Задачи: дать обучающимся понятие о системе образов поэмы « Мертвые души»; ознакомить обучающихся с образами помещиков на примере Манилова и Коробочки; формировать умения и навыки строить ответ на вопрос о художественном произведении с опорой на теоретико-литературные знания; совершенствовать навыки аналитической работы с прозаическим текстом; способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся; воспитывать культуру читательского восприятия.
Оборудование: учебник, текст поэмы « Мертвые души», презентация, раздаточный материал, таблица, иллюстративный материал по теме урока.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают о системе образов поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души», умеют характеризовать персонажей поэмы, анализировать текст, пересказывать отдельные эпизоды в форме описания, участвуют в беседе, вырабатывают свою точку зрения на художественное произведение в соответствии с авторской позицией и исторической эпохой.
Ход урока
I.Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
Беседа (анализ первой главы)
- Расскажите, что вы узнали из прочитанного о главном герое произведения.
- Какой была цель его приезда в губернский город?
- Найдите в тексте и прочитайте портретное описание Чичикова. Как вы думаете, почему писатель выделяет его безликой внешностью? Обоснуйте свой ответ. Какими словами автор выражает свое отношение к персонажу?
III. Мотивация учебной деятельности
Поэма была задумана Гоголем как широкое эпическое полотно, в котором автор хотел правдиво отразить, как в чистом зеркале, живую современность.
В поэме отразилась Россия первой трети XIX века — Россия того времени, когда царское правительство, расправившись с декабристами, с мечтами лучших людей страны о введении республиканского правления, усиленно создавало чиновничье-бюрократический аппарат, когда пошли в гору напористые Чичиковы — дельцы-приобретатели, способные делать деньги из чего угодно.
Поэма построена в форме путешествия и позволяет читателю заглянуть во все интересующие его детали. Предмет внимания — «господин средней руки.
Система образов. Образная система поэмы строится в соответствии с тремя основными сюжетно-композиционными звеньями: помещичья, чиновничья Россия и образ Чичикова. Своеобразие системы образов состоит в том, что контраст героям, показанным в реальном плане поэмы, составляет план идеальный, где присутствует авторский голос и создается образ.
Первую главу поэмы можно определить как своеобразное вступление. Действие еще не началось, и автор лишь в общих чертах обрисовывает героев. Читатель начинает догадываться, что Чичиков приехал в губернский город с какими-то намерениями, которые выясняются позднее.
IV.Работа над темой урока
1.Вступительное слово учителя.
Создавая образы помещиков, Гоголь не просто показывает нам разные типажи владельцев крепостных душ: мечтательных бездельников (Манилов), абсолютно равнодушных ко вверенным ему крепостным; скупердяев (Собакевич), которые ничего не упустят в жизни; "дубиноголовых" коробочек, увязших в мелком натуральном хозяйстве, где взят на учет каждый клочок земли, каждый кусочек, каждый ящичек и шкатулочка; бессмысленных задир (Ноздрев), который больше бесчинствует на ярмарках да по соседским поместьям, чем бывает дома; и наконец, феноменальных со всех сторон плюшкиных. Автор создает целую систему образов, очень реалистическую и в то же время отчетливо сатирическую. Он показывает нам "героев" со всех сторон, используя при этом три вида описания: портрет, пейзаж имения, интерьер дома помещика.
2.Коллективная работа по составлению опорной схемы – конспекта « Система образов поэмы» (запись на доске и в тетради)
Система образов поэмы
Чичиков | Помещики, деревенские жители |
Манилов |
Коробочка |
Ноздрев |
Собакевич |
Плюшкин |
Чичиков | Чиновники и городские жители |
Губернатор |
Почтмейстер |
Полицмейстер |
Прокурор |
3.Аналитическая беседа « Размышляем, обсуждаем»
а) Анализ второй главы
- Кого из помещиков Чичиков навещает первым?
- Когда происходит первая встреча Чичикова с Маниловым?
- Какая деталь в описании героя является ведущей?
-Расскажите, кто такой Манилов. Какое впечатление он на вас произвел?
- Как автор характеризует Манилова? Какая черта Манилова является ведущей? Примеры из текста.
- Чем был занят помещик? Как он относится к своему имению?
- Найдите в тексте и прочитайте описание интерьера дома Манилова. – Выразительно прочитайте, как Манилов отреагировал на предложение Чичикова продать « мертвых душ». Как характеризует эта сцена Манилова?
Аргументируйте свой ответ.
- Объясните термин « маниловщина».
- Прокомментируйте оценку этой главы, данную В.А. Жуковским: « Смешно и больно».
б) Анализ третьей главы
- С помощью каких художественных средств автор раскрывает образ Коробочки? Примеры из текста.
- Найдите в тексте и прочитайте характеристику Коробочки. Какая черта Коробочки является ведущей? Примеры из текста.
