СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Общая характеристика речи у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Общая характеристика речи у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.»

Министерство образования Республики Башкортостан

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Уфимская коррекционная школа-интернат № 92 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья












Доклад на тему: «Общая характеристика речи у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»



Учитель-логопед

высшей категории: Илалова Л.Г.


























Уфа



Речь является основным средством общения людей, необходимой основой человеческого мышления, его орудием. Мыслительные процессы- анализ, синтез, сравнение, обобщение развиваются по мере того, как ребенок овладевает речью.

Появление первых осмысленных слов в конце первого года и в начале второго года жизни, а также весь дальнейший ход овладения речью, характерный для нормальных детей, является одним из важнейших показателей благополучного развития ребенка.

Иная картина наблюдается при интеллектуальной недостаточности. У учащихся коррекционной школы имеют место своеобразие и недостаточность общего речевого развития. Нормальный ребенок за дошкольный период своей жизни практически пользуется речью примерно пять с половиной лет. Он приходит в школу с развитой разговорно-бытовой речью. У наших детей ко времени поступления в школу практика речевого общения занимает всего 3-4 года. Причем темп развития речи все эти годы резко замедлен. Определенную роль в замедлении развития имеет характерное для этих детей моторное недоразвитие. Нарушение моторики оказывает прямое влияние на произносительную сторону речи. Исследования дефектологов показывают, что 50-60% учащихся коррекционных школ страдают недостатками речи. Большой процент приходится на младшие классы. Обследование учащихся первых и вторых классов 92 –ой школы показало, что дефекты произношения имеют 32 ребенка, причем все нарушения идут на фоне общего недоразвития речи.

В результате обследования устной и письменной речи выявлено и взято на логопедический учет 65 учащихся- логопатов, которые были распределены по видам речевых нарушений: ротацизм, параротацизм, ламбдацизм, сигматизм, дизартрия, заикание, смешение звуков.

Дисграфия почти у всех, причем различных видов: акустическая, моторная, оптическая.

Причины, порождающие недостатки в письме самые различные:

  1. Одной из главных является недостаточное усвоение детьми соотношения звука и буквы.

  2. Недостаточная подвижность нервных процессов или недостаточное формирование аналитико- синтетической деятельности.

В зависимости от участка поражений имеются и определенные виды нарушений: нарушение в височной доле дает смешение по глухости и звонкости, лобной доли- пропуски букв, слогов и т.д.

При проверке словаря у всех обследованных детей обнаружилась и отмечена в речевых картах бедность словаря. Особенно большую сложность представляет усвоение и использование глаголов с приставками, слов, обозначающих свойства и качества предметов. Недостаточно четко воспринимая и осмысливая явления окружающего мира, наши дети, естественно не испытывают необходимости в дифференцированных названиях и охотно ограничиваются словами, имеющими расплывчатые значения. Но нужно отметить и то, что дети нашей школы сохраняют в своей памяти значительное количество слов и понимают их значение, но не употребляют по собственной инициативе. Эти слова- достояние их пассивного словаря.

Обследование грамматического строя речи показало, что предложения дети строят простые, нарушая синтаксические связи согласования и управления, пропуская предлоги, союзы т.д. Это характерно для учащихся младших классов. Учащиеся старших классов строят уже более распространенные предложения, употребляют союзы.

Диалогическая речь умственно отсталых школьников также неполноценна. Диалог редко возникает по инициативе ребенка, так как он обычно мало интересуется окружающим и редко задает взрослым вопросы или вступает с ними в беседу. Первоклассники часто не отвечают на обращения взрослых, не поддерживают возникающую беседу. В отдельных случаях словесный ответ заменяют кивком головы. Большое значение имеет выработка у наших детей умения спрашивать, отвечать, выслушивать разъяснения, указания, советы, что необходимо абсолютно на всех уроках.

Важной стороной речевого и общего развития наших школьников является умение рассказывать о своей деятельности. Это умение не возникает само собой. Оно формируется постепенно, в ходе длительной и целенаправленной работы. Основа его развития - различные виды практической и трудовой деятельности.

В речевых картах обследованных учащихся у всех отмечено недостаточное развитие фонематического слуха или умение различать звуки на слух и дифференцировать сходные звуки.

Преодоление фонетико-фонематических отклонений имеет в своей основе развитие активной познавательной деятельности детей, формирование у них процессов наблюдений, сравнений и обобщений в области речевых звуков. Оно достигается путем использования различных видов упражнений, направленных, прежде всего, на развитие речеслухового анализаторов. Основное требование к обучению- научить детей правильно узнавать, различать и выделять на слух все элементы слова- звуки и слоги, их последовательность в слове, правильно и отчетливо произносить весь звуковой состав слова, соотносить звуки и буквы при выполнении письменных работ.

Развитие фонематического представления опирается на слуховой, речедвигательный и зрительный анализаторы. Чтобы достичь более прочных результатов в различении звукового состава слов, научить детей лучше наблюдать и сравнивать, целесообразно начинать с самых элементарных форм звукового анализа. Например, предложить ученикам повторить или прочитать ряд из 2-3 прямых слогов и затем последовательно или вразбивку назвать в этих словах звуки. Полезно приучать детей сравнивать звуковой состав слогов и слов, отличающихся друг от друга некоторыми элементами, например, отдельными звуками. Находить в слогах и словах общие и различные звуки.

В работе по анализу слов и предложений можно использовать такие упражнения: внимательно прослушать сказанную фразу, посчитать число слов, назвать слова по порядку, вразбивку. При анализе слова можно использовать полоски цветной бумаги, цветные карандаши. Работа, проводимая в кабинете логопеда должна находить свое продолжение и совершенствование на классных занятиях. Недоразвитие фонетико- фонематического слуха дает дисграфию и дислексию. Поэтому эта работа по развитию фонетико- фонематического слуха и коррекции недостатков речи должна проводится во всех классах, начиная с первого.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!