Начало урока | Введение Знакомство с классом. Индивидуальная работа. С помощью педагогической игровой методики следует объяснить суть исторического анализа и необходимость аргументированного высказывания личного мнения. Предложить учащимся перечислить 5 важных событий за прошедший год в их личной жизни и доказать, что эти события были в действительности. Через 5 минут спросит у учеников перечислить события. Предложите ученику доказать из перечисленного списка одно событие. Приведенные учеником аргументы, подвергайте к критике. Например, Как я могу узнать, что ты побывал на историческом музее в Турции? Ученик возможно ответить, что он может показать фотографии. Требуйте у учеников, что бы приводили дополнительные доказательства, и усомнитесь в достоверности посещения музея в Турции. Задавайте дополнительные вопросы. Например, может быть фотографии были сделаны фотошопом? Ученик начинает задумываться об доказательстве события. Если ученик затрудняется, нужно использовать методы диалогового обучения. Рекомендуется обратиться классу и задать вопросы: Каким образом вы бы доказали? Можете ли привести другие доказательства? И ученики начнут предлагать свои идеи, их нужно записать на доске. Главное нужно объяснить учащимся, что в истории нужно не только предлагать свое мнение, но и нужно уметь доказывать ее, приводя разные аргументы используя исторические источники. Назовите типы источников: Вещественные; Письменные; Устные и изобразительные; Суть педагогического метода обучения, донести учащимся, что в истории нужно уметь свои мнения доказывать приводя аргументы и факты, используя исторические источники, и обязательно делать ссылку на используемый источник. | Возможность формативного оценивания. Обращайте внимание пониманию и усвоению учениками онеобходимости аргументированного изложения своего мнения. |
Середина урока | Познакомить класс с новой темой урока и целями обучения, а также с критериями оценивания. Рассказать учащимся, что в этом учебном году они будут изучать средневековую историю мира. Показать им ленту времени и объяснить ее структуру: масштаб времени, события, присоединения земель, войны, правители и т.д. Затем попросит учащихся предугадать, что они могут узнать и чему научиться в ходе изучения истории средних веков. Исследование Разделит класс на малые группы. При деленьях на группы рекомендуется использовать методы дифференциации. Раздать малым группам материал о периодизации во всемирной истории. Ученики используя данные раздаточного материала делают инфографику о периодизаций средневековой историй. Проинструктировать учащихся, что в инфографике необходимо показать хронологические и исторические особенности средневековья. Учащиеся должны подумать о том, чем отличаются периоды средневековья, что взаимосвязывает периоды средневековья и разработать общую характеристику средневековья. Презентация 1. По каждому периоду средневековья учащиеся посредством изучения материала определяют его хронологию, затем определяют различия периодов средневековья. 2. Каждая малая группа знакомит остальных групп с основными характеристиками периодов (раннее, среднее, позднее). 3. В конце данного задания каждая группа должна сравнить периодизацию средневековой истории Казахстана с периодизацией во всемирной истории | Периодизация истории Средних веков в Западной Европе //Карева В.В. История Средних веков. М.: ПСТБИ, 1999http://www.sedmitza.ru/lib/text/441040/ (26.08.2016) Как в средние века относились к детямhttp://listatel.ru/mir-srednevekovia/obshai-infa2/kak-v-srednie-veka-otnosilis-k-detjam.html (28.08.2016) Каждую группу обеспечьте раздаточным материалом,содержащийинформацию охронологии, основныхсобытий, личностей по каждому периоду средневековья. Ф Все действия, описанные выше, дают возможность формативного оценивания, так как учитель имеетвозможность обращаться иподдерживать отдельныхучастников или группы.Есть также возможностьравной оценки – учащимсяможно предложитьоценивать друг - друга покритериям, согласованнымвсем классом, способствуя,тем самым, метапознанию |
| На данном этапе урока важно уделить внимание на формирование у ученика понимания концепта причина. Данный концепт является основным концептом этого раздела, а также четверти. Для сформирования понимания и расширения значения концепта причина, предлагается использовать игровые методы обучение. На этом уроке можно применить интерактивный метод обучения «История верблюда Альфонса». Автором данного интерактивного игрового метода обучения является британский учитель, а также педагог-новатор Артур Чапман. Для объяснения концепта причина, ученикам нужно прочитать или раздать тексты об истории Альфонса. Ознакомив учеников с историей Альфонса, попросите учеников перечислить причины смерти верблюда. Когда совместно с классом напишите примерно около десяти причин, попросите учеников сгруппировать перечисленные причины на краткосрочные и долгосрочные, а также назвать толчок смерти верблюда. Ученики работая в малых группах, определяют толчок, краткосрочные, долгосрочные причины смерти верблюда. Объясните, классу, что краткосрочные причины, это причины которые сыграли малую роль в свершении, этого явления или же события. А долгосрочные причины, это те причины, которые сыграли самую главную роль в свершении, этого явления или события. Участвуя, в работах группы, окажите, ученикам поддержку в обучении. Используйте методы диалогового обучения. При презентации задавать вопросы для углубления их исследования: Почему данная причина, является долгосрочной? Докажите свою позицию? Обращаясь классу, задавать дополнительные вопросы: Все ли в классе согласны мнением группы? Объяснять ученикам, смысл и значения концепта причина. Что Причина это – явление или обстоятельство, служащее основанием чего-нибудь или обусловливающее появление другого явления или же явление, вызывающее, обуславливающее возникновение другого явления. А Повод, случай, обстоятельство, которое можно использовать с какой-нибудь целью или же обстоятельство, которое дает возможность перехода от одного состояния в другое состояние.