СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Общая характеристика и многообразие паукообразных.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

разработка урока по биологии. содержит информацию готовую к применению

Просмотр содержимого документа
«Общая характеристика и многообразие паукообразных.»

Биология 7 класса

ТЕМА: Общая характеристика и многообразие паукообразных. Паук – крестовик (или любой другой паук). Внешнее строение. Место обитания, образ жизни и поведение.


Цели урока: сформировать понятие об особенностях строения паукообразных представление о специфических свойствах, роли в природной среде и жизни человека.

Задачи:

Обучающие: раскрыть характерные признаки класса Паукообразные, познакомить с многообразием представителей класса Паукообразных.

Развивающие: продолжить формирование умений работать с текстом учебника; развивать умение сравнивать, анализировать и обобщать получаемые знания; развивать познавательную деятельность через эксперимент и посредством заданий развивающего характера.

Воспитательные: способность формированию информационной культуры и творческих способностей; выяснить значение некоторых представителей паукообразных для здоровья человека; установить роль паукообразных в природе, необходимость их охраны.

Методы обучения: сравнительный анализ информации, проблемно-поисковый, метод контрольных вопросов.

Организационные формы: беседа, самостоятельная работа, сообщения учащихся.

Средства обучения: таблицы, медиа проектор.


Ход урока


  1. Организационный момент

Готовность учащихся к уроку


  1. Вступительное слово учителя

У всех животных этих, скажу без промедленья,

Конечности имеют членистое строение,

На несколько отделов разделено их тело

Отделы на сегменты, сегменты тоже тело.

Скелет у них наружный – хитиновый покров

Он защитить, способен от всяческих врагов

Все это характерные особенности животных этих,

Относящихся к типу________________(ЧЛЕНИСТОНОГИЕ)


  1. Актуализация знаний

Вопрос классу: «Какие классы можно выделить в типе членистоногие?»

Ответ: «Класс ракообразные, класс паукообразные, класс насекомые».

Вопрос классу: «С каким классом мы уже познакомились?»

Ответ: «Класс ракообразные»

Вопрос классу: «Дайте краткую характеристику этому классу».

Ответ: «Ракообразных насчитывается 30-40 тыс. видов. Число отделов состоит из головогруди и брюшка. На головогруди имеются сложные фасеточные глаза, длинные и короткие усики – органы осязания и обоняния, три пары челюстей (1пара верхняя и 2 пары нижние), ногочелюсти (их 3 пары), клешни (1 пара), ходильные ноги (4 пары). На брюшке имеются плавательные ноги (у самцов их 5 пар, а у самок – 4 пары). Дышат всей поверхностью тела или жабрами. Размножение половое. Раздельнополы.

Итак, мы продолжаем изучать тип членистоногие и познакомимся с классом Паукообразные.


  1. Изучение нового материала Слайд 2

Тема урока: Многообразие паукообразных и их значение в природе и жизни человека. Общая характеристика паукообразных.

План урока Слайд 3

  1. Многообразие паукообразных.

  2. Значение в природе и жизни человека.

  3. Общая характеристика паукообразных.


Приступаем к изучению первого вопроса нашего плана:

Многообразие паукообразных Слайд 4

Паукообразные – 60 тыс. видов, 9 отрядов. Название класса Arachnoidea происходит от греч. Arachne – паук.

Послушайте, о чем говорит одна из древнегреческих легенд.

В те далекие времена в Лидии жила Арахна – дочка красильщика пурпуром Идмана. Славилась она тем, что не было равных ей в искусстве плести узорчатые ткани и ткать ковры. Вскоре Арахна возобновила себя равной богам, равной солнцу.

Эй, Паллада,…

Я предрекаю, и реченное скоро свершится,

Скоро я вытку ковер, коих не было в мире,

И не сравнится с моим твое мастерство, о Афина,

Равных мне нет, ни на грешной земле, ни в безоблачных высях,

Только одна в этом мире есть мастерица, и это – Арахна!

Арахна выткала ткань не хуже Афины. Но та в наказание за дерзость состязаться с богами не признала ее достоинств и наказала Арахну за гордость и тщеславие.

