СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обрядовые народные игры и традиционные текстильные куклы – скрутки

Нажмите, чтобы узнать подробности

сценарий развлечения по формированию у дошкольников интереса к традиционным русским народным играм и текстильным куклам.

Просмотр содержимого документа
«Обрядовые народные игры и традиционные текстильные куклы – скрутки»

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад № 42 г. Белово»










Обрядовые народные игры и

традиционные текстильные куклы – скрутки.





Подготовила:

Гук Е.И., воспитатель








2016 г.

Цель: Создание условий для сотрудничества детей и родителей через развитие у дошкольников интереса к традиционным русским народным играм и текстильным куклам.

Задачи:

Обучающие:

- формирование специальных компетенций у дошкольников: активность и умение ориентироваться в пространстве, при выполнении правил в играх, артистичность, простейших навыков выполнения русской народной куклы.

- формирование специальных компетенций у родителей: эмоциональная поддержка детей, навыки выполнения традиционной русской куклы «Мартинички».

Развивающие:

- формирование общих компетенций: развивать навыки межличностного общения (взаимодействие с партнером) в формах «ребенок - ребенок», «ребенок - родитель», «родитель – родитель»,

- развивать воображение, фантазию, умение проявлять оригинальные способности в выполнении творческой работы.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к традициям русского народа;

- воспитывать чувство семейного сплочения, любовь к родине.

Тип занятия: вводное занятие.

Оборудование: танцевальная мелодии, костюмы для действующих лиц, атрибуты русского быта, музыкальный центр, веревка с привязанными к ней куколками - «Мартиничками», коробка с записками, демонстрационная кукла – скрутка, буклет «Изготовление кукол – Мартиничек», нитки цветные (для вязания), нитки красные, платки – 5 шт., ножницы – 5 шт., обручи, мешки для прыжков – 2 шт., шапки Скоморохов – 2шт .

Музыкальный ряд: № 1 мелодия для выхода Скомороха; № 2 Хороводная игра «Бабушка Маланья» мп 3; № 3-5 русские народные мелодии для конкурсов; №6 «Заклички Весны»; № 7 музыкальная хороводная игра «Шла Тетера» мп3.

Действующие лица:

СКОСОРОХ - воспитатель

МАЛАНЬЯ - воспитатель

ВЕСНА – КРАСНА – по усмотрению

Ход досуга

1. Под веселую мелодию мп 3 № 1 заходит Скоморох, в руках у него игрушечная музыкальная шкатулка. Подражая артистам на ярмарке, Скоморох проводит игру – «Продавец счастья».

В коробке записочки – их будут вытягивать «покупатели».

Скоморох выкрикивает, как на ярмарке: «Продается счастье! Продается счастье!». Когда ребенок, выполняющий роль покупателя, вытаскивает записку, он зачитывает ее. Например: «Ваше счастье на Кудыкиной горе», «Найдешь клад и купишь две конфетки», «Ваше счастье в Вашем доме» и т.д.

2. Шуточное приветствие. Скоморох, здороваясь со зрителями, наклоняется вперед, теряет свой колпак, ругая себя, просит детей его подать. На третий раз Скоморох оглядывается, делает вид, что кого потерял.

Скоморох: А где же моя бабушка Маланья? (зовет)

Под веселую мелодию заходит бабушка Маланья, вступает в диалог со Скоморохом.

Скоморох: - Здорово, Маланья!

Маланья: - Здорово, Петруша!

Скоморох: - Что, мать гостинцев прислала?

Маланья: Мать прислала свинью.

Скоморох: - А где же она?

Маланья:- Я ее за стол посадила, чаем напоила.

Скоморох: - Ах ты, Маланья - простофиля! Как жила то? Расскажи, да и покажи.

Берутся за руки, приглашают детей к игре «У Маланьи»

3. Хороводная игра «Бабушка Маланья» мп 3№ 2 (см. приложение)

4. Рассказ о традиционной кукле скрутке.

Скоморох: Скажи, Маланья, а любят ли твои детки играть в куклы?

Маланья: Конечно…

Скоморох: А какие они? Эти куклы?

Маланья: У моих деток куклы необычные: из тряпочек, из ниточек и очень симпатичные. Мы для вас сказку – быль расскажем…
Скоморох: Про куклы старые,

Маланья: Про обрядовые, про бывалые.

