рисунков, рассказов, стихов о природе. Особое внимание уделяется выработке практических умений и навыков, направленных на сохранение и умножение природных богатств: участие в благоустройстве и озеленение населенных пунктов и школ, очистка рек, работа на пришкольных учебно-опытных участках. Самое ценное в работе лагеря - организация учебно-исследовательской деятельности школьников во время проведения эколого-краеведческих экспедиций, с учётом возрастных особенностей.
Эколого-краеведческая работа разделена на лаборатории и студии:
Лаборатория «Живой природы»
Проводятся лабораторные практикумы, программу которых планирует учитель биологии (примерные):
Флора и фауна Крыма.
Влияние засухи на строение клеток растений.
Фитонцидные свойства растений.
Экологические группы растений и др.
Лаборатория «Биологический индикатор»
Проводятся экологические исследования:
Экскурсия – практикум «Определение экологического состояния воздуха по биоиндикаторам».
Разработка экологической тропы возле школы
«Экологическое изучение почв. Определение кислотности почв населённого пункта.
Влияние шума на организм человека.
Определение экологического состояния воды по животным-индикаторам загрязнения воды
Практикум «Составление экологического паспорта населённого пункта»
Лаборатория «Химия вокруг нас»
- Лабораторные практикумы:
- Химия в нашем доме
- Вода, которую мы пьем
- Любимые нами сладости
- Так ли полезны соки, газированные напитки.
Студия «Ландшафтного дизайна»
- Изучение основ и принципов «Ландшафтного дизайна»
- Разработка проектов по озеленению школы
- Конкурс на лучший проект «Цветущая школа»
- Реализация лучшего проекта, работа по озеленению школы.
Студия «Зеленый туризм»
- Экскурсия в краеведческий музей.
- Виртуальные экскурсии по Крыму.
- Практические занятия по туризму.
- Экскурсии и походы к природным памятникам Крыма.
- Экологический патруль «Влияние туризма на видовой состав растительного сообщества».
- Разработка зеленых туристических маршрутов.
II Воспитательное направление
Направления деятельности | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя |
Самоуправление | Выборы актива, ежедневное и итоговое подведение итогов. Организация жизнедеятельности звеньев «Осы», «Пчёлки» и «Муравьи». Выпуск газеты «Родничок», молний. |
Общественно-полезная | - Благоустройство цветочных клумб. - Трудовой десант «Чистая среда» | Тимуровский десант | Акция «Памятник» |
Художественно-эстетическая | - Конкурс рисунков «Мои любимые цветы» - Конкурс стихов о природе - Праздник «Бал цветов » | - Конкурс рисунков «Природа родного края» - Выпуск газеты «Лесная газета» - Праздник «Жизнь Голубой капельки» | - Фотоконкурс «Зелёная планета» - Конкурс кроссвордов - Конкурс агитбригад |
Диагностика | Ежедневное подведение итогов на экране настроения |
Познавательная | Игра «По тропе скифов» | Игра «В гости к лягушке» | Викторина «Что? Где? Когда?» |
III Спортивно-оздоровительное направление
Ежедневная утренняя зарядка «Мы проснулись!».
Ежедневный спортивный час «Все игры в гости к нам!»
Беседы медсестры:
«Первая помощь при укусе насекомым»;
«Чем опасны клещи»;
«Где ты найдёшь витамины»;
«Солнце, воздух и вода – ваши лучшие друзья»;
«Помоги своему зубу».
Конкурсная спортивная программа «Малые олимпийские игры».
Конкурс «Мы - Робинзоны»
Материально-техническая база:
- Оборудование кабинета химии, биологии, географии, наглядный и демонстрационный материал
- экологическая тропа на территории школы;
- пришкольный участок ;
- огород на окне;
- библиотечка книг с экологическим содержанием;
- Интернет-ресурсы
Методическое обеспечение:
теоретическая и методическая литература,
периодическая печать,
материалы по передовому педагогическому опыту.
Информационное обслуживание проекта:
Школьный сайт, Интернет-сайты;
Выпуск фотоотчетов;
Публикации в газетах и журналах.
Критерии эффективности
постановка реальных целей и планирование результатов программы;
заинтересованность педагогов и детей в реализации программы;
благоприятный психологический климат;
удовлетворенность детей и взрослых предложенными формами работы;
творческое сотрудничество взрослых и детей.
Ожидаемые результаты
1. Исследовательские умения:
Организационно - пропагандистские умения:
Применение знаний законодательства об охране природы;
Планирование практических дел по охране природы;
Пропаганда эколого – туристической культуры;
Пропаганда здорового образа жизни.
Поведенческие умения:
Опознавательные умения:
Преобразовательные умения:
Долгосрочные ожидаемые результаты
Тиражирование опыта
Проведение школьных конференций по итогам работы
Проведение семинаров для учителей района с целью распространения опыта
Публикация заметок и статей в местной печати.
Разработка научно-исследовательских работ учащихся с последующим участием в муниципальных, региональных эколого-краеведческих конкурсах
Сотрудничество с экоцентром г. Симферополя