Повесть «Метель» была написана Пушкиным в 1830 году, в золотую пору его творчества, оставшуюся в истории под названием «Болдинская осень». Посетив свое нижегородское имение Болдино, Пушкин вынужден был там остаться надолго в связи с объявленным холерным карантином. И в этом вынужденном уединении появилось множество произведений разных жанров, в том числе «Повести Белкина». Пушкин написал «Метель» за один день, 20 октября. Эта история – некая шутка судьбы. Провинциальная 17-летняя девица Марья Гавриловна Р. Решила бежать из дома, чтобы тайно обвенчаться со своим бедным, и потому неприемлемым для родителей, избранником. Но метель вмешалась в планы влюбленных и в результате изменила полностью судьбы трех человек. Композитора же привлекла идея воссоздать в музыке образ современной Пушкину провинциальной России. Поэтизация простой жизни маленьких городков и усадеб стала основным в его музыкальном решении. В 1973 году из отдельных музыкальных эпизодов, созданных для кинофильма, композитор решил составить сюиту. Детям предлагаются карточки и цветные карандаши, с помощью которых они будут делать заметки по ходу слушания музыкальные фрагментов сюиты. Слайд 6. - Прочтите вместе два четверостишия из стихотворения А.С.Пушкина «Зимняя дорога». - Лена Ш. подготовила фрагменты из повести и прочитает их нам. Слайд 7. - Давайте прослушаем фрагмент и поделимся своими эмоциями в карточках. Слайд 8. - Следующая часть называется … (ответы учащихся). Она вводит нас в атмосферу праздничности, радостного волнения, приподнятого настроения. А вашему вниманию представлены полотно Н.Ульянова и рисунки Н Кузьмина, на которых вы видите Александра Сергеевича с супругой Натальей Николаевной. Послушаем фрагмент и сделаем пометки в карточках. Слайд 9 показывает нам известные фрагменты сюиты, с которыми мы знакомились в 5 классе. Кто вспомнит, как они назывались? … (Ответы учащихся). Слайд 10. - Прежде, чем мы прослушаем романс без слов Г. Свиридова, давайте прослушаем романс Зубова на слова неизвестного автора «Не уходи, побудь со мною…». А теперь наш фрагмент. Не забываем делать зарисовки. Слайд 11. События повести происходят во времена Отечественной войны1812 года. И непосредственно связаны с сюжетом повести. - А с чем именной? … (ответы учащихся). С какими героями? Слайд 12. Свиридов хотел показать следующим фрагментом, что на балах и приемах музыканты исполняли не только модные танцы и песни, но и военные марши. Как вы думаете, с чем это связано? … (ответы учащихся). Слайд 13. Драматизмом и накалом чувств наполнена следующая пьеса. - Катя Б. прочтет нам отрывок из повести, а фоном мы услышим фрагмент сюиты. - Выполняем задания в карточках. |