Муниципальное бюджетное общеобразоватльное учреждение Комиссаровская средняя общеобразовательная школа
Разработка урока биологии
На тему:
« Тип моллюски. Общая характеристика»
Подготовила учитель биологии,географии:
Курова Оксана Геннадьевна
2015-2016 учебный год
Тема: «Тип Моллюски. Общая характеристика».
Тип урока : Изучение нового материала
Методы:Словесные (беседа, рассказ), практические (самостоятельная работа по карточкам), наглядные - (просмотр презентации «Моллюски»)
Формы работы: Фронтальная работа, групповая работа, индивидуальная работа
Приборы и оборудование: учебник под редакцией В.М.Константинов ., рабочая тетрадь, мультимедийный проектор, компьютер, раздаточный материал (таблица), презентация.
Цель: Рассмотреть особенности строения и жизнедеятельности животных типа Моллюски и их практическое значение.
Задачи:
-Ознакомить с общей характеристикой типа моллюсков, особенностями их строения в связи со средой обитания, многообразием.
-Познакомить с классами моллюсков: Брюхоногие, Двустворчатые и Головоногие.
- Создать условия для формирования экологической культуры учащихся, бережного отношения к окружающей нас природе.
-Воспитание коммуникабельности учащихся при работе в классе.
-Умение применять полученные знания для: сравнения биологических объектов.
-Умение наблюдать, делать выводы из наблюдений.
Основные понятия: Тип Моллюски, Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие , раковина, мантийная полость, , щупальца, системы органов.
Межпредметные связи: География, экология, физика, русский язык
Этапы урока.
Организационная часть.
Актуализация знаний.
Изучение нового материала.
Общее закрепление знаний.
Рефлексия. Подведение итогов урока.
Домашнее задание.
Ход урока
1 Орг. момент. Психологический настрой.
Ребята давайте посмотрим за окно. Какое время года ? ( осень) Что произошло с нашими деревьями?(деревья сбросили листву).Листва после опадания застилает поверхность Земли разноцветными «одеялами». Сразу же после этого почвенные бактерии берутся за дело и разлагают листья до стадии компоста. А затем эстафету подхватывают черви, которые перерабатывают листву. Я предлагаю вам в конце урока нарядить наше дерево – оценками. Как вы оцените свою работу на уроке, таким и получится наше дерево.
На парту раздала листочки разной окраски: красный листочек –«5», желтый листочек –«4», зеленый листочек-«3».
Актуализация знаний.
Ребята, мы с вами изучаем животный мир. Студентам биологам они знакомы , как организмы для вскрытия и изучения строения тела; для рыбаков они- нажива для ужина рыбы, а для обычного человека это просто организмы – обитатели разных сред жизни...О каком типе организмов идет речь?
Проверка д/з ЗАДАНИЕ 1 стр 62 (РТ) (слайд 1)
(оценивание результата все ответы верны –«5», 1 неправильный ответ – «4», 2 неправильных ответа –«3», более 2х- «2».
Изучение нового материала.
Вступительное слово учителя: - Ребята, сегодня мы с вами начнем знакомство с очень необыкновенной группой живых организмов, а вот как их зовут, я хочу, чтобы вы догадались сами.
ВСТУПЛЕНИЕ (Учитель): Сегодня мы с вами поплывем в путешествие по соленым морям и пресноводным рекам. Нам в пути необходимо хорошее настроение и товарищеское плечо. Сейчас повернитесь друг к другу и улыбнитесь , мы отправляемся в путь.
«С древних времен эти существа покоряли людей. В древней Спарте Вам, как гостю, подали бы угощение «Черный суп»(каракатица) (слайд 2), в Италии мясо этого животного фаршированное в шоколаде (осьминог)(слайд3), а в Японии, в Китае — мясо в сушеном, вареном, маринованном виде. И в России едят (кальмар)…(слайд 4)
Вы их не встретите в Черном и Белом морях. Основные их места обитания — моря с высокой соленостью вод (33%).и пресноводные водоемы
Вы восторгались умом животного этого класса летом во время чемпионата Мира по футболу. И это был……..? (осьминог Пауль). (Слайд 5) И наш урок посвящен изучению тип….?».
(слайд 6)
Моллюски, или мягкотелые, образуют обособленный тип беспозвоночных несегментированных животных, тело которых состоит из головы, туловища и ноги. Туловище образует кожную складку – мантию. Количество видов достигает 130 тысяч.
Обитают они преимущественно в морях (мидии, устрицы, кальмары, осьминоги), пресных водоемах (беззубки, прудовики, живородки), реже — во влажной наземной среде (виноградная улитка, слизни). Размеры тела взрослых моллюсков разных видов значительно различаются — от нескольких миллиметров до 20 м.
(слайд 7)
Для моллюсков характерна твердая минеральная раковина, прикрывающая тело животного. Раковина состоит из кристалликов углекислого кальция. Сверху она покрыта рогоподобным органическим веществом, а из нутрии выстлана твердым блестящим известковым слоем – перламутром.
Большинство из них — малоподвижные животные, некоторые ведут прикрепленный образ жизни (мидии, устрицы), и только головоногие моллюски способны быстро передвигаться реактивным способом.
