СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обряды русского народа

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обряды- действие,церемония по случаю важнейшего события общественной семейной и духовной жизни этноса.

 

Просмотр содержимого документа
«Обряды русского народа»

Л.М Федореева

Обряды

Обряд - действие, церемония по случаю важнейшего события общественной, семейной и духовной жизни этноса [Чагин 2002: 288]. Обряды не мелочь в нашей жизни, они сопутствуют человеку на всём его пути от рождения до смерти. Обряды - неотъемлемая составная часть духовной культуры народа. Именно они, как искусство, выражают его душу, украшают его жизнь, наполняют её какой-то особой торжественностью и смыслом. И в радости и в печали они с нами, без них не обходится ни одно жизненное событие [Брудный 1996: 3].

На первых порах суть обряда была тесно связана с технологией производства, с охотничьим промыслом, со стремлением как можно лучше подготовиться к этому сложному и ответственному трудовому процессу, повторить его приёмы, потренироваться перед серьёзным испытанием. То, что эта тренировка носила форму танца, указывает не на суеверную окраску, а на то , что уже в то далёкое время обряды получали своё выражение в своеобразной, зародышевой форме искусства [Брудный 1996: 12].

Это вполне естественно потому, что обряды и сегодня в какой-то своей части, и, прежде всего, эмоциональной, смыкаются с искусством, с его разными областями: с музыкой, пением, драматическим действом, танцем. Чуть позднее появились бытовые, семейные обряды, не имеющие отношения к производству – это свадебные обряды, обряды крещения и похоронные обряды.

«Обычаи и обряды – это не просто выдумка людей, это отражение общественного бытия, традиции народа, развиваясь и изменяясь вместе с обществом, играют определённую ускоряющую или замедляющую роль в его развитии» - так писал Ф. Энгельс в письме к И. Блоху.

Самым значительным и торжественным, истинно народным, издавна считается свадебный обряд. У всех народов он свой, особенный, непохожий на другие этот жизненно важный обряд.

Обряд сельской свадьбы - красочное, веселое представление с песнями и пляской под гармошку, с частушками на свадебную тему. Сельская свадьба отличается от городской своей широтой, весельем, традициями деревни. У деревенских жителей очень много родственников и кого-то из них не пригласить на свадьбу считалось обидеть человека, оттолкнуть. Деревенская община сильна роднёй, «своими».

«Как вот Данила с Мариёй не пригласишь на свадьбу, оне веть нам свои приходятся, блиска родня- то » (д. Пеньки Ботанина Евдокия Ефросимовна, 1930 г.р.)

Свадьба – это дело важное и начинается оно с самого важного этапа, на котором определяли сроки торжества, порядок его приготовления. Это сватовство.

В нашей местности сватовство еще называют просватыванием; «Иринку - то вечерось просватали». Иногда еще говорят – «высватали»

О сватовстве предупреждают родню невесты заранее, что придут свататься. Отправляют « послов» сказать, чтобы хозяева ждали сватов. Обычно, сватов засылают в пятницу вечером, перед выходными днями. Сватами должны быть родители жениха, жених, близкие родственники: бабушка, дедушка, тети, дяди. Кроме того, нужна еще сваха- женщина бойкая, умеющая говорить шутками - прибаутками, знающая процесс сватовства. Чем больше придет сватов, тем лучше для жениха.

Отец невесты встречает сватов в ограде, т.е. во дворе, и спрашивает: «Зачем пожаловали?» Сваха отвечает: «За чем пришли, с тем и уйдем. Мы гости твои, ты нас в дом проводи». Отец первым заходит в дом, приглашает вслед за собой гостей.

В доме сваты раздеваются, проходят в горницу (зал), и садятся вдоль половиц. Там уже сидит мать невесты, невеста и другие родственники. Стол не накрыт, якобы гостей ни кто не ждет.

Сваха опять начинает свою речь: « Здравствуйте, люди добрые, мир вашей святой обители, здоровье всем ее жителям!» Мать невесты спрашивает:

- С чем пожаловали гостеньки дорогие?

- С миром да добром, с золотом да серебром. Есть у нас для вас гостенек дорогой,- перстенек золотой, Александр. Ваш товар – наш купец, у вас красная девица у нас молодец. Пришли просить вас отдать нам красную девицу за нашего молодца, дочь вашу Ирину за нашего сына Александра.

