Цели урока: познакомить учащихся с общими признаками типа Членистоногие.
Многообразие типа Членистоногие.
Формирование умения распознавать на рисунках данные животных.
Рассмотреть особенности внешнего и внутреннего строения класса Ракообразные.
Развитие умения работать с учебником, выделять главное в тексте, умение практической деятельности на уроке.
Воспитание бережного отношения к живой природе.
Определять значение типа Членистоногие в природе и жизни человека.
Методы: иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный, проблемный.
Оборудование: коллекции насекомых, фотографии, коллекция «Речной рак», лупы, таблица «Речной рак».
Ожидаемые результаты:
Развитие у учащихся навыков самостоятельной работы с учебником, умения практической деятельности на уроке.
Формирование умения распознавать на рисунках данной группы животных.
Ход урока:
Введение.
К Членистоногим относятся насекомые, ракообразные, паукообразные и многоножки. Количество видов членистоногих превышает количество видов всех остальных животных, вместе взятых. В некоторых горячих источниках способны обитать лишь бактерии и отдельные виды членистоногих. Самые мелкие из них невидимы невооруженным глазом, их размеры меньше, чем у многих простейших. Самые крупные сейчас – ракообразные, до 80 см длиной и до 20 кг весом. Они плавают, ползают, прыгают, бегают, летают, роют, строят. По внешнему виду некоторых членистоногих вообще трудно догадаться, что это животные. Если рассматривать количество видов, особей и разнообразие, членистоногие – самая процветающая группа животных .
Общая характеристика.
Почти любой признак из тех, о которых пойдёт речь, характерен для большинства, но не для всех представителей типа. Среди миллиона известных видов всегда найдется несколько исключений. Так, название типа дано за членистость ног его представителей, но у некоторых ноги полностью исчезают. Представители типа - двусторонне-симметричные животные, но некоторые паразитирующие ракообразные такую симметрию утратили. Одна из основных особенностей членистоногих – наличие содержащего хитин наружного скелета, или экзоскелета. Стоит помнить, что хитин – лишь одно из многочисленных веществ, входящих в его состав. Экзоскелет имеет сложное строение. Он может образовывать как прочные участки, так и гибкие сочленения. Экзоскелет не позволяет животному расти. Рост членистоногих осуществляется при помощи линек, когда животные сбрасывают старые покровы.
Пищеварительная система членистоногих сквозная, она состоит из передней, средней и задней кишки. Интересно, что экзоскелет выстилает переднюю и заднюю части кишки. Их покровы тоже сбрасываются при линьке (Рис. 3). Ротовой аппарат образован видоизменёнными конечностями. Дыхание жаберное (у ракообразных), лёгочное или трахейное (у паукообразных и насекомых). Кровеносная система незамкнутая. Из участков первичной и вторичной полостей формируется смешанная полость тела, или миксоцель. Нервная система состоит из головного мозга и брюшной нервной цепочки. У членистоногих развиты разнообразные органы зрения, обоняния, равновесия, осязания и слуха. Для типа в целом характерно наличие сложных глаз, которые состоят из множества простых глазков. Членистоногие раздельнополы. Развитие прямое или с превращением.
Экология. Значение.
Значение членистоногих огромно. Они населяют практически все среды обитания и влияют на них. Без представителей этого типа невозможно представить жизнь на земле такой, какой мы её знаем. Членистоногие служат пищей животным, уничтожают разлагающиеся остатки и опыляют цветковые растения. Они хищничают, паразитируют, переносят инфекционные заболевания и вредят сельскохозяйственным культурам. Некоторые представители используются человеком, другие сами используют его. Насекомые, наряду с млекопитающими и птицами, – доминирующая группа наземных животных. Паукообразные и многоножки, хоть и не достигли такого разнообразия, как насекомые, также очень широко распространены. Наконец, ракообразные населяют практически все широты и глубины Мирового океана.
Что же позволило членистоногим достичь такого процветания? Тело членистоногих сегментировано – разделено на сегменты. Сегменты, объединяясь или даже сливаясь, образуют отделы тела. Конечности, имеющиеся на сегментах, могут видоизменяться и использоваться для передвижения, измельчения пищи, осязания, дыхания, размножения и других функций. В целом, тело членистоногих представляло собой как бы «конструктор», из которого в процессе эволюции получились самые разные устройства.
Подтипы.
В зависимости от разделения тела на отделы, специализации конечностей, строения органов чувств и дыхания, тип разделяется на 3 подтипа. Подтип Хелицеровые включает классы Меростомовые и Паукообразные. Передние конечности у представителей этих классов превратились в хелицеры. Практически все представители — хищники. Описано около 100 тысяч современных видов.
Подтип Челюстные характеризуется наличием минимум одной пары челюстей. К нему относятся классы Ракообразные, Многоножки и Насекомые. В отличие от паукообразных, все они имеют антенны и сложные глаза.
Образ жизни.
Развитие трилобитов происходило с метаморфозом. Сохранились их ископаемые яйца, личинки и линочные шкурки. Строение тела трилобитов несёт свидетельства приспособленности к придонному образу жизни: мощный панцирь, уплощённость, сложные глаза на верхней стороне тела, расположение рта и ног на брюшной стороне тела. Среди трилобитов некоторые группы питались илом, другие мелкими беспозвоночными, а некоторые – планктоном. Многие трилобиты, вероятно, были хищниками, несмотря на отсутствие челюстей.
Д/З §23.