Технология оценивания метапредметных результатов в начальной школе.

Технология оценивания образовательных достижений в начальной школе

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ООП НОО 

Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов . В соответствии с ними  система оценки должна: 

1. Фиксировать цели оценочной деятельности: 

А) ориентировать на достижение результата 

• Духовно-нравственного развития и воспитания (личностные результаты),

• Формирования универсальных учебных действий (метапредметные результаты),

• Освоения содержания учебных предметов (предметные результаты);

Б) обеспечивать комплексный подход к оценке всех перечисленных результатовобразования (предметных, метапредметных и личностных);

В) обеспечить возможность регулирования системы образования на основании полученной информации о достижении планируемых результатов; иными словами − возможность принятия педагогических мер для улучшения и совершенствования процессов образования в каждом классе.

2. Фиксировать критерии, процедуры, инструменты оценки и формы представления её результатов.

3. Фиксировать условия и границы применения системы оценки.

Приоритетными в диагностике (контрольные работы и т.п.):

 1) продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки и т.п. 

2) метапредметные диагностические работы,составленные из  заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий). 

3)диагностика результатов личностного развития. 

 

Письменные контрольные работы  необходимо дополнить такими новыми формами контроля результатов, как: 

 Целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых учениками действий и качеств по заданным параметрам), 

 Самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности), 

 Результаты учебных проектов,

 Результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников. 

 

Основные направления  и функции оценочной деятельности

Основным направлением оценочной деятельности в образовательном учреждении является оценка образовательных достижений обучающихсяс целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.

Основными функциямисистемы оценкиявляются:

• ориентация образовательного процессана духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся и на достижение планируемых результатов освоения ООП НОО;

• обеспечение эффективной «обратной связи», позволяющей осуществлять регулирование системы образованияна основании полученной информации о достижении обучающимися планируемых результатов освоения ООП НОО.

Основным объектомитоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования выступают все три группы планируемых результатов освоения обучающимися ООП НОО (личностные, метапредметныеи предметные), составляющие содержание блоков «Выпускник научится» (базовый уровень) и «Выпускник получит возможность научиться» (повышенный уровень) для каждой учебной программы. 

 

 

 

 

 

Виды оценивания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В системе оценивания в начальной школе используется преимущественно внутренняя оценка, выставляемая педагогом или общеобразовательным учреждением. Внешняя оценка осуществляется как в форме мониторинговых исследований, так и в форме итоговых проверочных работ.

4. Процедура оценивания

Учитель для оценки подготовки обучающихся использует стартовую диагностику, текущее и промежуточное оценивание и итоговую оценку.

Стартовая диагностика

Стартовая диагностика в 1 классах основывается на  результатах мониторинга общей готовностипервоклассников к обучению в школе и предметнойстартовой диагностики. Мониторинг общей готовности проводится совместно со школьным психологом. Длямониторинга общей готовности используются:

• Беседа для выявления внутренней позиции школьника;

• Ориентировочный тест школьной зрелости Керна-Йирасека;

• Методика «Домик» для определения уровня внимания, восприятия и координации;

• Тест Ю.З. Гильбуха на определение уровня фонематического слуха;

• Методика А.Р. Лурия «Заучивание десяти слов» для исследования памяти.

Для проведения предметной стартовой диагностики используется тест из 8 заданий, направленный на выяснения общего уровня готовности класса к изучению того или иного раздела или темы курса; выяснения уровня готовности данного ребенка и выявления его индивидуальных особенностей.

Текущее оценивание

В текущем оценивании предметом оценки выступают образовательные предметные и  метапредметные результаты. Личностные результаты отслеживаются в ходе различных мониторинговых исследований, проводимых психологической службой. 

В начальной школе частично используется технология оценивания образовательных достижений. Технологический пакет, обеспечивающий эту технологию, включает следующие материалы:  

• Таблицы  требований и достижений, 

• Дневники школьника ,

• Сборники проверочных и контрольных работ по основным предметам, 

• Электронные приложения для обработки данных проверочных работ.  

 

Критерии оценивания предметных результатов связаны с качественными уровнями успешности. Задания в  сборниках проверочных и контрольных работ по основным предметам представлены на трёх уровнях:

• «Необходимый»(базовый) или репродуктивный (знания-копии) – уровень осознанного восприятия и запоминания, которые внешне проявляются в точном или близком воспроизведении материала. Репродуктивная деятельность осуществляется путем прямого приложения ранее усвоенного способа действия в аналогичной ситуации, по образцу, по алгоритму, по правилу. 