- Нет, она еще молода – приданого не напасла.

- Не на приданом женится, а на девушке. А то, что молода – это хорошо: нам старых дев не надо. Все знают, что вьет гнездышко, только молоденька птица, а старая ни на что не годится.

- Куда ей торопиться: в девках доле – взамужом короче.

- А вы знаете, что до 23 годов девка выходит замуж, а после 23 ее уже берут.

- А ей еще не опоздало. А в замуж - то ходят по большое брюхо, да по грязный подол.

- Коли не отдашь нам ее добром - украдем силой.

- Не украдете, мы ее сберегем, на замок запрем.

- Тогда мы другую невесту найдем поприветливее, да посговорчивее.

- Ищите, дело ваше.

- Пойдемте отсюда, нам тут не рады, нас тут не ждут, невесту не отдают. ( Делают вид, что собираются уходить.)

Невеста начинает волноваться, думая, что сваты сейчас уйдут. Начинает тревожно смотреть на мать, отца, родственников. И тут бабушка или мать, в знак того, что согласны принять сватов, выставляют на стол хлеб (это может быть любая стряпня), не говоря при этом ни слова. Сваты сразу возвращаются, ставят на стол вино, угощения – всё, что с собой принесли, и садятся за стол. Жених садится рядом с невестой, родственники жениха по одну сторону стола, невесты – по другую.

Женихова сторона разливает вино (обычно это водка) всем по рюмкам, достает закуску и предлагает всем выпить за согласие родителей невесты на сватовство.

- Коль решили нас вы принять, должны мы спасибо вам нынче сказать. За то, что не выгнали нас с женихом, мы выпьем бокалы и снова нальем. Выпивают первый тост. Тут родня невесты стол накрывают, подают холодные, горячие закуски, но спиртное всегда приносит с собой сторона жениха.

Обе стороны начинают обговаривать дату, место свадьбы, количество гостей и т.д. Родственники невесты выряжают с жениха пива, вина, пряников, орехов, семечек. Невеста выряжает платье, туфли, ленту красную в косу, фату. Всё что вырядила невеста и её родственники, жених должен привезти, когда приедет на тройках за невестой.

После того как все дела обговорены, вопросы решены, все дружно и весело пируют, превратив сватовство в настоящий праздник. Когда сваты уезжают, родственники говорят: «Пропили Иринку» т.е. согласились на ее замужество.

Но не всегда сватовство заканчивается так благополучно, как здесь. Если жених не нравится родителям невесты, его выгоняют, т.е. не дают согласие на брак.

В настоящие время, если молодые любят друг друга, а родители против, они просто без сватовства и свадьбы сходятся и живут вместе «гражданским браком» т. е без регистрации, венчания, под разными фамилиями, без благословения родителей. Раньше, если родители невесты не дают согласия на брак, жених ворует невесту. Про это говорят: « Убегом ушла взамуж-от ». В обряде сватовства очень важно получить благословление родителей. После того, как отец и мать согласились отдать свою дочь за этого парня, они благословляют ее на брак с ним. При этом в руки берется икона Богородицы, либо Николая Угодника со словами: «Благословляю тебя дочь на жизнь с твоим любимым и желаю тебе быть любимой и счастливой с ним всегда как сейчас» После этого благословения, молодые живут хорошо и счастливо.

Если жених и невеста давно уже любят друг друга, бывает что сразу же после «сватанья» жених забирает невесту к себе в дом и молодые живут вместе. «Боря-то, Александры нашой, Сарафиму-то сразу жо после сватанья домой привёз. С первого дня спят вместе: чё он на иё глядеть чёли будёт - уж высватана дак » (д. Пеньки Ботанина Анна Калинична, 1888 г.р.). Но это бывало очень редко. Чаще невесты живут в доме матери до свадьбы. Свадьба после сватовства бывает недели через три, четыре.

Перед свадьбой, несколько вечеров подряд, у невесты в доме собирались подружки: вышивали, гладили, готовили приданое. В последний вечер перед свадьбой собирался девичник, где невеста прощалась со своей вольной жизнью, со своей девичьей красотой. Она дарила на память подружкам ленты, пела песни, плакала.

В день свадьбы в доме невесты собирались подружки, наряжали ее к венцу.

