СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 26.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Общая физ. подготовка

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

презентация на урок физкультуры на тему :" Общая физическая подготовка"

Просмотр содержимого документа
«Общая физ. подготовка»

Общая физ. подготовка Подготовила студентка Колледжа Сервиса и Туризма Степаненко Елизавета Константиновна гр. КМ18-1

Общая физ. подготовка

Подготовила студентка Колледжа Сервиса и Туризма Степаненко Елизавета Константиновна гр. КМ18-1

Общая физическая и спортивная подготовка в системе школьного образования  Общая физическая подготовка (ОФП) -  процесс совершенствования двигательных физических качеств, направленный на всестороннее и гармоничное физическое развитие школьника. ОФП способствует повышению функциональных возможностей, общей работоспособности, является основой для специальной подготовки и достижения высоких результатов в избранной сфере деятельности или виде спорта.

Общая физическая и спортивная подготовка в системе школьного образования

Общая физическая подготовка (ОФП) -

процесс совершенствования двигательных физических качеств, направленный на всестороннее и гармоничное физическое развитие школьника. ОФП способствует повышению функциональных возможностей, общей работоспособности, является основой для специальной подготовки и достижения высоких результатов в избранной сфере деятельности или виде спорта.

Задачи общей физической подготовки - приобретение общей выносливости; -гармоничное развитие мускулатуры и силы мышц; -повышение общих скоростных возможностей (быстроты выполнения движений); -увеличение подвижности основных суставов и эластичности мышц; -улучшение ловкости в бытовых, трудовых и спортивных действиях (умение координировать простые и сложные движения); -научить выполнять движения без излишних напряжений, а также умению расслабляться.

Задачи общей физической подготовки

- приобретение общей выносливости;

-гармоничное развитие мускулатуры и силы мышц;

-повышение общих скоростных возможностей (быстроты выполнения движений);

-увеличение подвижности основных суставов и эластичности мышц;

-улучшение ловкости в бытовых, трудовых и спортивных действиях (умение координировать простые и сложные движения);

-научить выполнять движения без излишних напряжений, а также умению расслабляться.

Специальная физическая подготовка  Специальная физическая подготовка (СФП)-  процесс воспитания физических качеств, обеспечивающих преимущественное развитие двигательных способностей, необходимых для конкретной спортивной дисциплины (вида спорта) или трудовой деятельности. Виды СФП: -спортивная подготовка; -профессионально-прикладная ( в т.ч. военно-прикладная) физическая подготовка.

Специальная физическая подготовка

Специальная физическая подготовка (СФП)-

процесс воспитания физических качеств, обеспечивающих преимущественное развитие двигательных способностей, необходимых для конкретной спортивной дисциплины (вида спорта) или трудовой деятельности.

Виды СФП:

-спортивная подготовка;

-профессионально-прикладная ( в т.ч. военно-прикладная)

физическая подготовка.

Спортивная подготовка (тренировка)  Спортивная подготовка (тренировка) – направленное воздействие на развитие основных и специальных физических качеств юных спортсменов, обеспечивающее нужную степень готовности к спортивным достижениям на основе целесообразного использования принципов, методов средств и условий физической тренировки. Принципы, средства и методы спортивной тренировки аналогичны принципам, средствам и методам физического воспитания. В сфере массового спорта спортивная подготовка имеет целью: укрепление здоровья, улучшение физического состояния и активный отдых школьников. При разных целях стоящих перед массовым спортом и спортом высших достижений структура спортивной подготовки является для них принципиально общей .

Спортивная подготовка (тренировка)

Спортивная подготовка (тренировка) – направленное воздействие на развитие основных и специальных физических качеств юных спортсменов, обеспечивающее нужную степень готовности к спортивным достижениям на основе целесообразного использования принципов, методов средств и условий физической тренировки.

Принципы, средства и методы спортивной тренировки аналогичны принципам, средствам и методам физического воспитания.

В сфере массового спорта спортивная подготовка имеет целью: укрепление здоровья, улучшение физического состояния и активный отдых школьников.

При разных целях стоящих перед массовым спортом и спортом высших достижений структура спортивной подготовки является для них принципиально общей .

Методические принципы физического воспитания принцип сознательности и активности; принцип наглядности; принцип доступности и индивидуали- зации; принцип систематичности; принцип динамичности;

Методические принципы физического воспитания

  • принцип сознательности и активности;
  • принцип наглядности;
  • принцип доступности и индивидуали- зации;
  • принцип систематичности;
  • принцип динамичности;
Средства и методы физического воспитания  Средства физического воспитания:  физические упражнения;  оздоровительные силы природной среды;  гигиенические факторы. В процессе физического воспитания применяются как общепедагогические методы, так и специфические, основанные на активной двигательной деятельности . Методы  физического воспитания метод регламентированного упражнения; игровой метод; соревновательный метод; словесные и сенсорные методы.

