СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Общая характеристика типа Членистоногие. Класс Ракообразные.»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: познакомить учащихся с общими признаками типа Членистоногие.

  1. Многообразие типа Членистоногие.
  2. Формирование умения распознавать на рисунках данные животных.
  3. Рассмотреть особенности внешнего и внутреннего строения класса Ракообразные.
  4. Развитие умения работать с учебником, выделять главное в тексте, умение практической деятельности на уроке.
  5. Воспитание бережного отношения к живой природе.
  6. Определять значение типа Членистоногие в природе и жизни человека.

Просмотр содержимого документа
««Общая характеристика типа Членистоногие. Класс Ракообразные.»»





Цели урока: познакомить учащихся с общими признаками типа Членистоногие.

  1. Многообразие типа Членистоногие.

  2. Формирование умения распознавать на рисунках данные животных.

  3. Рассмотреть особенности внешнего и внутреннего строения класса Ракообразные.

  4. Развитие умения работать с учебником, выделять главное в тексте, умение практической деятельности на уроке.

  5. Воспитание бережного отношения к живой природе.

  6. Определять значение типа Членистоногие в природе и жизни человека.

Методы: иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный, проблемный.

Оборудование: коллекции насекомых, фотографии, коллекция «Речной рак», лупы, таблица «Речной рак».

Ожидаемые результаты:

  1. Развитие у учащихся навыков самостоятельной работы с учебником, умения практической деятельности на уроке.

  2. Формирование умения распознавать на рисунках данной группы животных.



Ход урока:

Введение.

К Чле­ни­сто­но­гим от­но­сят­ся на­се­ко­мые, ра­ко­об­раз­ные, па­у­ко­об­раз­ные и мно­го­нож­ки. Ко­ли­че­ство видов чле­ни­сто­но­гих пре­вы­ша­ет ко­ли­че­ство видов всех осталь­ных жи­вот­ных, вме­сте взя­тых. В неко­то­рых го­ря­чих ис­точ­ни­ках спо­соб­ны оби­тать лишь бак­те­рии и от­дель­ные виды чле­ни­сто­но­гих. Самые мел­кие из них неви­ди­мы нево­ору­жен­ным гла­зом, их раз­ме­ры мень­ше, чем у мно­гих про­стей­ших. Самые круп­ные сей­час – ра­ко­об­раз­ные, до 80 см дли­ной и до 20 кг весом. Они пла­ва­ют, пол­за­ют, пры­га­ют, бе­га­ют, ле­та­ют, роют, стро­ят. По внеш­не­му виду неко­то­рых чле­ни­сто­но­гих во­об­ще труд­но до­га­дать­ся, что это жи­вот­ные. Если рас­смат­ри­вать ко­ли­че­ство видов, осо­бей и раз­но­об­ра­зие, чле­ни­сто­но­гие – самая про­цве­та­ю­щая груп­па жи­вот­ных .

Общая характеристика.

Почти любой при­знак из тех, о ко­то­рых пой­дёт речь, ха­рак­те­рен для боль­шин­ства, но не для всех пред­ста­ви­те­лей типа. Среди мил­ли­о­на из­вест­ных видов все­гда най­дет­ся несколь­ко ис­клю­че­ний. Так, на­зва­ние типа дано за чле­ни­стость ног его пред­ста­ви­те­лей, но у неко­то­рых ноги пол­но­стью ис­че­за­ют. Пред­ста­ви­те­ли типа - дву­сто­ронне-сим­мет­рич­ные жи­вот­ные, но неко­то­рые па­ра­зи­ти­ру­ю­щие ра­ко­об­раз­ные такую сим­мет­рию утра­ти­ли. Одна из ос­нов­ных осо­бен­но­стей чле­ни­сто­но­гих – на­ли­чие со­дер­жа­ще­го хитин на­руж­но­го ске­ле­та, или эк­зоске­ле­та. Стоит пом­нить, что хитин – лишь одно из мно­го­чис­лен­ных ве­ществ, вхо­дя­щих в его со­став. Эк­зоске­лет имеет слож­ное стро­е­ние. Он может об­ра­зо­вы­вать как проч­ные участ­ки, так и гиб­кие со­чле­не­ния. Эк­зоске­лет не поз­во­ля­ет жи­вот­но­му расти. Рост чле­ни­сто­но­гих осу­ществ­ля­ет­ся при по­мо­щи линек, когда жи­вот­ные сбра­сы­ва­ют ста­рые по­кро­вы.

Пи­ще­ва­ри­тель­ная си­сте­ма чле­ни­сто­но­гих сквоз­ная, она со­сто­ит из пе­ред­ней, сред­ней и зад­ней кишки. Ин­те­рес­но, что эк­зоске­лет вы­сти­ла­ет пе­ред­нюю и зад­нюю части кишки. Их по­кро­вы тоже сбра­сы­ва­ют­ся при линь­ке (Рис. 3). Ро­то­вой ап­па­рат об­ра­зо­ван ви­до­из­ме­нён­ны­ми ко­неч­но­стя­ми. Ды­ха­ние жа­бер­ное (у ра­ко­об­раз­ных), лё­гоч­ное или тра­хей­ное (у па­у­ко­об­раз­ных и на­се­ко­мых). Кро­ве­нос­ная си­сте­ма неза­мкну­тая. Из участ­ков пер­вич­ной и вто­рич­ной по­ло­стей фор­ми­ру­ет­ся сме­шан­ная по­лость тела, или мик­со­цель. Нерв­ная си­сте­ма со­сто­ит из го­лов­но­го мозга и брюш­ной нерв­ной це­поч­ки. У чле­ни­сто­но­гих раз­ви­ты раз­но­об­раз­ные ор­га­ны зре­ния, обо­ня­ния, рав­но­ве­сия, ося­за­ния и слуха. Для типа в целом ха­рак­тер­но на­ли­чие слож­ных глаз, ко­то­рые со­сто­ят из мно­же­ства про­стых глаз­ков. Чле­ни­сто­но­гие раз­дель­но­по­лы. Раз­ви­тие пря­мое или с пре­вра­ще­ни­ем.