«Невесту-то садили в переднёй угол и плели косы ко свадьбе, пели песни жалосливы, чтобы это, ее расклевить, как только невеста заревет, тут уж все наревутся » (с. Смолинское Рыжкова Васса Фоминична, 1926 г.р.)

«Не поплачешь за столом, поплачешь за столбом», то есть после свадьбы, когда никого не будет рядом из родных: ни мамы, ни тяти.

Утром свадебного дня жених, дружки, родственники, снаряжают свадебный поезд: запрягают лошадей в кошёвы, к дугам привязывают бубенцы, всю сбрую обматывают лентами, гриву в косы заплетают. «В кошеву ковры стелют, подушки кладут цветасты » [с. Смолинское Рыжкова Васса Фоминична, 1926 г.р.]. Чем больше было троек в свадебном поезде, чем нарядней они были украшены, тем богаче считалась свадьба и сам жених.

Жених нарядно одетый, дружка, повязанный полотенцем, тысяцкий, поезжане - все на тройках подъезжали к дому невесты. Все, что невестина сторона выряжала с них во время сватовства, они везли с собой: тут и пиво, и орехи и наряд для невесты.

Соседи невесты «загораживали» дорогу жениху: натягивали длинную верёвку через улицу, посреди дороги ставили стол с бутылкой и закуской, а иногда и пустой стол ставили.

« Которы не чё на стол - от не поставят, а вырежают много. Которы поставят бутылку и говорят: « Моя бутылка - твоих две!» (д. Новая Баёва Лукея Сысоевна).

Жених выходит навстречу, отдаёт «загородчикам» вино, конфеты – всё, что они попросят.

Перед домом невесты опять преграда – подружки невесты жениха во двор не впускают. Тут и дружка, и тысяцкий, и жених – все преодолевают всяческие препятствия в виде загадок и шуток.

« Девки- те всяки припоны жениху-то строят, чтобы он отгадывал их, а потом уж оне ево пропустят. Ладно, если жених-от посмирене дак слушатса их, а которой бойкёй, дак через забор перелезет и дружки за им». (д. Новая Баёва Лукея Сысоевна)

После того, как жених вошёл в дом невесты, он проходит в горницу, куда отец вводит невесту под руку и передаёт её жениху. Жених кланяется отцу в ноги. Берёт невесту под руку и молодые садятся на лавку, под образа. Родители ещё раз благословляют молодых, и они покидают дом невесты.

Далее свадебный поезд двигался в церковь, к венчанию.

«В церкву - то молоды ехали врось – в разных кошёвах» (с. Смолинское Рыжков Виктор Александрович, 1923 г.р.).

Свадебные тройки были очень нарядными, яркими. Дружка сидел рядом с кучером, на первой тройке, тройке жениха. Невеста с подружками – на другой. Играла гармошка, девушки и ребята пели песни, частушки.

« Свальбы - те ране в промежговиньё справляли - зимой да осенью. Да на конях - ту…Шибко баско!!!» (с. Смолинское Чусовитина Фекла Афанасьевна).

«Песни-те ведь для того пели, да в гармонь – ту играли, чтобы всяка нечисть не прильнула. У нас вон на Буткином бывало так, что невесту- то посадят в кошеву, а лошади-то не идут: бьют копытам, в дыбы встают, а не идут. Бегали всё времё по старика - Фёдора Чусовитина, он видно знал чё то: возьмёт сухой берёзовой виник да как нахлёшшот коней-ту, оне и побегут! Говорят, у нас там старуха одна жила урочливая: если свадьба попадётся ей навстречу – обязательно молодые жить не будут - розойдутся. И коней, говорят, она урочила свадебных: бросит емя под ноги гороху, и кони не идут. Она летом подбирала стручки, в которых деветь горошин, а потом нашёптывала на горох: «Деветь горошин, десята нивеста и кони не с места». Вот кони- те и не могут с места сойти. Вот ведь сколь зла была. А Фёдор - от напаздерат их по холкам – ту,- тут жо вся порча проходит». (д. Б - Озеро Чусовитина Александра Акинфовна, 1925 г.р.)

