СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 22.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Общая характеристика рыб. Практическая работа «Исследование внешнего строения и особенностей передвижения рыбы (на примере живой рыбы в банке с водой)»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Общая характеристика рыб. Практическая работа «Исследование внешнего строения и особенностей передвижения рыбы (на примере живой рыбы в банке с водой)»

Просмотр содержимого документа
«Общая характеристика рыб. Практическая работа «Исследование внешнего строения и особенностей передвижения рыбы (на примере живой рыбы в банке с водой)»»


1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА

ФИО разработчика

Джамалова И.Ю.

Место работы

МБОУ «ООШ с.Бильты»


2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс

8 А,Б,В

Место урока (по тематическому планированию ПРП)

36

Тема урока

Общая характеристика рыб. Практическая работа «Исследование внешнего строения и особенностей передвижения рыбы (на примере живой рыбы в банке с водой)»

Уровень изучения

базовый

Тип урока (укажите тип урока):

☐Комбинированный урок

Планируемые результаты (по ПРП):

Личностные

Ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой


Предметные умения

Определять следующие биологические понятия: зоология, экология животных, животная клетка, животные ткани, системы органов животных, скелет, питание животных, дыхание животных, кровообращение, выделение у животных, раздражимость, рефлекс, органы чувств, поведение, размножение животных, партеногенез, развитие животных, система животного мира, царство ЖивотныеСоздавать обобщения в рамках изучаемого понятийного аппарата, например: рот, глотка, пищевод, кишечник – пищеварительная система; устанавливать аналогии, например, между циклами развития паразитических простейших и паразитических червей или жизненным циклом развития насекомых и земноводных


Межпредметные

Анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводыВспомнить и применить соответствующие естественно-научные знания


Ключевые словаВЫДЕЛЕНИЕ

ДЫХАНИЕ

РАЗМНОЖЕНИЕ

СИСТЕМА ОРГАНОВ

РЫБЫ

ВОДНАЯ СРЕДА


Краткое описание  На уроке предусмотрено использование следующих типов электронных образовательных материалов: «Диагностическая работа», «Обучающие видеоролики».


3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА


БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность


Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Дайте учащимся задание вспомнить основные особенности типа хордовых и основные особенности подтипа черепных (позвоночных).

Вспомни основные особенности хордовых

Диагностическая работа




Этап 1.3. Целеполагание


Ты узнаешь как устроены рыбы

БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала


Выведите на экран обучающий видеоролик. Вы можете демонстрировать его как с дикторским текстом, так и давать собственное объяснение, отключив голос диктора.

Местообитание и внешнее строение рыб

Обучающие видеоролики


Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Выполнение практической работы (Приложение 1 )

Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Тест в формате ГИА


Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Этап 3.5. Систематизация знаний и умений


Выведите на экран обучающий видеоролик. Вы можете демонстрировать его как с дикторским текстом, так и давать собственное объяснение, отключив голос диктора.

Внутреннее строение рыб

Обучающие видеоролики






БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Внешнее и внутреннее строение рыб

Диагностическая работа


БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия


Корзина идей»

Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладутся в корзину (коробку, мешок), затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно

Этап 5.2.Домашнее задание



Написать небольшой конспект и выучить





Приложение 1

ПР №13 "Исследование внешнего строения и особенностей передвижения рыбы" (на примере живой рыбы в банке с водой) 8 класс

Инструктаж проведен и прослушан______________Дата___________ФИ_____________

Цель. Изучить (на примере костистой рыбы) особенности внешнего строения и способы передвижения рыбы.

Оборудование: модель рыбы, таблицы.

Ход работы.

  1. Рассмотрите муляж рыбы, определите форму ее тела. Объясните, какое значение она имеет для жизни рыбы в воде?_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  2. Рассмотрите расположение чешуи. Какое значение имеет такое расположение чешуи для жизни в воде?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  3. Рассмотрите окраску тела рыбы на брюшной и спинной сторонах. Если она различна, то объясните это различие._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  4. Найдите отделы тела рыбы: голову, туловище, хвост. Установите их границы. Объясните, какое значение имеют плавные переходы отделов для жизни рыбы в воде.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  5. Найдите у рыбы ноздри, глаза, боковую линию. Какое значение имеют эти органы в жизни рыбы? Определите, в чем особенность строения глаз.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  6. Рассмотрите у рыбы плавники. Определите, какие из них парные, а какие непарные. Понаблюдайте за работой плавников при движении рыбы в воде.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подпишите рисунок







ВЫВОД:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




ПР №13 "Исследование внешнего строения и особенностей передвижения рыбы" (на примере живой рыбы в банке с водой).