Будь же ты проклята, век ты плети паутину,

Будь безобразной Арахной, которую люди

Гнать и преследовать будут всегда и вовеки

Будут страшиться тебя, и давить, и рвать паутину.

А мастерство твое, коим ты столько гордилась,

Пусть остается тебе в утешенье навеки с тобою:

Будешь сидеть ты в углу и вечно плести паутину.

Вот такая легенда! От имени Арахны произошло латинское название пауков, которых по – латыни называют арахнидами.

А откуда произошло слово «паук»? Заглянем в этимологический словарь.

«Общеславянское имя паука образовано с помощью приставки «па» от «онк», родственное греческому «онкос» - крючок, латинскому «анкус» - имеющий кривые руки, древнеиндийскому «акати» - сгибает. Стало быть, паук – криво ручка и кривоножка».

Сегодня на уроке пойдет речь о пауках и о животных, сходных с ними по определенным признакам.

Используя презентацию к уроку, мой рассказ и сообщения учащихся, в конце урока заполните таблицу:

«Сравнительная характеристика пауков, скорпионов, клещей» Слайд 5

Признаки

Пауки

Скорпионы

Клещи

Численность




Размеры




Части тела




Особенности питания




1 или 2 конеч-ностей голово-груди




Другие особен-

ности





ПАУКИ. Слайд 6

Известно всего 35 тыс. видов пауков. Длина их тела от 0,1 до 5 см. Встречаются пауки практически на всех обитаемых широтах и высотных отметках: их находили на склонах Эвереста в 6700 м над уровнем моря и ловили (молодь) в 600м от поверхности Земли. У пауков нет усиков. Глаза простые, их 4 пары. Тело состоит из двух отделов: головогруди, образованной слившихся головой и грудью и брюшком. Брюшко у всех пауков слитное, мягкое, больше, чем головогрудь, с которой оно соединено тонкой «талией». На конце брюшка от двух до шести подвижных паутинных бородавок (желез). Основная пища пауков – жидкие ткани насекомых. Твердую пищу паук есть не может, таким образом, у пауков предварительное переваривание пищи происходит вне организма. Такой способ пищеварения называется внекишечным. Дыхание пауков обеспечивают легочные мешки и трахеи. Кровеносная система незамкнутая, кровь бесцветная.


Некоторые виды живут в воде. Слайд 7


Все мои друзья – на суше

Ну, а я – живу в пруду

Когда надо, дом воздушный

Под водою возведу

(Паук – серебрянка)

Сообщение учащегося.

Живет в наших водоемах паук – серебрянка. Живет под водой, но подобно другим паукам дышит атмосферным воздухом. Тело его покрыто густым пушком, и когда он с поверхности воды ныряет вглубь, то уносит с собой застрявшие между волосками пузырьки воздуха и оттого кажется серебристым и блестящим, точно капелька ртути. Под водой он устраивает жилище в виде колпака или колокола из паутины величиной с наперсток, прикрепляя его к какому – ни будь водному растению. Затем паук начинает носить в свое жилище воздух, всплывая наверх, а затем отряхиваясь под колпаком. Пузырек за пузырьком таскает паук в свое жилище, пока не наполнит воздухом весь колокол. На зиму серебрянка остается либо в своем подводном колоколе, заделывая его снизу, либо устраивает себе наполненное воздухом убежище в пустой раковине, заклеивая наружный вход тонким слоем паутины.


Учитель. Слайд 8

«Жизнь пауков связана с паутиной»

  1. Защита кладки.

  2. Расселение.

  3. Размножение.

  4. Построение убежищ.

  5. Охота.

Выделяющаяся из паутинных бородавок жидкость мгновенно твердеет на воздухе и превращается в очень прочную паутинную нить. Различные паутинные бородавки выделяют паутину разных типов. Паутинные нити различаются по толщине, прочности и клейкости. Различные тиры паутины паук использует для строительства ловчей сети: для ее основания нужны нити более прочные, а не липкие, а концентрические нити более тонкие и липкие.