После венчания в церкви молодые ехали в дом жениха, где в воротах их с хлебом - солью встречали мать и отец жениха. Мать поздравляла молодых

И подносила им свадебный каравай, чтобы молодые кусали его: кто больше откусит, тот и хозяин будет в семье. Здесь же молодых осыпали хмелем, зерном и приговаривали: « Мы бросаем молодым под ноги зерно, чтобы счастьем в семье проросло оно», «Сколько здесь хмелинок, столько вам детинок».

От ворот до крыльца стелили самотканый половик, лучше всего шерстяной, как признак богатства и благополучия.

Молодые заходили в дом, садились во главу стола, чтобы все могли видеть жениха и невесту. Невеста всегда садилась по правую руку от жениха.

Жених весь вечер не отходил от невесты ни на шаг, чтобы её никто не украл и не спрятал, а иначе выкупать придётся.

Этот свадебный ужин после венчания называется вечеринкой. Здесь поют, пляшут, пьют пиво, сваренное в печи, едят орехи, семечки. На вечеринке договариваются о столовании. Столование бывает через неделю, через две, снова в доме у жениха. К столованию готовились основательно, потому что там гостей надо будет накормить и напоить досыта.

На вечеринке, после ужина, молодые выходили из-за стола и просили у отца с матерью благословения на сон грядущий. Сваха и тысяцкий отводили молодых в спальню, закрывали дверь и оставались до утра в доме жениха, чтобы рано утром разбудить молодых. Иногда молодые шли ночевать к родственникам, но всё равно сваха и тысяцкий утром приходили их будить.

« Колькя-та Сбродов женился когда, дак ночевать-то пришли к нам. Невеста-та боится, вся поберестенела, а он спихуёт (психует), курит. Мы со стариком собрались да ушли, оставили их однех (д.Чернова Мальцев П.Д).

На утро сваха и тысяцкий первыми шли будить молодых, спрашивать, как они ночь провели. Сваха смотрела у невесты «рубаху» (ночную сорочку): если на ней была кровь, значит, невеста была девственницей.

«Нивеста-та чесна вышла, деушкой ему досталася » (с. Смолинское Чусовитина Ф.А)

Целомудрие невесты считалось главным элементом свадьбы. От этого зависел дальнейший ход свадьбы. После того как сваха объявила о невинности невесты, все начинали красить друг друга красной краской, одеваться в красные одежды, бить тарелки, по-настоящему веселиться.

А молодых вели в баню, которая была уже жарко натоплена. Пока они мылись, вокруг бани веселились гости, пели частушки под гармошку, угощали друг друга пивом.

« У нас в Смолиной была Маряха Трихина, писельница, которая спицально по свадьбам ходила песни петь и честушки – она их шибко много знала. Знала каки честушки петь, когда невеста ишшо девка, и совсем другие, когда уже станет бабой» (с. Смолинское Рыжков В.А).

Не ходи подружка замуж

Бабья жизнь проклятая

В поле каждая травиночка

Слезам укапана.

Не ходи подружка замуж

Замужем невесело

Я нашто была весёла

Голову повесила (Рыжкова В.Ф)

После бани молодые ехали на тройках в гости к родителям невесты - тёще и тестю. Когда подъедут к ограде, жених бьёт о ворота большую, глиняную корчагу, в знак целомудрия невесты. Родители встречают детей на пороге. Жених кланяется им в пояс, называет их по имени отчеству и благодарит их за дочь. Родители приглашают их в дом.

В доме царит веселье, всем подают пива, угощают блинами. Блины тёща печёт с раннего утра, чтобы угощать зятя. Блины тоже символ девичьей чести, и, если девушка вышла «нечестной», то у блинов выкусывают середину и получается дыра, а гостей всех мажут сажей, и уже нет никакого веселья. Родители невесты согласны провалиться сквозь землю от стыда.

А когда « всё ладом да чередом», тёщу садили в корыто и катали по деревне, после чего возвращаются в дом жениха и начинают сорить: бросать сено под ноги веселящихся гостей, тут же деньги, а молодая должна подметать сухим берёзовым веником, украшенным красными лентами. Свекровь бросает «на сор» молодым подушку и одеяло, а « молодуха» должна её поблагодарить и назвать её здесь, при всех, мамонькой или мамой.

Через неделю гости вновь собираются в доме жениха на столованье. Все уже идут с дорогими подарками: кто ведёт лошадь, кто корову, кто несёт ковёр, и кто что может. Молодая сама накрывает столы, готовит закуски для гостей.

