СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Общая характеристика и периодизация новейшей истории

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

лекционный материал

Просмотр содержимого документа
«Общая характеристика и периодизация новейшей истории»



Тема: Общая характеристика и периодизация новейшей истории

Вопросы:

1. Периодизация новейшей истории. Общая характеристика основных этапов новейшей истории.

2. Ускорение научно-технического развития и его последствия.

3. Информационное общество. Основные черты.


1. Периодизация новейшей истории. Новейшее время — период в истории человечества с 1918 года по нынешнее время.

1. 1918—1938 гг. – период между мировыми войнами. Основные события:

ряд капиталистических и социалистических революций в России и других странах, создание СССР, построение социализмаВеликая депрессия в США и ряде Европейских стран (Англия, Франция).

Основные изобретения:

Полиграф (1921)

Тепловоз (1923)

Телевидение (1925

2. 1939 – 1945 гг. - Основные события:

Вторая мировая война, Великая Отечественная война в СССР, унесшая, по разным подсчетам, жизни от 50 до 72 млн человек.Создание ООН.

Основные изобретения:

Турбореактивный двигатель (1939), ставший основой современной авиации.

Антибиотики (1940), активно применяющиеся и по сей день.

Компьютер (1941), ставший впоследствии неотъемлемой частью повседневной жизни многих людей.

Атомная бомба (1945) - несмотря на свою мощь, стало одним из залогов стабильности в мире и гарантией отсутствия новых Мировых войн (Ядерный паритет).

3. 1945 – 1991 гг. - Основные события:

Появление таких организаций, как ООННАТООВД и других.

Мир разделился на два «лагеря». «Холодная война» между Западными странами и странами Варшавского договора, включавшая в себя наращивание вооружений, «космическую гонку» и т. д. Быстрый рост уровня жизни вСеверной АмерикеЕвропе и Японии. Появление и осознание глобальных экологических проблем (уничтожение лесов, нехватка энергии и воды, снижение биологического разнообразия, загрязнение атмосферы,радиационные аварии, ускорение глобального потепления и т. д.). Полет человека в космос (1961). Начало эпидемии СПИДа1991 — распад СССР.

Основные изобретения:

Транзистор (1947) Голография (1948) Водородная бомба (1953) Атомная электростанция (1954)

Калькулятор (1954) Спутник (1957) Интегральная схема (1958) Лазер (1960) Томограф (1972) Персональный компьютер (1975) Компакт-диск (1979) Мобильный телефон (1983) Высокотемпературная сверхпроводимость (1986)

3. 1991 – наше время. - Основные события:

Введение ЕвроИракская войнаКлонирование (биотехнология).

Основные изобретения:

Открытие углеродных нанотрубок (1991)

Создание квантового компьютера (2008—2009).

Большой адронный коллайдер

Интернет (1991)

2. Ускорение научно-технического развития и его последствия.

Технологии новой эпохи.

Крупнейшее из открытий XX века, овладение ядерной энергией, в большей мере использовалось в военных целях. Лишь в 1956 г. в Великобритании был построен ядерный реактор, который был признан годным для коммерческой эксплуатации. На данный момент ядерная энергетика обеспечивает не более 8% мирового производства энергии, большая часть производится за счёт сжигания нефти (40%), угля (25%), газа (18%). ГЭС и иные источники обеспечивают 7% её производства. Геотермальные (использующие внутреннее тепло Земли), приливные (энергия морских приливов), солнечные, ветряные электростанции остаются редкостью.

Продолжалось развитие средств транспорта. В 90-е годы в мире насчитывалось свыше 500 млн. автомобилей, их ежегодный выпуск достиг 30 млн. штук.

Водный транспорт - увеличение грузоподъёмности судов – появление танкеров водоизмещением более 500 т. Увеличение быстроходности судов, появление кораблей и подводных лодок с атомными силовыми установками.

Воздушный транспорт – создание реактивных самолётов, освоение военной, и пассажирской авиацией сверхзвуковых скоростей.

Развитие ракетной техники, освоение космоса – возникновение перспективы орбитальных комплексов, где в условиях невесомости будут создаваться новые биологически активные вещества для медицины, биохимии, электроники.

Биохимия, генетика, медицина. Клонирование – искусственное выращивание из одной клетки точного биологического подобия организма донора. Борьба с эпидемиями, трансплантация органов, лазерный скальпель, кардиостимулятор.

Электроника и робототехника. Огромное влияние на облик мировой цивилизации оказали достижения в области электроники. Повсеместное распространение компьютеров, создание в фирмах, организациях банков данных компьютеризированной информации - привело к созданию локальных и глобальных сетей.

Развитие компьютерных технологий способствовало созданию промышленных роботов, а это открывает огромные возможности совершенствования производственного процесса.

3. Информационное общество. Основные черты. В 70-е гг. индустриальные страны вступили в этап развития, ведущий к созданию нового типа общества, которое чаще всего определяют, как информационное. Существуют и иные определения – новое индустриальное, технотронное, постиндустриальное. При этом происходящие перемены знаменуют переход всей мировой цивилизации к новой ступени развития.

Информационное общество - историческая фаза эволюционного развитияцивилизации, в которой информация и знания умножаются в единоминформационном пространстве, а главными продуктами производства информационного общества становятся информация и знания. Отличительные черты:

1)увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества;

2) возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг, рост их доли в валовом внутреннем продукте;

3) нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ;

4) создание глобального информационного пространства, обеспечивающего: (а) эффективное информационное взаимодействие людей, (б) их доступ к мировым информационным ресурсам и (в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах;

5) развитие электронной демократииинформационной экономики,электронного государстваэлектронного правительства, цифровых рынков, электронных социальных и хозяйствующих сетей;

6) признание главной роли личности в управлении социальными и экономическими отношениями;

7) новые способы производства, основанные на знании. Превращениеинформации в экономико-хозяйственную категорию;


Общество, в котором главную ценность составляет информация, знания, материализующиеся в постоянно обновляющихся технологических достижениях, обладает огромным потенциалом развития.

Вытеснение живого труда – на какое то время вызывает безработицу, но потом возникает спрос на труд инженеров, техников , программистов. Большое значение начинают играть центры производства знаний – университеты, лаборатории. Возрастает роль мелкого бизнеса.

Важнейшим ресурсом информационного общества становится человек, его творческий, интеллектуальный потенциал, в развитии которого оказываются, заинтересованы и государство и корпорации.

Развитость системы информационных коммуникаций, транспорта, повышение уровня жизни создают условия расширения кругозора людей, контактов между ними, облегчают выбор места проживания, оборудования жилья сообразно индивидуальным вкусам и потребностям. Возникают условия обеспечения равенства возможностей и прав мужчин и женщин. Это было недостижимо в аграрном и в индустриальном обществах, где многие виды работ требовали большой физической силы, ненужной там, где преобладают высокие технологии.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!