МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА-ЛИЦЕЙ №1 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА НИКОЛАЯ ГЕОРГИЕВИЧА САРАНЧЕВА»
ГОРОДА АЛУШТЫ
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей физической культуры и ОБЖ протокол № 3 от 28.08.2020 Руководитель МО ___________И.А.Бондаренко | СОГЛАСОВАНО заместитель директора _______________ Д.Н.Царькова от 31.08.2020 | УТВЕРЖДЕНО на заседании педагогического совета протокол №12 от 31.08.2020 Введен в действия приказом №408/3 от 31.08.2020 Директор ___________Е.В.Сергеева |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
спортивно-оздоровительное направление
по общей физической подготовке
для 6-В класса «Будь здоров!»
на 2019/2020 учебный год
Составила : Романенко Людмила Сергеевна
2020 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа курса общей физической подготовки спортивно-оздоровительного направления в 5-9 классе составлена на основе. - Примерной основной образовательной программы по физической культуре основного общего образования и учебников :В.С. Кузнецова, М.В. Маслова. – М.: Просвещение, 2011 г . ; -федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования ; -учебного плана МОУ «Школы-лицея №1 имени Героя Советского Союза Н.Г.Саранчева» города .Алушты на 2020-2021учебный год.
Данная программа спортивно-оздоровительного направления представляет собой программу организации внеурочной деятельности школьников. Предусмотренные данной программой занятия проводятся в группах, состоящих из учащихся одного класса. Программа рассчитана на 5 лет обучения общим объёмом 170 часов : в каждом из 5-х, 6-х, 7-х, 8-х, 9-х классах по 34 часа в год. Выбор курса определяется желанием учащихся 5-9-ых классов, возможностями и материально – техническим оснащением образовательного учреждения. Программа предполагает проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками (по 1 часу в неделю в 5-9 классах внеурочной деятельности физкультурно – оздоровительной направленности). Программа предполагает возможность организовывать проведение занятий в форме внеаудиторных и аудиторных активных занятий. Цели и задачи курса:
формирование у учащихся 5-9-ых классов школы основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности, формирование умения сотрудничать в команде, развитие коммуникативной компетентности учащихся. укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта; совершенствование навыков и умений для сдачи испытаний (тестов) ВФСК «ГТО»;
формирование умения сотрудничать в команде, развитие коммуникативной компетентности учащихся посредством обучения различным эстафетам;
развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга.
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального образования по курсу являются:
умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
умение доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Целью реализации основной образовательной программы является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником общеобразовательного учреждения целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Выстраивая предполагаемый образ выпускника, мы исходим из того, что он представляет собой динамическую систему, которая постоянно изменяется, самосовершенствуется, наполняясь новым содержанием.
2. Планируемые результаты освоения курса
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у учащихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:
личностные результаты — готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
метапредметные результаты — освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
предметные результаты — освоенный учащимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению “ОФП ” является формирование следующих умений:
оределять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению “Общая физическая подготовка” (ОФП) - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
1. Регулятивные УУД.
Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно.
Проговаривать последовательность действий.
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценкудеятельности команды на занятии.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания.
3. Коммуникативные УУД.
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать речь других.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
осознание учащимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности учащихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение учащихся к собственному здоровью.
2.1. Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести учащиеся в процессе реализации программы внеурочной деятельности
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению “Общая физическая подготовка” учащиеся
должны знать:
особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
основы рационального питания;
правила оказания первой помощи;
способы сохранения и укрепление здоровья;
основы развития познавательной сферы;
свои права и права других людей;
влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
должны уметь:
составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
заботиться о своем здоровье;
применять коммуникативные и презентационные навыки;
оказывать первую медицинскую помощь при травмах;
находить выход из стрессовых ситуаций;
принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
отвечать за свои поступки;
отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
В результате реализации программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья у учащихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, учащиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.