• «Программный»(базовый или повышенный) или продуктивный (знания-умения) – уровень применения знаний в сходной ситуации, выполнение различных заданий, упражнений. Продуктивная деятельность осуществляется на основе преобразования усвоенных ранее знаний в уже известные человечеству способы деятельности. 

«Максимальный»(повышенный) или творческий (знания-трансформации) – уровень творческого применения знаний в новой, ранее не знакомой ученику ситуации. При этом учащиеся способны генерировать субъективно новую для них информацию об изучаемых объектах и действиях с ними. Например, решение нетиповых задач, выбор из набора ранее изученных алгоритмов подходящего для решения конкретной творческой задачи. 

В 1 классе успешность освоения предметных результатов фиксируется знаками «+» и «-», со 2 класса выставляется отметка по 5-балльной шкале. 

 

Качественная оценка Пятибалльная система, уровень

1 класс 2 – 4 классы

Не достигнут даже необходимый уровень 0 2, 0

Необходимый уровень (базовый) +, Б 3, 4, Б

Программный уровень (базовый или повышенный) +, Б или П 5, Б или П

Максимальный уровень (повышенный) +, П 5 (дополнительная отметка), П

 

При оценке результата учитель выставляет отметки за каждое умение, проверяемое в работе, а затем  выводит среднюю отметку за всю работу, которая и выставляется в журнал и в дневник в графу «отметка».

Средняя отметка выводится за совокупность продемонстрированных умений, исходя из процента успешно выполненных заданий: «5» - 100%, «4» - 99%-75%, «3» - 74%-50%, «2» - < 50%.

 В диктантах отметка выставляется в зависимости от количества допущенных ошибок: «5» - без ошибок, «4» - 1-2 ошибки, «3» - 3-5 ошибок, «2» - больше 5 ошибок. Таким же образом оценивается грамотность в изложении и сочинении.  

В словарных диктантах и списываниях «5» ставится за работу без ошибок, «4» - с 1 ошибкой, «3» - с 2-3 ошибками, «2» - с 4 ошибками. Задания максимального уровня оцениваются отдельно и только при успешном выполнении. 

Результаты текущего оценивания фиксируются в классном журнале, в таблицах достижений у учителя и в дневнике школьника.

Таблицы достижений заводятся отдельно по 4 основным  предметам. Они включают в себя перечень умений, соответствующих планируемым результатам освоения ООП НОО, которыми обучающиеся должны овладеть, освоив программу определённого класса, и фиксацию результата по ним в виде отметки по 5-балльной системе (1 класс в виде знаков «+» и «-») в каждой учебной четверти и за год. Это позволяет учителю видеть продвижение каждого обучающегося, его успехи и неудачи, планировать индивидуальную коррекционную работу. 

В текущем оценивании используется и оценка ученика. Самооценка и взаимооценка осуществляются по основным предметам в заданиях необходимого уровня, которые можно проверить по эталону. Успешность выполнения фиксируется знаком «+» или отмечается на линейке достижений. В дневнике школьника  предполагается самооценка  достижения метапредметной цели, ставящейся на неделю, и  самооценка обучающимся проведённого в школе дня и своих успехов за неделю. Работа с таким дневником формирует у детей  навык самоконтроля и самооценки.

Оценка УУД

В процедуре текущего оценивания результатов формирования УУД принимают участие учитель и психолог. 

Деятельность учителя. У учителя и у обучающихся в дневнике есть таблица достижений по УУД. 

Сформированность ряда познавательных и регулятивных УУД можно оценить по результатам выполнения некоторых заданий контрольных работ (предметных и комплексных). Точно так же, как и при оценке предметных умений, учитель сначала определяет, какие метапредметные учебные действия будут оцениваться. Анализируя успешность выполнения заданий контрольных работ, учитель фиксирует уровень овладения УУД знаками «+» и «-» в таблице. В заданиях с открытым ответом можно оценить коммуникативное умение оформлять свою мысль в письменной форме.

На промежуточное оценивание выносятся предметные и метапредметные результаты. Контроль за предметными результатами и уровнем сформированностиметапредметных УУД осуществляется в следующей формеи со следующей периодичностью:

 

Форма Примерная периодичность

Предметные контрольные работы 

(русский язык, математика) В конце каждого полугодия

Комплексная проверочная работа 

(на межпредметной основе) 1-2 раза в год

Контрольная работа по УУД 1-2 раза в год

Работа с текстом В конце каждого полугодия

 

Уровень овладения предметными и метапредметными учебными действиями  фиксируется в таблицах  фиксации, анализа и интерпретации результатов выполнения работ. 

