СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образцы заданий теста для стартового контроля.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал для проверки техники чтения в 5 классе.

Просмотр содержимого документа
«Образцы заданий теста для стартового контроля.»

Образцы заданий теста для стартового контроля


Чтение, 5 класс


Пример 1. Художественный текст


КРОКОДИЛЫ!!!


– Ты не бойся, они не кусаются!
– Да я и не боюсь! – соврал Петя.
– Тогда можешь их погладить.
Петя пересилил страх, медленно протянул руку и дотронулся до холодного, как камень, варана размером с кошку.

– Вот вы и подружились! – сказал Иван Иванович. – А без этого вам никак нельзя. Тебе с ним всё лето заниматься.

Так уж повелось в нашем зоокружке: многих животных ребята берут к себе домой на лето. Вот Пете Ухову и достались два гигантских среднеазиатских варана. И хотя звали их в зоокружке забавным кличками – Бим и Бом, вид у них был страшенный.

Вечером Петя принёс домой две сумки.

– Чего притащил? – поинтересовался папа.

– Да так, ничего особенного, – отозвался Петя. – Обычные вараны, они особенно и не кусаются.

И он стал вытряхивать своих подопечных на пол посреди прихожей.

– Только не вздумай их тут выпускать! – взвизгнула мама.

– Ладно, ночью и утром они в сумках ещё, конечно, посидят. Но вот днём уже будут гулять!

– Гулять? Это где же?

– У нас на даче. Мы ведь завтра утром на дачу едем? А я везу их на каникулы на дачу, – пояснил Петя. – Это моё летнее задание в зоологическом кружке.

– Летнее задание? На все каникулы? На нашу дачу? – охала мама.

– Мамочка, ты сама говоришь, что я молодец, что хожу в зоокружок. Ты всегда утверждала: надо любить всё живое! Даже лягушек, пиявок и комаров!

– Говорила, – призналась мама. – Ладно, бери своих страшилищ на дачу. В прошлом году белых мышей пережили, в позапрошлом – трёх жаб здоровенных. Значит, и этих зверюг потерпим.

– Верно! – согласился и папа. – Зверей разных надо любить.

Наутро после завтрака в машину стали грузить коробки с вещами и две сумки с варанами.

– В багажник нельзя, – сказал Петя. – Как бы их не отравить выхлопными газами. Придётся в салон брать!

– А может, всё-таки не надо в салон? – безнадёжно-жалобно спросила мама.

– Нет, мамочка, надо! И вообще, тебе пора к ним привыкать: целое лето впереди!..

Скоро вараны уже ползали по всему автомобилю. Позже Бим пригрелся под задним стеклом, а Бом с удовольствием высовывал мордочку в боковое открытое окно прямо у папы за ухом.

Хотя ехали мы не спеша, по всем правилам, в одном месте нас всё-таки остановил инспектор дорожной милиции. В таких случаях папа обычно выходит из машины. А тут он почему-то решил разговаривать, сидя за рулём. Поэтому инспектору с обочины пришлось обойти машину спереди и подойти к водителю.

– Инспектор Рублёв! – поздоровался милиционер. – Ваши доку...

Он не договорил и замер с протянутой за документами рукой: из-за папы к ладони инспектора приблизилась змеиная голова с длинным раздвоенным языком.

Милиционер побледнел и, как загипнотизированный, уставился в немигающие глазки неожиданной опасности.

– Не пугайтесь! – успокоил его папа. – Это не очень ядовитые вараны. К тому же они у нас дрессированные и спокойные, – кивнул папа в сторону Бима, сладко спавшего на солнышке под задним стеклом.

Милиционер ещё больше перепугался, заметив второго варана, и, заикаясь, спросил:

– Вы у-уверены, что они не-неядовитые?

– Уверены, уверены! – успокоил его Петя. – Мой папа известный дрессировщик ядовитых змей и варанов.

– Тогда не буду вас задерживать! – отдал милиционер честь дрожащей рукой. – Пожалуйста, проезжайте!

– А документы? Не будете проверять? – улыбнулся папа и потрепал автомобильными правами варана по шее.

– Да не надо никаких документов, – очень вежливо отозвался инспектор Рублёв. – Я же вижу, что у вас всё в полном порядке!

На дачу приехали все очень весёлые. Выгрузили вещи и перенесли Бима и Бома в чулан, чтобы они не сбежали. Потом до вечера Петя строил варанам вольер: вбил в мамином цветнике колышки и обтянул их металлической сеткой. В центре же вольера выложил из камней скалу с пещерой.