Многие полагают, что причины однообразны, и что любая причина вызывает переход от одного состояние в другое состояние. Но причины по значению, или же роли делятся на несколько видов, таких как: краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные причины. Например, очень важные причины (если не произойдет А, безусловно, что не может быть произойти В), и менее важные причины (если не произойдет А, вероятно, не произойти В). То есть по роли и значению влияния на состояние, оценивается причины на краткосрочные, долгосрочные. Достижения второй учебной цели предусматривает три этапа действия: Исследования И/Г Провести исследование различных аспектов темы, используя книги, вебсайты и другие ресурсы. Вопросы исследования включают: Почему варварские племена вторгались на римские территории? В чем выражалась социальная, экономическая, культурная и политическая слабость Римской империи? Учащиеся должны записать ответы на свои исследовательские вопросы и быть готовыми разделить их с другими учащимися и друг с другом. Можно раздать готовые структурированные тексты о Римской империй, которые поддерживают и обеспечивают полноценный анализ слабых сфер развития Римской империй. На данном этапе учащиеся только, определяют слабые экономические, политические, социальные сферы слабости Римской империй. Но никак не оценивают. Ученики объясняют, слабые стороны каждой сферы общественного развития Римской империй. Например, слабые стороны Римской империй в экономической сфере, что в римской империй рабский труд стал неэффективным. С второго века военная мощь убывало, что привело куменьшению, и даже дефициту рабочей силы государства. В управлении государством местное население, потеряло преимущество, что привело к снижению активности участия в управлении государством. В ходе обсуждений слабых сторон Римской империй, ученикам нужно оказать поддержку, задавая побуждающие и апробирующие вопросы, чтобы помочь ученикам давать более полные ответы, ясно выражать свои мысли, и развить свои идеи. Насколькоэффективнымбылрабовладельческий строй? Как вы докажите, что рабовладельческий способ производства был неэффективным? Анализ и обсуждение Выявив причины/факторы (выше),учащиеся должны подумать о том, какэти факторы связаны друг с другом, атакже, о том, какие из них наиболееважные. Они должны разработатьмодель того, почему Римская Империяпала под натиском гуннов. Г В небольших группах, распределитепо категориям (например, какие былисоциальные, экономические,политические или культурные? Какиебыли долгосрочные/краткосрочные?) иподумайте об их взаимосвязях (Какиефакторы повлияли на другие? Какиеобразовались первоначально?) и обих относительной важности (Что былопредшествующимифакторами/условиями? Что былокатализаторами? Какие из них сыграли наиважнейшую роль?) | ChapmanA. Camels, diamondsandcounterfactuals: amodelforteaching causal reasoning file:///C:/Users/shagimoldin_y.ast/Downloads/Chapman_A._2003_Camels_Diamonds_and_Coun.pdf; Chapman A. Developing historical and metahistorical thinking in history classrooms: reflections on research and practice in Englandhttp://www.redalyc.org/pdf/3055/305538472003.pdf (12.08.2016) История смерти Альфонса Что послужило смертью верблюда, неужели солома, которую положили на спину верблюда? Прочитайте историю, и сделайте всесторонний анализ причин смерти Альфонса, используя все возможные причины его смерти Давным-давно жил верблюд, его звали Альфонс. У верблюда была больная спина. Многие утверждали, что это из-за причины несчастного случая при рождении. Но это не было концом его несчастья, потому что его эксплуатировал злой хозяин по имени Франк, которого называли «убийцей верблюдов». Он использовал труд верблюдов для доставки товаров своим клиентам. Он все время перегружал верблюдов, и заставлял их преодолевать горные и пустынные местности, хотя в этом не было никакой необходимости. Франк иногда не кормил и не поил верблюдов, поэтому верблюды были истощены и обессилены. Клиенты совершенно равнодушно относились, к этим шокирующим, частым и грубым нарушениям прав верблюдов. Но, однажды в пятницу, Франк начал загружать товары на вверх Альфонса, для еще одной изнурительной и совершенно ненужной поездки туда и обратно вверх и вниз по горам. Прежде чем выйти в путь, Франк загружал и загружал товары на его спину. В пути Франк останавливает верблюдов, и делает перерыв. В этот момент Альфонс начинает живать солому. Франк увидев, забирает солому, и загружает солому на его спину. Альфонсу стало очень больно, и он с отвращением посмотрел на своего хозяина. В этот момент он упал, и умер необратимой и бедственной смертью.
Разным участникам групп можно дать задание исследовать отдельные факторы и сделать о них доклад с выступлением перед всем классом. Можно попросить индивидуально или же в группах представить их заключения в письменной форме, с демонстрацией плаката или использованием компьютера (например, анимированного рисунка факторов в Power Point).
Падение Древнего Рима // http://www.historylearningsite.co.uk/ancient-rome/the-fall-of-ancient-rome/; Падение Рима: Как, когда и почему это произошло? // http://ancienthistory.about.com/cs/romefallarticles/a/fallofrome.htm; 8 причин почему пал Рим? //http://www.history.com/news/history-lists/8-reasons-why-rome-fell; Войны рима с варварами в эпоху «великого переселения народов» // http://book-online.com.ua/read.php?book=1091&page=45
Для проведения дифференциации можно ученикам раздать текст, а права выбора обсуждение видов сфер слабости Римской империй предоставить ученикам.
Или же составит структурированные тексты о слабости Римской империй для каждой сферы отдельно
Анализ и обсуждениясодержания занятиянеобходимо облегчить, еслиучащиеся предлагаютпредставить своиразмышления: учащиесямогут оценивать иклассифицироватьфакторыи модели их взаимосвязи,например, с помощьюдемонстрации диаграмм илиплакатов, показывающихвзаимосвязь причин или, кпримеру, посредствомсортировки факторов, припомощи графическихорганайзеров и визуальныхопорных сигналов, таких какдиаграмма Венна.
|