Многие пауки строят себе из паутины различные укрытия «домики», живущие в норках – выстилают норки паутинными «ковриками» и делают паутинные «двери». Многие пауки «упаковывают» пойманную добычу в паутинные «пакеты». Хороша паутина и для страховки: видели, наверно, как испуганный паук падает, выпуская за собой паутинную нить. Потом по этой ниточке он поднимается наверх, смотать паутину обратно он не может, но не пропадать же добру – паучок ее съедает. Некоторые пауки спят, повиснув на такой паутине. Любые неосторожные движения крадущегося в ночи врага – и паучок исчезает. И те, кто спит в более комфортных условиях, натягивают сигнальные нити. А еще на паутине можно летать. Как на параплане. Так пауки расселяются на новые места. Самцы пауков находят самку по запаху ее паутины. Если бы пауки могли говорить, то наверняка сказали бы: «Паутина – наше все!» (просмотр видеофрагмента).


Сообщение учащегося «Интересное про паутину» Слайд 9

Паутина в 6 раз прочнее натурального шелка и в 4 раза нейлона. В ней соединяются белки двух разных типов – твердые и эластичные. В 19 веке во Франции из паутины были изготовлены перчатки и чулки, переданные затем в Академию наук. В Китае из нее изготовляли прочную, легкую ткань под названием «Ткани восточного моря». В 1900 году в Париже на Всемирной выставке демонстрировался канат из паутины для удержания воздушного шара. Масса каната всего 300 грамм.

Полинезийцы использовали паутину в качестве ниток для шитья и плетения рыболовных снастей. Из паутинных бородавок одного паука можно вытянуть до 4 км паутины.

Способность пауков секретировать напоминающую шелк нить неоднократно приводила к попыткам использовать их наподобие шелкопрядов, но успеха эти опыты не имели. Основная трудность в том, что кормить пауков надо живыми насекомыми, а для достаточно быстрого получения одного килограмма волокна требуется более 1,3 млн. пауков! В свое время из паутинок делали перекрестья оптических приборов, например, теодолитов, нивелиров, телескопов.


Все ли пауки плетут паутину – ловчие сети? Оказывается, нет! Слайд 10

На своем паучьем свете

Неумейка, так сказать

Не вязал ни разу сети

И не думаю вязать

(Паук – волк)

Сообщение учащегося

Паук – волк не плетет ловчих сетей и «по-волчьи» преследуют свою добычу – на ходу или же бросаются на нее из засады. Такие пауки устраивают себе норки в земле, выстилая их паутиной. Материала для этого требуется, конечно, меньше, чем для постройки сложных тенет, и пауку – волку не нужно объемистых паутинных желез, наоборот, толстое и грузное брюшко мешало бы хищнику гоняться за добычей. Поэтому этих пауков отличают длинные и сильные бегательные ноги и сравнительно небольшое брюшко. Самка бродячих пауков, отложив свои яички в паутинный кокон, не оставляет его без присмотра, а таскает его на себе и охраняет до тех пор, пока маленькие паучата не станут способными жить самостоятельно.

Слайд 11

Крупные виды бродячих пауков, известные под именем тарантулов, встречаются в Средней Азии и Западной Европе и считаются ядовитыми. Действительно, их укусы вызывают болезненную опухоль, но опасности для жизни они не представляют.

Слайд 12

В жизни каждого животного наступает время, когда любовное томление толкает его на поиски подруги или друга. У некоторых пауков, например, у паука – ткача (каракурта) или как еще его называют черной вдовой, поиски самки опасны для жизни самцов. После спаривания самка убивает партнера и использует его как добычу. Что же делать пауку самцу, чтобы избежать опасности стать угощением?


Сообщение учащихся

Паук – самец, обнаружив на своем пути след самки, тут же ловит муху, однако не затем, чтобы подкрепиться перед затеваемым им опасным предприятием. Он и не пытается ее высосать, а оплетает паутиной, пока не получится белый шар. «Вооружившись» таким « свадебным подарком», он отваживается приблизиться к самке. Самка, вцепляясь в подарок, а не в жениха начинает высасывать муху. Самец использует благоприятный момент для спаривания. Случается, что самец предлагает самке уже высосанную муху: самцы некоторых видов воруют мух для свадебного подарка из сети своей же избранницы. Бывает, что жених забирает потом свой подарок обратно. Совсем ленивые предлагают просто палочку. Но тут риск выше.

