СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

• Образовательных маршрут в рамках реализации туристского кластера в Амурском муниципальном районе

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Территория нижнего течения реки  Амур  (от Хабаровска до города Николаевск-на-Амуре) в новом каменном веке (от 13 до 4 тысяч лет назад) была охвачена активными историческими процессами.

Недалеко от места стоянки в период 1989 – 1995 гг. в устье р. Болин проводились археологические исследования во время которых было обнаружено древнейшее поселение Хумми. Раскопками руководила доктор исторических наук З.С. Лапшина. В связи с тем, что поселение Хумми являлось местом проживания охотников-рыболовов, даже на противоположном берегу Амура есть возможность встретить следы одной из самых древних культур Приамурья.

Просмотр содержимого документа
«• Образовательных маршрут в рамках реализации туристского кластера в Амурском муниципальном районе»

Приложение №3.

Название

Пеший поход до сопки Дозорной

ФИО автора

Круглова А.П.

Описание маршрута

    1. Вид туризма – пеший

    2. Вид похода: трехдневный пеший туристический поход вне категорий сложности

    3. Протяженность маршрута общая – 26 км, по пересеченной местности с перепадом высот 300 м – 10 м.

    4. Возраст учащихся – 10-15 лет

    5. Нитка маршрута: сбор в ЦДЮТиЭ – переход через город Амурск – выход на берег протоки Сандинской (первая остановка дачи ЦКК) – движение по грунтовой дороге до поворота на ЗОЛ «Орбита» - дальнейшее движение по грунтовой дороге до выхода на траверзу высоты 244 (см. карту) 2/3 всего движения – передвижение по берегу протоки Сандинской в сторону пос. Молодежный, 1/3 всего движения – выход на сопку дозорную – базовый лагерь – возврат в обратном порядке

Протяженность маршрута

общая – 26 км, по пересеченной местности с перепадом высот 300 м – 10 м.

Тематика

  1. Отработка навыков ориентирования на местности

  2. Отработка общетуристических навыков

  3. Познавательные и краеведческие моменты – организация радиальных выходов на дневке с возможностью нахождения подъемного археологического материала

  4. Развитие коммуникативных навыков и социализации подростков – организация викторин и конкурсов по типу туристического мини-многоборья

КС

-

Вид передвижения

Пеший поход

Целевая аудитория

    1. Возраст учащихся – 10-15 лет

Особые требования

Поход не требует специальной подготовки или специализированного оборудования

Предполагаемое количество туристов в группе

6-8 туристов на 1 взрослого инструктора

График движения (время ориентировочное)

День первый.

  1. 10:00 сбор в ЦДЮТиЭ

  2. 10:00-11:00 переход через город Амурск

  3. 11:00 выход на берег протоки Сандинской

  4. 11:00 – 14:00 движение по грунтовой дороге до поворота на ЗОЛ «Орбита» - дальнейшее движение по грунтовой дороге до выхода на траверзу высоты 244 (см.карту) 2/3 всего движения

  5. 14:00 – 18:00 передвижение по берегу протоки Сандинской в сторону пос. Молодежный, 1/3 всего движения –

  6. 18:00-19:00 выход на сопку дозорную – базовый лагерь

День второй. Дневка и радиальные выходы.

  1. 09:00 подъем, завтрак.

  2. 11:00 радиальный выход

  3. 13:00 обед

  4. 14:00 туристическое мини-многоборье, конкурсы

  5. 18:00 ужин

День третий. Возвращение.

Движение в город по схеме первого дня в обратном порядке.

Указание места ночлега и др. ключевых точек

Условные обозначения:

Синие кружки – автобусные остановки по маршруту №102

Красный ромб – место ночевки (устье р. Болин, подножие сопки Дозорная)

Желтая стрелка – примерное место перехода с грунтовой дороги на движение по берегу протоки Сандинской

Крестиками обозначены места присутствия материальной культуры поселения Хумми

Текстовое описание объектов и мероприятий

Радиальный выход по берегу Амура.

Территория нижнего течения реки  Амур  (от Хабаровска до города Николаевск-на-Амуре) в новом каменном веке (от 13 до 4 тысяч лет назад) была охвачена активными историческими процессами.