Таблица

Признаки

Характеристика

Значение

Форма тела

Обтекаемая, сжатая с боков. Тело рыб большей частью покрыто твердыми и плотными чешуями, которые сидят в складках кожи (как у нас ногти), а свободными концами налегают друг на друга, точно черепица на крыше. Чешуйки разрастаются вместе с ростом рыбы, и на просвете мы можем увидеть концентрические линии, напоминающие годичные кольца на срезах дерева. По наростам концентрических полос можно определить возраст чешуи, а вместе с тем и возраст самой рыбы. Дополнительно чешуя покрыта слизью. та слизистая пленка способствует уменьшению трения при плавании, и благодаря своим бактерицидным свойствам, препятствует проникновению в кожу бактерий, т.к. кожа рыб проницаема для воды и некоторых растворенных в ней веществ

Снижение трения воды

Покровы:

Кожа, чешуя, слизь

Защита, снижение трения воды

Окраска

Спинка темная (сливается с дном), брюшко светлое (незаметно на фоне светлого неба) У рыб спинка темная, а брюшко светлое. Темная окраска спины делает их мало заметными на фоне дна при рассматривании сверху, блестящая серебристая окраска боков и брюшка делает рыбу незаметной на фоне светлого неба или солнечного блика при рассмотрении снизу. Придонные рыбы и рыбы травянистых и коралловых зарослей часто имеют яркую пятнистую окраску или полосатую (так называемую “расчленяющую” расцветку маскирующую контуры головы). Рыбы могут менять свою окраску в зависимости от цвета субстрата. Окраска делает рыбу малозаметной на фоне места обитания.


Защитная, маскировка.

Отделы тела:

Голова плавно переходит в туловище и хвост. Голова у рыбы сразу переходит в туловище, а за тем в хвост. Шеи у рыбы нет. С гибкой вихляющей шеей тело животного перестало бы быть цельным и крепким клином, который должен легко пробивать себе дорогу в толще воды.

Снижение трения воды

Органы чувств

 

 

Зрения

Глаза. Рыбы могут видеть только на расстоянии до 1 м, хотя некоторые представители могут видеть на расстоянии 10 – 12 м. Зрение рыб зависит от освещенности и от прозрачности воды.Век у рыб нет. Зрение играет важную роль при поисках пищи, уходе от опасности и при внутривидовом общении (контакте в стае, поиск партнера, поведение между молодью и родителями). У живущих в условиях плохой освещенности глаза либо очень крупные (как телескопы), либо наоборот, очень малы или вообще скрыты под кожей. Положение глаз также изменчиво. Цветное зрение у костных рыб.

Хорошо видят на близком расстоянии

Обоняния

Ноздри - органы обоняния. Каждая ноздря поделена складочкой кожи на два отверстия: через одно вода входит, через другое – выходит. Рыба воспринимает запахи веществ, растворенных в воде. Очень хорошо обоняние развито у акул достаточно несколько капель крови, что бы привлечь хищника за несколько сот метров.

Восприятие запахов растворенных в воде

Боковой линии

Каналы лежащие под чешуей с помощью нее рыбы ориентируются в потоках воды, воспринимают приближение и удаление добычи, хищника или партнера по стае, избегают столкновений с подводными препятствиями. 

Позволяет чувствовать потоки воды, различать предметы, воспринимать электромагнитные поля.

Слуха

Орган слуха – внутреннее ухо. Звуковые волны в воде рыба воспринимает всей поверхностью тела, что вызывает раздражение слухового нерва, возбуждение передается по слуховым нервам к внутреннему уху. Рядом с внутренним ухом находится орган равновесия, благодаря которому рыба ощущает положение своего тела.

Восприятие звуковых волн

Органы передвижения:

 

Плавники

Для продвижения вперед рыба отталкивается от воды, волнообразно изгибаясь всем телом и одновременно работая плавниками, которые являются регуляторами и стабилизаторами необходимыми для управления движения и балансировки.

Устойчивость при движении.

Движение вперед.

Вывод: Приспособленность рыбы к жизни в воде проявляется в обтекаемой форме тела, покровительственной окраске, плавно переходящих органах тела, особенностях покровов (чешуя, слизь), органов чувств (органы боковой линии), органов передвижения (плавников).










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!