Актуализация знаний. (2 мин) | На нашей планете более 2 млн. видов живых организмов, принадлежащих к разным царствам природы. Давайте вспомним их. Назовите Какие из них мы уже изучили? А теперь послушайте стихотворение. Когда ты входишь в лес, душистый и прохладный Средь пятен солнечных и строгой тишины, Встречает грудь твоя так радостно, так жадно Дыханье влажных трав и аромат сосны. Нога твоя скользит по россыпи иголок Или шуршит травой, роняя капли рос. А сумрачный навес широколапых ёлок Сплелся с листвой ольхи и молодых берёз. Здесь в зарослях лесных, где всё для сердца мило, Где чистым воздухом так сладостно дышать, Есть в травах и цветах пленительная сила Для всех, умеющих их тайны разгадать! ( Р.Рождественский) Как вы думаете, почему для сегодняшнего урока я выбрала именно это стихотворение? Какой будет тема урока? (слайд №3) | Отвечают на вопросы учителя. Называют царства живой природы и выделяют те, которые уже изучили. Слушают учителя.
Формулируют тему. |
Выявление места причины затруднения и определения учебной цели. (7 минут) | Для начала давайте определим для себя, что уже знаем о растениях, и что хотелось бы узнать сегодня на уроке. У на экране таблица и карточки с вопросами о растениях. Вы берете вопрос и определяете его в таблицу на доске. Если вопрос относите в столбик «знаем», то и отвечаете на него. Знаем | Хотим узнать | Что такое фотосинтез? Что такое хлорофилл? И какую роль он играет в растениях? Какой способ питания присущ растениям? Чем растительная клетка отличается от животной клетки? Какое значение растений в природе? Как долго растут растения? (всю жизнь) | Что такое каратиноиды растительной клетки? Что такое фитогормоны? Для чего они нужны? Что такое тургор? Из чего состоит клеточная стенка растительной клетки? У всех растений имеется стебель, листья, корень? | Что такое фотосинтез? Вода, по стеблям поднимаясь, Идёт к зелёному листу И с СО2 соединяясь Даёт нам сахар на свету. Вот так творение природы- Волшебный, добрый хлорофилл Способен прокормить народы Хотя уж к вечеру без сил. Этими органическими соединениями растения не только себя кормят, но и животных. И составляют 95% биомассы планеты. Что такое хлорофилл? И какую роль он играет в растениях? Какой способ питания присущ растениям? На слайде №6 две клетки растительная и животная. Определите, где какая? Так как значение растений в природе вы отнесли в столбик знаем, то выполите следующее задание. На столе лепестки ромашки. Запишите на них значения растений в природе. А теперь на магнитной доске сделайте свою ромашку. (слайд №7 с картинками-подсказками) Мы повторили, что знали о растениях, по ходу урока, возможно, мы вспомним еще что-нибудь. А, что мы ждем от этого урока? (обращает внимание на столбик с «хотим узнать») Давайте составим кластер. (где мы можем найти информацию о интересующих нас вопросах) растения | учитель | компьютер | интернет | газета | телевидение | Окружающая природа | учебник | Чем мы можем воспользоваться сейчас на уроке? | Вспоминают ранее изученный в 5 и 6 классах материал. Определяют карточки с вопросами в нужный столбик таблицы. На вопросы из столбика «знаем» сразу дают ответ. Называют определения. Фотосинтез—процесс образования органических соединений из неорганических соединений, СО2 и воды с помощью хлорофилла и солнечной энергии. Участвует в фотосинтезе и придает растениям зеленый цвет. Автотрофный — самостоятельное образование органических веществ из неорганических Определяют растительную клетку по наличию: Клеточная стенка; Вакуоль; Пластиды; Записывают значение растений в природе и жизни человека и объясняя, прикрепляют к магнитной доске. На основании вопросов из столбика «хотим узнать» определяют для себя цели на урок. Перечисляют источники информации(учитель, книга, интернет, газета, телевидение, окружающая природа) Предлагают версии. |