(слайд8)
Тело моллюсков состоит туловища, головы ,ноги. Голова имеется почти у всех моллюсков. Нога мускулистый непарный вырост тела.
Наша цель- выяснить, чем моллюски отличаются от других животных, предположить, как они приобрели данные черты.???
Раздается таблица, учащимся необходимо её заполнить( учащиеся работают в парах)(Слайд 9,10,11)
Внутреннее строение моллюсков |
Органы и системы органов | Особенности строения | Функции |
Органы пищеварения | Ротовое отверстие, глотка, терка, слюнные желез, пищевод, желудок, кишечник, анальное отверстие. | Переваривание пищи |
Органы дыхания | У водных организмов- жабры, кожные выросты; У наземных –легкие | Обмен газами между организмом и окружающей средой |
Система кровообращения | Сердце трехкамерное ( один желудочек, 2 предсердия). Кровеносная система незамкнутая | Перенос газов и питательных веществ в организме |
Органы выделения | Парные почки | Выделение продуктов распада из организма |
Нервная система и органы чувств | Несколько пар ганглиев( узлов), соединенных нервными стволами. Органы осязания, химического равновесия, зрения( осьминоги, кальмары) | Реагируют на внешние раздражения. Ориентация в пространстве |
Органы размножения | У самцов сперматозоиды формируются в семенниках, у самок яйцеклетки в яичниках. | Воспроизведение себе подобных. |
Выдвинете гипотезы происхождения моллюсков?
Физкультминутка: Звучит легкая музыка
А сейчас мы с вами поиграем.
Сядем поудобнее. Закроем глаза и переместимся мысленно в подводный мир
Откройте глаза и посмотрите вокруг, не меняя положения туловища, сначала вправо, затем влево
Вы увидели живого огромного кальмара - широко открываем глаза , нам страшно- зажмуриваемся. Трясем головой- не поверили
Начинаем от страха глубоко дышать – вдох – выдох = вдох = выдох.
От страха по телу пошли мурашки- потерли плечи, руки ноги, не открывая глаз.
Снова открыли глаза-
Выдохнули – Фу- показалось—пожали плечами и широко улыбнулись соседу.
И так сформулируйте тему нашего урока? (слайд 12)
Проверим сейчас как вы усвоили новую тему.
Общее закрепление знаний. (слайд 13)
Организуется работа по само и взаимопроверке
Поднимают карточки разных цветов, на нет- белую, на да- синюю и фиксируют себе верные ответы
Тело моллюсков состоит из туловища и ноги (нет)
Наружний слой раковины образован тончайшими пластинками извести (нет)
Некоторые моллюски не имеют раковины (да)
Нервная система моллюсков образована нервными стволами, соединенными перемычками (нет)
Органы дыхания – жабры, у наземных представителей – легкие (да)
Кровеносная система замкнутая (нет)
Все моллюски – растительноядные животные (нет)
Органы выделения моллюсков почки (да)
Все моллюски – гермафродиты (нет)
10 Щупальца головоногих - это видоизмененная нога (да)
Рефлексия. Подведение итогов урока.
Есть еще один занимательный и познавательный элемент- составление синквейна
Правила построения синквейна:
1 строка - 1 ключевое слово — тема синквейна, определяющее содержание (обычно существительным).
2 строка - 2 прилагательных, описывающих тему.
3 строка - 3 глагола, характеризующих действия, которые производит существительное.
4 строка - короткое предложение, фраза из 4 слов показывающая Ваше отношение к теме-существительному.
5 строка - синоним или Ваши ассоциации из одного слова, которое повторяет суть темы (обычно существительное
(Оценка за синквейн - 5 баллов)
Средний балл - ваша сегодняшняя оценка- поставьте ее на листочек, а листочки сдайте. (слайд 14)
Урок сегодня был удачный,
Не прошел для вас он зря.
Вы все очень постарались.
Вам понравилось, друзья?
Пройдите к нашему дереву и нарядите его своей оценкой.
Домашнее задание
Параграф № 20, составить сообщение : « Значение моллюсков в природе и в жизни человека»
Самоанализ урока биологии по теме: «Тип Моллюски»
Этот урок изучения нового материала по теме « Тип моллюски» . Учитель поставил учебные и воспитательные цели урока с учетом особенностей учебного материала, место данного урока в системе уроков по теме, уровня подготовленности класса.
Учитель владеет учебным материалом по предмету, умеет работать с различными информационными ресурсами и программно- методическими комплексами, умеет использовать современное оборудование.
В классе хороший эмоциональный настрой детей. Они с удовольствием заполняли таблицу, отвечали на вопросы, работали с биологическими понятиями (синквейн). Учащаяся 7 класса подготовила доклад. Это занятие способствовало развитию качеств личности: креативность , самостоятельность и ответственность.
На уроке были использованы технологии: информационно- компьютерные, личностно- ориентированные, дифференцированные обучение. Использование современных образовательных технологий в практике обучения является одним из главных условий интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся.
Учитель удовлетворен уроком, так как цели урока были достигнуты. Учащиеся хорошо усвоили основные понятия, относящиеся к данной теме, совершенствовали навыки работы в группе. В процессе урока развивались творческие способности учащихся и познавательный интерес к предмету.