СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: сформировать у учащихся умение эмоционально-образно исполнять  в ансамбле свадебные обрядовые песни через анализ народной и композиторской песни.

Тип урока – когнитивный

Вид урока – аналитический

Просмотр содержимого документа
««Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов»»

Проект

урока музыки в 6 классе

по теме «Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов»


Цель урока: сформировать у учащихся умение эмоционально-образно исполнять в ансамбле свадебные обрядовые песни через анализ народной и композиторской песни.

Тип урока – когнитивный

Вид урока – аналитический


Планируемые результаты урока

Метапредметные: уметь сравнивать и находить сходства и различия в произведениях искусства; уметь анализировать произведения и проводить аналогии с уже изученными

Предметные: знать как проходили народные обряды; знать жанры народных песен, уметь творчески анализировать образы народных песен и произведений изобразительного искусства, связанных с обрядами и обычаями в фольклоре и в творчестве композиторов; уметь давать характеристику музыкальным темам, проводить аналогии с пройденными произведениями; знать историю свадебного обряда; уметь образно передать характер музыкальных произведений.


Музыкальный материал:

Русская народная песня «Вьюн над рекой» в исполнении О. Митяева

Русская народная песня «Матушка, матушка, что во поле пыльно»

М. Матвеев «Матушка, матушка, что во поле пыльно»

Оборудование: фортепиано, компьютер, презентация к уроку, проектор, учебники, тексты песни.


Ход урока

  1. Этап мотивации к учебной деятельности

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Я предлагаю вам послушать песню и рассказать о ней.



Какое настроение?

О чем эта песня?

Вы верно сказали, что песня народная.

Как выдумаете, к какому жанру она относится?


(Слушание р. н. п. «Вьюн над рекой»)

Медленная, протяжная, лирическая, народная.


Тоскливое, грустное.

О парне и девушке


Лирическая.

Учащиеся настраиваются на работу, учатся внимательно слушать музыку и отвечать на поставленные вопросы

II Актуализация и пробное учебное действие

СЛАЙД 1

Сегодня мы вновь обращаемся к народному творчеству.

Вспомните, как оно называется?

Верно.

СЛАЙД 2

Прочитайте тему нашего сегодняшнего урока.

СЛАЙД 3


ОБРЯДЫ — это церемониальное действо, проводимое в соответствии с определённым народной традицией обычаем, посредством нахождения порядка в материальном мире, служащего — порядку в мире духовном

СЛАЙД 4

ФОЛЬКЛОР делится на две группы — обрядовый и необрядовый. К обрядовому фольклору относятся:

·         календарный фольклор (колядки, масленичные песни, веснянки),

·          семейный фольклор (семейные рассказы, колыбельные, свадебные песни, причитания).

С

СЛАЙД 5

Обряды в русской деревне считались столь же необходимым компонентом жизни, как и праздники. Все более или менее значительные события в жизни людей — будь то рождение ребенка, вступление в брак, смерть, смена времен года, начало и конец сельскохозяйственных работ — сопровождались исполнением специальных, приуроченных к данному случаю, обрядовых действий. Более того, религиозным сознанием людей крестьянского, традиционного общества обряд осмыслялся как действие, фактически создающее событие.

Обряды, знакомые нам по материалам XVIII— XX вв., возникли в глубокой древности и воплощали древние верования.






СЛАЙД 6


С Сегодня мы будем говорить о поэтизации быта и жизненного уклада русского народа на основе одного из самых красивых обрядов – старинной русской свадьбы.




Фольклор


«Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов»














Учащиеся получают информацию об обрядах на Руси и проявляют интерес к русским традициям;

осознают свою этническую и национальную принадлежность на основе изучения лучших образцов фольклора

III Постановка проблемы

Песня, которую вы сейчас слушали, относиться к старинным свадебным песням.


Что в ней было необычного?

Верно.

СЛАЙД 7

Посмотрите на картину В. Феклистова «Приготовление невесты к венцу»

СЛАЙД 8

Ф. Журавлева «Перед венцом».

Что вы видите?


Какие эмоции переживают героини этих картин?


Обратите внимание на свадебный наряд невест. Какой он?


Приходится слышать, будто белый цвет символизирует «чистоту и скром­ность» невесты, но это неправильно.

На самом деле белый — цвет траура. Да, именно так. Черный цвет в этом качестве появился сравнительно недавно. Белый же, как пишут ученые — историки и психологи,— с древ­нейших времен был для человечества цветом Прош­лого, цветом Памяти и Забвения. Испокон веку такое значение придавали ему и на Руси. 

А другим «траур­но-свадебным» цветом был... красный. Его издавна включали в одеяние невест. Вспомните народную песню «Не шей ты мне, матушка, красный сарафан» — песня дочери, которая не хочет уходить из родного дома к чужим людям — замуж. Итак, белое (или красно-белое) платье — это «скорбное» платье.



Какое настроение отражено в картинах?



Почему же такое радостное событие как свадьба в песне и в картинах нам показано совершенно с другой стороны?


«Свадебная песня»




Грустное настроение.





На одной картине – невеста грустит, на другой – плачет.

На первой – смирение, на второй – тревогу.



На одной картине невеста одета в красно-белый сарафан, на другой – в белое платье.


























Печаль, горе.


Учащиеся анализируют, сравнивают объекты изобразительного искусства, строят рассуждения о них, проявляют интерес к полотнам русских художников;

развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству

IV Построение проекта выхода из затруднения

С момента возникновения русских селений, свадьба была главным, основным торжественным обрядом. Любая девушка или парень с трепетом относились ко дню, когда вступят в брак. Хотя решение принималось не самими молодыми, а их родителями, все равно невесты проводили целые ночи, гадая на своего жениха.

На Руси молодые люди вступали в брак в возрасте 13-15 лет. Все, кто засиделся в невестах или женихах до 20 лет, вызывали опасения у соседей и знакомых. Родители старались найти подходящую пару для своего ребенка, когда тот только начинал ходить и говорить. Мнение самих детей практически никогда не учитывалось, так как старшее поколение было более опытным и знающим. Отсюда и пошли поговорки: «Стерпится - слюбится», «С лица воды не пить» и многие другие.



Не могло не отразиться такое положение вещей в русской песне.

СЛАЙД 9


Давайте обратимся к двум свадебным песням с одинаковым текстом. Текст этих песен у вас на столе.

Послушайте р. н. п. «Матушка, матушка, что во поле пыльно?»

Каковы особенности этой песни?

Каковы интонации вопросов дочери и ответов матери?

Послушайте вторую песню, написанную композитором М. Матвеевым на те же народные слова.

Найдите сходства и различия.



С каким чувством невеста встречает гостей в народной песне, а с каким – в песне композитора?



А как мать относится к происходящему?




В какой из песен преобладает эпический характер, а в какой – драматический?


Сравните настроение картин В. Феклистова и Ф. Журавлева с двумя вариантами исполнения песни. Что можете сказать?



























(Слушание)





Это песня – диалог дочери с матерью.

У дочери – взволнованные интонации, а у матери – сдержанные.

(Слушание)



По-разному выражены переживания, вторая песня более эмоциональная. В народной песне больше распевов на один слог, есть ладовая переменность.

В одном случае невеста может быть покорной, готовой смириться с происходящим, в другом – чувствует смятение, страх, безысходность.


В первом случае она как будто рассказывает о том, что видит, и благословляет дочь, во втором – интонации матери напоминают интонации человека, трагически смирившегося с безвыходной ситуацией.

В первой – эпический, во второй – драматический.



Картина В. Феклистова отражает характер народной песни – смирение, а картина Ф. Журавлева – песни М. Матвеева – смятение.

Учащиеся анализируют два варианта песни, находят сходства и различия; сопоставляют с предложенными картинами, строят рассуждения с использованием новых знаний; высказывают свое мнение; умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям






V Реализация построенного проекта

СЛАЙД 10

Давайте попробуем в таблице отразить все различия двух прослушанных песен.

СЛАЙД 11












Заполнение таблицы

Тема дочери

Тема матери

Взволнованное обращение дочери построено на повторяющихся нисходящих и вновь взлетающих интонациях, которые не получают завершения

Смятение, тревога, переживание, драматический накал чувств

Успокаивающие ответы матери построены на неторопливой, постепенно спускающейся мелодии, которая приводит к устою (устойчивому звучанию в тонике)

Покорность, смирение с безвыходной ситуацией

Песня звучит напряжённо, в миноре



Учащиеся заполняют таблицу, сравнивая два варианта песни, основываясь на личных впечатлениях

VI Первичное закрепление во внешней речи

Какой вывод мы можем сделать?

Народные песни отличает сдержанность переживаний, эпический характер, композиторские – эмоциональные.

VII Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону


СЛАЙД 12

Давайте обратимся к учебнику на стр. 30.

Рассмотрим мелодический рисунок песен в нотах (нотная запись мелодии в учебниках).

Какая из предложенных мелодий народная, а какая композиторская?






Вы нашли подтверждение нашим выводам?


Прочитайте информацию о том, как проходила свадьба на Руси на стр. 30-31 учебника.

О чем еще вы узнали?




Первая нотная запись – композиторская, вторая – народная (т. к. указан темп, показаны динамические оттенки, во второй нотной записи видим распевание одного слога на несколько звуков)




Да.


О том, что свадебная церемония состояла из двух частей и проходила как театрализованное действо, которое длилось несколько дней, а иногда недель. Подразделялась она на 2 части. Первая часть посвящалась прощанию девушки с родной семьей и разыгрывалась в доме невесты. Поэтому смятение и тревогу, переживаемые девушкой-невестой во время ожидания свадебного поезда, мы можем услышать в свадебных песнях. Вторая часть – это свадебный пир, который начинался в доме родителей жениха после обряда венчания.

Учащиеся осуществляют поиск нужной информации, работают с источником информации, выделяют главное, анализируют объекты, формулируют выводы

VIII Рефлексия

СЛАЙД 12


Как вы думаете, что нужно, чтобы исполнить народную обрядовую песню?


Что интересного вы сегодня узнали на уроке?


Нужно пропустить через себя все, что чувствовали мать и дочь.

Узнали о том, как проходил свадебный обряд на Руси, почему у невесты белое или красное платье, почему свадебные обрядовые песни были тревожные или грустные.

Учащиеся анализируют свою работу на уроке, формируют способность к самооценке

IX Домашнее задание


Я предлагаю вам выполнить домашнее задание: найти иллюстрации картин русских художников, в которых отражен свадебный обряд.

СЛАЙД 13

Урок закончен. Спасибо за работу!





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!