СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Общая характеристика .Тип Моллюски.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ребята, мы с вами изучаем животный мир. Студентам биологам они знакомы , как организмы для вскрытия и изучения строения тела; для рыбаков они- нажива  для ужина рыбы, а для обычного человека это  просто организмы – обитатели разных сред жизни...О каком типе организмов идет речь?

Просмотр содержимого документа
«Общая характеристика .Тип Моллюски.»

Муниципальное бюджетное общеобразоватльное учреждение Комиссаровская средняя общеобразовательная школа











Разработка урока биологии





На тему:







« Тип моллюски. Общая характеристика»













Подготовила учитель биологии,географии:

Курова Оксана Геннадьевна









2015-2016 учебный год



Тема: «Тип Моллюски. Общая характеристика».

Тип урока : Изучение нового материала

Методы:Словесные (беседа, рассказ), практические (самостоятельная работа по карточкам), наглядные - (просмотр презентации «Моллюски»)

Формы работы: Фронтальная работа, групповая работа, индивидуальная работа

Приборы и оборудование: учебник под редакцией В.М.Константинов ., рабочая тетрадь, мультимедийный проектор, компьютер, раздаточный материал (таблица), презентация.

Цель: Рассмотреть особенности строения и жизнедеятельности животных типа Моллюски и их практическое значение.

Задачи:

  • Образовательные:

-Ознакомить с общей характеристикой типа моллюсков, особенностями их строения в связи со средой обитания, многообразием.

-Познакомить с классами моллюсков: Брюхоногие, Двустворчатые и Головоногие.

  • Воспитательные:

- Создать условия для формирования экологической культуры учащихся, бережного отношения к окружающей нас природе.

-Воспитание коммуникабельности учащихся при работе в классе.

  • Развивающие:

-Умение применять полученные знания для: сравнения биологических объектов.

-Умение наблюдать, делать выводы из наблюдений.

Основные понятия: Тип Моллюски, Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие , раковина, мантийная полость, , щупальца, системы органов.

Межпредметные связи: География, экология, физика, русский язык

Этапы урока.

  1. Организационная часть.

  2. Актуализация знаний.

  3. Изучение нового материала.

  4. Общее закрепление знаний.

  5. Рефлексия. Подведение итогов урока.

  6. Домашнее задание.

Ход урока

1 Орг. момент. Психологический настрой.

Ребята давайте посмотрим за окно. Какое время года ? ( осень) Что произошло с нашими деревьями?(деревья сбросили листву).Листва после опадания застилает поверхность Земли разноцветными «одеялами». Сразу же после этого почвенные бактерии берутся за дело и разлагают листья до стадии компоста. А затем эстафету подхватывают черви, которые перерабатывают листву. Я предлагаю вам в конце урока нарядить наше дерево – оценками. Как вы оцените свою работу на уроке, таким и получится наше дерево.

На парту раздала листочки разной окраски: красный листочек –«5», желтый листочек –«4», зеленый листочек-«3».

  1. Актуализация знаний.

Ребята, мы с вами изучаем животный мир. Студентам биологам они знакомы , как организмы для вскрытия и изучения строения тела; для рыбаков они- нажива для ужина рыбы, а для обычного человека это просто организмы – обитатели разных сред жизни...О каком типе организмов идет речь?

Проверка д/з ЗАДАНИЕ 1 стр 62 (РТ) (слайд 1)

(оценивание результата все ответы верны –«5», 1 неправильный ответ – «4», 2 неправильных ответа –«3», более 2х- «2».

  1. Изучение нового материала.



Вступительное слово учителя: - Ребята, сегодня мы с вами начнем знакомство с очень необыкновенной группой живых организмов, а вот как их зовут, я хочу, чтобы вы догадались сами.

ВСТУПЛЕНИЕ (Учитель): Сегодня мы с вами поплывем в путешествие по соленым морям и пресноводным рекам. Нам в пути необходимо хорошее настроение и товарищеское плечо. Сейчас повернитесь друг к другу и улыбнитесь , мы  отправляемся в путь.

«С древних времен эти существа покоряли людей. В древней Спарте Вам, как гостю, подали бы угощение «Черный суп»(каракатица) (слайд 2), в Италии мясо этого животного фаршированное в шоколаде (осьминог)(слайд3), а в Японии, в Китае — мясо в сушеном, вареном, маринованном виде. И в России едят (кальмар)…(слайд 4)

Вы их не встретите в Черном и Белом морях. Основные их места обитания — моря с высокой соленостью вод (33%).и пресноводные водоемы

Вы восторгались умом животного этого класса летом во время чемпионата Мира по футболу. И это был……..? (осьминог Пауль). (Слайд 5) И наш урок посвящен изучению тип….?».

(слайд 6)

Моллюски, или мягкотелые, образуют обособленный тип беспозвоночных несегментированных животных, тело которых состоит из головы, туловища и ноги. Туловище образует кожную складку – мантию. Количество видов достигает 130 тысяч.

Обитают они преимущественно в морях (мидии, устрицы, кальмары, осьминоги), пресных водоемах (беззубки, прудовики, живородки), реже — во влажной наземной среде (виноградная улитка, слизни). Размеры тела взрослых моллюсков разных видов значительно различаются — от нескольких миллиметров до 20 м.

(слайд 7)

Для моллюсков характерна твердая минеральная раковина, прикрывающая тело животного. Раковина состоит из кристалликов углекислого кальция. Сверху она покрыта рогоподобным органическим веществом, а из нутрии выстлана твердым блестящим известковым слоем – перламутром.

