Образцы проведенной диагностики с указанием дефектологического заключения.
№ 1 Методика для исследования внимания и памяти.
Методика «Опосредованное запоминание».
Оборудование: Два рисунка с изображением девяти знакомых предметов и пяти слов. Картинки с изображением предметов вырезаются по линиям.
Цели исследования: Выявление понимания инструкции и сохранения её до конца эксперимента. Умение пользоваться приемами опосредованного запоминания, точность воспроизведения слов, предложенных для запоминания, особенностей мышления.
Процедура проведения: Перед ребенком в ряд раскладывают девять картинок и говорят: «Сейчас я буду называть слова. Чтобы легче было их запомнить и вспомнить, подбирай для каждого слова самую подходящую картинку. Например, к слову "время" подходит картинка "будильник", потому что он показывает время». Если ребенок понял инструкцию, исследование продолжается. При этом требуется, чтобы ребенок объяснял каждую установленную связь между словом и выбранной картинкой. После того как все слова названы и к ним отобраны картинки, их убирают и сторону и дают задания отвлекающего характера. Через 20 - 30 минут ребенку предъявляют отобранные картинки и проеме не но мнить слова, которые назывались.
Анализ результатов: Дети с нормальным умственным развитием проявляют интерес к непривычному для них уединению. Им доступен смысл инструкции. Обнаруживается не сниженная мыслительная активность при установлении связи с картинкой. При припоминании слов у некоторых детей могут возникнуть трудности, но не бывает неадекватного выполнения (называния изображенного на картинке вместо заданного слова). Дети умственно отсталые проявляют интерес лишь к картинкам, а не к заданию, так как не понимают его смысла. Даже при большой мере помощи (экспериментатор сам подбирает к слову картинку, разъясняет связь между словом и картинкой) ребенок не понимает задания. Картинки мешают запоминанию слов. При предъявлении отобранных картинок ребенок и не пытается вспомнить слово, а просто называет, что изображено на картинке. Дети с задержкой психического развития в указанном возрасте самостоятельно задание не выполняют. Им доступно установление смысловых связей между словом и картинкой, но они не умеют использовать картинку как средство для запоминания и последующего воспроизведения. Требуется специальное обучение этому приему. В ходе работы необходима постоянная организующая помощь.
Протокол фиксации результатов исследования по методике
«Опосредованное запоминание» ( А.Н.Леонтьев).
Проводил исследование: Н.Н.Гетикова
Ребенок: Роман Р. Возраст: 10 лет
Класс (группа): 8 класс Дата исследования: 18.04.2017 г.
По результатам обследования я поставила 5 баллов. Что соответствует среднему развитию опосредованной памяти. Мальчик задание понял, но с трудом. Он сначала назвал все предметы, изображенные на картинках. Потом соотнес слова чай-чашка, дерево – лист, волосы-расческа. Он при предъявлении картинок называл слова чай и дерево.
Ребенок: Диана Г. Возраст: 14 лет.
Класс (группа): 8 класс Дата исследования: 18.04.2017
По результатам обследования я поставила 2 балла. Что соответствует низкому развитию опосредованной памяти. Девочка задание поняла, но с трудом. На моем примере она смогла соотнести только одну пару слов (волосы-расческа). После совместной работы со мной и анализа каждой пары слов, она при предъявлении картин называла то, что изображено на картинке.
Выводы об уровне развития.
10 баллов – очень высоко развитая опосредованная память.
8-9 баллов – высоко развитая опосредованная память.
4-7 баллов – среднеразвитая опосредованная память.
2-3 балла – низко развитая опосредованная память.
балл – слабо развитая опосредованная память.
№2 Методика для исследования уровня и особенностей мышления
Методика «Нелепицы».
Цели: выявление элементарных образных представлений ребёнка об окружающем мире, логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами мира; умение рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.
Оборудование: картина с изображением большого количества нелепостей.
Проведение обследования: Ребёнку показывается картинка. Во время рассматривания ребёнок получает инструкцию: «Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему это не так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно быть».
