СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образцы заданий по географии для подготовки к сдаче ОГЭ

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

В документе сделан подбор заданий и даны пояснения, как выполнять эти задания.

Просмотр содержимого документа
«Образцы заданий по географии для подготовки к сдаче ОГЭ»

Образцы заданий

1.В Красном море соленость составляет 42 ‰. Сколько граммов соли будет содержаться в 5 л воды?

Ответ: 210 граммов (указанная соленость означает, что в 1 литре океанической воды содержится 42 грамма соли, значит в 5 литрах будет 210 граммов (5*42).


2. Чтобы определить какой будет температура воздуха на определенной высоте, надо указанную высоту умножить на 6 градусов. Затем от указанной у подножия температуры вычесть полученное число. Это и будет температура на вершине горы.

Например, высота горы 7 км, а температура у подножия +28 градусов. Какой будет температура на вершине горы? Надо помнить, что на каждый км высоты температура снижается на 6 градусов.

Ответ: -14 градусов (7 км*6 градусов = +42, далее от +28 – 42 = -14.


Или другая задача: Какой будет температура воздуха на выcоте 800 м, если у подножия горы температура +37 градусов? Надо помнить, что на каждый м высоты температура снижается на 0,6 градусов.

Ответ: +32,2 градусов (800м*0,6 градусов = 4,8 градусов. Далее: от +37 градусов вычесть 4,8 получится +32,2 градуса.


3. Чтобы определить, в каком порядке жители встречают Новый год, надо помнить, что новые сутки начинаются на востоке, на 180 меридиане, значит, мы располагаем города или субъекты от более восточного пункта к более западному. Например:

1. Мурманская область

2. Магаданская область

3. Курганская область

Ответ: 231


4. Чтобы на плане местности определить расстояние от одного объекта до другого надо: взять линейку и измерить расстояние от одной точки до другой в см. Затем количество полученных см умножить на именованный масштаб плана (в 1 см 100м), полученное число в метрах и есть ответ. Например: расстояние от точки А до колодца равно 4,2 см. значит расстояние будет 420 метров (4,2*100 м = 420 м)

Помнить, что измерение производить от нулевой отметки линейки, от центра одного знака до центра другого знака.


5. Чтобы определить каким будет давление воздуха на определенной высоте, надо указанную высоту умножить на снижаемую величину давления. Затем от указанного у подножия давления вычесть полученное число. Это и будет давление на вершине горы.

Например, высота горы 6 км, а давление у подножия 828 градусов. Каким будет давление на вершине горы? Надо помнить, что на каждый км высоты давление снижается на 100 мм.

Ответ: 228 мм.рт.ст. (6 км*100 мм = 600 мм.рт.ст., далее от 828 – 600= 228 мм.рт.ст.


Или другая задача: Каким будет давление воздуха на выcоте 900 м, если у подножия горы давление 539 мм.рт.ст?

Ответ: 449 мм (900м :10 мм = 90. Далее: от 539 – 90 = 449 мм.рт. ст)

Надо помнить, что на каждый 100 метров высоты давление снижается на 10 мм.


Другая задача: Каким будет давление воздуха на выcоте 80 м, если у подножия горы давление 738 мм.рт.ст?

Ответ: 730 мм.рт.ст. (80 м :10 = 8 мм; 738-8 = 730 мм.рт.ст.)

Помнить, что на каждые 10 м высоты давление снижается на 1 мм .


6. Чтобы определить, в каком направлении один объект находится по отношению к другому, надо найти оба объекта и по сторонам горизонта определить направление указанной точки.

Помнить, что вверху север, внизу – юг, слева запад, справа восток (смотреть на плане на стрелку вверху слева)

Определите по карте, в каком на­прав­ле­нии от ко­лод­ца находится родник.

Ответ: В южном.


7. Во время экскурсии учащиеся сделали схематическую зарисовку залегания горных пород на обрыве у берега реки.

Расположите показанные на рисунке слои горных пород в порядке увеличения их возраста (от самого молодого до самого древнего). Запишите в ответ получившуюся последовательность букв.