Открытие нового знания. (12 мин) | Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса- Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса,... Осень. А.С. Пушкин Вы мне сказали, что хлорофилл-пигмент, придает растениям зеленый цвет? А, что придает желтый и красный цвет? Где можно в растениях встретить красный , желтый или оранжевый цвет? Пластиды в растения делятся на три группы 1. хлорофилл- пигмент зеленого цвета. Где мы их встречаем? 2. каротиноиды (оранжево – желтые и красные окраски) которые появляются при пожелтении листьев и придают плодам и цветам тот или иной цвет. (Показывает муляжи овощей и фруктов) 3. бесцветные пластиды в клетках неокрашенных частей растений; Где они встречаются? (Показывает разрезанный картофель) Бесцветные лейкопласты находятся в неосвещенных частях растения. Например, в клубнях картофеля лейкопласты накапливают зерна крахмала. ФИЗМИНУТКА (1 мин) Работа в группах На столах у каждой группы есть таблица с материалом. Но некоторые столбики пустые. Предлагаю заполнить их. Чем мы воспользуемся для этой работы? Признак растения | Его определение | Каким веществом представлены в растениях | Функция | Значение для растения | фитогормоны | Растительные гормоны | Этилен и ауксин | Регулируют процесс жизнедеятельности организма | Приводит к ветвлению побегов и корневой системы. | Клеточный сок | Продукт обмена веществ | Раствор органических соединений (аминокислоты, белки, углеводы, органические кислоты, дубильные вещества) и неорганических веществ (нитраты, фосфаты, хлориды) | Накапливаясь в цитоплазме, увеличивает внутриклеточное давление, вызывающее напряжение е клеточной стенки—тургор. | Высокая прочность растения | Клеточная стенка | целлюлоза | углевод | Малая подвижность растения | Ткани растений приобретают высокую прочность | Посмотрите на экран. На слайде №9 две картинки. Что на них изображено? (водоросль и цветковое растение). Видно, что они разные. В чем их отличия? (на одном рисунке есть стебель, листья и корень, а на другом нет) Какой вывод можно сделать из этих картинок? (Слайд №10 с надписью Подцарство Высшие растения и Подцарство Низшие растения с теми же картинками) Какие растения будут относиться к подцарству высших, а какие к подцарству низших растений? | Предлагают версии. Красно-желтый пигмент. Перечисляют: овощи, фрукты, плоды, осенние листья и т.п. Рассматривают предложенные объекты, предлагают версии на поставленные учителем вопросы. ! Вопрос о каротиноидах переносят в столбик «знаем». Для заполнения таблица ребята пользуются материалом учебника стр 43-44. Работают группами для заполнения таблица. Комментируют ответы. ! Вопросы о клеточном соке, фитогормонах и клеточная стенке переносятся в столбик «знаем». Рассматривают, сравнивают, анализируют и делают вывод, что у одного растения есть корень, стебель, лист у другого нет. Выдвигают версии. Делают вывод, что есть растения тело, которых не разделено на ткани и органы. Определяют, что Царство растений разделяется на подцарство Высшие и Низшие. !Вопрос переносят в столбик «знаем». |
Итог урока. Рефлексия (3мин) | Урок подходит к концу. Предлагаю устно закончить следующие предложения. Варианты на столе. "На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…"; "Я похвалил бы себя…"; "Особенно мне понравилось…"; "После урока мне захотелось…"; "Я мечтаю о …"; "Сегодня мне удалось…"; "Я сумел…"; "Было интересно…"; "Было трудно…"; "Я понял, что…"; "Теперь я могу…"; "Я почувствовал, что…"; "Я научился…"; "Меня удивило…" и т. п. Предлагаю составить синквейн. Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам: 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему РАСТЕНИЯ. 2 строка – два прилагательных. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). Например. растение зеленое, ядовитое растет, выделяет, убивает чем yдобpяли, то и выpосло организм. растения семенные, многочисленные привлекают, опыляют, оплодотворяют наличие цветка в качестве органа полового размножения покрытосеменные | Рефлексируют. Оценивают свою работу на уроке и работу одноклассников. Выделяют важные моменты урока. Составляют синквейн, развивают образное мышление. |