СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Образы защитников Отечества в музыке русских композиторов»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Образы защитников Отечества в музыке русских композиторов»»

«Образы защитников Отечества в музыке русских композиторов»


Задача: продолжить знакомство с героическими образами в опере М. Глинки «Иван Сусанин» м в кантате С. Прокофьева «Александр Невский».


- С. Прокофьев «Вставайте, люди русские»

из кантаты «Александр Невский»

вокализация тем, слушание, движение



- С. Прокофьев «Мёртвое поле»

6-я часть кантаты «Александр Невский»

вокализация, слушание,

сопоставление с ИЗО



- «Солдатушки, бравы ребятушки»

«Славны были наши деды»

«Петровские канты»

Ария Ивана Сусанина

исполнение



- С. Прокофьев «Въезд Александра Невского

во Псков» из кантаты «Александр невский»

слушание и сопоставление с ИЗО



- М. Глинка Хор «Славься»

из оперы «Иван Сусанин»

слушание


Вспоминаем и поём темы хора, подчеркивая их контрастность: 1-ая тема звучит решительно, призывно; 2-ая тема (с. 20) исполняется напевно (в духе народных песен), но решительно. Слушаем. Выступление можно исполнит с движением, имитирующим удары в набатный колокол. Определяем трехчастную форму.


6-ая часть кантаты – «Мёртвое поле», как звучит вступление? В нём слышны скорбные интонации сродни народным песням – плачам. Эта часть – это песня девушки-невесты, разыскивающей среди павших в бою своих женихов, добрых молодцев. Поём мелодию в опоре на нотную запись (с. 21). Слушаем. Какие чувства переданы в музыке? Исполняет этот фрагмент известная русская певица, наша современница – Елена Васильевна Образцова (меццо-сопрано).

Рассматриваем картину В. Васнецова «Поле побоища Игоря Святославовича над половцами» (написана по мотивам литературного памятника Древней Руси «Слово о полку Игореве») и рисунок художника – оформителя. Можно спеть русскую народную песню «Ты река ль, моя реченька». Созвучную главной мелодии этой части кантаты.


Вспоминаем и исполняем темы музыкальных произведений, посвящённых героическим образцам. (Разворот «На великий праздник собралася Русь» с. 21-23).

- Героические образы представлены и в кантате С. Прокофьева.

Предлагаем познакомиться с последней 7-ой частью кантаты.

- Какие знакомые темы будут звучать в финале кантаты? (поднять руку) (мелодия хора «А и было дело на Неве-реке»)

Тема средней части хора «Вставайте люди русские» (На Руси родной…)

- Точно ли повторяет композитор эти темы или вносит в них изменения?


Принцип повторения тем других частей в финале кантаты (как один из принципов развития) даёт возможность композитору добиться интонационного единства.


- Тембром каких инструментов симфонического оркестра усилена праздничность звучания «торжество победы над врагами» (оркестровые колокола). Напоминаем тему хора «Славься» из оперы М. Глинки «Иван Сусанин». Величественность звучания хора также связана со звучанием колокольного звона (финал оперы – это народный праздник на Красной площади в Москве).


Рассматриваем картину С. Присекина «И клятву верности сдержали…» и воинские атрибуты – хоругвь с ликом Христа Спасителя, щит и меч (с. 22-23). На картине – горделивые фигуры русских солдат и офицеров на фоне храма. Этот разворот созвучен идее прославления защитников Отечества.


Образ А. Невского – великого полководца, благоверного великого князя, святого земли Русской вдохновили музыкантов, художников, поэтов на создание художественных произведений.

А в годы Великой Отечественной войны был восстановлен Орден Александра Невского, которым награждали особо отличившихся офицеров.