Урок литературы в 6 классе Учитель: Дюкова Оксана Васильевна МБОУ «Мещеринская СОШ №2»
Цели урока:
- Познакомить с ролью и местом обрядового фольклора в истории человеческой культуры и быту русского народа 18 – 19 вв.
- Познакомить с понятием «обряд» и ролью песни при совершении обрядов.
- Способствовать восприятию богатства старинной русской обрядовой поэзии.
- Воспитывать любовь и уважение к традициям русского народа.
ФОЛЬКЛОР
- (англ. folk-lore ) устное народное творчество;
- совокупность верований, обычаев, обрядов, песен, сказок и др. явлений быта народов.
ОБРЯД
- церемония, ряд строго определенных обычаем действий, сопровождающих и оформляющих совершение актов преимущественно культового характера.
Напр. Обряд венчания. Плач и причитания встречаются у нас в обрядах свадебных и похоронных.
Д.Н. Ушаков. Толковый словарь русского языка
Фольклор был неотъемлемой частью народного быта. Он сопровождал первую пахоту и уборку последнего снопа в поле, молодежные гулянья и рождественские или троицкие обряды, крестины и свадьбы. Обрядовые песни считались такой же обязательной составной частью обряда, как и основные обрядовые действия.
Считалось даже, что если не будут выполнены все обрядовые действия и исполнены сопровождающие их песни, то не будет достигнут желаемый результат.
Народные обряды делятся на два цикла:
календарные обряды , связанные с хозяйственной деятельностью крестьянина (земледелие, животноводство, охота). Календарные обряды приурочены к зиме, весне, лету, осени – в связи с распорядком сельскохозяйственных работ по временам года, а также зимнему и летнему солнцевороту (21, 22 декабря и 21, 22 июня)
семейно-бытовые обряды , связанные с рождением человека, его вступлением в брак, проводами в армию или смертью. Свадебный обряд состоял из ряда последовательных действий, ни одно из которых не пропускалось. На похоронах профессиональными плакальщицами (вопленицами) исполнялись причитания: эти плачи сопровождали все эпизоды похоронного обряда.
Календарно-обрядовые песни и обряды
Календарно-обрядовый фольклор –
это песни, танцы, различные действия, которые исполнялись во время обрядов календарного цикла (колядки, веснянки, масленичные песни, заклички, хороводные песни)
Календарно-обрядовые песни, как правило, невелики по объему и несложны по поэтической структуре.
В песнях упрашивают, призывают к добру Коляду, Масленицу, Весну, Троицу, а иногда упрекают в обмане и легкомыслии.
Зимние праздники. Святки.
Продолжались с 24 декабря по 6 января. Колядование начиналось в канун Рождества, 24 декабря: праздничные обходы домов с пением колядок, в которых славились хозяева дома и содержались пожелания богатства, урожая и т. д. Колядки исполнялись детьми или молодежью, которые несли на шесте звезду. Эта звезда символизировала Вифлеемскую звезду, которая появилась на небосводе в момент рождения Христа.
Приходила коляда накануне Рождества,
Сей, вей, посевай, с новым годом поздравляй!
Овсень, овсень ходи по всем!
Открывай двери, подымай с постели,
Открывай окно, запускай Рождество!
Хозяева одаривали колядовщиков конфетами, печеньем, деньгами. Если хозяева скупились, то колядовщики пели озорные колядки с шуточными угрозами, например:
Открывайте сундуки, доставайте пятаки.
Кто не даст пирога — мы корову за рога.
Кто не даст пышку, тому в лоб шишку!
Святочные песни и гадания
Один из обрядов святочной недели –
«подблюдные песни»,
когда девушки угадывали свою судьбу , доставая под песни свои украшения из блюда , накрытого полотенцем.
Весенние праздники Масленица – проводы зимы и встреча весны
На масленицу веселились от души: катались на тройках с бубенцами , ходили в гости , пекли румяные блины, пели, плясали и играли.
Весенние праздники Масленица – проводы зимы и встреча весны
Центральными обрядовыми действиями праздника являлись встреча Масленицы и ее проводы . Под веселые заклички сжигали чучело Масленицы, что, по мнению крестьян, должно было способствовать богатому урожаю. В песнях Масленицу, ругают, высмеивают, призывают возвратиться, называют шуточными человеческими именами: Авдотьюшка, Изотьевна, Акулина Саввишна и т. д.
Встреча весны. Жаворонки
В России широко бытовал обряд встречи весны. Поздняя весна приносила голод. В начале марта взрослые пекли обрядовое печенье в виде птиц-жаворонков, а дети несли их в поле или забирались на крыши, подбрасывали их вверх и выкрикивали песни-веснянки, в которых заклинали весну прийти поскорее и прогнать холодную зиму.
Летние праздники Троица – зеленые святки
В центре праздника – обряды с березкой.
Можно отметить, что он был наиболее богат
календарно-обрядовыми песнями, играми, хороводами.
Обряд кумления
Летние праздники
Купальские обряды
Крупным праздником был праздник Ивана Купалы.
Для крестьянина после Ивана Купалы начиналась
самая горячая пора – сенокос и жатва.
Важное место занимали обряды с водой:
чтобы быть здоровыми,
сильными, красивыми, обливались водой, купались.
В некоторых местах молодежь ходила по деревне и
исполняла песню, заклинавшую жито «чистое,
колосистое, ядрёное», чтобы урожай был богатым.
Осенние праздники. Жатва.
В начале жатвы обязательно совершали обряды
с первым снопом. Его называли именинным,
с песнями переносили с поля на гумно.
Именинный сноп
Гумно
Осенние праздники
Во время сбора урожая пели житные песни
Подведём итоги
1. Какой фольклор называется обрядовым?
2. Какие песни можно назвать календарно-обрядовыми?
3. Когда и где исполнялись колядки? Чем они отличаются от других песен?
4. Какие календарно-обрядовые песни можно назвать самыми веселыми?
5. Приходилось ли вам слышать подобные песни? Где и при каких обстоятельствах? Приходилось ли самим исполнять такие песни? Расскажите об этом подробнее.
Домашнее задание
- Изучить материалы учебника стр. 6 – 10.
- Подготовиться работать по вопросам 1 - 8, стр. 10 - 11
Источники:
- Толковый словарь русского языка: В 3 т. /Под ред. Проф. Д.Н. Ушакова – М.: Вече. Мир книги, 2001
- CD -диск В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин «Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 6 класс», - М.: Просвещение, 2010
- Литература: 6 кл.: Методические советы. / В.П. Полухина – М.: Просвещение, 2003
- Аникин В.П., Круглов Ю.Г. Русское народное поэтическое творчество. – Л.: Просвещение, Ленингр. отделение, - 1987
- Серия «Эрудит». Язык и фольклор. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006
- Фото из личного архива
- Картинки с сайта http://images.yandex.ru/yandsearch