Экология. Значение.

Зна­че­ние чле­ни­сто­но­гих огром­но. Они на­се­ля­ют прак­ти­че­ски все среды оби­та­ния и вли­я­ют на них. Без пред­ста­ви­те­лей этого типа невоз­мож­но пред­ста­вить жизнь на земле такой, какой мы её знаем. Чле­ни­сто­но­гие слу­жат пищей жи­вот­ным, уни­что­жа­ют раз­ла­га­ю­щи­е­ся остат­ки и опы­ля­ют цвет­ко­вые рас­те­ния. Они хищ­ни­ча­ют, па­ра­зи­ти­ру­ют, пе­ре­но­сят ин­фек­ци­он­ные за­бо­ле­ва­ния и вре­дят сель­ско­хо­зяй­ствен­ным куль­ту­рам. Неко­то­рые пред­ста­ви­те­ли ис­поль­зу­ют­ся че­ло­ве­ком, дру­гие сами ис­поль­зу­ют его. На­се­ко­мые, на­ря­ду с мле­ко­пи­та­ю­щи­ми и пти­ца­ми, – до­ми­ни­ру­ю­щая груп­па на­зем­ных жи­вот­ных. Па­у­ко­об­раз­ные и мно­го­нож­ки, хоть и не до­стиг­ли та­ко­го раз­но­об­ра­зия, как на­се­ко­мые, также очень ши­ро­ко рас­про­стра­не­ны. На­ко­нец, ра­ко­об­раз­ные на­се­ля­ют прак­ти­че­ски все ши­ро­ты и глу­би­ны Ми­ро­во­го оке­а­на.

Что же поз­во­ли­ло чле­ни­сто­но­гим до­стичь та­ко­го про­цве­та­ния? Тело чле­ни­сто­но­гих сег­мен­ти­ро­ва­но – раз­де­ле­но на сег­мен­ты. Сег­мен­ты, объ­еди­ня­ясь или даже сли­ва­ясь, об­ра­зу­ют от­де­лы тела. Ко­неч­но­сти, име­ю­щи­е­ся на сег­мен­тах, могут ви­до­из­ме­нять­ся и ис­поль­зо­вать­ся для пе­ре­дви­же­ния, из­мель­че­ния пищи, ося­за­ния, ды­ха­ния, раз­мно­же­ния и дру­гих функ­ций. В целом, тело чле­ни­сто­но­гих пред­став­ля­ло собой как бы «кон­струк­тор», из ко­то­ро­го в про­цес­се эво­лю­ции по­лу­чи­лись самые раз­ные устрой­ства.

Подтипы.

В за­ви­си­мо­сти от раз­де­ле­ния тела на от­де­лы, спе­ци­а­ли­за­ции ко­неч­но­стей, стро­е­ния ор­га­нов чувств и ды­ха­ния, тип раз­де­ля­ет­ся на 3 под­ти­па. Под­тип Хе­ли­це­ро­вые вклю­ча­ет клас­сы Ме­ро­сто­мо­вые и Па­у­ко­об­раз­ные. Пе­ред­ние ко­неч­но­сти у пред­ста­ви­те­лей этих клас­сов пре­вра­ти­лись в хе­ли­це­ры. Прак­ти­че­ски все пред­ста­ви­те­ли — хищ­ни­ки. Опи­са­но около 100 тысяч со­вре­мен­ных видов.

Под­тип Че­люст­ные ха­рак­те­ри­зу­ет­ся на­ли­чи­ем ми­ни­мум одной пары че­лю­стей. К нему от­но­сят­ся клас­сы Ра­ко­об­раз­ные, Мно­го­нож­ки и На­се­ко­мые. В от­ли­чие от па­у­ко­об­раз­ных, все они имеют ан­тен­ны и слож­ные глаза.

Образ жизни.

Раз­ви­тие три­ло­би­тов про­ис­хо­ди­ло с ме­та­мор­фо­зом. Со­хра­ни­лись их ис­ко­па­е­мые яйца, ли­чин­ки и ли­ноч­ные шкур­ки. Стро­е­ние тела три­ло­би­тов несёт сви­де­тель­ства при­спо­соб­лен­но­сти к при­дон­но­му об­ра­зу жизни: мощ­ный пан­цирь, упло­щён­ность, слож­ные глаза на верх­ней сто­роне тела, рас­по­ло­же­ние рта и ног на брюш­ной сто­роне тела. Среди три­ло­би­тов неко­то­рые груп­пы пи­та­лись илом, дру­гие мел­ки­ми бес­по­зво­ноч­ны­ми, а неко­то­рые – планк­то­ном. Мно­гие три­ло­би­ты, ве­ро­ят­но, были хищ­ни­ка­ми, несмот­ря на от­сут­ствие че­лю­стей.

Д/З §23.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!