Муниципальный этап Всероссийского конкурса
«Учитель года России – 2017»
Очный тур: «УЧИТЕЛЬ – МАСТЕР».
Конкурсное испытание: «Образовательный проект»
Видовое разнообразие млекопитающих Тебердинского государственного природного биосферного заповедника
Подготовила: учитель химии и биологии,
МКОУ «ООШ № 2 ст. Кардоникской»
Абайханова А.А-А.
2017 год
Образовательный проект есть совместная учебно- познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.
Актуальность проектной деятельности обучающихся определяется: возросшими требованиями к универсальности знаний обучающихся и необходимсостью в образовательных технологиях, реализующих связь обучения с жизнью и формирующих активную, самостоятельную позицию обучающихся.
«Конечным продукт» проектной деятельности может быть представлен в виде: веб-сайта, атласа, видеоклипа, презентаций, сказки и т.д.
Метод проектов обеспечивает: активную позицию обучающихся в учении, развитию познавательного интереса, связь обучения с жизнью.
С точки зрения обучающихся , проект-это возможность: делать самостоятельно что-то интересное( в группе или одному), максимально использовать свои возможности,принести пользу, решить проблему, сформулированную самими обучающимися в виде цели и задач, проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания и публично показать достигнутый результат.С точки зрения учитель, проект позволяет выработать специфические умения, навыки и компетенции обучащихся. Это постановка цели и задач, планирование деятельности, самоанализ и рефлексия, поиск и критическое осмысление информации, освоение методов исследования, практическое примениение знаний, умений и навыков в нестандартных ситуациях
Типология проектов по доминирующей в проекте деятельности:
Исследовательские проекты, целью которых является получение научного знания, обладающего признаками новизны и теоретической или практической значимости.
Творческие проекты- получение творческого продукта: газеты, сочинения, видеоролика праздника и т. д.
Ролевые и игровые- проектанты играют роли литературных героев, исторических или выдуманных персонажей, а резельтат преокта лишь намечается.
Типология проектов по характеру контактов между участников: международные, межрегиональные, региональные, внутришкольные, внутриклассовые.
Типология проектов по количеству участников: индивидуальные и групповые.
По продолжительности выполнения проекты бывают: мини-проекты, укладывающиеся в один урок или являющиеся фрагментом урока. Краткосрочные проекты, разрабатываемые на 4-6 уроках. Долгосрочные прое кты, реализуемые в течение месяца или несольких месяцев.
Этапы проектной деятельности:
Формулировка темы проекта
Определение объекта
Определение проблемы и вытекающей из нее цели ( создание разработка, оформление, изготовление ит.д.)
Определение задач исследования ( что нужно сделать, чтобы достич цели исследования)
Выдвижение гипотезы( предположения) их решения
Обсуждение методов исследования
Обсуждение способов оформления результатов проекта
Сбор, систематизация и анализ полученных данных
Подведение итогов, оформление результатов и презентация
Формулирование выводов и выдвижение новых проблем.
Паспорт проекта содержит:
Название проекта
Название учебного заведения
Сведения о руководителе и исполнителях проекта
Цели и задачи проекта
Учебный предмет
Актуальность и значимость проекта
Ожидаемые результаты
Продукт
Этапы, сроки работынад проектом, обязанности участников
Проектная папка:
Паспорт проекта
Вся собранная информация по теме проекта
Записи всех идей, гипотез и решений
Результаты исследований и анализа в таблицах, графиках, диаграммах
Отчеты о совещаниях проектных групп, проведенных дискуссиях и пр.
Промежуточные отчеты группы
Эскизы, чертежи, наброски и другие рабочие материалы и черновики.
Структура публичного выступления:
Вступление-обращение к аудитории и сообщение цели выступления
Основная часть- изложение информации
Заключение- обобщение сказанного.
Общие критерии оценивания проекта:
Планирование и раскрытие плана, развитие темы
Сбор информации
Выбор и использование методов и приемов
Анализ информации
Организация письменной работы
Анализ процесса и результата
Личное участие
Презентация результатов проекта
Паспорт образовательного проекта
1. Название образовательного проекта | Видовое разнообразие млекопитающих Тебердинского заповедника |
2. Название учебного заведения | МКОУ «ООШ № 2 ст. Кардоникской» |
3.Сведения о руководителе и исполнителях проекта | учитель химии и биологии Абайханова А.А-А. обучающиеся 5-7кл. |
4. Цели и задачи проекта | Изучение видового разнообразия млекопитающих Тебердинского заповедника. Обобщение современных сведении по фауне редких видов млекопитающих. |
5. Учебный предмет | биология |
6. Актуальность и значимость проекта | Проблема охраны животных и растений стала особенно актуальной в настоящее время, когда научно-технический прогресс позволил человеку активно влиять на природные процессы и коренным образом изменять целые ландшафты. |
7. Ожидаемые результаты | Сбор информации о животных Тебердинского заповедника, создание презентации о животных , занесенных в Красную книгу. |
8. Этапы проекта | Формулировка темы проекта Определение объекта Определение проблемы и вытекающей из нее цели ( создание разработка, оформление, изготовление ит.д.) Определение задач исследования ( что нужно сделать, чтобы достич цели исследования) Выдвижение гипотезы( предположения) их решения Обсуждение методов исследования Обсуждение способов оформления результатов проекта Сбор, систематизация и анализ полученных данных Подведение итогов, оформление результатов и презентация Формулирование выводов и выдвижение новых проблем. |
10. Сроки работы | учебный год |
Тема образовательного проекта: Видовое разнообразие млекопитащих Тебердинского государственного природного биосферного заповедника (слайд 1).