Дачный сезон начинался интересно и радостно, всё было бы у Пети замечательно, если бы только не жил по соседству один мальчишка – Кира Брыкулин. Он был года на три старше Пети, плохо учился, и характер у него был прескверный. Об этом вся улица говорила. Мало того, что он ни с кем из взрослых не здоровался, в кошек и собак стрелял камнями из рогатки и бил везде бутылки и фонари, так он ещё всё время обижал ребят помладше, послабее себя. Вот и у Пети мяч футбольный отнял в конце прошлого лета, а потом сделал вид, будто его потерял.

Петя ждал от Брыкулина новых неприятностей, потому что Брыкулин уже забрался на забор и стрелял из рогатки малюсенькими зелёными яблочками по Петиному дому и ещё дразнился разными обидными словами.

– Эй! – кричал он Пете, который строил вольер. – Зоолух, юный натуралист, ботаник! Опять мышей или жаб привёз?

Петя злился, сопел себе под нос и сдерживался, чтоб не ответить. Все разговоры с Брыкулиным для ребят помладше заканчивались дракой. Но Брыкулин был здоровенным детиной и сильно всех колотил.

Петя не обращал на Киру внимания, а думал: выпускать ли варанов в загончик? “Лучше подождать и завтра попросить у дяди Васи старую рыболовную сеть, чтоб и сверху всё закрыть”.

Вечером Петя, уставший от переезда и строительства, довольно скоро уснул в своей комнате на втором этаже. Тогда мама сказала папе:

– Давай-ка наших зверюг из чулана выпустим в вольер, а то будут всю ночь скрестись и когтями по полу цокать.

– Давай выпустим, – согласился папа, пошёл и отнёс Бима и Бома в загон.

Утром Петя, потягиваясь и зевая, вышел на террасу. Поздоровался с родителями, пившими кофе, и сказал:

– Пойду до завтрака вольер дострою!

– А разве он ещё не готов? – удивилась мама.

– Нет конечно. Надо ещё сетку сверху натянуть!

– Извини, – сказала мама, – но мы не знали и вчера на ночь туда уже варанов посадили.

Все трое с нехорошим предчувствием вышли в сад и подошли к цветнику. В вольере было пусто. Петя перешагнул через сетку и заглянул в пещерку. Там тоже никого не оказалось. Стали озираться по сторонам... И вдруг увидели, как на участке Киры Брыкулина бешено заколыхались кусты сирени и черёмухи вдоль забора, и неожиданно с криком: «О-о! Спасите! Крокодилы!!!» – на молодую сливу, ломая ветки, стал взбираться Кира. – Они тут в траве! Они меня съедят! – жалобно заскулил отважный хулиган.

Тем временем Петя с родителями подбежали к забору и заглянули на соседний участок под сливу.

В траве под Брыкулиным мирно ползали Бим и Бом, не обращая на него никакого внимания.

Вокруг уже собрались и другие зрители. На Киру с улыбками смотрели с улицы несколько ребят: Маша, чью куклу Кира сломал, Славик, на велосипеде которого он без спроса катался, Вовка, у которого он отнял когда-то солдатиков.

Кира их заметил, смутился и затих. А хрупкая слива согнулась так сильно, что Брыкулин висел уже вниз головой. Долго бы он так не продержался.

– Ну? – сказал Петя. – Будешь ещё обзываться?

– А кататься на моём велосипеде? – спросил Славик.

– Не буду.

– А солдатиков мне вернёшь? – крикнул Вовка.

– Конечно, верну...

– И в кошек и собак из рогатки стрелять не станешь больше?! – добавил Петя.

– Нет, нет! Я даже рогатку сдам! – ответил Брыкулин и выбросил из-за пазухи рогатку.

– Ладно, тогда я тебя спасу, – сказал Петя, перелез через забор, подхватил под брюшко каждого варана и понёс их к калитке.

Хрясь! – сломалось деревце, и Брыкулин, как огромная созревшая слива, шлёпнулся в траву.

На другое утро Петя нашёл у своей калитки футбольный мяч.

(по И. Носову)






1. Назовите основную тему текста.


1)

Как два гигантских варана оказались у Пети дома.

2)

Как Брыкулин обижал и дразнил ребят.

3)

Как вели себя вараны по дороге на дачу.

4)

Как удалось прекратить издевательства Брыкулина.











2. Какова главная мысль текста?


1)

Защитить слабых можно не только силой.

2)

Вараны – ящерицы не ядовитые.

3)

Нельзя стрелять из рогатки в кошек и собак.

4)

Вараны похожи на крокодилов.







3. Что из перечисленного говорит о “прескверном” характере Киры Брыкулина? Выберите из перечня два верных элемента ответа.


А)

отнял у Вовки солдатиков

Б)

был на три года старше Пети

В)

бил везде фонари и бутылки

Г)

висел на сливе вниз головой





Укажите верный ответ.