Отпируют, отгуляют и через неделю опять собираются вместе, но уже в доме у невесты. « Приехали отгашшивать , с новой роднёй поближе знакомиться»

После столования молодые поселяются в доме родителей жениха, а к родителям невесты ходят в гости по выходным. А приданое невесты привозит в дом жениха брат невесты или дядя. Оно называется « глухота».

Как правило, в деревне была не одна пара молодожёнов, а несколько, и в Масленицу они собирались вместе и играли в « город».

«В Масленку, собирают с молод платки, шарфы, кисеты, полотенца – у кого чё есь и строят город. Берут большую шкырду, вырубают в ней дыру и вставляют в ету дыру высокой столб. Потом туда льют воду и столб примерзат и не падат. А на столбе-то розвешано всяко место – и платки и кисеты и шарфы. Как праздник-от начнётся, так кто-нибудь на этот столб залазит и берёт чё хочёт. А стоб-от эть шибко высокой – не кажной залезёт. А молодухи – те стряпают каральки с мёдом да угошшают всех» (с. Смолинское Рыжкова В.Ф).

Молодые успешно входят в роль семейной пары, и через некоторое время у них появляется ребёнок, с рождением которого связаны уже совсем другие обряды.

Свадебный обряд, как и любое явление народной культуры, постоянно обновлялся и обновляется до сих пор, хотя опорой его остаётся традиционная часть.


Обряды, связанные с рождением ребёнка


В прошлом крестьянская семья не мыслилась без детей – будущих помощников и работников. Обычно семьи были многодетными. Бездетность в семье считалась несчастьем и даже позором. Даже во время свадьбы было принято садить на колени молодым ребёнка, пожелание побольше иметь детей. На свадьбах, осыпая молодых хмелем, приговаривали: « Сколько в поле хмелинок, столько в доме детинок!» « Сколько на болоте кочек, столько вам желаем дочек, сколько в лесу пеньков, столько вам сынков».

Обычаи и обряды, связанные с рождением ребёнка и уходом за ним в первые годы его жизни, были направлены на обеспечение здоровья и благополучия ребёнка и его матери, сохранение её способности к деторождению. Женщину, не способную иметь детей, считали неполноценной, пустой (о мужской бесплодности в то время не могло быть и речи). Часто такие женщины становились объектами насмешек и едких высказываний.

Но если женщина забеременела – «понесла», то значит, что у этой семьи есть будущее. После того, как женщина узнаёт, что беременна, то сообщать об этом не стоит – чтобы не сглазить. Может сказать лишь мужу, матери, а во всеуслышанье месяцев до 3-4 говорить нельзя.

На протяжении всей беременности женщине нельзя стричь волосы. Чтобы не обстричь детям мужское или женское начало, а то ребёнок может родиться «кырой» (и мужчина и женщина одновременно).

« У нас в деревне жила кыра – месяц она Ольга, а месяц Олег».

Беременной нельзя никого проклинать и ругать, чтобы не накликать беду на ребёнка. Нельзя пинать кошку, а то ребёнок родится уродом.

Во время беременности у женщины случаются разные прихоти: то она хочет свежей речной рыбы, то солёных огурцов, то спелых яблок. Некоторые беременные хотят красного вина или едят целыми комками мел. Запрещать им нельзя, что хотят, пусть то и едят и пьют. Некоторые едят даже кирпичи и глину. В это время говорят про женщину, что она «поносится».

«Сноха – то у вас ровно уж запоносилась – всё на солонинку налегат».

Существовало немало примет, позволяющих узнать, кто родится мальчик или девочка. Женщины (кто-то из старших, либо мать, бабушка или свекровь) говорили, чтоб она примечала, в каком боку ребёнок первый раз пошевелится – в правом или в левом. Если в правом – мальчик, если в левом– девочка. Там значит и будет у ребёнка « местечко», «гнёздышко». Или посадят беременную женщину на пол, а потом заставляют вставать. Если женщина при этом обопрётся на левую руку, то родится девочка, а если на правую – мальчик

Конечно же, эти приметы не всегда совпадали, но женщины им верили. Ещё говорили, что если женщина во время беременности становится некрасивой: распухают губы, нос, проявляются пигментные пятна, то родится девочка, потому что дочери «забирают всю красоту», а если женщина наоборот становится очень красивой, привлекательной - родится мальчик.