 

Итоговое оценивание

Итоговое оценивание происходит в конце обучения в начальной школе. На итоговую оценку на ступени начального общего образования, результаты которой используются при принятии решения о возможности или невозможности продолжения обучения на следующей ступени общего образования, выносятся только предметные и метапредметные результаты, описанные в разделе «Выпускник научится» планируемых результатов начального образования.

Предметом итоговой оценки является способность обучающихся решать на основе метапредметных действий учебно-познавательные и учебно-практические задачи, построенные на материале опорной системы знаний.

Итоговая оценка формируется на основе следующих результатов:

• Накопленнойв форме «Портфеля достижений» оценки по УУД и по 4 основным  учебным предметам (русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир); 

• Оценок за выполнение трёх итоговых работ (по русскому языку, математике, комплексной итоговой проверочной работы на межпредметной основе). 

При этом накопленная оценка характеризует выполнение всей совокупности планируемых результатов, а также динамику образовательных достижений обучающихся за период обучения. А оценки за итоговые работы характеризуют уровень усвоения обучающимися опорной системы знаний по русскому языку и математике, а также уровень овладения метапредметными действиями.

Итоговая оценка фиксируется в форме характеристики выпускника начальной школы.

Портфель достижений

Портфель достижений позволяет оптимальным способом организовать накопительную систему оценки обучающегося.Портфель достижений представляет собой сборник работ и результатов обучающегося. Цель формирования такого портфеля – продемонстрировать динамику образовательных достижений обучающегося. Портфель достижений – действенное средство для решения важных педагогических задач. С его помощью можно: 

• Фиксировать достижение планируемых результатов освоения обучающимися ООП НО; 

• Выявлять направления индивидуальной работы с ребёнком с учётом его достижений и проблем в развитии; 

• Накопить материал для аргументированной характеристики выпускника начальной школы.

Портфель достижений ученика начальных классов  включает в себя следующие материалы: 

• Выборка детских работ (стартовая предметная диагностика; итоговые контрольные работы за каждый класс по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, УУД; комплексные проверочные работы);

• Систематизированные материалы наблюдений (таблицы достижений за каждый класс по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, УУД);

• Материалы, характеризующие достижения обучающегося во внеучебной деятельности (грамоты, дипломы, сертификаты). 

В связи с новой технологией оценивания в образовательной системе начальной школы предполагаются новые подходы к оценочной деятельности.

Для начала давайте вспомним всем известное определение отметки.

Отметка -фиксация результата оценивания в виде знака принятой системы.

Ставится только за решение продуктивной учебной задачи, в ходе которой ученик осмысливал цель и условия задания. Осуществлял действия по поиску решения, получал и предоставлял результат.

За  каждую учебную задачу или группу заданий-задач, показывающих овладение отдельным умением, ставится  отдельная  отметка.

Новая технология предполагает, что за каждую учебную задачу или группу заданий-задач, показывающих овладение отдельным умением, ставится отдельная  отметка. Ставить среднюю оценку за урок бессмысленно, так как в ходе решения разных задач урока ученик демонстрировал разные умения.

Новая технология предполагает право ученика отказаться от отметки при изучении нового материала, так как в процессе овладения знаниями и умениями по теме он имеет право на ошибку. 

 

Но ученик не всегда имеет право отказаться от отметки.

Право отказа от отметки не действует:

- при выполнении заданий по изученным темам;

- на уроках обобщения по изученным темам;

- на контрольных уроках.

За проверочные и контрольные работы по итогам темы отметки ставятся всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями темы. Вводится отметка «за общее впечатление от письменной работы». Сущность её состоит в определении отношения учителя к внешнему виду работы. Эта отметка ставится как дополнительная, в журнал не вносится. А в тетрадь и в дневник учитель выставляет две отметки: за правильность выполнения учебной задачи и за общее впечатление от работы. Данная позиция учителя в оценочной деятельности позволит более объективно оценивать результаты обучения и «развести» ответы на вопросы: «Чего достиг ученик в освоении предметных знаний?» и «Каково его прилежание и старание?»

 Технология оценивания  предполагает, что в  контрольных и проверочных работах учитель оценивает каждое задание и выставляет итоговую отметку. Одна задача – одна отметка .Класс писал контрольную работу из пяти заданий – каждый заработал по пять отметок. 

Ставить среднюю отметку за урок или за всю контрольную работу (из разных заданий) – нецелесообразно. Если часть заданий выполнена блестяще, а часть – не выполнена, то при усреднённой отметке ученик лишается ситуации успеха, а учитель (отдав работу ученику, забыв содержание урока) – лишается информации о том, какие именно типы заданий вызвали у ученика трудности, над чем ему ещё необходимо поработать. 

Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать. 

Когда ученик пересдаст соответствующий вид задач, ему выставляется полученная отметка, которая «отменяет» предыдущие, более низкие и только она учитывается при выведении итоговой отметки за четверть, что делает контроль более объективным.

Таблица требований помогает учителю при необходимости дать характеристику продемонстрированного уровня возможностей учащихся.

Таблица требований составляется на основе программных требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся на конец учебного года и на основе содержания учебного материала. 

  При этом учитель  формирует у учащихся умение определять уровень сложности того или иного задания и соответствие его отметке. Эти вопросы становятся основой коллективного обсуждения в классе и помогают развитию оценочной деятельности учащихся.

Для правильной организации контроля знаний и умений учеников учитель пользуется перечнем обязательных контрольных работ по каждому предмету.

Так, на уроках русского языка в начале первой четверти каждого года обучения проводится стартовая контрольная работа, которая полностью соответствует итоговой контрольной работе за предыдущий класс. За стартовые работы 2 не ставятся. 

В конце каждой четверти проводится итоговая контрольная работа. Все 

 

остальные контрольные работы являются тематическими. 

В конце 4 класса проводится две итоговые контрольные работы. Первая (в апреле) соответствует минимальному уровню требований к знаниям и умениям учащихся. С ней должны справиться все ученики. Вторая (в мае) соответствует программному уровню обученности

В каждой четверти в 3-4 классах проводится  по одному контрольному списыванию, тесту обобщающего характера и словарному диктанту.

В помощь учителю в образовательной системе начальной школы  разработаны тетради на печатной основе для каждого класса. В них предусмотрены все проверочные работы, тексты контрольных списываний и место для написания диктантов. За каждый из этих видов работ отметка выставляется обязательно. При этом проверочные работы не пересдаются. Пересдачей считается аналогичное задание контрольной работы.

За работы обучающего характера (изложение, сочинение) выставляются только положительные отметки. Самостоятельные работы обучающего характера проводятся на каждом уроке и занимают от 10 до 15 минут. Отметка 2 за самостоятельные работы не ставится  На основе отметок за контрольные работы выставляется итоговая отметка –  показатель уровня обученности, который ученик продемонстрировал в данной четверти. 

Итоговая отметка не может быть простым среднеарифметическим данным по текущей проверке. Она выставляется с учётом фактического уровня подготовки, достигнутого учеником к концу определённого периода.

При этом ученик получает право исправить плохую отметку, получить более высокую и повысить свою успеваемость.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Технология оценивания метапредметных результатов в начальной школе.»

 Технология оценивания метапредметных результатов в начальной школе Подготовила: учитель начальных классов:  Браева О.В.

Технология оценивания метапредметных результатов в начальной школе

Подготовила: учитель начальных классов:

Браева О.В.

Метапредметные  результаты образования - это комплекс познавательных, регулятивных и коммуникативных результатов.

Метапредметные результаты образования -

это комплекс познавательных, регулятивных и коммуникативных результатов.

Объект оценки метапредметных результатов  - сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью

Объект оценки метапредметных результатов

- сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью

 Технологическая карта формирования УУД:

Технологическая карта формирования УУД:

Регулятивные УУД  Сформированность УУД у детей при поступлении в школу:

Регулятивные УУД Сформированность УУД у детей при поступлении в школу:

Познавательные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Коммуникативные УУД

Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования

Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования

Лист индивидуальных достижений по формированию Универсальных Учебных Действий ученика

Лист индивидуальных достижений по формированию Универсальных Учебных Действий ученика

Сформированность метапредметных УУД на предметах

Сформированность метапредметных УУД на предметах

РУССКИЙ ЯЗЫК, 1 класс.

РУССКИЙ ЯЗЫК, 1 класс.

МАТЕМАТИКА.1класс.

МАТЕМАТИКА.1класс.

Окружающий мир. 1 класс .

Окружающий мир. 1 класс .

ТЕХНОЛОГИЯ. 1 класс.

ТЕХНОЛОГИЯ. 1 класс.

Оценочная деятельность учителя - это важная составляющая современного образовательного процесса, так как необходимо получение объективной информации о состоянии и динамике формирования метапредметных результатов школьников в условиях реализации ФГОС.

Оценочная деятельность учителя - это

важная составляющая современного образовательного процесса, так как необходимо получение объективной информации о состоянии и динамике формирования метапредметных результатов школьников в условиях реализации ФГОС.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей