Русская народная песня «Вьюн над рекой» в исполнении О. Митяева
М. Матвеев «Матушка, матушка, что во поле пыльно»
Этап мотивации к учебной деятельности |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Я предлагаю вам послушать песню и рассказать о ней. Какое настроение? О чем эта песня? Вы верно сказали, что песня народная. Как выдумаете, к какому жанру она относится? | (Слушание р. н. п. «Вьюн над рекой») Медленная, протяжная, лирическая, народная. Тоскливое, грустное. О парне и девушке Лирическая. |
Учащиеся настраиваются на работу, учатся внимательно слушать музыку и отвечать на поставленные вопросы |
II Актуализация и пробное учебное действие |
СЛАЙД 1 Сегодня мы вновь обращаемся к народному творчеству. Вспомните, как оно называется? Верно. СЛАЙД 2 Прочитайте тему нашего сегодняшнего урока. СЛАЙД 3 ОБРЯДЫ — это церемониальное действо, проводимое в соответствии с определённым народной традицией обычаем, посредством нахождения порядка в материальном мире, служащего — порядку в мире духовном СЛАЙД 4 ФОЛЬКЛОР делится на две группы — обрядовый и необрядовый. К обрядовому фольклору относятся: · календарный фольклор (колядки, масленичные песни, веснянки), · семейный фольклор (семейные рассказы, колыбельные, свадебные песни, причитания). С СЛАЙД 5 Обряды в русской деревне считались столь же необходимым компонентом жизни, как и праздники. Все более или менее значительные события в жизни людей — будь то рождение ребенка, вступление в брак, смерть, смена времен года, начало и конец сельскохозяйственных работ — сопровождались исполнением специальных, приуроченных к данному случаю, обрядовых действий. Более того, религиозным сознанием людей крестьянского, традиционного общества обряд осмыслялся как действие, фактически создающее событие. Обряды, знакомые нам по материалам XVIII— XX вв., возникли в глубокой древности и воплощали древние верования. СЛАЙД 6 С Сегодня мы будем говорить о поэтизации быта и жизненного уклада русского народа на основе одного из самых красивых обрядов – старинной русской свадьбы. | Фольклор «Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов» |
Учащиеся получают информацию об обрядах на Руси и проявляют интерес к русским традициям; осознают свою этническую и национальную принадлежность на основе изучения лучших образцов фольклора |
III Постановка проблемы |
Песня, которую вы сейчас слушали, относиться к старинным свадебным песням. Что в ней было необычного? Верно. СЛАЙД 7 Посмотрите на картину В. Феклистова «Приготовление невесты к венцу» СЛАЙД 8 Ф. Журавлева «Перед венцом». Что вы видите? Какие эмоции переживают героини этих картин? Обратите внимание на свадебный наряд невест. Какой он? Приходится слышать, будто белый цвет символизирует «чистоту и скромность» невесты, но это неправильно. На самом деле белый — цвет траура. Да, именно так. Черный цвет в этом качестве появился сравнительно недавно. Белый же, как пишут ученые — историки и психологи,— с древнейших времен был для человечества цветом Прошлого, цветом Памяти и Забвения. Испокон веку такое значение придавали ему и на Руси. А другим «траурно-свадебным» цветом был... красный. Его издавна включали в одеяние невест. Вспомните народную песню «Не шей ты мне, матушка, красный сарафан» — песня дочери, которая не хочет уходить из родного дома к чужим людям — замуж. Итак, белое (или красно-белое) платье — это «скорбное» платье. Какое настроение отражено в картинах? Почему же такое радостное событие как свадьба в песне и в картинах нам показано совершенно с другой стороны? | «Свадебная песня» Грустное настроение. На одной картине – невеста грустит, на другой – плачет. На первой – смирение, на второй – тревогу. На одной картине невеста одета в красно-белый сарафан, на другой – в белое платье. Печаль, горе. | |
Учащиеся анализируют, сравнивают объекты изобразительного искусства, строят рассуждения о них, проявляют интерес к полотнам русских художников; развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству |
IV Построение проекта выхода из затруднения |
С момента возникновения русских селений, свадьба была главным, основным торжественным обрядом. Любая девушка или парень с трепетом относились ко дню, когда вступят в брак. Хотя решение принималось не самими молодыми, а их родителями, все равно невесты проводили целые ночи, гадая на своего жениха. На Руси молодые люди вступали в брак в возрасте 13-15 лет. Все, кто засиделся в невестах или женихах до 20 лет, вызывали опасения у соседей и знакомых. Родители старались найти подходящую пару для своего ребенка, когда тот только начинал ходить и говорить. Мнение самих детей практически никогда не учитывалось, так как старшее поколение было более опытным и знающим. Отсюда и пошли поговорки: «Стерпится - слюбится», «С лица воды не пить» и многие другие. Не могло не отразиться такое положение вещей в русской песне. СЛАЙД 9 Давайте обратимся к двум свадебным песням с одинаковым текстом. Текст этих песен у вас на столе. Послушайте р. н. п. «Матушка, матушка, что во поле пыльно?» Каковы особенности этой песни? Каковы интонации вопросов дочери и ответов матери? Послушайте вторую песню, написанную композитором М. Матвеевым на те же народные слова. Найдите сходства и различия. С каким чувством невеста встречает гостей в народной песне, а с каким – в песне композитора? А как мать относится к происходящему? В какой из песен преобладает эпический характер, а в какой – драматический? Сравните настроение картин В. Феклистова и Ф. Журавлева с двумя вариантами исполнения песни. Что можете сказать? | (Слушание) Это песня – диалог дочери с матерью. У дочери – взволнованные интонации, а у матери – сдержанные. (Слушание) По-разному выражены переживания, вторая песня более эмоциональная. В народной песне больше распевов на один слог, есть ладовая переменность. В одном случае невеста может быть покорной, готовой смириться с происходящим, в другом – чувствует смятение, страх, безысходность. В первом случае она как будто рассказывает о том, что видит, и благословляет дочь, во втором – интонации матери напоминают интонации человека, трагически смирившегося с безвыходной ситуацией. В первой – эпический, во второй – драматический. Картина В. Феклистова отражает характер народной песни – смирение, а картина Ф. Журавлева – песни М. Матвеева – смятение. |
Учащиеся анализируют два варианта песни, находят сходства и различия; сопоставляют с предложенными картинами, строят рассуждения с использованием новых знаний; высказывают свое мнение; умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям |
V Реализация построенного проекта |
СЛАЙД 10 Давайте попробуем в таблице отразить все различия двух прослушанных песен. СЛАЙД 11 | Заполнение таблицы Тема дочери | Тема матери | Взволнованное обращение дочери построено на повторяющихся нисходящих и вновь взлетающих интонациях, которые не получают завершения | Смятение, тревога, переживание, драматический накал чувств | Успокаивающие ответы матери построены на неторопливой, постепенно спускающейся мелодии, которая приводит к устою (устойчивому звучанию в тонике) | Покорность, смирение с безвыходной ситуацией | Песня звучит напряжённо, в миноре | |
Учащиеся заполняют таблицу, сравнивая два варианта песни, основываясь на личных впечатлениях |
VI Первичное закрепление во внешней речи |
Какой вывод мы можем сделать? | Народные песни отличает сдержанность переживаний, эпический характер, композиторские – эмоциональные. |
VII Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
СЛАЙД 12 Давайте обратимся к учебнику на стр. 30. Рассмотрим мелодический рисунок песен в нотах (нотная запись мелодии в учебниках). Какая из предложенных мелодий народная, а какая композиторская? Вы нашли подтверждение нашим выводам? Прочитайте информацию о том, как проходила свадьба на Руси на стр. 30-31 учебника. О чем еще вы узнали? | Первая нотная запись – композиторская, вторая – народная (т. к. указан темп, показаны динамические оттенки, во второй нотной записи видим распевание одного слога на несколько звуков) Да. О том, что свадебная церемония состояла из двух частей и проходила как театрализованное действо, которое длилось несколько дней, а иногда недель. Подразделялась она на 2 части. Первая часть посвящалась прощанию девушки с родной семьей и разыгрывалась в доме невесты. Поэтому смятение и тревогу, переживаемые девушкой-невестой во время ожидания свадебного поезда, мы можем услышать в свадебных песнях. Вторая часть – это свадебный пир, который начинался в доме родителей жениха после обряда венчания. |
Учащиеся осуществляют поиск нужной информации, работают с источником информации, выделяют главное, анализируют объекты, формулируют выводы |
VIII Рефлексия |
СЛАЙД 12 Как вы думаете, что нужно, чтобы исполнить народную обрядовую песню? Что интересного вы сегодня узнали на уроке? | Нужно пропустить через себя все, что чувствовали мать и дочь. Узнали о том, как проходил свадебный обряд на Руси, почему у невесты белое или красное платье, почему свадебные обрядовые песни были тревожные или грустные. |
Учащиеся анализируют свою работу на уроке, формируют способность к самооценке |
IX Домашнее задание | |
Я предлагаю вам выполнить домашнее задание: найти иллюстрации картин русских художников, в которых отражен свадебный обряд. СЛАЙД 13 Урок закончен. Спасибо за работу! | |