Средства и методы физического воспитания

Средства физического воспитания:

  • физические упражнения;
  • оздоровительные силы природной среды;
  • гигиенические факторы.

В процессе физического воспитания применяются как общепедагогические методы, так и специфические, основанные на активной двигательной деятельности .

Методы физического воспитания

  • метод регламентированного упражнения;
  • игровой метод;
  • соревновательный метод;
  • словесные и сенсорные методы.
Метод регламентированного упражнения Метод предусматривает: твердо предписанную программу движений (заранее обусловленный состав движений, порядок повторений); по возможности точное дозирование нагрузки и управление ее динамикой по ходу упражнений, четкое нормирование места и длительности интервалов отдыха; создание или использование внешних условий, которые облегчали бы управление действиями занимающихся (применение вспомогательных снарядов, тренажеров, срочного контроля за воздействием нагрузки).

Метод регламентированного упражнения

Метод предусматривает:

  • твердо предписанную программу движений (заранее обусловленный состав движений, порядок повторений);
  • по возможности точное дозирование нагрузки и управление ее динамикой по ходу упражнений, четкое нормирование места и длительности интервалов отдыха;
  • создание или использование внешних условий, которые облегчали бы управление действиями занимающихся (применение вспомогательных снарядов, тренажеров, срочного контроля за воздействием нагрузки).
Игровой метод Характеристика метода :

Игровой метод

Характеристика метода :

  • "сюжетная" организация игры:

деятельность организуется с замыслом, предусматривающим достижение определенной цели. Игровой сюжет обычно заимствован из реальной жизни (имитация охоты, трудовых, бытовых действий), но может создаваться и специально, исходя из потребностей физического воспитания или конкретных задач того или другого занятия, или как условная схема взаимодействия играющих (современные спортивные игры).

  • комплексное совершенствовование двигательной деятельности в усложненных или облегченных условиях (развитие ловкости, быстроты ориентировки, находчивости, самостоятельности.
Соревновательный метод Основная черта соревновательного метода — сопоставление сил занимающихся в условиях упорядоченного соперничества за первенство или высокое достижение.  Используется как в относительно элементарных формах (способ стимулирования интереса и активизации занимающихся при выполнении отдельного упражнения на занятиях), так и в самостоятельном виде в качестве контрольно-зачетных или официальных спортивных соревнований.

Соревновательный метод

Основная черта соревновательного метода — сопоставление сил занимающихся в условиях упорядоченного соперничества за первенство или высокое достижение.

Используется как в относительно элементарных формах (способ стимулирования интереса и активизации занимающихся при выполнении отдельного упражнения на занятиях), так и в самостоятельном виде в качестве контрольно-зачетных или официальных спортивных соревнований.

Словесные методы  Словесные методы дидактический рассказ, беседа, обсуждение; инструктирование (объяснение задания, правил их выполнения); сопроводительное пояснение (лаконичный комментарий и замечания); указания и команды (как правило, в повелительном наклонении); оценка (способ текущей коррекции действий или их итогов); словесный отчет и взаиморазъяснение; - самопроговаривание, самоприказ, основанные на внутренней речи (например,

Словесные методы

Словесные методы

  • дидактический рассказ, беседа, обсуждение;
  • инструктирование (объяснение задания, правил их выполнения);
  • сопроводительное пояснение (лаконичный комментарий и замечания);
  • указания и команды (как правило, в повелительном наклонении);
  • оценка (способ текущей коррекции действий или их итогов);
  • словесный отчет и взаиморазъяснение;
  • - самопроговаривание, самоприказ, основанные на внутренней речи (например, "сильнее", "держать", "плавно").

Сенсорные методы

Сенсорные методы :

  • метод направленного "прочувствования" движений, при котором обращается внимание на мышечные ощущения при различных вариантах выполнения двигательного задания;
  • метод ориентирования, т.е. введение в задания предметных ориентировок (флажков, мишеней, специальной разметки зала);
  • методы лидирования и текущего сенсорного программирования ( с использованием специальной электронной аппаратуры, нередко с обратной связью (видео- и звуколидеры, указывающие, например, расхождение между заданным и фактическим темпами исполнения).