Оценка результатов
10 баллов — такая оценка ставится ребенку в том случае, если за отведенное время (3 мин) он заметил все 7 имеющихся на картинке нелепиц, успел удовлетворительно объяснить, что не так, и, кроме того, сказать, как на самом деле должно быть.
8-9 баллов — ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от одной до трех из них не сумел до конца объяснить или сказать, как на самом деле должно быть.
6-7 баллов — ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но три-четыре из них не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.
4-5 баллов — ребенок заметил все имеющиеся нелепицы, но 5-7 из них не успел за отведенное время до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.
2-3 балла — за отведенное время ребенок не успел заметить 1 - 4 из 7 имеющихся на картинке нелепиц, а до объяснения дело не дошло.
0-1 балл — за отведенное время ребенок успел обнаружить меньше четырех из семи имеющихся нелепиц.
Выводы об уровне развития:
10 баллов - очень высокий.
8-9 баллов - высокий.
4-7 баллов - средний.
2-3 балла - низкий.
балл - очень низкий
Протоколы фиксации результатов исследования по методике: «Нелепицы»
Проводил исследование: Н.Н.Гетикова
1. Ребенок: Диана Г. Возраст: 14 лет
Класс (группа): 8 класс Дата исследования: 18.04.2017 г.
По результатам обследования я поставила 2 балла — за отведенное время ребенок не успел заметить 1 - 4 из 7 имеющихся на картинке нелепиц, а до объяснения дело не дошло. Что соответствует низкому уровню развития. Диана не успела заметить 4 нелепецы (бабушка, дедушка, дерево, якорь; забор, окно, помидоры, кость). А до объяснения дело не дошло совсем.
2. Ребенок: Роман Р. Возраст: 10 лет
Класс (группа): 4 класс Дата исследования: 18.04.2017 г.
По результатам обследования я поставила 2 балла — за отведенное время ребенок не успел заметить 1 - 4 из 7 имеющихся на картинке нелепиц, а до объяснения дело не дошло. Что соответствует низкому уровню развития. Ярослав не успел заметить две – три нелепицы (якорь, дерево; помидоры, окно, забор). А до объяснения дело не дошло совсем.
№ 3 Методика для исследования личностных особенностей.
Методика «Эмоциональные лица» (Н. Я. Семаго)
Данная методика была разработана Н.Я. Семаго в 1993 г. и предназначена для оценки возможности адекватного опознания эмоционального состояния, точности и качества этого опознавания. Также при работе с методикой возможна косвенная оценка межличностных взаимоотношений, в том числе выявление контрастных эмоциональных «зон» в общении с детьми или взрослыми. В качестве стимульного материала используются две серии изображений эмоциональной лицевой экспрессии.
1-я серия (3 изображения) состоит из контурных (схематичных) изображений лиц. В схематичном виде проводятся следующие эмоциональные выражения:
1. Злость (гнев); 2. Печаль (грусть); 3. Радость.
Эмоциональная экспрессия на контурных изображениях обозначена наиболее логически значимыми элементами лица: характерным для каждого варианта пространственным расположением уголков рта и положения бровей.
2-я серия (14 изображений) заключает в себе изображения конкретных лиц детей (мальчиков и девочек: по 7 изображений соответственно). В методике используются фотографии со следующими эмоциональными выражениями:
1. Явная радость; 2. Страх; 3. Сердитость; 4. Приветливость;
5. Удивление; 6. Обида; 7. Задумчивость.
Критерии оценки.
Высокий уровень – развёрнутый и подробный ответ, способность адекватно обозначать эмоциональные состояния и оценивать лицевую экспрессию; высокая способность к оречевлению собственных переживаний.
Средний уровень – ответы на вопросы с помощью; трудности в опознании и назывании абстрактных изображений, оценивает настроение и называет эмоции с помощью взрослого.
Низкий уровень - задание не выполняет даже с помощью вопросов, не называет настроение, не может показать его на себе.
Протоколы фиксации результатов исследования по методике: «Эмоциональные лица».
Проводил исследование: Н.Н.Гетикова
1. Ребенок: Диана Г. Возраст: 14 лет
Класс (группа): 8 класс Дата исследования: 18.04.2017 г.