1)

АГ

2)

АВ

3)

БВ

4)

ВГ










4. В какую из книг надо поместить этот текст?


1)

Ребятам о зверятах

2)

Детская энциклопедия

3)

Забавные истории

4)

Басни










5. Расположите перечисленные пункты в такой последовательности, чтобы получился план к тексту.


А.

Убежавшие из вольера вараны пугают Брыкулина.

Б.

Переезд на дачу вместе с варанами.

В.

Появление варанов в доме у Пети.

Г.

Брыкулин обещает исправиться и держит слово.

Д.

Петя строит на даче вольер для варанов.

Е.

Сосед Кира Брыкулин дразнит Петю.




Запишите в таблицу буквы плана в нужной последовательности.


1

2

3

4

5

6










Перенесите ответ в бланк тестирования, не изменяя порядка следования букв и без дополнительных знаков.



6. Какие качества проявляет Петя на протяжении повествования (не менее двух)? Приведите примеры его поступков, подтверждающие ваше мнение.

Для ответа используйте таблицу.


Качества

Примеры поступков

1)


1)





2)


2)





3)


3)


















8. Какое качество проявил Кира Брыкулин как в истории с варанами, так и во взаимоотношениях с ребятами из дачного посёлка?

Обоснуйте своё мнение.

Для ответа используйте таблицу.


Качество

Примеры-подтверждения


1)







2)











Пример 2. Научно-популярный (познавательный) текст



Много тысяч лет назад человек впервые поплыл по воде на бревне. Потом он научился делать плоты из нескольких связанных брёвен; потом – разные челноки; потом изобрёл весло. Приблизительно 3 тысячи лет назад люди научились использовать силу ветра, поставили парус.

Проходили века, суда менялись, увеличивались в размерах. Они уже совсем не походили на первый челнок. В 1807 г. на парусное судно поставили паровую машину – появился пароход. Его изобретателем был американец Роберт Фултон. В 1815 г. появился первый русский пароход. Его паровая машина имела мощность всего четыре лошадиные силы. Если ветер был попутный, в помощь машине поднимали паруса. Но и при встречном ветре пароходы уверенно двигались вперёд. Они гораздо быстрее добирались до места, чем парусные суда. А команды на пароходах требовалось меньше – ведь не надо было то и дело ставить и убирать многочисленные паруса. Но паровая машина оказалась неудобной для больших кораблей, совершающих дальние плавания. Она слишком тяжела и прожорлива, много надо брать с собой угля. Когда появились новые, более мощные двигатели – дизели, турбины, электромоторы – их стали ставить на новые суда. Последние старички-пароходы доживают свой век, но слово «пароход» оказалось живучим. Мы до сих пор часто называем пароходами не только суда с паровой машиной, но и все суда с механическим двигателем.

С течением времени суда приобрели множество профессий. Появились среди них рыбаки и железнодорожники, военные и землекопы. По внешнему виду опытный человек сразу определит, для какой работы судно предназначено.

Вот высокий, стройный корабль. Иллюминаторы расположены в несколько рядов, как окна многоэтажного дома. За ними – каюты для пассажиров, красивые салоны. Наверху – прогулочная палуба, плавательный бассейн и солярий, теннисный корт, детская площадка. Есть на этом судне пекарня и библиотека, кинотеатр и лазарет, почта и ресторан, магазин и парикмахерская. Это большой пассажирский корабль, обслуживающий важную линию, скажем Петербург – Лондон или Гавр – Монтевидео. Он называется лайнером от английского слова «лайн» – линия.

Солидное, осанистое, с надстройкой на корме – грузовое судно. Грузовые суда бывают разные. Углевозы перевозят руду и уголь навалом, без упаковки. По мощным стрелам грузовых лебёдок над трюмами легко узнать суда для перевозки любых грузов в упаковке.

Лесовозы перевозят брёвна и доски. Это сравнительно лёгкий груз, им загружают не только трюмы, но и палубы.

Есть рефрижераторные, или морозильные суда – огромные плавучие холодильники. Они возят скоропортящиеся грузы: мясо, рыбу, фрукты.

Бензин, керосин, нефть перевозят в наливных судах – танкерах. Труба у танкера отнесена на самую корму, подальше от огнеопасного груза. Лебёдок на этом судне не

видно. Его груз накачивают и выкачивают мощными насосами.

Суда-железнодорожники – это специальные паромы. Они перевозят целые железнодорожные составы через проливы, большие реки или даже моря.

Суда-рыбаки предназначены для рыбного промысла. Самые крупные – траулеры. Они вооружены тралом – сетью в виде огромного мешка, который тянется за судном на глубине. Траулер неделями, а иногда и месяцами промышляет в открытом море. Поэтому на нём пойманную рыбу и обрабатывают: солят, замораживают, чтобы не портилась. Есть среди них плавучие консервные заводы, которые выгружают на берег уже готовые консервы.

Есть суда-охотники, промышляющие тюленей. А за китами охотятся целые китобойные флотилии. Каждая флотилия имеет свой главный корабль – плавучую базу. Плывёт по океану целый завод для разделки и переработки китовых туш. А вокруг рыщут по волнам китобойцы – небольшие, быстроходные судна с гарпунными пушками.

Есть много видов вспомогательных судов. Вот, например, буксир – небольшое судно с мощной машиной. Буксир осторожно проводит крупные корабли в тесных водах порта, тянет за собой баржи, отводит в порт суда, потерпевшие аварию. Есть судно-грузчик – плавучий самоходный кран. Ледокол тоже вспомогательное судно. Он помогает другим судам плавать во льдах.

В последние десятилетия всё больше появляется новых, необычных судов, совсем не похожих на прежние. Со скоростью автомобиля проносятся корабли на подводных

крыльях. Стремительно скользят над водой суда на воздушной подушке. Многие месяцы плавают без заправки горючим мощные суда с атомными двигателями. Так живёт, множится и постоянно изменяется обширная семья судов.





1. Найдите утверждение, соответствующее содержанию текста.


1)

Первый пароход появился в России.

2)

На грузовых судах есть почта, ресторан, магазин, лазарет, парикмахерская.

3)

На лесовозах досками и брёвнами загружают только палубы.

4)

Суда с атомными двигателями могут долгое время плавать без заправки.









2. Назовите основную тему текста.


1)

Развитие и умножение обширной семьи судов.

2)

Появление парусников, использующих силу ветра.

3)

Способы переработки улова на рыболовецких судах.

4)

Необычные суда последних десятилетий.









3. Какова главная мысль текста?


1)

Люди научились использовать силу ветра 3 тысячелетия назад.

2)

Лайнеры снабжены местами для развлечений и удобны для путешествия.

3)

История судостроения отражает достижения человека как изобретателя.

4)

Вспомогательные суда имеют большое значение для судоходства.








4.
















6. Выберите из перечня два верных элемента ответа.

Вспомогательными являются суда, которые

А)

перевозят грузы специального назначения

Б)

прокладывают путь для других судов в особо трудных условиях

В)

предназначены для переработки пойманной рыбы

Г)

производят при необходимости погрузку и выгрузку на плаву


Укажите верный ответ.


1)

АВ

2)

БВ

3)

АГ

4)

БГ










7. В какую из книг надо поместить этот текст?


1)

Рассказы об увлекательных путешествиях

2)

Детская энциклопедия

3)

Рассказы о великих мореплавателях

4)

Легенды народов мира








В1



Расположите перечисленные пункты в такой последовательности, чтобы получился план к тексту.

А. Устройство и назначение лайнеров.

Б. Суда для перевозки разнообразных грузов.

В. Современные достижения судостроения.

Г. Покорение водных просторов: путь от бревна до парохода.

Д. Суда приобретают профессии.

Е. Промысловые и вспомогательные суда.


Запишите в таблицу буквы плана в нужной последовательности.


1

2

3

4

5

6









Перенесите ответ в бланк тестирования, не изменяя порядка следования букв и без дополнительных знаков.








C1



Почему на траулерах занимаются не только ловлей рыбы, но и её обработкой? Назовите не менее двух причин.


1) _____________________________________________________________

_____________________________________________________________

2) _____________________________________________________________

_____________________________________________________________










C2



Какие корабли и почему называют лайнерами? Ответ дайте в виде нескольких предложений.


________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________











C3



Перечислите «специальности» судов для перевозки твёрдых грузов (не менее четырёх).


1) ____________________________

2) ____________________________

3) ____________________________

4) ____________________________







C4



Что вы считаете самым интересным в этом тексте? Почему?

Для ответа используйте таблицу.


Самое интересное

Почему?
























5. На танкерах не устанавливают лебёдок, потому что


1)

грузы доставляются на такие суда вручную

2)

грузовые лебёдки слишком тяжелы и неудобны

3)

жидкие грузы накачивают и выкачивают насосами

4)

установке лебёдки мешает труба на корме судна



Какие суда имеют свою плавучую базу?


1)

грузовые

2)

китобойные

3)

пассажирские

4)

вспомогательные




9. Понравился ли вам этот текст? Объясните, почему.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




7. Найдите в тексте и выпишите сравнение, которым пользуется автор для характеристики температуры тела среднеазиатского варана. Выпишите другие слова или словосочетания, которыми описывается внешний вид варана.

_______________________________________________________


_______________________________________________________


_______________________________________________________


_______________________________________________________


_______________________________________________________



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!