СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ПРИЧИНЫ СПОРТИВНОГО ТРАВМАТИЗМА

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Спортивный травматизм не только приводит к нарушению здоровья, но и вызывает отрицательное отношение к спорту. Травматизм при занятиях спортом следует рассматривать как чрезвычайное происшествие.

Просмотр содержимого документа
«ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ПРИЧИНЫ СПОРТИВНОГО ТРАВМАТИЗМА»

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ПРИЧИНЫ СПОРТИВНОГО ТРАВМАТИЗМА


О. Н. Карабанова

ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический

институт имени М. Е. Евсевьева»


Спортивный травматизм не только приводит к нарушению здоровья, но и вызывает отрицательное отношение к спорту. Травматизм при занятиях спортом следует рассматривать как чрезвычайное происшествие.

Вопросами спортивного травматизма занимается большое число отечественных и зарубежных ученых. К характерным особенностям спортивного травматизма относятся: сравнительная легкость травм, некоторая специфичность для каждого вида спорта, типичная локализация, своеобразие механизма [1].

Как показывает статистика учета спортивных травм, полученных на занятиях физической культуры и спорта, большинство из них – легкие – 90 %: ссадины, потертости, растяжения и др.; травм средней тяжести бывает около 9 %, а тяжелых – всего 1 %.

Специфическими травмами являются, например, срыв мозолей ладоней у гимнаста, повреждение мениска коленного сустава у футболиста [3].

Локализация травм у спортсменов такая: большей частью бывают травмы на конечностях – нижних, верхних; меньше – на туловище и голове. Для отдельных видов спорта это распределение может быть иным: у гимнастов, например, большинство всех повреждений приходится на верхние, а у футболистов – на нижние конечности.

Механизм возникновения спортивных травм разнообразен. Они могут быть в результате ударов, сжатий, падений, столкновений, разных по амплитуде и силе движений.

Выделяют несколько причин спортивного травматизма.

1. Организационные недостатки при проведении занятий и соревнований. Это нарушения инструкций и положений о проведении уроков физкультуры, соревнований, неправильное составление программы соревнований, нарушение их правил; неправильное размещение участников, судей и зрителей при проведении соревнований по метаниям, скоростным спускам, при проведении соревнований по метаниям, скоростным спускам, при проведении велогонок; перегрузка программы и календаря соревнований; неправильное комплектование групп, многочисленность групп, занимающихся сложными в техническом отношении видами спорта в зале, на площадке; неорганизованные смена снарядов и переход с места занятий; проведение занятий в отсутствие преподавателя и тренера.

2. Ошибки в методике проведения занятий, которые связаны с нарушением дидактических принципов обучения, отсутствие индивидуального подхода, недостаточный учет состояния здоровья, половых и возрастных особенностей, физической и технической подготовленности школьников.

3. Часто причиной повреждения является пренебрежительное отношение к вводной части урока, разминке; неправильное обучение технике физических упражнений, отсутствие необходимой страховки, самостраховки, неправильное ее применение максимальных или форсированных нагрузок; перенос средств и методов тренировки квалифицированных спортсменов на учащихся средней школы. Кроме этого, причинами травм являются недостатки учебного планирования, которое не может обеспечить полноценную общефизическую подготовку и преемственность в формировании и совершенствовании у учащихся двигательных навыков и психофизических качеств.

4. Недостаточное материально-техническое оснащение занятий: малые спортивные залы, отсутствие зон безопасности на спортивных площадках, жесткое покрытие легкоатлетических дорожек и секторов, неровность футбольных полей, отсутствие табельного инвентаря и оборудования, неправильно выбранные трассы для кроссов и лыжных гонок. Причинами травм могут явиться плохое снаряжение занимающихся, их несоответствие особенностям вида спорта. Вероятность получения травм возрастает при плохой подготовке мест и инвентаря для проведения занятий и соревнований.

5. Неудовлетворительное санитарно-гигиеническое состояние залов и площадок: плохая вентиляция, недостаточное освещение мест занятий, запыленность, неправильно спроектированные и построенные спортивные площадки, низкая температура воздуха и воды в бассейне. Неблагоприятные метеорологические условия: высокие влажность и температура воздуха, дождь, снег, сильный ветер.

6. Низкий уровень воспитательной работы, который приводит к нарушению дисциплины, невнимательности, поспешности, несерьезному отношению к страховке, нарушениям спортивного режима. Зачастую этому способствуют либерализм или низкая квалификация судей и тренеров.

7. Отсутствие медицинского контроля и нарушение врачебных требований. Причинами травм, иногда даже со смертельным исходом, могут стать допуск к занятиям и участию в соревнованиях учащихся без прохождения врачебного осмотра, невыполнение преподавателем, тренером и спортсменом врачебных рекомендаций по срокам возобновления тренировок после заболевания и травм, по ограничению интенсивности нагрузок, комплектованию групп в зависимости от степени подготовленности [2].

Как видно из вышеизложенного, причины травм и несчастных случаев – это нарушения правил, обязательных при проведении занятий по физическому воспитанию и тренировок в учебном заведении. В основу борьбы с травматизмом и заболеваниями, в предупреждении несчастных случаев лежит строгое выполнение этих требований учителем физкультуры, тренером, учащимся.

Для профилактики спортивного травматизма учитель физической культуры, тренер-преподаватель должны хорошо знать особенности, основные причины и условия, способствующие возникновению различных травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата.

Профилактика травм при занятиях физической культурой и спортом должна включать:

1) проведение полноценной разминки;

2) соблюдение санитарно-гигиенических требований (температура помещения, влажность, освещенность, подбор и подгонка спортивного инвентаря и снарядов);

3) соблюдение методических принципов (не форсировать нагрузки, учитывать подготовленность, возраст, пол, систематичность занятий, состояние здоровья);

4) обеспечение квалифицированной страховки и других методических приемов, характерных для того или иного вида спорта;

5) использование для восстановления работоспособности массажа, самомассажа и парной бани.


Литература


1. Дубровский, В. И. Спортивная медицина / В. И. Дубровский. – М. : Владос, 2002. – 369 с.

2. Дубровский, В. И. Применение массажа при травмах и заболеваниях у спортсменов / В. И. Дубровский. – М. : Физкультура и спорт, 1999. – 198 с.

3. Заболевания и повреждения при занятиях спортом / под ред. А. Г. Дембо. – М. : Медицина, 1991. – 205 с.