Недалеко от места стоянки в период 1989 – 1995 гг. в устье р. Болин проводились археологические исследования во время которых было обнаружено древнейшее поселение Хумми. Раскопками руководила доктор исторических наук З.С. Лапшина. В связи с тем, что поселение Хумми являлось местом проживания охотников-рыболовов, даже на противоположном берегу Амура есть возможность встретить следы одной из самых древних культур Приамурья.

Здесь достаточно рано, по сравнению с соседями Среднего Амура и Приморья, племена перешли от бродячего к оседлому образу жизни. Они охотились на мамонтовую фауну. Самые поздние мамонты возрастом 13 тыс. лет обнаружены в низовьях Амура. Исчезновение мамонтов в конце плейстоцена — начале раннего голоцена вызвано сложными космическими катаклизмами (потеплением, таянием ледника, тектоническими процессами). Той же причиной вызвана и миграция лососей в реки бассейна Тихого океана, в том числе, в Амур. Таким образом, обитатели Амура, утратив мамонта, получили не менее ценный и обильный пищевой ресурс. Лосось шел на нерест в большом количестве и он был достойной заменой мясной пище. Таким образом, географический фактор и природные события дали начало иному образу жизни древних обитателей. Они переходят к промыслу лосося как основному занятию.

На Амуре рано складывается культура оседлых рыболовов. Остатки котлована самого раннего постоянного жилища в культурном слое возраста 13-11 тыс. лет назад раскопаны в поселении Хумми возле города Комсомольска-на-Амуре[2]. Они научились разными способами сохранять рыбные запасы: сушить и вялить лосося. Но наиболее выгодным и доступным стал способ консервации в рыбьем жире, получаемом из внутренностей лосося. Эта нужда привела к созданию небывалого в природе материала для изготовления посуды — керамики (обожжённой глины). Люди Амура рано стали изготавливать глиняную посуду, обожженную на костре[3]. Она крайне нужна для вытапливания рыбьего жира. Эти прогрессивные достижения сделаны в рамках одной археологической культуры — осиповской — существовавшей 13 — 10 тыс. лет назад.

Благоприятные хозяйственные условия вызвали к жизни социальные перемены: количественное увеличение сообществ рыболовов, усложнение их социальной структуры, формирование новых представлений о мире. Обыденная жизнь оседлого рыболова значительно отличается от хозяйственного ритма бродячего охотника. Последний регламентирует жизнь природными циклами промыслового зверя. Оседлый рыболов Амура строит свою жизнь иначе: главное событие в году — путина, она проходит летом и в начале осени. Это поворотные моменты в его хозяйственном году, им подчинены все остальные занятия. Все другое — ловля белорыбицы, охота в тайге и морской промысел, собирательство таёжное, прибрежное речное и морское — отступают на второй план. В соответствии с новым экономическим механизмом выстраивается иная картина мира, либо к прежним представлениям добавляются новые.


Туристическое мини-многоборье, конкурсы

Сценарий посвящения в туристов-краеведов

Цели и задачи:

• сплотить группу в единый коллектив, объединив всех ее участников общей творческой деятельностью;
• вовлекать учащихся в творческую деятельность, воздействовать на личность кружковца;
• закрепить полученные туристские знания, умения и навыки;
• развить навыки общения и поведения в незнакомой аудитории;
• пропаганда здорового образа жизни;
• развитие туризма.

Ведущий 1: Добрый день, дорогие друзья! Мы рады видеть вас на земле Приамурья.

Ведущий 2: Сегодня наша туристическо-краеведческая семья пополнится новыми её членами. Ведь сегодня у нас замечательный праздник «Посвящение в туристы».

Ведущий 1: Посвященье – особая дата,

Этот праздник ни с чем не сравнить.

Кто-то мудрый придумал когда-то

Туристам всем радость дарить.

Радость встречи, веселья, улыбок,

Пожеланья здоровья и сил.

Чтоб достиженья отличными были

И успех каждый день приходил.

Ведущий 2: Но прежде, чем стать полноправными членами нашей дружной семьи вы должны пройти определенные испытания. За верное прохождение которых, вы будете получать жетоны с логотипом нашего объединения. И уже по этим результатам вы станете одними из нас!!!
Мы желаем вас всем Удачи!!!

