ИЗО 5 класс
Тема урока: Образы старинной архитектуры.
Цели урока:
1) формировать представления о том, что архитектура хранит исторические черты того времени, в которое она создавалась; научить определять роль архитектуры в организации пространства населённого пункта (города, деревни, села);
2) вырабатывать навыки смешивания красок для получения нюансов или нахождения контрастного цветового решения (работа кистью, графическими инструментами, работа с палитрой, белилами, получение большого количества серого, знакомство с ахроматическим решением картины);
3) воспитывать любовь к архитектурным памятникам города, к их бережному отношению.
Планируемые результаты:
Предметные: учащиеся расширят представление об образах старинной архитектуры.
Метапредметные:
Регулятивные: целеполагание.
Познавательные: извлечение, переработка информации; строение письменного высказывания.
Личностные: саморазвитие; осознание значимости учебной деятельности.
Коммуникативные: развитие основных видов речевой деятельности.
Художественные материалы и инструменты: карандаш, краски, кисти,мелки.
Ход урока:
1. Организационное начало урока (приветствие учителя, проверка готовности к уроку)
2.Мотивация. Знакомство с учебником.
3. Вводная беседа.
-Ребята, что изображают художники на своих картинах? (Людей, дома, природу)
-Да, действительно, изображение архитектурных сооружений широко распространено в изобразительном искусстве. Многие исторические события рисуют на фоне архитектурных сооружений, например В.И. Суриков «Утро стрелецкой казни»,часто архитектурные постройки встречаются и в картинах-пейзажах.
- Скажите, пожалуйста, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
- Может кто-то назовет тему сегодняшнего урока?
4. Сообщение темы урока (учащиеся самостоятельно называют тему или формулируют ее вместе с учителем)
- чему должны научиться сегодня на уроке?
5.Изучение нового материала.
Работа по учебнику (Учащиеся отвечают на вопросы)
Введение в тему.
-В чём отличие современных зданий от старинной архитектуры?
Верно замечено, что любая архитектурная постройка хранит черты времени, в которое она создавалась. Необыкновенно красив Московский Кремль, его главная Спасская башня. Кремль… Слово это вошло в обиход при Иване Калите, когда крепость на Боровицком холме опоясали мощные дубовые стены. При князе Дмитрии Донском был построен Кремль белокаменный. По размерам он близок к нынешнему. Территория Кремля представляла собой замкнутый треугольник из зубчатых стен. В эти годы и была построена над главными въездными воротами самая красивая проездная стрельница Кремля – Спасская башня. Для русской каменной архитектуры типично было сочетание красного цвета с белым. Оно характерно и для Спасской башни. Красный кирпич, белый резной камень, многоцветная поливная черепица, позолоченная медь сочетаются в ней. Особое место занимает белокаменный декор-излюбленное русское узорочье. Резным камнем декорированы части, венчающие башню, тут кружево: арочки и узоры, резные столбики и колонки. А рядом фигурки из камня птиц и животных, которые охраняли дома от злых сил. Лучшие мастера со всей Руси: из Москвы, Твери, Суздаля, Пскова, Владимира- строили главную башню Кремля. В ней нашел отражение высочайший уровень русского зодчества, воплотились народные представления о красоте.
-Какие черты архитектуры прошлого в нашем городевас привлекают?
- В чём по-вашему предназначение архитектуры?
-Архитектура организует жизненное пространство людей - и статическое пространство образующих его зданий, и динамическое пространство человеческого движения и деятельности. Люди чувственно переживают определённый минимум или максимум пространства, света, уединённости или открытости для жизни. Любой населённый пункт имеет свою историю, свой возраст, постройки, возведённые в разное время - и во времена образования города, и современные. Архитектура так же, как и пространство, организованное ею, подчиняется времени, имеет такие характеристики, как музыкальность, пластичность, определяющие образность и неповторимость конструкции зданий, их соразмерность и функциональность. Улица, город, село постоянно меняются: появляются новые дома, ветшают и разрушаются старые. Тем важнее для истории запечатлеть старинную архитектуру в произведениях живописи и графики.
Работа по учебнику. - Обратимся к иллюстрациям на страницах 32–33.
Беседа.
-Каким предстаёт мир в пейзажах художников, живших в разных странах?
-Как можно охарактеризовать небольшое, чуть заметное изменение в пространстве?
-Существуют ли такие понятия в музыке, цветовом решении картины?
-Каким образом они достигаются в живописи?
Отвечают на вопросы.
Закрепление изученного материала.
Таким образом, красота и гармония отражается во всех произведениях искусства в разных жанрах изобразительного искусства - пейзаже, натюрморте и др., в любом виде изобразительного искусства - живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве, архитектуре. Каждый из видов искусства использует свои выразительные возможности: живопись - цвет; графика - линию, штрих, пятно, ритм, тон; скульптура - соотношение масс, пластичность и силуэт. При этом могут быть использованы любые художественные материалы и инструменты - карандаш, краски, мелки, глина, камень, металл и т. п.
6. Практическая работа-творческая мастерская.
Учащимся предлагается сделать зарисовку (воссоздать образ) зданияпо воображению.
Учащиеся создают картину по воображению, активизируя зрительную память и ассоциативные формы мышления.
7. Рефлексия
что нового вы узнали на уроке?
- чему научились?
8.Выставка работ
9.Итоги урока.
10.Домашнее задание:п. 6 учебника ( по желанию)