К родам женщина готовилась заранее, но не отдыхом, а наоборот физическим трудом. Считалось, что если до конца носить тяжести, то легче родить. Воду с речки носили на коромысле, потому что считалось, чем больше воды принесёшь, тем лучше. « Хоть под углом лей, да таской» - говорила мать свой дочери - «Легче родишь».

Когда ещё больниц не было, женщины рожали дома, с повивальными бабками- повитухами. Иногда их называли просто бабки, или баушки. «Пошла к соседке баушничать, её уж хлестко перенимат, наверно уж скоро родит». Когда ребёнок родится, его сперва запелёнывали в мужскую рубашку (отцовскую), если это мальчик, и в материно платье, если это девочка. Потом уже перепелёнывали в пелёнки. Кроме пелёнок детей упеленывали пеленальником – длинной лентой, шириной 15 – 20 см., чтобы руки и ноги не были кривыми. Ребёнок лежал как «полешичко», как мумия.

Детского приданого заранее не готовили, а лишь только самое необходимое, чтобы не повлечь беду или порчу.

После родов женщину сразу кормили и поили, так как она потеряла много сил и хотела есть. Необходимо, чтобы она отдохнула, набралась сил. Лишь после того как женщина оправится, к ней могли прийти соседки или подруги навестить её, принести гостинцев, угощений.

Сорок дней женщина считается не чистой, сырой. В церковь ей ходить нельзя было, и спать вместе с мужем тоже. Лишь спустя сорок дней у женщины «внутри рушились стропила» и она могла принять мужа.

Пока женщина кормит ребёнка грудью у неё «замена» т. е. она не забеременеет, но иногда и через кормление женщины беременели и рожали на одном году по два ребёнка.

Когда ребёнок родится, то первое время его никому не показывают, чтобы не сглазили, не изурочили, не озевали. Каждый вечер ребёнка мыли в бане, после чего он спал по всей ночи. Если ребёнок плохо спит, ворочается, кряхтит, то значит, что у него на спинке «кочерга» или «щетина».

Мать приносила ребёнка в баню, садилась на полок и клала его животом вниз к себе на колени. А потом брызгала ему на спинку молока из своей груди и круговыми движениями начинала тереть у него спинку. Для этого ещё берут мякиш хлеба и катают по спинке. Если у ребёнка действительно кочерга, то на мякиш будут накатываться волосы чёрные и колючие, которые выходят из спины ребёнка. Ребёнку больно, он сильно плачет. Затем на спинку младенцу мать снова брызжет молоком и смывает его красной, мягкой тряпочкой. После этого ребёнка обкачивают тёпленькой водичкой и при этом читают молитву за здравие. После этого ребёнок спит хорошо.

Когда ребёнку исполнится месяц, его нужно окрестить в церкви. Раньше, если в деревне не было церкви, детей крестили бабки знахарки: погружали детей в купель с водой, читая при этом молитвы. Считалось, что если ребёнок не окрещён, то к нему прилипают различные болезни, а читать за его здоровье молитвы, бесполезны, потому что они будут не доходчивы.

Дети, окрещённые не в церкви, назывались « погруженными» и приравнивались к тем, которых крестил поп в церкви.

После крещения на ребёнка надевали серебряный крестик. Когда ребёнка окрестят в доме у родителей, отмечают праздник, на котором присутствуют самые близкие родственники и друзья. Это крестины. Иногда их называют «кашей».

«На кашу вчера ходили к соседям».

Во время крещенья у купели должны ещё находиться крёстный и крёстная, которые потом на протяжении всей жизни ребёнка должны почитаться им как вторые мать и отец. В сельской местности их называют «хрёсна» и «хрёсный». На «кашу» или крестины дарят ребёнку подарки: игрушки, одежду, обувь.

До года волосы на голове ребёнка не стригут, « не застригают счастье». После пострига мальчик переходит из рук матери, в руки отцу. Когда у ребёнка прорезается первый зуб, ему крёстный и крёстная дарят позолоченную или серебряную ложечку «на первый зуб».

С боязнью смерти ребёнка, связаны некоторые запреты. Так нельзя было раньше измерять рост или вес ребёнка, иначе он якобы перестаёт расти. По этой же причине нельзя щекотать ребёнка, подбрасывать, перешагивать через него.

Если ребёнка сглазили, мать брала ковш с водой, обмывала углы у стола, крюк на котором висела люлька, край лавки, скобу двери, цело у печки, произносила заговор. Затем она брала горячий уголь из печи и положив его в ковш говорила: «Мать огня, зло очисти». После этого набирала из ковша воды, обрызгивала ребенка и добавляла: «Зло пусть уходит».

Единой основой создания родильных обрядов служила радость по воду рождение нового человека, загадочность этого явления, связанные с ним опасности и стремление избежать их.


Похороны

В дом пришла беда – умер человек.

Смерть всегда страшна и неожиданна. Но согласно традициям русского народа, человек должен быть похоронен по всем правилам этого печального ритуала. Поэтому, как бы ни была смерть неожиданна, мы должны знать хотя бы последовательность элементов этой церемонии.

После того, как человек отдал Богу душу, его обмывают. Для этого берут небольшую, мягкую тряпочку, обмакивают ее в воду и «ставят кресты» на суставах человека – на сгибе локтей, коленях и повторяют слова: «Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный. Аминь». Человек при этом лежит голый. После того, как покойника «обмыли», его начинают одевать. Раньше надевали белые одежды – рубашку и саван, белые тапочки. Сейчас, в наше время, надевают на покойника самую нарядную, любимую им при жизни одежду. Зимой на женщин могут надеть пуховую шаль, теплую кофту, гамаши.

Когда покойника одели – «обрядили», ему складывают руки на груди и связывают их. Ноги тоже связывают в области колен, и кладут покойника на лавку, на которой он лежит, пока не сделают гроб.

По традиции, русских людей хоронят в гробу, который заранее делать нельзя (даже если умерший долго болел и все знали, что он умрет), а только лишь после смерти. Гроб обивают снаружи красным материалом, а изнутри- белым. По краям гроба – черная тесьма, а на крышке, сверху, из черного материала сделан крест.

После того, как гроб готов, на дно кладут немного стружки, и лишь потом стелют простынку, обычно из белой ткани. Кладется небольшая подушечка, чтоб голова умершего была чуть приподнята.

Раньше, пожилые женщины, готовясь к смерти, собирали все свои волосы, вычесанные из головы, в отдельный мешочек или сразу в небольшую подушечку. После их смерти подушечку эту клали им в изголовье, якобы для того, что всю свою силу они должны уносить с собой, а не разбрасывать по ветру.

С лавки покойника перекладывают в гроб, поправляют одежду, чтоб нигде не задралось ничего, чтоб ему было «удобно» лежать века. Сверху на покойника кладут либо белую ткань, либо кружевную накидку из тюля. На накидку из тюля. На накидку кладут цветы.

Раньше гроб ставили так, что покойник находился лицом к образам, т.е. головой к выходу. Сейчас же гроб устанавливают наоборот: ногами к выходу лицом не к образам, а к тем, кто приходит попрощаться с ним.

Зажигаются свечи, которые расположены крестом: одна в головах, одна в ногах и две свечи напротив каждой руки. У икон тоже горит восковая свеча. Как обычно, подсвечники на этот случай редко у кого предусмотрены, поэтому свечи ставятся в стакан, наполненный пшеницей.

В доме закрываются все зеркала белой тканью, для того, чтобы после похорон покойник не «казался», не «мерещился» в них.

Тело должно «ночевать» в том доме, где человек жил. Раньше покойника хоронили после того, как он «ночевал» в доме три ночи, а сейчас и после одной хоронят.

Могилу копают в тот день, когда хоронить. Раньше нельзя, т.к. могила не должна «ночевать пустой», не к добру это. Место для могилы выбирают родственники; либо это «семейный ряд» (если он есть), либо любое, понравившееся родственникам место.

Если это выпадает на зимний, холодный период времени, когда земля застыла, то ее отогревают: заранее жгут костры на этом месте, где будут копать. Глубина могилы соответствует ее длине, а ширина – ширине гроба, или чуть больше.

Выносят покойника «после обеда», в два часа дня. Гроб несут «вперед ногами» на длинных полотенцах, которые набрасываются через шею на плечо теми, кто понесёт гроб. Обычно это мужчины.

После того, как гроб с телом вынесут из дома, его устанавливают во дворе, на табуретки, чтобы все люди, кто не пойдет на кладбище, попрощались с покойным. Здесь же, если в деревне есть поп или есть возможность привезти попа из ближайшей церкви, покойника отпевают, кадят ладаном и закрывают крышкой гроб.

Крышку выносят из дома впереди гроба. После того, как гроб уберут со скамьи, на нее должны сесть родные, чтобы те не бояться впредь оставаться в доме по одному. Кроме того, моют полы во всем доме.

Если попа нет, и покойника отпевать некому, то гроб из дома сразу несут до машины, на которой повезут его на кладбище. В деревне гроб несут на руках иногда до края деревни, иногда до конца улицы, на которой жил умерший, а затем ставят на машину, опять же «ногами вперед». Если покойника не «отпели», то крышку можно не закрывать, чтобы родные могли еще «наглядываться», на любимого человека «впоследни».

Машина, для этого печального ритуала, тоже украшается. На борт, ближний к кабине, стелется ковер. К ковру ставят столбик (из дерева крест ) или металлический памятник. Боковые борта и задний борт открываются и опускаются, а на них прикрепляется красная ткань с черной каймой. На дно кузова стелют половики, либо палас (у кого что есть).

Впереди траурной процессии идет человек, который бросает горсточки зерна на дорогу – обозначая последний путь умершего (это могут быть цветы, либо еловые лагки). Машина едет медленно. За машиною идут родственники с венками, и просто знакомые. Самые близкие люди покойного сидят у гроба, в машине.

После того как покойника вынесли из дома, там остаётся человек, который должен помыть все полы в доме, во всех комнатах.

На кладбище гроб устанавливается над могилой на железные ломы (которые использовались при копании могилы), лицом к солнцу. Здесь говорят прощальные речи в адрес покойного, последний раз прощаются с ним, обходя «по солнышку» вокруг гроба. Затем покойника кадят ладаном и закрывают ему лицо покрывалом, либо накидкой из ткани, но перед этим развязывают ему, связанные руки и ноги, убирают все цветы, которые лежали на покрывале покойника. Затем закрывают крышку гроба и приколачивают ее на гвозди по углам.

Прежде чем опустить гроб в могилу, туда на веревке спускается человек и кадит всю могилу изнутри. После того как он из могилы вылезет, опускают на веревках гроб. Веревки пропускаются под гробом тогда, когда он стоит на ломах. После того, как по два человека возьмутся за каждый конец веревки, ломы убирают и гроб опускают в могилу.

Над гробом, уже в могиле, устанавливаются «полати», для того чтобы земля падала не сразу на гроб, а на них. Для этого в каждый угол могилы ставится по бруску и к ним приколачиваются четыре доски – остов, на который кладутся доски. Получается в виде «саркофага».

Затем каждый, начиная с родственников, бросает в могилу по горсти земли, обходя ее вокруг. И лишь после этого могилу забрасывают землёй лопатами.

Крест устанавливают «в ногах» покойника, когда могила закопана лишь на половину.

Тут же на кладбище разрывают на части полотенца (иногда стригут) и раздают тем, кто копал могилу и тем, кто нес гроб.

Всех, кто хочет помянуть умершего, приглашают на обед - поминки по усопшему.

На поминках все садятся за столы, где подают горячее и наливают вина. Вилок на столе нет, только ложки, а вина наливают лишь один стакан. Холодных закусок здесь не готовят, но на каждом столе обязательно должна быть кутья – отварной рис с изюмом. Как только все поедят, помянут покойного, родственники раздают «поминки» по умершему. Женщинам дают платки, а мужчинам - носки. Иногда раздают носовые платки мужские и женские соответственно.

После поминок в доме умершего наливают стопку вина, сверху кладут кусок хлеба и ставят к образам - на промин души умершего.

На следующий день ходят на кладбище до обеда, попроведать «как ночевал» покойник.

Потом лишь через девять, через сорок дней приходят на кладбище, отмечая девятый и сороковой день.

На девятый и сороковой день после смерти, на могилы ходят с утра до обеда, в обед поминают умершего за столом. На сороковой день всем за столом раздают новые ложки, которыми они едят и забирают их потом с собой. Здесь же отдают хорошие вещи умершего (кому это нужно), чтобы поминали его. После этого, поминки устраивают только в годовщину смерти и так, уже потом, год за годом.













24



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!