Ведущий 1: Прежде всего вам нужно ответить на ряд вопросов:
1.Какие виды туризма существуют?
(экскурсионный, водный, горный, спелеотуризм (по пещерам))
Ответившим верно вручаются жетоны.

Ведущий 2: Назовите вещи, которые туристу необходимо положить в рюкзак.
(Свитер, консервы, кружка, фонарь, полотенце, компас, фотоаппарат, аптечка, тушёнка и др.)

Ведущий 2: Каждому туристу необходимо знать «секреты рюкзака», именно это мы и попробуем выяснить.
Конкурс «Секрет рюкзака».
1.Верен ли следующий вывод: чем дальше от спины отодвинут рюкзак, тем тяжелее нести? (Да)
2.Какие вещи лучше класть на дно рюкзака?

3.Где в рюкзаке должны находиться самые тяжёлые вещи?
4.Как с рюкзаком легче идти?
5.Почему в рюкзаке для хлеба определяется место вверху?
6.Определите место в рюкзаке для сыпучих продуктов. Ведущий 1: Итак, рюкзаки готовы. Можно идти в поход.
Ведущий 2: А можно ли, если неизвестен прогноз погоды?
Верно. Туристу необходимо знать сводку погоды.

Ведущий 1: Внимание! Приготовьтесь к следующему конкурсу «Прогноз погоды».
Условия такие: на основании народных примет, вам предстоит рассказать, какая завтра будет погода.
4.Конкурс «Прогноз погоды».
1.Вечерний ветер стих. Дым от костра поднимается столбом. К вечеру на траве появилась роса. У реки стало холоднее. Какая будет погода? (хорошая, солнечная).
2.Вокруг луны появился большой белый круг, а звёзды на небе начинают мерцать. Что это значит? (Будет ненастная погода).
3.Вытянутые длинными узкими полосками с запада быстро движутся облака. Ветер, обычно стихающий к вечеру, усиливается. Какую погоду следует ожидать? (Ненастную).
4.Ласточки и стрижи летают низко над землёй. Цветы сильно пахнут. К чему бы это? (К дождю).

Ведущий 2: Что ожидает ребят на туристской тропе? Конечно, новые задания. Маршрут нашего похода проложен от вопроса к вопросу.

Викторина.
1.Почему в пути привалы доя отдыха у туристов должны быть непродолжительными?
(Если отдыхать долго, мышцы ног твердеют, идти становится труднее)
2.Почему туристам во время ходьбы рекомендуется дышать носом?
(Меньше жажда)
3.Почему туристы делают канавки вокруг палатки?
(Для стока воды на случай дождя)
4.Кто в походе самый главный? (Руководитель похода)

5.Что делает замыкающий в туристской цепочке?
(Следит за тем, чтобы никто не отстал)
6.Отчего лечит подорожник?
(Останавливает кровотечение; применяется, если кто – то натёр ногу, при укусе осы).
7.Зачем для похода спички покрывают парафином или лаком для ногтей?
(Чтобы уберечь от влаги)

Ведущий 1: Какой же поход без костра? Чтобы разжечь его необходимо знать ряд правил.

Конкурс «Костер по всем правилам».
1.Что такое розжиг? (Это топливо, которое легко воспламеняется).
2.Какое топливо не годится для розжига? (Осиновые ветки, хвойные зелёные ветки.).
3.Что является прекрасным розжигом? (Сухие ветки, сухая трава).
4.С какой стороны разжигают костёр? (С подветренной).
5.Костёр разжигается с верху или снизу? (Снизу).

Ведущий 2: А так как мы еще и туристы – краеведы, то Вам нужно ответить на ряд вопросом о родном крае
Конкурс «Амурский район»

1. С какими районами граничит Амурский район?
2. Какие области находятся в близи Амурский района?

3. Примерная площадь Амурский района?
4. Когда и как называлось первое поселение на территории современного Амурский района?

Ведущий 1: Давайте подсчитаем заработанные вами жетоны. Сразу видно – вы долго ответственно готовились к данному мероприятию.
Ведущий 2: Но это была лишь теоретическая часть ваших испытаний. А теперь пришло время практики.
Ведущий 1: Вам нужно:
1. Сложить рюкзак
2. Поставить палатку
3. Разжечь костер
4. Подготовить план экскурсии по Амурский району, указать наиболее интересные места.