Формы реализации:

показ самих упражнений, демонстрация наглядных пособий, предметно-модельная и макетная демонстрация (с помощью муляжей-моделей человеческого тела, макетов игровых площадок с фигурками игроков), кино - и видеомагнитофонные демонстрации (просмотр кино - кольцовок, специальных учебных кинофильмов, видеозаписей выполнения упражнений), избирательно-сенсорная демонстрация отдельных параметров движений с помощью аппаратурных устройств (метронома, магнитофона, системы сигнализирующих электроламп).

 Обучение двигательным навыкам и умениям    Двигательное умение  - это такой уровень овладения двигательным действием, при котор ом управление движениями осуществляется при активной роли мышления.   Признаки двигательного умения :  управление движениями происходит неавтоматизированно; сознание ученика загружено контролем каждого движения; невысокая быстрота выполнения действия; действие выполняется неэкономно, при значительной степени утомления; относительная расчлененность движений; нестабильность действия; непрочное запоминание действия. Двигательный навык — такая степень владения техникой действия, при которой управление движением (движениями) происходит автоматически и, действия отличаются надежностью.

Обучение двигательным навыкам и умениям

Двигательное умение - это такой уровень овладения двигательным действием, при котор ом управление движениями осуществляется при активной роли мышления.

Признаки двигательного умения :

  • управление движениями происходит неавтоматизированно;
  • сознание ученика загружено контролем каждого движения;
  • невысокая быстрота выполнения действия;
  • действие выполняется неэкономно, при значительной степени утомления;
  • относительная расчлененность движений;
  • нестабильность действия;
  • непрочное запоминание действия.

Двигательный навык — такая степень владения техникой действия, при которой управление движением (движениями) происходит автоматически и, действия отличаются надежностью.

 Обучение двигательному действию Первый этап - ознакомление, первоначаль- ное разучивание движения. Второй этап - углубленное детализирован- ное разучивание, формирование двигатель- ного умения. Третий этап - формирование двигательного навыка, достижение двигательного мастерства.

Обучение двигательному действию

  • Первый этап - ознакомление, первоначаль- ное разучивание движения.
  • Второй этап - углубленное детализирован- ное разучивание, формирование двигатель- ного умения.
  • Третий этап - формирование двигательного навыка, достижение двигательного мастерства.
Воспитание физических качеств   Основные физические качества: сила быстрота выносливость  гибкость ловкость

Воспитание физических качеств

Основные физические качества:

  • сила
  • быстрота
  • выносливость
  • гибкость
  • ловкость
Развитие силы Сила - способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных напряжений. Методы развития силы: Методы максимальных усилий (или метод

Развитие силы

Сила - способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных напряжений.

Методы развития силы:

  • Методы максимальных усилий (или метод "до отказа") предусматривает упражнения с отягощением, составляющим 30—70% рекордного
  • Метод динамических усилий связан с применением малых и средних отягощений (до 30% рекордного).
Развитие быстроты  Быстрота - комплекс функциональных свойств человека, непосредственно и по преимуществу определяющих скоростные характеристики движений, а также двигательной реакции . Развитие быстроты простой двигательной реакции (метод повторного, возможно более быстрого реагирования на внезапно появляющийся сигнал). Развитие сложной двигательной реакции (упражнения с постепенно увеличивающейся скоростью объекта, с его внезапным появлением в различных местах, с сокращением дистанции наблюдения и т.п.).

Развитие быстроты

Быстрота - комплекс функциональных свойств человека, непосредственно и по преимуществу определяющих скоростные характеристики движений, а также двигательной реакции .

Развитие быстроты простой двигательной реакции (метод повторного, возможно более быстрого реагирования на внезапно появляющийся сигнал).

Развитие сложной двигательной реакции (упражнения с постепенно увеличивающейся скоростью объекта, с его внезапным появлением в различных местах, с сокращением дистанции наблюдения и т.п.).

Развитие выносливости Выносливость — это способность противостоять утомлению. Общая выносливость - это способность длительно выполнять работу умеренной интенсивности при глобальном функционировании мышечной системы (аэробная выносливость). Общая выносливость — основа для воспитания специальной выносливости. Специальная выносливость  - это выносливость по отношению к определенной двигательной деятельности (прыжковая выносливость, игровая выносливость, силовая выносливость, скоростная выносливость, координационная выносливость и т. д).

Развитие выносливости

Выносливость — это способность противостоять утомлению.