Большинство из них — малоподвижные животные, некоторые ведут прикрепленный образ жизни (мидии, устрицы), и только головоногие моллюски способны быстро передвигаться реактивным способом.

(слайд8)

Тело моллюсков состоит туловища, головы ,ноги. Голова имеется почти у всех моллюсков. Нога мускулистый непарный вырост тела.

Наша цель- выяснить, чем моллюски отличаются от других животных, предположить, как они приобрели данные черты.???

Раздается таблица, учащимся необходимо её заполнить( учащиеся работают в парах)(Слайд 9,10,11)

Внутреннее строение моллюсков

Органы и системы органов

Особенности строения

Функции

Органы пищеварения




Ротовое отверстие, глотка, терка, слюнные желез, пищевод, желудок, кишечник, анальное отверстие.

Переваривание пищи

Органы дыхания




У водных организмов- жабры, кожные выросты;

У наземных –легкие

Обмен газами между организмом и окружающей средой

Система кровообращения




Сердце трехкамерное ( один желудочек, 2 предсердия). Кровеносная система незамкнутая

Перенос газов и питательных веществ в организме

Органы выделения




Парные почки

Выделение продуктов распада из организма

Нервная система и органы чувств




Несколько пар ганглиев( узлов), соединенных нервными стволами.

Органы осязания, химического равновесия, зрения( осьминоги, кальмары)

Реагируют на внешние раздражения.

Ориентация в пространстве

Органы размножения





У самцов сперматозоиды формируются в семенниках, у самок яйцеклетки в яичниках.

Воспроизведение себе подобных.

Выдвинете гипотезы происхождения моллюсков?

Физкультминутка: Звучит легкая музыка

А сейчас мы с вами поиграем.

Сядем поудобнее. Закроем глаза и переместимся мысленно в подводный мир

Откройте глаза и посмотрите вокруг, не меняя положения туловища, сначала вправо, затем влево

Вы увидели живого огромного кальмара - широко открываем глаза , нам страшно- зажмуриваемся. Трясем головой- не поверили

Начинаем от страха глубоко дышать – вдох – выдох = вдох = выдох.

От страха по телу пошли мурашки- потерли плечи, руки ноги, не открывая глаз.

Снова открыли глаза-

Выдохнули – Фу- показалось—пожали плечами и широко улыбнулись соседу.

И так сформулируйте тему нашего урока? (слайд 12)



Проверим сейчас как вы усвоили новую тему.

  1. Общее закрепление знаний. (слайд 13)

Организуется работа по само и взаимопроверке

Поднимают карточки разных цветов, на нет- белую, на да- синюю и фиксируют себе верные ответы

  1. Тело моллюсков состоит из туловища и ноги (нет)

  2. Наружний слой раковины образован тончайшими пластинками извести (нет)

  3. Некоторые моллюски не имеют раковины (да)

  4. Нервная система моллюсков образована нервными стволами, соединенными перемычками (нет)

  5. Органы дыхания – жабры, у наземных представителей – легкие (да)

  6. Кровеносная система замкнутая (нет)

  7. Все моллюски – растительноядные животные (нет)

  8. Органы выделения моллюсков почки (да)

  9. Все моллюски – гермафродиты (нет)

10 Щупальца головоногих - это видоизмененная нога (да)

  1. Рефлексия. Подведение итогов урока.

Есть еще один занимательный и познавательный элемент- составление синквейна

Правила построения синквейна:

1 строка - 1 ключевое слово — тема синквейна, определяющее содержание (обычно существительным).

2 строка - 2 прилагательных, описывающих тему.

3 строка - 3 глагола, характеризующих действия, которые производит существительное.

4 строка - короткое предложение, фраза из 4 слов показывающая Ваше отношение к теме-существительному.

5 строка - синоним или Ваши ассоциации из одного слова, которое повторяет суть темы (обычно существительное

(Оценка за синквейн - 5 баллов)


Средний балл - ваша сегодняшняя оценка- поставьте ее на листочек, а листочки сдайте. (слайд 14)

Урок сегодня был удачный,

Не прошел для вас он зря.

Вы все очень постарались.

Вам понравилось, друзья?

Пройдите к нашему дереву и нарядите его своей оценкой.



  1. Домашнее задание

Параграф № 20, составить сообщение : « Значение моллюсков в природе и в жизни человека»





































Самоанализ урока биологии по теме: «Тип Моллюски»

Этот урок изучения нового материала по теме « Тип моллюски» . Учитель поставил учебные и воспитательные цели урока с учетом особенностей учебного материала, место данного урока в системе уроков по теме, уровня подготовленности класса.

Учитель владеет учебным материалом по предмету, умеет работать с различными информационными ресурсами и программно- методическими комплексами, умеет использовать современное оборудование.

В классе хороший эмоциональный настрой детей. Они с удовольствием заполняли таблицу, отвечали на вопросы, работали с биологическими понятиями (синквейн). Учащаяся 7 класса подготовила доклад. Это занятие способствовало развитию качеств личности: креативность , самостоятельность и ответственность.

На уроке были использованы технологии: информационно- компьютерные, личностно- ориентированные, дифференцированные обучение. Использование современных образовательных технологий в практике обучения является одним из главных условий интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся.

Учитель удовлетворен уроком, так как цели урока были достигнуты. Учащиеся хорошо усвоили основные понятия, относящиеся к данной теме, совершенствовали навыки работы в группе. В процессе урока развивались творческие способности учащихся и познавательный интерес к предмету.