Ведущий 1: Молодцы вы прошли все поставленные перед вами задачи! Мы гордимся вами. А сейчас мы бы хотели напомнить вам заповеди туриста:
1. Нельзя понять смысл туризма, сидя дома.
2. Дорогу осилит идущий.
3. Если ты услал – помоги товарищу, и тебе станет легче.
Ведущий 2:
4. Каким бы маленьким не был оставшийся кусочек хлеба – в походе его делят на всех.
5. Плохой поход бывает у плохих туристов.
6. Успех похода полностью зависит от его подготовки.
Ведущий 1:
7. Наш девиз «Не ныть!»
8. Семеро одного ждут!
9. Незаписанное наблюдение – потерянный клад.
Ведущий 2: И теперь, когда все и всё готово, мы переходим непосредственно к ритуалу посвящения. Для посвящения в туристы – краеведы прошу всех встать! Атрибуты посвящения на сцену вынести! (торжественно лучшие туристы-краеведы выносят флаг и логотип объединения).
Ведущий 1: А теперь все хором произносим клятву, следующего содержания:
Я, юный турист-краевед, вступая в ряды любителей истории, природы и туризма, перед лицом своих единомышленников торжественно клянусь:
Беречь честь туриста, как свою честь!
Не унывать и не терять голову, не разводить сырость и не быть распространителем “тоски зелёной”.
И куда не занесла меня судьба, никогда и нигде не бросать моего безнадежного дела.
Поддерживать пламя костра и наших сердец.
Делиться последней каплей воды и куском хлеба.
Привлекать в ряды туристов лучших из лучших и непосвященных в это благородное дело.
Если я нарушу это обещание, то пускай дети мои, дети детей моих не узнают прелести туристической жизни и марева дальних дорог, а меня самого пусть преследуют дожди, комары и божьи коровки.
Клянусь! Клянусь! Клянусь!

Картографический материал

прилагается

Доп. информация
























Список литературы

  1. Ахметьева Н. П. Палеогеография Нижнего Амура. — М.: Наука, 1977—112 с.

  2. Лапшина З. С. Археологические исследования на поселении Хумми (Нижний Амур) // Традиционная культура востока Азии. Археология. Культурная антропология. Вып. 4. Благовещенск: АМгУ, 2002. С.49 — 65; Лапшина З. С. Проблема адаптации в условиях позднего плейстоцена — раннего голоцена нижнего Приамурья: выделение котлованов жилищ в осиповской культуре. — Проблемы биологической и культурной адаптации человеческих популяций. СПБ., 2008. Т.1. Археология. Адаптационные стратегии древнего населения Северной Евразии: сырьё и приемы обработки.- С. 173—179; Лапшина З. С. Археологические исследования на поселении Хумми // Культурная хронология и другие проблемы в исследованиях древностей востока Азии. Хабаровск, 2009. С.121 — 133.

  3.  Лапшина З. С. Ранняя керамика на поселении Хумми // Вестник ДВО РАН — 1995 — № 6 — С.104-106; Яншина О. В., Лапшина З. С. Керамический комплекс осиповской культуры поселения Хумми-1 в Приамурье // Проблемы биологической и культурной адаптации человеческих популяций. СПБ., 2008. Т.1. Археология. Адаптационные стратегии древнего населения Северной Евразии: сырье и приемы обработки. С.154-171.

  4. Окладников А. П. Петроглифы Нижнего Амура. Л., 1971. 335 с.

  5. Окладников А. П. Древнее искусство Приамурья. Альбом.- Л.: Аврора, 1981—159 с.

  6. Спеваковский А. Б. Духи, оборотни, демоны и божества айнов // М.: «Наука», 1988—205 с.

  7. Окладников А. П. Древнее поселение Кондон. — Новосибирск: Наука, 1983—160 с.

  8. Лапшина З. С. Древности озера Хумми. — Хабаровск: Приамурское географическое общество, 1999—206 с.

  9. Лапшина З. С. К проблеме искусства первобытных культур Нижнего Приамурья // Орнаментальное искусство народов ДВ — Сб.докл. и сообщ. регион. Науч.-практ. конф. (Комсомольск н/А 17-19.10.1995 г.) — Комсомольск н/А, 1995 — С.44-52.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!