А) кварцит

Б) известняк

В) песок

Ответ: ВБА (Обратить внимание на то, что молодые слои находятся вверху, древние внизу, самый верхний слой – самый молодой, самый нижний - древний).

Если же слои надо расположить от самого древнего к самому молодому, в ответе записываем последовательность от нижних слоев к верхним.

Расположите показанные на рисунке слои горных пород в порядке уменьшения их возраста (от самого древнего до самого молодого). Запишите в ответ получившуюся последовательность букв.

А) кварцит

Б) известняк

В) песок

Ответ: АБВ


8. Фермер вы­би­ра­ет участок для за­клад­ки нового фрук­то­во­го сада. Ему нужен участок, на ко­то­ром весной рано схо­дит снег, а летом почва лучше всего про­гре­ва­ет­ся солнцем. Он также дол­жен иметь расположение, удоб­ное для вы­во­за собранного уро­жая на кон­серв­ный завод. Определите, какой из участков, обо­зна­чен­ных на карте циф­ра­ми 1, 2 и 3, боль­ше всего от­ве­ча­ет указанным требованиям. Для обос­но­ва­ния своего от­ве­та приведите два довода.

Ответ: 2 участок.

1. Рас­по­ло­жен на южном склоне.

2. Рядом про­хо­дит дорога, что удоб­но для вы­во­за урожая.



9. Школьники вы­би­ра­ют место для игры в футбол. Оцените, какой из участков, обо­зна­чен­ных на карте циф­ра­ми 1, 2 и 3, боль­ше всего под­хо­дит для этого. Для обос­но­ва­ния сво­е­го от­ве­та при­ве­ди­те два довода.

Ответ: Участок 1.

1. Ров­ная по­верх­ность, не­об­хо­ди­мая для фут­боль­но­го поля.

2.Луг. Нет растительности: кустарников, деревьев. Нет оврагов.



10. Школьники вы­би­ра­ют место для ка­та­ния на санках. Оцените, какой из участков, обо­зна­чен­ных на карте циф­ра­ми 1, 2 и 3, боль­ше всего под­хо­дит для этого. Для обос­но­ва­ния сво­е­го от­ве­та при­ве­ди­те два довода.


Ответ: Участок 2.

1. Есть склон холма, что не­об­хо­ди­мо для ка­та­ния на санках.

2. Нет рас­ти­тель­но­сти на склоне.


11. Участники школь­ной во­лей­боль­ной сек­ции вы­би­ра­ют место для обу­строй­ства новой во­лей­боль­ной площадки. Оцените, какой из участков, обо­зна­чен­ных на карте циф­ра­ми 1, 2 и 3, наи­бо­лее под­хо­дит для обу­строй­ства во­лей­боль­ной площадки. Для обос­но­ва­ния сво­е­го от­ве­та при­ве­ди­те два довода.



Ответ: Участок 3.

1. Ров­ная по­верх­ность для устрой­ства площадки.

2. Нет растительности, оврагов, луг.



12. Школьники вы­би­ра­ют место для за­ня­тий горнолыжной секции. Оцените, какой из участков, обо­зна­чен­ных на карте циф­ра­ми 1, 2 и 3, боль­ше всего под­хо­дит для этого. Для обос­но­ва­ния своего от­ве­та приведите два довода. Ответ за­пи­ши­те на от­дель­ном листе или бланке, ука­зав сначала номер задания.



Ответ: Участок 3.

1. Есть склон для тренировок.

2. Нет деревьев, кустарников, ям.

13. Проанализируйте климатограмму и определите, какой буквой на карте обозначен пункт, характеристики климата которого отражены в климатограмме.


1) A

2) B

3) C

4) D

Ответ: 2 (На климатограмме повышение температуры от 10 в январе до 28 летом. Количество осадков в целом невелико, 371 мм. Выпадают в основном зимой. Это показатели типичного субтропического климата, известного под названием средиземноморский).