  • Общая выносливость - это способность длительно выполнять работу умеренной интенсивности при глобальном функционировании мышечной системы (аэробная выносливость). Общая выносливость — основа для воспитания специальной выносливости.
  • Специальная выносливость - это выносливость по отношению к определенной двигательной деятельности (прыжковая выносливость, игровая выносливость, силовая выносливость, скоростная выносливость, координационная выносливость и т. д).
Развитие ловкости  Ловкость - способность быстро, точно, целесообразно, экономно решать двигательные задачи Основная задача воспитания ловкости - овладение новыми двигательными действиями. При этом используются следующие упражнения: спортивные и подвижные игры, гимнастика и акробатика, легкая атлетика (прыжки, барьерный бег), лыжи (движение попеременными ходами, повороты и спуск с горы, прыжки с небольших трамплинов) и т.п.

Развитие ловкости

Ловкость - способность быстро, точно, целесообразно, экономно решать двигательные задачи

Основная задача воспитания ловкости - овладение новыми двигательными действиями. При этом используются следующие упражнения: спортивные и подвижные игры, гимнастика и акробатика, легкая атлетика (прыжки, барьерный бег), лыжи (движение попеременными ходами, повороты и спуск с горы, прыжки с небольших трамплинов) и т.п.

Развитие гибкости  Гибкость — способность выполнять движения с большой амплитудой. Различают гибкость динамическую (проявленную в движении), статическую (позволяющую сохранять позу и положение тела), активную (проявленную благодаря собственным усилиям) и пассивную (проявленную за счет внешних сил). Основные правила применения упражнений в растягивании: не допускаются болевые ощущения; движения выполняются в медленном темпе; постепенно увеличивается их амплитуда и степень применения силы помощника.

Развитие гибкости

Гибкость — способность выполнять движения с большой амплитудой.

Различают гибкость динамическую (проявленную в движении), статическую (позволяющую сохранять позу и положение тела), активную (проявленную благодаря собственным усилиям) и пассивную (проявленную за счет внешних сил).

Основные правила применения упражнений в растягивании:

  • не допускаются болевые ощущения;
  • движения выполняются в медленном темпе;
  • постепенно увеличивается их амплитуда и степень применения силы помощника.
Место и роль общей и спортивной физической подготовки в системе школьного образования .  Наблюдения педагогов и врачей, результаты научных исследований свидетельствуют о существовании тревожной тенденции снижения уровня здоровья, двигательной и функциональной подготовленности детей школьного возраста. Активное использование общей физической и спортивной подготовки, массового спорта имеет огромное значение для эффективного функционирования традиционной системы физического воспитания в школьном образовании и может существенно его обогатить

Место и роль общей и спортивной физической подготовки в системе школьного образования .

Наблюдения педагогов и врачей, результаты научных исследований свидетельствуют о существовании тревожной тенденции снижения уровня здоровья, двигательной и функциональной подготовленности детей школьного возраста.

Активное использование общей физической и спортивной подготовки, массового спорта имеет огромное значение для эффективного функционирования традиционной системы физического воспитания в школьном образовании и может существенно его обогатить

Современные педагогические технологии физического воспитания школьников  В связи с тревожной тенденцией снижения уровня здоровья, двигательной и функциональной подготовленности детей школьного возраста специалисты приходят к заключению, что традиционная система физического воспитания в общеобразовательных учреждениях функционирует недостаточно эффективно, и отмечают необходимость ее совершенствования.  «Президентские тесты»;  проект СпАРТ;  проект «Наш спорт — наше здоровье»;  программа «Самбо в школе»;  спортизированные виды подготовки школьников средствами физической подготовки на основе лыжной подготовки, лёгкой атлетики, гимнастики, тяжёлой атлетики, фитнеса и др. видов спорта.

Современные педагогические технологии физического воспитания школьников

В связи с тревожной тенденцией снижения уровня здоровья, двигательной и функциональной подготовленности детей школьного возраста специалисты приходят к заключению, что традиционная система физического воспитания в общеобразовательных учреждениях функционирует недостаточно эффективно, и отмечают необходимость ее совершенствования.

  • «Президентские тесты»;
  • проект СпАРТ;
  • проект «Наш спорт — наше здоровье»;
  • программа «Самбо в школе»;
  • спортизированные виды подготовки школьников средствами физической подготовки на основе лыжной подготовки, лёгкой атлетики, гимнастики, тяжёлой атлетики, фитнеса и др. видов спорта.

Современный взгляд на место и роль общей и спортивной физической подготовки в системе школьного образования.

В основу методики и организации физической подготовки школьников должна быть положена концепция тренировки (пока единственная научно обоснованная концепция управления развитием физического потенциала человека). Выносливость, сила, ловкость, быстрота, гибкость и в конечном счёте высокий уровень работоспособности могут быть приобретены только путем тренировки, путем использования эффекта целенаправленно организованного процесса адаптации организма школьника к физическим нагрузкам необходимого объема и достаточной интенсивности .

