Общая физическая подготовка и формирование на уроках здорового образа жизни.
Общая физическая подготовка (ОФП) – это система занятий физическими упражнениями, которая направлена на развитие всех физических качеств (сила, выносливость, скорость, ловкость, гибкость) в их гармоничном сочетании. В основе общей физической подготовки может быть любой вид спорта или отдельный комплекс упражнений, например гимнастика, бег, аэробика, единоборства, плавание, любые подвижные игры. Главное избежать узкой специализации и гипертрофированного развития только одного физического качества за счет и в ущерб остальных.
Цели и задачи общей физической подготовки:
1.Здоровье. Общая физическая подготовка нужна в первую очередь для укрепления здоровья. Изменения при развитии физических качеств, происходят на молекулярном уровне, изменяя физиологические и биохимические процессы. Увеличивается сопротивляемость организма к неблагоприятным факторам, повышается иммунитет. Учащиеся занимающиеся ОФП меньше болеют.
2. Общее физическое развитие. ОФП не является спортом, но ни в одном виде спорта без нее не обойтись. В процессе формирования двигательных умений и навыков развивается физическое качество: ловкость, скорость, выносливость, сила, меткость и т.д. Общая физическая подготовка обеспечивает всестороннее и гармоничное физическое развитие человека. Подготавливает базу для специальной физической подготовки в конкретном виде спорта, в военной или трудовой деятельности.
Главная черта, характеризующая высокий уровень общей физической подготовки (О.Ф.П.) - это умение сознательно владеть движениями своего тела, достигая результатов в короткий срок, при наименьшей затрате сил.
Например, в 5 классах в разделе лёгкая атлетика на тему спринтерский и эстафетный бег отводится 10 часов. В течение этих уроков, учащиеся должны овладеть двигательными навыками и умениями в спринтерском и эстафетном беге (низкий старт, бег по дистанции, передача эстафетной палочки и финиширование).
Оценивают уровень общей физической подготовки по следующим показателям или тестам:
1.Скорость - бег на 100м.
2.Выносливость - бег на 2 - 3км.
3.Силовая подготовленность - подтягивание, поднимание туловища, сгибание и разгибание рук в упоре лёжа.
В нашей практической части семинара мы вам покажем фрагмент урока с принятием теста по силовой подготовленности. Девушки будут выполнять поднимание туловища в течение 1 минуты, юноши комплексное силовое упражнение 30 секунд - поднимание туловища, 30 секунд - сгибание и разгибание рук в упоре лёжа.
Огромное значение имеет формирование у школьников здорового образа жизни.
Как известно, образ жизни формирует 50% здоровья, в то время как наследственность и экология занимают в этой структуре по 20%, а состояние здравоохранения – всего 10%. Поэтому не случайно формирование здорового образа жизни (ЗОЖ) стало одним из приоритетных направлений развития государства.
Но, к сожалению, в настоящее время официальная статистика неумолима: 25% детей живут в неудовлетворительных жилищно-бытовых условиях , 38.3% в семьях с доходом ниже прожиточного минимума, более 50% подростков живут в состоянии стресса.
Факторы, формирующие образ жизни – это двигательная активность, привычки, питание и режим дня. Но, ни для кого не секрет, что все эти составляющие образа жизни сильно искаженны. Телевизор и компьютер заменили занятие спортом, “Фастфуд” вытеснил здоровое, сбалансированное питание, режим сна постоянно нарушается, не говоря о возрастании популярности вредных привычек среди подростков.
Обоснованное беспокойство вызывает состояние здоровья детей школьного возраста особенно среди подростков старшей возрастной группы. Стремительно среди детей увеличиваются так называемые “болезни поведения”, в том числе: алкоголизм, табакокурение, наркомания, токсикомания.
Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней и вредных привычок. Человек - сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.
Сейчас возрастает роль гигиенического обучения и воспитания школьников, которые должны воздействовать, прежде всего на общую культуру детей. Крайне важно создавать у ребенка культ здоровья, показывать всеми средствами красоту физического и психического совершенства. Сейчас жизнь ставит новую задачу – формировать у школьников убежденность в необходимости ведения здорового образа жизни (использование свободного времени с пользой для здоровья, соблюдение режима дня, выработка негативного отношения к таким вредным привычкам, как курение, пьянство, наркомания, самолечение). Иными словами, здоровью надо учить. И пусть эта мысль не покажется странной. Мы больше привыкли к иным « формулам»: беречь здоровье, не вредить здоровью. Но чтобы они не остались лишь призывами, благими пожеланиями, их нужно довести до сознания каждого школьника. То есть этому надо учить. Почему санитарно-гигиеническое просвещение оказывается не всегда эффективным? Дело в том, что вести здоровый образ жизни, чтобы не болеть, способны не все. Самих по себе знаний о пользе здорового образа жизни недостаточно: важны соответствующие мотивы. Необходимо сопровождать, а не направлять развитие ребёнка, не решать проблемы за детей, а учить их принимать верные решения самостоятельно.