По результатам обследования я поставила средний уровень – ответы на вопросы с моей помощью; трудности в опознании и назывании абстрактных изображений, оценивает настроение и называет эмоции с помощью взрослого, может показать некоторые эмоции у себя на лице.
2. Ребенок: Роман Р. Возраст: 10 лет
Класс (группа): 4 класс Дата исследования: 18.04.2017 г.
По результатам обследования я поставила средний уровень – ответы на вопросы с моей помощью; трудности в опознании и назывании абстрактных изображений, оценивает настроение и называет эмоции с помощью взрослого, может показать некоторые эмоции у себя на лице.
№4. Методика для исследования восприятия
Методика изучения восприятия времени «Времена года». О.Н.Леонтьева
Цель: выяснение уровня сформированности представлений о временах года (уровня наглядно – образного мышления) детей с 4 лет.
Оборудование: сюжетные картинки со специфическими признаками четырёх времён года.
Процедура исследования: перед ребёнком раскладываются четыре картинки, на которых изображены четыре времени года. Ребёнка просят показать, где изображены зима, весна, лето, осень. Затем спрашивают: «Расскажи, как ты догадался, что здесь изображена весна». В случае затруднения проводится обучение. Время выполнения – 2 минуты.
Обучение: перед ребёнком оставляют картинки с изображением только 2 времён года – лета и зимы. Задают ему уточняющие вопросы: «Что бывает зимой? Найди, где здесь изображена зима».
Оценка действий ребёнка: принятие и понимание задания, уровень сформированности временных представлений, умение объяснить в словесном плане свои действия.
Инструкция обработки:
1 балл – не понимает цели, перекладывает картинки.
2 балла – принимает задание, но не соотносит изображение времён года с их названиями, т. е. не сформированы временные представления, но после обучения может выделить картинки с изображением зимы и лета.
3 балла – принимает задание, уверенно соотносит изображения только двух времён года с их названиями (зима и лето).
4 балла – принимает задание, уверенно соотносит изображения всех времён года с их названиями.
Протоколы фиксации результатов исследования по методике:
«Времена года»
Проводил исследование: Н.Н. Гетикова
1.Ребенок: Диана Г. Возраст: 14 лет.
Класс (группа): 8 класс. Дата исследования: 18.04.2017.
По результатам обследования я поставила 3 балла – принимает задание, уверенно соотносит изображения только двух времён года с их названиями (зима и лето), 4 балла (средний) – правильно определил время года только на 1 – 2 картинках из 4 и указал только 1 – 2 признака в подтверждение своего мнения. Девочка задание поняла. Определила зиму и лето, а осень и весну долго разглядывала, были сомнения. Не смогла вспомнить порядок времен года. Указала признак зимы – снег, снеговик, лето: солнце.
2. Ребенок: Роман Р. Возраст: 10 лет
Класс (группа): 4 класс Дата исследования: 18.04.2017 г.
По результатам обследования я поставила 4 балла – принимает задание, уверенно соотносит изображения всех времён года с их названиями. Он разложил картинки по порядку: зима, весна, лето, осень - 6 – 7 баллов (норма) – правильно определил на всех картинках времена года, но указал только 3 – 4 признака, подтверждающих его мнение, Роман указал только по 1-2 признака по картинкам: зима – снег и снеговик, весна: снег тает, лето: зеленый, цветы, осень: дождь.
Результаты диагностики.
№ | ФИО обследуемого | Методика «Опосредованное запоминание». | Методика «Нелепицы» | Методика «Эмоциональные лица» (Н. Я. Семаго) | Методика изучения восприятия времени «Времена года». О.Н.Леонтьева |
1 | Диана Г. | 2(низкое) | 2 | средний | 3(среднее) |
2 | Роман Р. | 5(среднее) | 2 | средний | 4(среднее) |
Вывод: Продолжить работу по умение пользоваться приемами опосредованного запоминания, точности воспроизведения слов, предложенных для запоминания, особенностей мышления; умению рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль; способности адекватно обозначать эмоциональные состояния и оценивать лицевую экспрессию; расширять представления о временах года.
.
Проводила исследование учитель – дефектолог: Н.Н. Гетикова