СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Образы симфонической музыки. Метель. Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина" 6 класс

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта по теме: "Образы симфонической музыки. Метель. Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина"

Просмотр содержимого документа
«"Образы симфонической музыки. Метель. Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина" 6 класс»

Технологическая карта урока

Предмет - Музыка

6 класс

Учитель-

Гаврилова Мария Владимировна

Тип урока

Урок освоения нового знания

Тема урока

Образы симфонической музыки. «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина

Цель урока

Рассмотрение возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения на примере музыкальных иллюстраций Г.Свиридова к повести А.С.Пушкина «Метель»

Задачи урока

- познакомиться с историей создания произведения;

- посредством определения учащимися эстетических эмоций и способами их выражения, выявить признаки звучания и выразительность музыкальных инструментов в симфоническом оркестре;

- обратить внимание учащихся на форму произведения и приёмы развития музыки.

Планируемые образовательные результаты

-Личностные: научить слушать и понимать симфоническую музыку, получая при этом высокое эстетическое наслаждение; желание слушать её и исполнять, совершенствовать эмоциональную сферу; художественный, музыкальный и эстетический вкус, нравственные качества личности;

-Познавательные: учиться воспринимать музыку, разбираться в музыкальной драматургии произведения; развивать умения слышать образное содержание; воспитывать интерес и любовь к музыке, потребность общения с ней;

-Регулятивные: уметь управлять своими знаниями в новой ситуации;

-Коммуникативные: уметь работать в малых группах, выражать свою позицию, выяснить какую роль играет литература в музыке.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Выразительность, изобразительность, приемы развития, вальс, форма, сходство, контраст, лад, тембр, романс, диалог интонация, тембр, пастораль, военный марш, контраст образов, гомофония, полифония, лирические образы, драматические образы.

Оборудование

Средства ИКТ

Компьютер, проектор, колонки.


Приборы и материалы

Презентация, фонотека, тетради, карточки, цветные карандаши.


Организационная структура урока


Основные этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

Организационный момент

Цель – создание комфортной образовательной среды

 Слайд 1.

Здравствуйте, ребята! Я рада вновь видеть вас. Надеюсь, у вас хорошее рабочее настроение. Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить такое настроение в течении всего урока. В результате совместных усилий, мы с вами поставим и достигнем цели нашего урока.   Сегодня мы продолжаем постигать секреты музыки.

Приветствие учителя, учащихся и гостей.

Результат: настрой учеников на рабочий лад, создание комфортной образовательной среды.

Актуализация знаний, формулирование темы урока, постановка цели.

Методы обучения:


Частично-поисковый

Результат: формулирование темы, постановка цели и задач урока.

Формы обучения:

Беседа

Ход урока

Слайд 1.

- Что изображено на слайде? (симфонический оркестр)

- На прошлом уроке мы познакомились с некоторым теоретическим материалом о сюите Георгия Свиридова. Сегодня же нам предстоит сопоставить эти записи с вашими знаниями и чувствами при прослушивании фрагментов произведения. Однако, на прошлом уроке мы так и не определили тему занятия. Ваши предположения? (ответы учеников)

- Не спроста вы видите перед собой симфонический оркестр. Данное произведение исполняется именно им. Поэтому сопоставив картинку и материал в тетради поставим цель урока.

Слайд 2.

- Напомните мне, как называются музыкальные произведения, в основу которых лег литературный сюжет? (программные).

- Предположим цели и задачи урока, исходя из темы. (ответы учеников)

Слайд 3,4.

Слайд 5. А вот так выглядел мэтр.

Изучение и закрепление нового материала


Методы обучения:


Объяснительно-иллюстративный, частично поисковый.

Результат:

Формы обучения:

Беседа, рассказ, работа с карточками.

Ход урока

Повесть «Метель» была написана Пушкиным в 1830 году, в золотую пору его творчества, оставшуюся в истории под названием «Болдинская осень». Посетив свое нижегородское имение Болдино, Пушкин вынужден был там остаться надолго в связи с объявленным холерным карантином. И в этом вынужденном уединении появилось множество произведений разных жанров, в том числе «Повести Белкина».

Пушкин написал «Метель» за один день, 20 октября. Эта история – некая шутка судьбы. Провинциальная 17-летняя девица Марья Гавриловна Р. Решила бежать из дома, чтобы тайно обвенчаться со своим бедным, и потому неприемлемым для родителей, избранником. Но метель вмешалась в планы влюбленных и в результате изменила полностью судьбы трех человек.

Композитора же привлекла идея воссоздать в музыке образ современной Пушкину провинциальной России. Поэтизация простой жизни маленьких городков и усадеб стала основным в его музыкальном решении.

В 1973 году из отдельных музыкальных эпизодов, созданных для кинофильма, композитор решил составить сюиту.

Детям предлагаются карточки и цветные карандаши, с помощью которых они будут делать заметки по ходу слушания музыкальные фрагментов сюиты.

Слайд 6.

- Прочтите вместе два четверостишия из стихотворения А.С.Пушкина «Зимняя дорога».

- Лена Ш. подготовила фрагменты из повести и прочитает их нам.

Слайд 7.

- Давайте прослушаем фрагмент и поделимся своими эмоциями в карточках.

Слайд 8.

- Следующая часть называется … (ответы учащихся). Она вводит нас в атмосферу праздничности, радостного волнения, приподнятого настроения. А вашему вниманию представлены полотно Н.Ульянова и рисунки Н Кузьмина, на которых вы видите Александра Сергеевича с супругой Натальей Николаевной. Послушаем фрагмент и сделаем пометки в карточках.

Слайд 9 показывает нам известные фрагменты сюиты, с которыми мы знакомились в 5 классе.

Кто вспомнит, как они назывались? … (Ответы учащихся).

Слайд 10.

- Прежде, чем мы прослушаем романс без слов Г. Свиридова, давайте прослушаем романс Зубова на слова неизвестного автора «Не уходи, побудь со мною…». А теперь наш фрагмент.

Не забываем делать зарисовки.

Слайд 11.

События повести происходят во времена Отечественной войны1812 года. И непосредственно связаны с сюжетом повести.

- А с чем именной? … (ответы учащихся). С какими героями?

Слайд 12.

Свиридов хотел показать следующим фрагментом, что на балах и приемах музыканты исполняли не только модные танцы и песни, но и военные марши. Как вы думаете, с чем это связано? … (ответы учащихся).

Слайд 13.

Драматизмом и накалом чувств наполнена следующая пьеса.

- Катя Б. прочтет нам отрывок из повести, а фоном мы услышим фрагмент сюиты.

- Выполняем задания в карточках.

Контролирующее задание


Методы обучения:



Результат:

Формы обучения:


Ход урока


Рефлексия учебной деятельности


Методы обучения:



Результат:

Формы обучения:


Ход урока

Слайд 14.

- Итак, сегодня мы шажочек стали ближе к миру искусства посредством своих чувств и восприятия. Поэтому, кто готов поделить словами-характеристиками прослушанных фрагментов, использованными цветами?

… (ответы учащихся)

- И еще одно важное дело осталось для нас, разверните лист, вы увидите пирамиду. Основание пирамиды означает, что сегодня вам было трудно усвоить новую тему и вы не справились с заданиями. Средняя часть указывает, что вы на верном пути, т.е еще чуть-чуть и данный материал бы вам дался. А вершина говорит о том, что все сегодня вам было понятно, вы прониклись произведениями классиков и получили удовлетворение от урока. Нарисуйте человечка-вас в нужной части пирамиды.

- Всем спасибо за урок, удачного дня.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!