– Выразительно прочитайте, как Коробочка отреагировала на предложение Чичикова продать « мертвых душ». Как характеризует эта сцена Коробочку?
- Подумайте, можно ли назвать этот образ типичным? Почему?
- Какой художественный прием усиливает авторское обобщение? Примеры из текста.
4. Коллективная работа над составлением таблицы «Герои поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души»
Образы помещиков |
помещик | Характеристика | Отношение к просьбе о продаже мертвых душ |
Манилов | Пошлый и пустой. Два года лежит в его кабинете книга с закладкой на одной странице. Слащава и приторна его речь. | Удивился. Думает, что это незаконно, однако отказать не может столь приятному человеку. Отдает бесплатно крестьян. При этом не знает, сколько душ имеется у него. - |
Коробочка | Знает цену деньгам, практична и хозяйственна. Скупая, бестолковая, дубинноголовая, помещица-накопительница | Хочет знать, для чего души Чичикову. Число умерших знает точно (18 человек). Смотрит на мертвые души как на пеньку или сало: вдруг пригодятся в хозяйстве |
Ноздрев | Считается хорошим товарищем, однако готов всегда напакостить другу. Кутила, игрок в карты, "разбитной малый". Разговаривая, перескакивает постоянно с предмета на предмет, использует брань | У этого помещика, казалось бы, легче всего было Чичикову заполучить их, но он единственный, кто оставил его ни с чем. |
Собакевич | Неотесан, неуклюж, груб, неспособен выразить переживания. Жесткий, злобный крепостник, не упускающий никогда выгоды. | Самый сообразительный из всех помещиков. Сразу раскусил гостя, совершил сделку с выгодой себя. |
Плюшкин | Когда-то была у него семья, дети, а сам он являлся бережливым хозяином. Но смерть хозяйки превратила этого человека в скрягу. Он стал, как и многие вдовцы, скупым и подозрительным | Изумило и обрадовало его предложение, поскольку будет доход. Продать души согласился по 30 копеек (всего 78 душ). |
5.Сопоставительная работа
Анализ образов Манилова и Коробочки ( в парах)
помещик | Окружающая обстановка | портрет | характер | Отношение к просьбе Чичикова |
Манилов (познакомился в городе, ехал по приглашению) | Дом господский стоял одиноко на возвышении; скучно-синеватый лес; день не то ясный, не то мрачный, светло-серый; в доме чего-нибудь вечно недоставало; стены выкрашены какой-то голубенькой краской вроде серенькой. | На взгляд человек видный, приятный, улыбался заманчиво; был белокур, с голубыми глазами | Человек так себе, ни то ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан; дома говорил очень мало; много думал, фантазировал; уже 2 года читал 14-ю страницу | Удивился, согласился передать бесплатно; не знает, сколько у него умерло крестьян |
Коробочка (попал случайно во время дождя) | Небольшой домик, полный двор птиц, старенькие обои, картины с птицами, старинные маленькие зеркала, огромные перины | Женщина пожилых лет, в спальном чепце, с фланелью на шее | Гостеприимная, торгует мёдом, пенькой, салом, перьями | Интересуется, зачем они ему; знает точное количество умерших (18 душ), боится понести убытку, хочет немного подождать, согласилась продать за 15 ассигнаций |
Ученик:
Ноздрев – полная противоположность Манилову и Коробочке. Он непоседа, герой ярмарок, балов, попоек, карточного стола. У него «неугомонная юркость и бойкость характера». Он – буян, кутила, враль, «рыцарь кутежа». С этим героем мы встречаемся в 4 главе поэмы, в которой Чичиков, выехав от сердобольной Коробочки, направился к Собакевичу. Заехав в трактир пообедать, Чичиков встречает там Ноздрева, который бросается к нему как к старому знакомому. (зачитывает описание Ноздрева со слов: «Это был мужчина высокого роста…» и до слов: «…так и прыскало с лица его».)
Ноздрев ехал с ярмарки, куда крестьяне из его имения возили продавать плоды по самым выгодным ценам, а хозяин все прокутил и проиграл в несколько дней. Как Хлестаков, Ноздрев стремится показаться значительнее и богаче. Свое хозяйство он совсем запустил. В отличном состоянии у него только псарня. Ноздрев нечестно играет в карты, всегда готов «ехать куда угодно, хоть на край света, войти в какое хотите предприятие, менять все что ни есть на все что хотите». Однако все это не обогащает его, а, напротив, разоряет. Учитывая, что Ноздрев своим поведением как прожигатель жизни должен быть исключен в поэме из круга помещиков, передаю «дело» в суд.
Суд над Ноздревым.
Судья: Приняв к сведению заявление, объявляю судебное разбирательство открытым. Слово прокурору (обвинителю).
Прокурор: Почему мы считаем Ноздрева «мёртвой душой»? да потому что за ним числится ряд смертных грехов, а именно:
подсудимый своей беспутной жизнью довёл до смерти жену, оставив сиротами детей, которых «подкинул» на воспитание смазливой няньке.
В образе Ноздрёва Гоголь наглядно показывает все противоречия между интересами крестьян и помещиков. Всё вырученное от выгодной продажи произведённого крестьянами товара он проигрывает в карты и пропивает.
Ноздрев оскорбительно ведёт себя с Чичиковым грозя повесить его на первом дереве. Это прямая угроза жизни главного героя.
Он неуважительно отзывается о помещиках-соседях и чиновниках города.
Он постоянно дерётся в общественных местах. Недаром Гоголь зовёт его «историческим человеком», «разбитным малым».
Считаю, что Ноздрёв заслуживает высшей меры наказания – изгнания его из русской литературы.
Судья: Слово защите.
Адвокат (защитник): господин судья, господа присяжные заседатели. Мы выслушали прокурора, но я прошу глубже разобраться в причинах, побудивших моего подзащитного к подобных поступкам.
Ноздрёв стал Ноздрёвым из-за губительного воздействия крепостного права в России. Жизнь за счёт крепостных, их труда, бездействие, вседозволенность родовых помещиков. Достаток и много свободного времени, которое некуда деть кроме посещения балов, пирушек, званых обедов, - всё это и привело Ноздрёва на скамью подсудимых. Прошу быть к нему снисходительными.
Судья: Что скажут присяжные?
Присяжные: Мы достаточно хорошо разобрались в той ситуации, которая раскрылась перед нами. От имени присяжных заседателей хочу обратить внимание на подсудимого. (обращаясь к портрету Ноздрёва.)
Перед нами красавец, изображённый, художником Боклевским. Человек приятной наружности, высокий, с пышной шевелюрой и длинными, в завитушках, усами. Жизнерадостный, полный энергии, пышущий здоровьем, обожающий животных.
Разве можно такого «героя» выбросить из литературы? По его виду можно предположить, что этот герой выдержит критику ещё не одного поколения учащихся. Мы решили оставить Ноздрёва в литературе для дальнейшего изучения.
Судья: Приговор вынесен. На этом судебное заседание считаю закрытым.
V. Подведение итогов урока
Обобщающее слово учителя
Герои Гоголя не были для Боклевского выдуманными, книжными персонажами. Он долгие годы жил в Рязанской губернии и легко узнавал в чиновниках и помещиках города N хорошо известные ему нравы русской провинции.
Боклевский полностью отказывается от воспроизведения бытовых деталей, обстановки. Его главная задача – передать интеллектуальную скудость, нравственное убожество гоголевских типов. Поэтому художник ограничивается только портретами героев, концентрирует внимание на изображении их лиц.
Манилов представлен художником отдыхающим в послеобеденный час. Распустив галстук, расстегнув жилет, с неизменной трубкой с длинным чубуком, он нежится в мягком кресле. Манилов – деликатный, образованный барин. Поэтому пуховики располагают его к мечтательности. Он завёл глаза, запрокинул голову – унёсся фантазией под облака. Однако с подушек он не поднимается, пребывает в полной праздности, и зрителю ясно, что фантазии Манилова так же эфемерны, как дым, выходящий из его трубки.
Коробочка – "одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожай, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещённые по ящикам комодов". Акварельный портрет Коробочки представляет добродушную старушку небольшого роста, в чепце и капоте, в смешных вязаных башмачках. Круглая, мягкая фигура Настасьи Петровны, с какой-то тряпкой, повязанной на шее, удивительно напоминает плотно набитый куль или мешок – немаловажный атрибут домовитой помещицы. Боклевский часто придаёт гоголевским персонажам наружность, сходную с тем или иным животным. Это создаёт у зрителя дополнительные ассоциации, которые способствуют лучшему пониманию сущности образа. Так, не случайно Собакевич похож на медведя, а Чичиков – на хитрую лису. Коробочка Боклевского заставляет подумать о ком-либо из небольших грызунов, заботливых, домовитых зверьков, которые всё, что ни увидят, тащат в свою норку. В самом деле, у неё круглые, удивлённые глазки, треугольником поднятая верхняя губка, обнажающая резцы, и, наконец, коротенькие ручки, простодушно сложенные поверх выступающего брюшка, совсем как лапки мыши.
VI. Домашнее задание
1.Прочитать 5-6 главы, вопросы и задания 4-6 на с.29
2.Опережающее задание. Подготовить ответ устно на проблемный вопрос: «С какой целью Чичиков на протяжении пяти глав посещает помещиков?»
VII. Рефлексия «Плюс – минус – интересно»