Смотреть на климатической карте мира и карте климатических поясов в атласе 7 класса, найти все 4 объекта на карте, определить у каждого температуру и осадки, затем определить какому пункту соответствуют эти данные. Ответ записать цифрой, под которой указана буква на карте.


14. В каком году из ука­зан­ных ниже было за­фик­си­ро­ва­но наи­мень­шее число иммигрантов?

Международная ми­гра­ция на­се­ле­ния в России (человек)

 

Годы

1994

1998

2002

2006

2010

Прибыло

1 355 335

999 657

682 754

670 191

609 457

Выбыло

1 097 016

944 053

729 910

704 044

705 468

 

1) 1998 г.

2) 2002 г.

3) 2006 г.

4) 2010 г.

Ответ: 4. Иммигранты — при­быв­шие в страну. По дан­ным таб­ли­цы смотрим строку «Прибыло» за указанные годы и определяем, в каком году наи­мень­шее зна­че­ние при­быв­ших.

 

15. Определите миграционный прирост населения России в 1994 г. Ответ запишите в виде числа.

Международная миграция населения в России

( 

Годы

1994

1998

2002

2006

2010

Прибыло

1 355 335

999 657

682 754

670 191

609 457

Выбыло

1 097 016

944 053

729 910

704 044

705 468


Ответ: 258 319.

Пояснение: Миграционный прирост определяется разностью между прибывшими и выбывшим в в указанном году в задании, т.е. в 1994 году (1 355 335 − 1 097 016 = 258 319) 


16. Используя дан­ные таблицы, определите, в каком из пе­ре­чис­лен­ных ре­ги­о­нов в 2009 г. чис­лен­ность на­се­ле­ния была наименьшей.


Демографические по­ка­за­те­ли от­дель­ных ре­ги­о­нов РФ в 2009 г.

1) Магаданская область

2) Ульяновская область

3) Республика Калмыкия

4) Республика Мордовия

Ответ: 3. В 2009 г. чис­лен­ность на­се­ле­ния была наименьшей в республике Калмыкия.

Смотрим столбик общей численности населения и определяем регион с наименьшим значением.

 


17. В каком году из указанных ниже было зафиксировано наименьшее число эмигрантов?

Международная миграция населения в России

 

Годы

1994

1998

2002

2006

Прибыло

1 355 335

999 657

682 754

670 191

Выбыло

1 097 016

944 053

729 910

704 044


1) 1994 г.

2) 1998 г.

3) 2002 г.

4) 2006 г.

Ответ: 4. (Эмигранты — выбывшие из страны. Смотрим строку «Выбыло» и определяем год, в котором меньше всего выехало людей. По данным таблицы наименьшее значение выбывших в 2006 году)

 

18.За какой период времени число выбывших из Тверской области возросло?

 

Общие итоги миграции населения в Тверской области в 2001–2009 гг.

(человек)

 

1) 2001–2003 гг.

2) 2003–2005 гг.

3) 2005–2007 гг.

4) 2007–2009 гг.

Ответ: 3. Смотрим какими линиями изображены прибывшие и выбывшие. Сравниваем все цифры По графику видим, что с 2005 (19136 чел) по 2007 (19748 чел) число выбывших возрастало)

 

19. В каком году в Ал­тай­ском крае на­блю­да­лось наи­мень­шее пре­вы­ше­ние смерт­но­сти над рождаемостью?

 

Изменение численности населения Алтайского края в 2007—2010 гг.

 

Показатель

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Общий при­рост на­се­ле­ния за год,

человек

–14 830

–11 702

–6062

–9803

Естественный при­рост на­се­ле­ния за год,

человек

–9039

–6756

–4868

–5516

 

1) 2007 г.

2) 2008 г.

3) 2009 г.

4) 2010 г.

Ответ: 1 Разница между рож­да­е­мо­стью и смерт­но­стью дает есте­ствен­ный прирост. Пре­вы­ше­ние смерт­но­сти над рож­да­е­мо­стью показывает, что идет про­цесс убыли населения, зна­че­ния ухо­дят в минус. Наи­боль­шее пре­вы­ше­ние смерт­но­сти над рож­да­е­мо­стью на­блю­да­лось в 2007 году.

 

20. Какое утверждение, ха­рак­те­ри­зу­ю­щее ми­гра­цию на­се­ле­ния между РФ и стра­на­ми СНГ в 2009–2010 гг., верно?

 

Международная ми­гра­ция на­се­ле­ния Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции в 2009–2010 гг.

(человек)

 


Число прибывших в РФ

Число выбывших из РФ

2009 г.

2010 г.

2009 г.

2010 г.

Всего:
в том числе:

279 907

191 656

32 458

33 578

Украина

45 920

27 508

5737

6278

Армения

35 753

19 890

983

698

Таджикистан

27 028

18 188

610

694

Азербайджан

22 874

14 500

1130

1111

 

1) Число при­быв­ших в Рос­сию из Ар­ме­нии в 2009 г. пре­вы­ша­ло число при­быв­ших в 2010 г.

2) Число при­быв­ших в Рос­сию из Та­джи­ки­ста­на в 2010 г. пре­вы­ша­ло число при­быв­ших в 2009 г.

3) Число вы­быв­ших из Рос­сии в Укра­и­ну в 2009 г. пре­вы­ша­ло число вы­быв­ших в 2010 г.

4) Число вы­быв­ших из Рос­сии в Азер­бай­джан в 2010 г. пре­вы­ша­ло число вы­быв­ших в 2009 г.


Ответ: 1. (Число при­быв­ших в Рос­сию из Ар­ме­нии в 2009 — 35 753 чел. ; в 2010 г. — 19 890 чел. Число при­быв­ших в Рос­сию из Ар­ме­нии в 2009 г. пре­вы­ша­ло число при­быв­ших в 2010 г)

 

21. В какой период времени в Дальневосточном ФО наблюдался спад как рождаемости, так и смертности?

 

Воспроизводство населения в Дальневосточном ФО в 1994–2009 гг.

(человек)

 

1) 1994–1998 гг.

2) 1998–2002 гг.

3) 2002–2006 гг.

4) 2006–2009 гг.

Ответ: 1. (На вертикальной оси — количество человек. На горизонтальной — годы. По графику в период с 1994 по 1998 годы рождаемость снизилась с 98000 чел. до 81128, и смертность снизилась с 82000 до 69466 чел)

22. Какое утверждение об изменении эксплуатационной длины железнодорожных путей общего пользования верно?

Площадь территории и эксплуатационная длина железнодорожных

путей общего пользования отдельных регионов РФ

 

1) В 2010 г. эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования Кемеровской области увеличилась по сравнению с 1995 г.

2) С 1995 по 2010 г. эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования Республики Хакасия неуклонно возрастала.

3) С 1995 по 2010 г. эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования Омской области неуклонно сокращалась.

4) Наименьшее изменение эксплуатационной длины железнодорожных путей общего пользования в 2010 г. по сравнению с 1995 г. характерно для Томской области.

Ответ: 4. Изменения в Томской области составили всего 2 км (346 − 344 = 2). Это наименьшее значение.


23. Используя данные графика, определите, в каком году показатель рождаемости был наименьшим.


 

1) 1999 г.

2) 1993 г.

3) 2009 г.

4) 1985 г.

Ответ: 1. (Наименьший показатель рождаемости: 8,3 промилле зафиксирован в 1999 году)


24. Используя дан­ные таблицы, определите, в каком году в Во­ро­неж­ской об­ла­сти на­блю­да­лось наи­мень­шее пре­вы­ше­ние смерт­но­сти над рождаемостью.

 

Изменение чис­лен­но­сти на­се­ле­ния Во­ро­неж­ской области

 

1) 2007 г.

2) 2008 г.

3) 2009 г.

4) 2010 г.

Ответ: 1.Естественный при­рост опре­де­ля­ет­ся раз­но­стью рож­да­е­мо­сти и смертности. Из дан­ных таб­ли­цы следует, что есте­ствен­ный при­рост Во­ро­неж­ской об­ла­сти за дан­ные годы имеет от­ри­ца­тель­ные значения, то есть на­блю­да­ет­ся убыль населения. Следовательно, при наи­мень­шем от­ри­ца­тель­ном зна­че­нии будет наи­мень­шее превышение.


25. Используя дан­ные таблицы, определите, в какой об­ла­сти в 2008 г. на­блю­да­лось наибольшее пре­вы­ше­ние числа при­быв­ших на по­сто­ян­ное жи­тель­ство над чис­лом убывших.

Изменение чис­лен­но­сти на­се­ле­ния ре­ги­о­нов ЦФО в 2008 г.

1) Белгородская

2) Владимирская

3) Воронежская

4) Ивановская

Ответ: 1.(Миграционный при­рост опре­де­ля­ет­ся раз­ни­цей при­быв­ших и убывших. Наи­боль­шее зна­че­ние ми­гра­ци­он­но­го при­ро­ста в Бел­го­род­ской области)


26. Используя дан­ные графика, определите, в каком году было за­фик­си­ро­ва­но наи­мень­шее ко­ли­че­ство вы­быв­ших из России.

 

Международная ми­гра­ция в России

 

1) 2008 г.

2) 2009 г.

3) 2010 г.

4) 2011 г.

Ответ: 2. Выбывшие — это эмиграция. Поэтому берем данные нижнего графика.

2007 г. — 47 тыс. чел.

2008 г. — 40 тыс. чел.

2009 г. — 32 тыс. чел.

2010 г. — 34 тыс. чел.

2011 г. — 37 тыс. чел.

Наименьшее значение в 2009 году — 32 тыс. чел.

 

27. Рассчитайте величину годового естественного прироста населения в промилле.

Если в стране за год родилось 8500 человек, умерло - 13200 человек, а численность населения составляла 1596 тыс чел.
Решение: От числа родившихся вычитаем количество умерших 8500 -13200= - 4700. Получаем за год естественный прирост. А теперь естественный прирост делим на численность населения ( - 4700 : 1596 тыс = - 0,029. А теперь переводим в ПРОМИЛЛЕ - умножаем 0,029 на 1000, получаем - 2,9.

Ответ : - 2,9 Промилле

28.Рассчитайте величину годового естественного прироста населения в промилле, если в стране за год родилось 19 500 человек, умерло 14 200 человек, а численность населения составляла на начало года 1 096 тыс. человек.

Решение: 19500-14200+5300. Это естественный прирост. Делим это число на численность населения и получаем 0,0048 (5300/1096 тыс. чел). Переводим это число в промилле, умножая его на 1000. 0,0048*1000= 4,8

Ответ: 4,8 промилле

Помнить, что если рождаемость превышает смертность, то естественный прирост будет со знаком плюс; если смертность превышает рождаемость, тогда число будет со знаком минус.


29. На ри­сун­ках представлены ва­ри­ан­ты профиля ре­лье­фа местности, по­стро­ен­ные на ос­но­ве карты по линии А—В раз­ны­ми учащимися. Какой из про­фи­лей построен верно?



Ответ: 4. (Точка А на­хо­дит­ся на вы­со­те 156 метра. Сна­ча­ла от А вы­со­та медленно снижается, после при­мер­но трети пути — рез­кое снижение. Точка В на вы­со­те 131 м).

При выполнении задания определяем по горизонталям высоту точки А И В, положение реки и смотрим на профиле местоположение этих объектов. Обращаем внимание на горизонтали, если они расположены близко, то склон крутой, если далеко, то пологий, значит и линии на карте будут показаны так же.

 

30. Глобальные изменения климата могут привести к таянию покровных ледников и повышению вследствие этого уровня Мирового океана. Какой из перечисленных городов России может в наибольшей степени пострадать в случае такого развития событий?

 

1) Кемерово

2) Калининград

3) Новосибирск

4) Курск

Ответ: 2.

Найти все города на физической карте и посмотреть по шкале высот, как окрашены территории, тот город, который находится на равнине и имеет меньшую абсолютную высоту над уровнем моря, тот и уйдет под воду.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!