Обязательные внеклассные занятия по физической подготовке школьников:

  • спортивная подготовка;
  • общая физическая подготовка;
  • оздоровительные занятия.

Выбор вида занятий определяется желанием, интересами, уровнем подготовленности и здоровьем школьника. Оздоровительные занятия должны проводиться в группах лечебной тренировки для детей с ослабленным здоровьем и инвалидов. Занятия в группах ОФП объединяли бы учащихся, не проявляющих интереса к спортивным формам физической подготовки. Группы спортивной подготовки по существу должны стать основой возрождения и развития массового школьного спорта.

Педагогические условия эффективной реализации концепции тренировки в системе школьного образования

  • реализация физического воспитания в общеобразовательной школе с учетом физкультурно-спортивных интересов и потребностей, индивидуальных физических и морфофункциональных показателей учащихся;
  • построение урока физической культуры в общеобразовательной школе как тренировочного занятия на основе избранного учащимися вида спортивной деятельности (три раза в неделю по 2 часа);
  • занятие проводит учитель-тренер по виду спортивной деятельности;
  • соответствие учебной программы и государственного образовательного стандарта;
  • опора на общие дидактические основы учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе, на принципы, средства, методы и формы организации физического воспитания с учетом особенностей физического развития подростков, материально-технической базы образовательного учреждения;
  • оперативная коррекция содержания физического воспитания в зависимости от степени усвоения учебного материала программы;
  • обязательный оперативный контроль физической и функциональной подготов­ ленности занимающихся.
Принципиальные инновации программ спортизировнной подготовки детей средствами избранных видов спорта занятия проводятся три paзa в неделю по два часа; занятия выносятся за рамки академического расписания и проводятся с учебно-тренировочной группой, а не с классом; ученик сам выбирает вид спорта, при этом предусматривается возможность перехода из одного вида спорта в другой; занятия проводит тренер - специалист; учебные занятия носят тренировочный характер.

Принципиальные инновации программ спортизировнной подготовки детей средствами избранных видов спорта

  • занятия проводятся три paзa в неделю по два часа;
  • занятия выносятся за рамки академического расписания и проводятся с учебно-тренировочной группой, а не с классом;
  • ученик сам выбирает вид спорта, при этом предусматривается возможность перехода из одного вида спорта в другой;
  • занятия проводит тренер - специалист;
  • учебные занятия носят тренировочный характер.

Литература:

  • Бальсевич В.К. Физическая культура человека: состояние, проблемы и стратегия развития на перспективу (актовая речь). - М.: ГЦОЛИФК, 1992.
  • Виленский М.Я., Сафин Р.С. Профессиональная направленность физического воспитания студентов педагогических специальностей. – М.: Высшая школа, 1989;
  • Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. – М.: ФиС, 1991;
  • Теория и методика физического воспитания. Учебник для институтов физ. культуры. Под общ. ред. Л.П. Матвеева и А.Д. Новикова. – М.: Физкультура и спорт, 1976.
  • Бальсевич В.К. Физическая культура человека: состояние, проблемы и стратегия развития на перспективу (актовая речь). - М.: ГЦОЛИФК, 1992.
  • Лубышева Л.И., Бальсевич В.К. Ценности физической культуры в здоровом стиле жизни. // Матер. Междунар. конф. "Современные исследования в области спортивной науки". С.-Петербург, НИИФК, 1984, с. 124-125.
  • Лях В.И. Ориентиры перестройки физического воспитания в общеобразовательной школе. //"Теория и практика физической культуры", 1990, № 9, с. 10-14.
  • Эндрюс Д.К. Роль образования в пропаганде здорового образа жизни в двадцать первом столетии. "Теория и практика физической культуры", 1993, № 1, с. 46-48.
  • Гибадуллин М.Р. Спортивно ориентированное физическое воспитание учащихся 5-6 классов на основе лыжной подготовки. Диссертация. Камская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, Набережные Челны, 2010 г. http//www.kamgifk.ru
  • Дворкин Л.С, Воробьёв С.В., Хабаров А.А. Подготовка школьников 4-6 классов на основе занятий борьбой самбо. Теория и практика физической культуры, №10, 1998. http//www.sambo.spb.ru
  • Malina R.M. Secular changes in grouth, maturation and physical performance//Exercise and Sport Sciences, Reviews. Philadelphia, 1987, v. 6, p. 204-255.
  • Morgan W.P. Phisical Activity and Mental Health//In The Academy Papers. Champaign, H.K.P., 1994, p. 132-145.
Спасибо за внимание

Спасибо за внимание


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя