Образы чиновников в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»
Цель: обосновать типичность каждого из чиновников, раскрыть мастерство типизации и индивидуализации, присущее Н. В. Гоголю.
Задачи:
Образовательные: продолжить знакомство с комедией, раскрыть идейный смысл произведения, побуждая учащихся к самостоятельному анализу образов чиновников в комедии Гоголя и внимательному прочтению деталей гоголевского произведения
Развивающие: развитие навыков творческого чтения, устной связной речи, мышления;
Воспитательные: прививать любовь к слову, любовь к русской литературе, воспитывать патриотизм, самостоятельность.
Основные виды деятельности: беседа; комментированное чтение; презентация; устное словесное рисование; исследовательская работа; записи в тетрадь и учебный словарик.
Термины: типизация и индивидуализация характера, система образов, идея, социальная сатира, юмор, конфликт, сюжет, оксюморон, метафора.
Наглядность и оборудование:
тексты комедии, интерактивная доска «SMART Board», слайды с фамилиями чиновников, толковый словарь С. И. Ожегова, иллюстрации к комедии «Ревизор».
Тип урока : урок комплексного применения знаний и умений
Форма работы : работа в группах
Ход урока
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний и умений.
- Во главе каждого заведения стоят чиновники. Кто такие чиновники и какова их роль в городе?
По словарю С. И. Ожегова: «Чиновник – государственный служащий, имеющий чин, служебное звание».
Действительно, чиновники – это виновники всех событий, происходящих в городе, а также «виновники» нашего сегодняшнего урока. Об образе города и состоянии дел в различных учреждениях мы можем судить по поступкам, поведению и душевным качествам тех, кто управляет, организует жизнь города. В комедии Гоголя перед нами представлены чиновники всех основных ведомств уездного города начала 19 века. Интересно, что чиновники на протяжении практически всего развития действия комедии держатся вместе. Как вы считаете, почему? Что их связывает?
Проверка творческого домашнего задания
Досье на каждого чиновника в форме таблицы.
Ф И О | Занимаемая должность | Должностные обязанности | Положение дел по факту | Цитатная характеристика |
3. Мотивация учебной деятельности. Постановка задач урока
«Тема нашего урока „Образы чиновников“. Однако если вспомнить слова Гоголя из „Авторской исповеди“, свою задачу он видит в том, чтобы показать: „Россия вся в пропасти“.
Смеяться „над отдельными людьми“ Гоголь считает занятием напрасным. Как это согласуется с тем, что герои комедии запоминаются на долгие годы своей удивительной неповторимостью и каждого из них Гоголь высмеивает с присущим ему язвительным остроумием? Эту проблему нам предстоит рассмотреть».
4. Закрепление
- Работа по группам (5групп). Каждой группе предлагаются задания для анализа образа одного чиновника:
1) говорящая фамилия;
2) сфера городской жизни, которой он руководит;
3)информация о положении дел в этой сфере;
4) детали;
5) ремарки;
6) речевые характеристики;
7) как ведёт себя на приёме у «ревизора».
5.Творческое применение знаний в новой ситуации (проблемные задания).
почему героев произведений Н. В. Гоголя, в том числе и героев «Ревизора», В. Г. Белинский назвал «знакомыми незнакомцами»?
Этот выразительный оксюморон побуждает размышлять над природой гоголевских образов. Каждый герой — «незнакомец» потому, что обладает индивидуальными, неповторимыми чертами и свойствами. Знаком же он каждому из нас потому, что узнаваем, типичен.
Жалкие проявления характеров своих героев, их суетливое поведение Гоголь изображает с искромётным юмором, все их деяния оценивает с позиций политической сатиры. Предлагаем учащимся высказаться по поводу того, что отличает юмор от сатиры.
Юмор обладает жизнеутверждающей, сатира — карающей силой; высмеивая недостатки жизни, юмор внушает человеку веру в возможность их преодоления, пробуждает улыбку, поднимает настроение; сатира призвана вызывать раздражение, возмущение, активное неприятие социальных и нравственных пороков.
Сатирические образы чиновников в «Ревизоре» являют собой колоссальное обобщение. Не случайно после премьеры комедии Николай I проницательно заметил: «Ну и пьеска! Всем досталось, а мне — более всех!»
Какие социальные пороки (пороки общества) воплощены в образах чиновников?
Кольца Венна : выявляем общее, что обьединяет 5 чиновников
· взяточничество
· казнокрадство
· низкопоклонство и подличанье перед властями, знатностью и богатством
· грубость перед низшими
· самоуправство
· произвол
· безнаказанность
· мошенничество
6.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Сочинение- миниатюра на выбор:
1) Типичное и индивидуальное в образе чиновников комедии «Ревизор»
2) Над чем смеётся Гоголь в своей комедии?
7.Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности
«Три М»
Учащимся предлагается назвать 3 момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.