Скоморох: Чтобы вы, добры люди, послушали…

Маланья: Да и призадумались.

Скоморох: Знаете ли вы, ребята, что раньше кукол в магазине не продавали. Их мамы со своими детками  делали сами: из дерева, соломы, кусочков ткани. Куколки делались и  для того, чтобы защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастия, помочь состояться хорошему урожаю, чтобы были в доме достаток и изобилие. Предлагаю вам поиграть, себе подарочек достать.

5. Игра «Срежь куклу». мп 3 3

Дети с закрытыми глазами срезают куклу

Скоморох: Это кукла Мартиничка с этими куклами весну на Руси встречали обрядом «закликания весны». Праздник приходился на начало марта, отсюда и название кукол – «Мартинички». Это композиция из пары куколок разного цвета: белого – символа уходящей зимы и красного – символа весны и жаркого солнца. Мартиничек развешивали на ветвях деревьев, а дети привязывали куколок на длинные шесты, бегали с ними по деревне и закликали весну. Кроме этого маленьких куколок-обережков дарили друг другу с пожеланием счастья и благополучия.

Все вместе анализируют способ изготовления куклы и материал. Ведущие предлагают изготовить куклу - Мартиничку.

6. Игра «Скоморошки» мп 3 № 4

В этой игре детям предлагается собрать материал для изготовления куклы. Для этого необходимо пройти препятствие – надеть шапку Скомороха и в мешке допрыгать за материалом. Для родителей можно аналогично предложить допрыгать за буклетами.

7. Мастер - класс для родителей «Изготовление кукол – Мартиничек» (см. буклет).

В это время Маланья проводит игру с детьми «Сковорода» мп 3 № 5. На полу начерчен круг (можно положить обруч) - это сковорода. Все игроки (и взрослые, и дети) берутся за руки и прыгают на одной ноге, пытаясь, толкнуть друг друга в круг. Кто попал в круг, тот «спекся» на сковороде. Задача игроков – в него не попасть.

8. Скоморох: Развернуться, размахнуться – эх, гуляй душа!
Наша кукла, наша кукла - дивно хороша! Маланья: В давние времена дети привязывали печенье и куколок к длинным шестам. Размахивая шестами, они бегали по деревне и закликали весну:

Скоморох: Богослове, Боже, богослове, Мати, весну закликайте, зиму провожайте!

Играет мп 3 № 6 «Заклички Весны», дети бегают с куклами по залу. После заходит Весна – красна.

Маланья: Здравствуй, Весна – красна.

Скоморох: Ты, Весна – красна, в гости с чем к нам пришла?

Весна: С весенним соком, с небом высоким, с водой талой, с игрою – забавой!

Проводится игра «Шла Тетера» мп 3 № 7 (см. приложение)

Скоморох: Улыбается земля, и раздеваются поля!

Благодаря Весну – красну, зима отчалила ко сну!

Маланья: Наш праздник уж кончается. Но мы с вами не прощаемся.

Весна: И пусть в ваших сердцах сохранится радость, светлое настроение.

До свидания! До новых встреч!

























Приложение

1. История создания русских народных игр

Русские народные игры имеют многотысячелетнюю историю: они сохранились до наших дней со времен глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.

Наиболее элементарные из игр зародились еще в глубокой древности и внешне напоминают игры животных. Это простейшие игры с бегом и ловлей друг друга, игры с прыганием и лазанием по деревьям. Вместе с тем русские народные игры служили выражением человеческих взаимоотношений. Большое количество игр является прямым отображением семейно-бытовых отношений. Многочисленны игры, воспроизводящие в условной игровой форме различные трудовые процессы, включая земледелие, главное занятие славян.

Игры оказывают большое влияние на воспитание характера, силы воли, самостоятельности, терпимости, лидерству и уступчивости. Также способствуют развитию физических качеств, таких как быстроты и ловкости движений, прыгучести, выносливости, глазомера, ориентировки в пространстве. Упражняясь в играх, дети постепенно овладевают навыками и умениями действовать с различными предметами.

В народных играх радость движения сочетается с духовным обогащением. Игровая ситуация увлекает и воспитывает детей, а действия требуют от детей умственной деятельности.

2. О традиционных куклах.