Слайд 13

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Раз на цыпочки подняться

Надо всем, друзья, размяться

Два – нагнуться до Земли

И не раз, а раза три

Три – руками помахали

Наши рученьки устали

На четыре – руки в боки

Дружно делаем подскоки

Пять – присели раза два

Шесть – за парты нам пора.


Среди паукообразных имеются животные, с которыми имеет дело и агроном, и врач, и ветеринар. Какие это паукообразные? Почему к ним проявляют интерес люди разных специальностей?

Вернемся к нашему плану урока. Остановимся на втором вопросе.

Значение паукообразных в природе и жизни человека

Вопрос классу: «Какую, по вашему мнению, роль играют в природе пауки? Приносят ли они пользу человеку?»

Ответ. Роль в природе весьма важна. Достаточно сказать, что они принадлежат к числу важнейших истребителей насекомых. По мнению некоторых ученых, птицы и другие животные, питающиеся насекомыми (энтомофаги), вместе взятые, уничтожают гораздо меньше насекомых, чем пауки. Например, в лесах Средней Европы с апреля по октябрь на каждый квадратный метр приходится от 50 до 150 пауков. Каждый паук среднего размера съедает в течение летнего сезона примерно 0,2 г насекомых, следовательно, общий вес уничтоженных пауками насекомых на площади 1 га за этот период составляет приблизительно 200 кг.

Слайд 19

  1. Звенья в цепи питания.

  2. Уничтожают вредителей сельского хозяйства(пауки).

  3. Улучшают структуру почвы (почвенные клещи).

  4. Ядовитые животные наносят вред здоровью человека (скорпионы).


Итак, последний вопрос нашего урока.

Общая характеристика паукообразных

Паукообразные – одни из древних обитателей суши. По происхождению хелицеровые (мечехвосты, ракоскорпионы, паукообразные) связаны с трилобитами, которые жили около 570 млн. лет назад и вымерли 260 млн. лет назад. Выход паукообразных на сушу сопровождался превращением жабр в легкие, а в дальнейшем легкие замещались или дополнялись трахеями. Эволюция паукообразных шла в направлении приспособления к различным вариантам хищничества.

Слайд 20

Обитают______________________(на суше)

Дыхание _______________________(трахейно-легочное)

Тело ___________________________(головогрудь и брюшко или слитное)

Ходильных ног__________________(4 пары)

Усики _________________________(отсутствуют)

Глаза_________________________(простые)

Основные отряды_____________(пауки, клещи, скорпионы)

Насчитывают _______________(60 тыс. видов)


  1. Закрепление знаний


  1. Биологическая задача Слайд 21

Двое учащихся рассматривали коллекцию и обратили внимание на скорпиона. Один утверждал, что это представитель ракообразных, а другой – что скорпионы относятся к паукам. Кто из них прав?

  1. С целью закрепления знаний на уроке можно провести дидактическую игру «Узнай, кто это». Класс делится на группы по 6-8 человек (в зависимости от количества учащихся в классе). Каждая группа получает карточки с рисунками: речного рака, краба, креветки, паука, клеща, скорпиона, дафнии, мокрицы, водяного ослика, бокоплава. Учащиеся получают задания. Слайд 22

Задание 1. Разделите карточки на две группы: ракообразные и паукообразные.

Задание 2. Отобрать карточки с животными, имеющими промысловое значение для человека.

Задание 3. Отобрать карточки с изображением животных, наносящих вред человеку и его деятельности.

Задание 4. Выделить карточки с животными, которые могут нанести вред здоровью человека.

Подведение итогов игры.

\

  1. Подведение итогов


  1. Задание на дом

(обязательное) – изучить §, ответить на вопросы

(познавательное) – подготовить сообщения на темы: «Паукообразные – вредители сельского хозяйства»,

(творческое) – составить кроссворд на тему: «Ракообразные и паукообразные».





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!