Целью моего образовательного проекта является обобщение видового разнообразия и современных сведений по фауне редких видов млекопитающих Тебердинского заповедника. (слайд 2)
Объектом (слайд 3) для своего проекта я выбрала млекопитающих ТГПБЗ. Проект выполнена на основе изучения литературных данных, в которых описывается современный ареал распространения млекопитающих, обнаруживающихся на территории Тебердинского заповедника, а также особенности биологии видов животных данного таксона, занесенных в Красную книгу Карачаево-Черкесии. В основу данной работы положены результаты собственных наблюдений по ознакомлению с фауной, состоянием охраны млекопитающих, полученные при посещении ТГПБЗ. Материал по редким и исчезающим видам млекопитающих был предоставлен, при общении, доцентом кафедры биологии и химии Алексеем Александровичем Караваевым, который является и сотрудником заповедника.
Проблема охраны животных и растений стала особенно актуальной в настоящее время, когда научно-технический прогресс позволил человеку активно влиять на природные процессы и коренным образом изменять целые ландшафты.
Значение млекопитающих для человека трудно переоценить.
Велико и косвенное значение диких млекопитающих. Оно определяется их участием в процессах лесовозобновления, формирования травяного покрова и структуры почвы, в образовании микрорельефа.
В результате проведенных исследований в Тебердинском заповеднике мною выявлено 63 видов млекопитающих, относящихся к 6 отрядам:
отряд насекомоядные (7 видов), ( слайд)
отряд рукокрылые (12 видов), ( слайд)
отряд хищные (16 видов), ( слайд)
отряд парнокопытные (6 видов), ( слайд)
отряд зайцеобразные (1 вид), ( слайд)
отряд грызуны (21 вид). ( слайд)
Охрана и восстановление редких и исчезающих животных и растений с первых дней существования нашего государства рассматривалась как одна из важнейших государственных задач. С этой целью был принят закон «Об охране и использовании животного мира», которые предусматривает внесение редких видов животных в Красные книги России и Красные книги регионов нашей страны. ( слайд)
А также организованы более сотни государственных заповедников и тысячи заказников в различных местах нашей страны ( слайд)
Красные книги являются важным инструментом в деле сохранения биологического разнообразия на нашей планете, в которой виды животных подразделяются на пять категорий: ( слайд)
I- численность достигла критического уровня, что может привести к исчезновению вида.
II- численность быстро сокращается.
III- редкие виды, не находящиеся под угрозой исчезновения, но распространены на ограниченных территориях.
IV- редкие виды плохо изучены и численность, которых не известно.
V- восстановленные виды, но требующие контроля.
И по этим категориям, т.е. по оценке редкости, животные занесены в Красную книгу Карачаево-Черкесии. Итак, к I категории принадлежат европейская норка, переднеазиатский леопард. ( слайд)
Во II категорию входят малый подковонос, большой подковонос, остроухая ночница, перевязка, кавказский бурый медведь, лесной кот, рысь, кавказский благородный олень, серна. ( слайд)
В III категорию помещены малая вечерница, гигантская вечерница, нетопырь-карлик, кавказская выдра, кубанский тур. ( слайд)
К V категории принадлежит кавказско-беловежский зубр. ( слайд)
Заключение.
Таким образом, в результате проведенных исследований в Тебердинском заповеднике выявлено 63 видов млекопитающих, относящихся к 6 отрядам:
отряд насекомоядные (7 видов), отряд рукокрылые (12 видов),
отряд хищные (16 видов), парнокопытные (6 видов),
отряд зайцеобразные (1 вид), отряд грызуны (21 вид).
В Красной книге Карачаево-Черкесии находятся 17 видов млекопитающих: 6 видов из отряда рукокрылых, 7 видов хищных и 4 вида парнокопытных.
Любите родную природу-
Озера, леса и поля!
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобой родились,
Живем мы с тобой на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.
.