На Руси в куклы играли и девочки и мальчики (даже цари). Тряпичная кукла была самой распространенной игрушкой. 

Тряпичная кукла жила в каждой семье, в некоторых домах их насчитывалось до сотни. Дети делали их сами и начинали “вертеть” куклу лет с пяти, учились при этом шить вышивать, прясть. Но кроме игровых кукол, в доме всегда были куклы – обереги, которые отводили от хозяев болезни и несчастья. Эти куклы не имели лица, считалось, что в безликую куклу не может вселиться злой дух и навредить. Такие куклы еще называют куклы-скрутки. Это – удивительные создания, для изготовления которых нужно иметь лишь несколько лоскутков, кусочки тесьмы и нитки. Ни иголка, ни ножницы не пригодятся при изготовлении этой затеи: кукла-скрутка изготавливается БЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ иглы и ножниц. И в этом тоже был заложен огромный смысл.

3. Хороводная игра «Бабушка Маланья»

Игра для всех возрастов. Водящий стоит в центре. Все поют песенку:

«У Маланьи, у старушки
Жили в маленькой избушке
Семь дочерей, семь сыновей,
Все без бровей (закрываем брови ладошками).

С такими глазами (здесь и далее Маланья смешно изображает глаза, огромные уши, длинный нос  и т.д., а все игроки за ней повторяют эти движения),

С такими ушами, с такими носами,
С такими усами, с такой головой,
С такой бородой…
Ничего не ели, целый день сидели,
На нее (на него) глядели,
Делали вот так… (ведущий делает движение, а  все его повторяют)»

Кто лучше всех повторил движение – то становится Маланьей в следующей игре.

4. Ихохода,
Там тетёра шла,
(Ихохода, — повторяется после каждой строчки)
Луговая шла,
За собой детей вела,
И старших и меньших,
И середних и больших,
Подходила она, 
Ко новым воротам,
Становилася она, 
Соклонилася она, 
Уж вы, братцы мои,
Вы товарищи мои, 
Пропустите меня, 
С малым детушком, 
Со ребятушком, 
Откуль бралася лиса, 
Ухватила дитя, 
Само маленького,  само лучшенького!















Использованные источники:

  1. Игра «Бабушка Маланья»./ [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.psyoffice.ru/4-0-449.htm

  2. История создания народных игр. Статья/ [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://nsportal.ru/ap/drugoe/russkie-narodnye-igry )...

  3. Куклы народные. "Мартинички" | Страна Мастеров. Мастер класс с пошаговым фото" [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://stranamasterov.ru/node/180998

  4. Куклы-скрутки. Тряпичные куклы своими руками - Мир детей [Электронный ресурс] - Режим доступа: ttp://xn----htbdalkp7av.xn--d1acj3b/to-parents.html?id=1976

  5. Кукла из ниток «Мартиничка». Мастер – класс/ [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://masterclassy.ru/podelki/detskie-podelki/3659-kukla-iz-nitok-martinichka-master-klass-s-poshagovym-foto.html

  6. MP3 «Весна красна». заклички/ [Электронный ресурс] - Режим доступа: my-hit.me/весна-красна

  7. MP3 игра Бабушка Маланья  [Электронный ресурс] - Режим доступа: HYPERLINK "http://muzofon.com/search/%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B0%20%D0%91%D0%B0%D0%B1%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B0%20%D0%9C%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D1%8C%D1%8F" \t "_blank" muzofon.com/search/...HYPERLINK "http://hl.mailru.su/mcached?q=%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B0%20%D0%BC%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D1%8C%D1%8F&qurl=http%3A%2F%2Fmuzofon.com%2Fsearch%2F%25D0%25B8%25D0%25B3%25D1%2580%25D0%25B0%2520%25D0%2591%25D0%25B0%25D0%25B1%25D1%2583%25D1%2588%25D0%25BA%25D0%25B0%2520%25D0%259C%25D0%25B0%25D0%25BB%25D0%25B0%25D0%25BD%25D1%258C%25D1%258F&c=15-1%3A438-1&r=1531322&frm=webhsm" \t "_blank" копия

  8. MP3 Песня народная – «И хо хо, да там Тетёра шла» [Электронный ресурс] - Режим доступа: iplayer.fm/song/55098054/...