2.2. В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению “Общая физическая подготовка” (ОФП) учащиеся
смогут получить знания:
значение ОФП в развитии физических способностей и совершенствовании функциональных возможностей организма занимающихся;
правила безопасного поведения во время занятий ОФП;
упражнения для развития физических способностей (скоростных, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости);
контрольные упражнения (двигательные тесты) для оценки физической и технической подготовленности и требования к технике и правилам их выполнения;
основное содержание правил соревнований по ОФП ;
игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты с элементами баскетбола, футбола, волейбола;
могут научиться:
соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма на занятиях ОФП;
выполнять технические приёмы и тактические действия;
контролировать своё самочувствие (функциональное состояние организма) на занятиях ОФП;
Содержание курса
«Общая физическая подготовка»
Подвижные игры( 7 часов). Развивать ловкость, координацию. Подвижные игры являются важным средством физического воспитания. Подбор физических упражнений и подвижных игр осуществляется с учётом возрастных особенностей учащихся, с использованием добавочного материала, дополняющего содержание учебного материала по физической культуре. Подвижные игры: на основе игровых видов спорта , Снайпер, Салки, Вызов номеров, Метко в цель, Мяч соседу, Мяч на полу, Мяч над головой – гармонично развивают физические качества учащегося.
Спортивные игры (10 часов) закрепление и совершенствование полученных навыков на уроках физической культуры по базовым видам спорта: волейбол, гандбол, баскетбол, мини – футбол. Выполнение технических приёмов и действий; играть в данные спортивные дисциплины по правилам, знать и правильно применять стойки игрока; передача, ведение мяча. Совершенствовать командные тактические действия и построения в нападении (атаке) и защите.
Гимнастика с элементами акробатики(7 часов) Организующие команды и приёмы. Выполнение строевых приёмов на месте («направо», «налево», «кругом»). Развитие гибкости, силы, координации. Выбирать упражнения и составлять комбинации. Упражнения и комбинации на гимнастической перекладине, гимнастическом мате. Упражнения на развитие координации.
Лёгкая атлетика (10 часов). Развитие выносливости, силы, скорости, координации движений. Выполнять упражнения и участвовать в соревнованиях по лёгкой атлетике по правилам данного вида спорта и соблюдать меры безопасности. Беговые упражнения . Прыжковые упражнения. Метание малого мяча весом 150г. Метание турбоснаряда.
Формы контроля
Тестирование «ГТО»
Физкультурно – массовые и спортивные состязания
Спартакиада: соревнования по спортивным играм
Методические рекомендации
Программа кружковых занятий спортивно-оздоровительного направления включает в себя четыре раздела. Каждое занятие является звеном системы занятий, связанных в логическую последовательность построенных друг за другом и направленных на приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни, формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом, приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия.
Важным требованием программы является воспитание нравственных и волевых качеств учащихся: дисциплинированность, доброжелательность, честность, отзывчивость, смелость во время выполнения различных заданий.
Школьный возраст благоприятен для развития всех координационных и кондиционных способностей. Однако особое внимание следует уделять всестороннему развитию координационных, скоростных (реакции и частоты движений), скоростно-силовых способностей, выносливости к умеренным нагрузкам.
Для достижения оптимальной общей и моторной плотности занятия необходимо использовать нестандартное оборудование, технические средства обучения для развития физических способностей и формирования двигательных навыков.
Особенностью школьников данного возраста является их большое желание, интерес, познавательная активность, высокая эмоциональность во время занятий. Это необходимо использовать на занятиях.
