СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Образы природы в музыке"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Образы природы в музыке"»

Урок музыки в 3-м классе по теме: "Образы природы в музыке"

Тема: Образы природы в музыке и живописи.

Цель:

- учить видеть и использовать краски состояния утренней и вечерней природы;
- учить слышать и передавать в собственном исполнении настроение утра и вечера.

Оборудование: портрет Эдварда Грига, аудиозапись, картины художников с изображением утреннего и вечернего пейзажа , карточки со словами: флейта, силуэт, храм природы, Эдвард Григ; образцы пейзажей: утро и вечер; изображение флейты.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Вступительная беседа.

Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
С.Смирнов.

- Как вы думаете, какому храму будет посвящен наш урок?

(На доску помещается карточка «ХРАМ ПРИРОДЫ».)

- Чтобы увидеть и услышать красоту природы, мы совершим экскурсию в картинную галерею.

- Природа бывает разная: спокойная, шумная, ветреная, дождливая и т.д.

3. «Утро» Э.Грига из сюиты «Пер Гюнт».

- Послушайте, о каком времени суток я прочту?

Ясно утро. Тихо веет
Теплый ветерок;
Луг, как бархат зеленеет,
В зареве восток.
И.Никитин.

- В каком состоянии природа? (Спокойная, тихая, теплая.)

- Послушайте музыкальную загадку и скажите, созвучны ли стихотворение и музыка?

(Учитель предлагает послушать «Утро» Э.Грига.)

- Расскажите об этой музыке по плану:

название
композитор
исполнители
лад
форма
динамика
темп
характер
настроение

(План ответа помещается на доске.)

- «Утро» - маленькая музыкальная картина. Пер Гюнт встречает восход солнца в Египте, но перед его глазами – родная Норвегия. Он представляет себе, как чуть шелестит ветерок в листве, как просыпаются с пением птицы, как солнце поднимается все выше и освещает горы. Мелодия звучит спокойная, прозрачная, как родниковая вода. Начало ее похоже на пастушечьи наигрыши. Сходство в том, что главную мелодию играет флейта.

- Флейта – деревянный духовой инструмент, один из самых древних по происхождению.

- Сядьте как исполнители. Показывая руками, как восходит солнце, исполним главную мелодию.

- Посмотрите на картины.

- Какие краски используют художники: теплые или холодные?

- Правильно, холодные. Солнце низко, кругом туман, лучи рассеяны, скользят по земле, утром воздух прохладный.

4. «Заход солнца» Э.Грига.

- Какое время суток спряталось в этом стихотворении?

Летний вечер тих и ясен,
Посмотри, как дремлют ивы,
Запад неба бледно красен,
И реки блестят извивы…
А.Фет.

- Послушайте музыкальную загадку.

(Учитель предлагает послушать «Заход солнца» Э.Грига.)

- Можно ли объединить стихотворение и песню?

- Что их роднит?

- Расскажите о музыке, которую вы услышали?

(Ученики отвечают по плану.)

- Песня заканчивается словами «Скоро солнце пропадет за алой полосою», а инструментальное заключение дополняет и завершает поэтическую картину.

Вокально-хоровая работа:

- точное исполнение распевов;

- работа над динамикой.

- Посмотрите на картины.

- Какие краски используют художники?

- Солнышко днем все вокруг согревало своими лучами, воздух теплый, все замирает, засыпает.

- Поиграем в «Волшебные краски». У вас на столах лежат краски с палитры. Первый вариант показывает краски утра, холодные, а второй вариант – краски захода солнца, теплые.

(На каждой парте лежат по 2 кружка разного цвета: холодный и теплый.)

Исполнение песни Мы желаем счастья вам.

Практическая работа детей.

- Мы пополним картинную галерею новыми работами. Создадим свои картины природы.

- Деревья изобразим силуэтами.

Силуэт – очертание предмета, похожее на его тень.

1. Линия горизонта ниже середины или посередине листа. Берем синюю краску.
2. Смачиваем лист слева направо губкой или широкой кистью.

- Выберите то время суток, которое соответствует вашему настроению.

( Звучит музыка Э.Грига.)

.

(Дети изображают пейзаж утра, вечера.)

6. Итог урока.

- Молодцы!

- Вы передали свое настроение в картинах природы с помощью звуков и красок.

Д/з: нарисовать картинку природы по желанию.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!