Материально – техническое обеспечение
- спортивный зал с разметкой и оборудованием для спортивных игр(волейбол, баскетбол)
- спортивная площадка с разметкой и оборудованием для спортивных игр (мини – футбол, гандбол)
- спортивная площадка с разметкой для занятий лёгкой атлетикой
- мячи волейбольные
- мячи футбольные
- мячи гандбольные
- мячи баскетбольные
- фишки для разметки
- манишки
- секундомер
- рулетка
- метательные снаряды (мяч 150г, учебные гранаты)
- гантели 3 – 5 кг
- мячи набивные 1,5 кг
- шведская стенка
- гимнастические маты
- скакалки различной длины
- аптечка медицинская
- табло перекидное
Таблица тематического распределения количества часов
№ | Название модуля, разделы | Рабочая программа | Количество часов |
|
5 кл | 6 кл | 7 кл | 8 кл | 9 кл. |
| Всего часов | 170 | 34 | 34 | 34 | 34 | 34 |
1. | Подвижные игры | 35 | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 |
2. | Спортивные игры | 50 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 |
3. | Гимнастика с элементами акробатики | 35 | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 |
4. | Лёгкая атлетика | 50 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 |
Календарно – тематическое планирование
по внеурочной деятельности для учащихся 6-В класса
№ п/п | Тема занятий | Дата | Оборудование |
План. | Факт. |
Подвижные игры 7 часов |
1 | ТБ при п/и. П/и «Салки» | 02.09 | | Рулетка Мячи свисток разметка для игры в волейбол, мини-футбол |
2 | П/и с мячами | 09.09 | |
3 | П/и «Пионербол» | 16.09 | |
4 | П/и на основе гандбола | 23.09 | |
5 | П/и на основе волейбола | 30.09 | |
6 | П/и на основе мини-футбола | 07.10 | |
7 | П/и на основе баскетбола | 14.10 | |
Спортивные игры 5 часов |
8 | ТБ при играх. Мини-футбол | 21.10 | | Футбольные мячи Разметка для игры в футбол |
9 | Ведение мяча. Эстафеты | 28,10 | |
10 | Упр. в группах | 11.11 | |
11 | Передача мяча. Игра | 18.11 | |
12 | Эстафеты с элементами футбола | 25.11 | |
Гимнастика с элементами акробатики 7 часов |
13 | ТБ при гимнастике. Строевые упр. | 02.12 | | Гимнастические маты турник рулетка скакалки свисток ш/стенка обручи |
14 | ТБ. Кувырки | 09.12 | |
15 | ТБ. Висы | 16.12 | |
16 | ТБ. Подтягивания | 23.12 | 30.12 |
17 | Упр. на гибкость. ГТО | 13.01 | |
18 | Эстафеты с элементами гимнастики | 20.01 | |
19 | ТБ. Лазания | 27.01 | | |
Спортивные игры 5 часов |
20 | ТБ при баскетболе. Мини-баскетбол | 03.02 | | Баскетбольная разметка баскетбольные мячи свисток фишки секундомер |
21 | Передача мяча | 10.02 | |
22 | Эстафеты на основе баскетбола | 17.02 | |
23 | Броски мяча. Учебная игра | 24.02 | |
24 | Тактика игры в защите и атаке | 03.03 | |
Лёгкая атлетика 10 часов |
25 | ТБ, Прыжки с/м | 10.03 | | |
26 | Соревнования в беге на 30 м | 17.03 | | Разметка для занятий л/атлетикой рулетка мячи 150г свисток секундомер метательные снаряды |
27 | Челночный бег | 24.03 | |
28 | Эстафеты с различными видами бега | 31.03 | |
29 | Тесты ГТО | 07.04 | |
30 | Эстафеты с элементами л/а | 14.04 | |
31 | ТБ. Метание мяча 150г | 21.04 | |
32 | Техника метания с разбега | 28.04 | |
33 | Броски набивного мяча 1кг | 05.05 | |
34 | Эстафеты | 12.05 | |
ИТОГО 34 часа |
Список учебно-методической литературы
Примерная программа ФГОС по физической культуре основного общего образования для учащихся 5-9 классов В.И.Лях, А.А.Зданевич. (М.: «Просвещение», 2014 г.)
-Учебный план МОУ «Школа-лицей №1 имени Героя Советского Союза Н.Г.Саранчева» г.Алушты на 2020-2021 учебный год
-«Комплексная программа физического воспитания 1-11 классы», В.И.Лях и А.А.Зданевич; изд. «Просвещение», М. – 2011г. -Учебник «Физическая культура 5-6 класс», А.П.Матвеев, М.: Просвещение, 2014г.