СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока в 7 классе Тип Членистоногие. Класс Ракообразные.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: познакомить учащихся с общими признаками членистоногих,

 выяснить особенности внешнего и внутреннего строения членистоногих, черты их сходства и различия.

Задачи:  обеспечить усвоение знаний об основах их классификации (ос­новные классы типа), чертах приспособленности к среде обитания; изучить  особенности внешнего и внутреннего строения ракообразных (на примере речного рака) в связи со средой обита­ния, расширить знания о разнообразии ракообразных, их приспособленности к факторам среды; продолжить формирование умений работать с учебником, дополнительными материала­ми, таблицами и схемами.

Воспитание интереса к природе, стремления к познанию окружающего мира.

Оборудование: интерактивная доска SmartBoard,  компьютер, мультимедапроектор, MS PowerPoint – презентация учителя.

Ведущие понятия: членистоногие, ракообразные, головогрудь, фасеточные глаза, зеленые железы, хитин, гемолимфа, связь строения и функции.

Тип урока:  вводный урок с применением ИКТ.

Методы обучения: частично-поисковый, наглядный.

 

Основное содержание урока.

  1. Организационный момент.
  2. Проверка знаний.
  3. Активизация познавательной деятельности.
  4. Изучение нового материала
  1. Тип Членистоногие. Общая характеристика.
  2. Класс Ракообразные

А) Внешнее строение (на примере речного рака)

Б) Внутреннее строение (на примере речного рака)

     Ṽ. Закрепление.

     VI. Оценки.

     VII. Домашнее задание.

 

Методы обучения: частично-поисковый, наглядный. Вводный урок.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Проверка знаний.

Мир животных на Земле огромен и разнообразен. Многообразие живот­ных проявляется в форме их тела, размерах, характере передвижения, пита­ния, мест обитания и во многом другом. Различия животных по этим признакам лежат в основе деления их на группы.   Мы изучили Подцарство Простейшие. Начали изучать Подцарство Многоклеточные животные.

С представителями каких типов Подцарства многоклеточные животные  мы уже знакомы?

  • Назовите представителей названных типов. (Тип Кишечнополостные (Пресноводная гидра, медуза), Тип плоские черви (Белая планария – ресничные черви; Печёночный сосальщик – класс сосальщики;Свиной цепень – ленточные черви; Оскарида, Острица – Круглые черви; Дождевой червь – кольчатые черви); Тип Моллюски (Прудовик, Виноградная улитка, слизни – брюхоногие моллюски; Мидия, устрица, гребешок – двустворчатые моллюски; Осминог, кальмар, каракатица – головоногие моллюски).

 

Задание 1: Посмотрите на слайд и определите представителей каких классов изображены.

Задание 2: (по вариантам. 1 –брюхоногие моллюски, 2 – двустворчатые, 3 – головоногие). Выберите признаки, характерные для вашего класса.

IIΙ.      Активизация познавательной деятельности.

Давайте посмотрим на  таблицу. По  таблице видно, что  животные, которые мы с вами изучили  в совокупности занимают лишь не­большую часть всего животного царства. А большую часть среди всех живот­ных занимают другие животные. Какие?

Я сейчас прочту для вас стихотворение, а вы должны определить о каком животном идет речь и в конечном итоге определим тему нашего сегодняшнего занятия.

 

 

Нашел укрытие в цветке

 И в восемь глаз глядит,

Заметив муху на листке,

К ней в восемь ног спешит.

 

Его собратья сети ткут -

Тончайшая работа.

А он, как волк: то там, то тут -

На мух идет охота!

 

(Бродячий паук – паук – волк.)

 

Пауки относятся к типу Членистоногие! С сегодняшнего урока мы с вами приступаем к изучению данной группы животных.

 

- А как вы считаете, что мы будем изучать, в ходе рассмотрение этой группы животных?

- Как вы считаете, почему так называется данная группа животных?

Запись темы урока.

 

IṼ.   Изучение нового материала

 

  1. Тип Членистоногие. Общая характеристика.

 

Членистоногие — самый богатый видами тип животных. Известно более миллиона видов членистоногих, или более 2/3 всех видов животных.

 

Задание классу: 

Рассмотрите представителей типа Членистоногие   и ответьте на вопрос: где в природе можно встретить изображенных на рисунках членистоногих?  и почему его считают самым многочисленным типом животных.

 

Членистоногие  живут во всех морях и океанах; обитают и во всевозможных пресных водоемах — не толь­ко в реках и озерах, но и в мелких пересыхающих лужах, в подземных водах и пещерах, в скоплениях воды в дуплах деревьев.

Большая армия представителей этого типа приспособилась и к жизни вне воды — на суше, где членистоногие особенно многообразны.

Многие членистоногие — паразиты.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 7 классе Тип Членистоногие. Класс Ракообразные.»


Конспект урока в 7 классе Тип Членистоногие. Класс Ракообразные.

Цели урока: познакомить учащихся с общими признаками членистоногих,

выяснить особенности внешнего и внутреннего строения членистоногих, черты их сходства и различия.

Задачи: обеспечить усвоение знаний об основах их классификации (ос­новные классы типа), чертах приспособленности к среде обитания; изучить особенности внешнего и внутреннего строения ракообразных (на примере речного рака) в связи со средой обита­ния, расширить знания о разнообразии ракообразных, их приспособленности к факторам среды; продолжить формирование умений работать с учебником, дополнительными материала­ми, таблицами и схемами.

Воспитание интереса к природе, стремления к познанию окружающего мира.

Оборудование: интерактивная доска SmartBoard, компьютер, мультимедапроектор, MS PowerPoint – презентация учителя.

Ведущие понятия: членистоногие, ракообразные, головогрудь, фасеточные глаза, зеленые железы, хитин, гемолимфа, связь строения и функции.

Тип урока: вводный урок с применением ИКТ.

Методы обучения: частично-поисковый, наглядный.


Основное содержание урока.

  1. Организационный момент.

  2. Проверка знаний.

  3. Активизация познавательной деятельности.

  4. Изучение нового материала

  1. Тип Членистоногие. Общая характеристика.

  2. Класс Ракообразные

А) Внешнее строение (на примере речного рака)

Б) Внутреннее строение (на примере речного рака)

Ṽ. Закрепление.

VI. Оценки.

VII. Домашнее задание.


Методы обучения: частично-поисковый, наглядный. Вводный урок.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Проверка знаний.

Мир животных на Земле огромен и разнообразен. Многообразие живот­ных проявляется в форме их тела, размерах, характере передвижения, пита­ния, мест обитания и во многом другом. Различия животных по этим признакам лежат в основе деления их на группы. Мы изучили Подцарство Простейшие. Начали изучать Подцарство Многоклеточные животные.

С представителями каких типов Подцарства многоклеточные животные мы уже знакомы?

  • Назовите представителей названных типов. (Тип Кишечнополостные (Пресноводная гидра, медуза), Тип плоские черви (Белая планария – ресничные черви; Печёночный сосальщик – класс сосальщики;Свиной цепень – ленточные черви; Оскарида, Острица – Круглые черви; Дождевой червь – кольчатые черви); Тип Моллюски (Прудовик, Виноградная улитка, слизни – брюхоногие моллюски; Мидия, устрица, гребешок – двустворчатые моллюски; Осминог, кальмар, каракатица – головоногие моллюски).


Задание 1: Посмотрите на слайд и определите представителей каких классов изображены.

Задание 2: (по вариантам. 1 –брюхоногие моллюски, 2 – двустворчатые, 3 – головоногие). Выберите признаки, характерные для вашего класса.

IIΙ. Активизация познавательной деятельности.

Давайте посмотрим на таблицу. По таблице видно, что животные, которые мы с вами изучили в совокупности занимают лишь не­большую часть всего животного царства. А большую часть среди всех живот­ных занимают другие животные. Какие?

Я сейчас прочту для вас стихотворение, а вы должны определить о каком животном идет речь и в конечном итоге определим тему нашего сегодняшнего занятия.



Нашел укрытие в цветке

И в восемь глаз глядит,

Заметив муху на листке,

К ней в восемь ног спешит.


Его собратья сети ткут -

Тончайшая работа.

А он, как волк: то там, то тут -

На мух идет охота!


(Бродячий паук – паук – волк.)


Пауки относятся к типу Членистоногие! С сегодняшнего урока мы с вами приступаем к изучению данной группы животных.


- А как вы считаете, что мы будем изучать, в ходе рассмотрение этой группы животных?

- Как вы считаете, почему так называется данная группа животных?

Запись темы урока.


IṼ. Изучение нового материала


  1. Тип Членистоногие. Общая характеристика.


Членистоногие — самый богатый видами тип животных. Известно более миллиона видов членистоногих, или более 2/3 всех видов животных.


Задание классу:

Рассмотрите представителей типа Членистоногие и ответьте на вопрос: где в природе можно встретить изображенных на рисунках членистоногих? и почему его считают самым многочисленным типом животных.


Членистоногие живут во всех морях и океанах; обитают и во всевозможных пресных водоемах — не толь­ко в реках и озерах, но и в мелких пересыхающих лужах, в подземных водах и пещерах, в скоплениях воды в дуплах деревьев.

Большая армия представителей этого типа приспособилась и к жизни вне воды — на суше, где членистоногие особенно многообразны.

Многие членистоногие — паразиты.




Среди животных этой группы есть много сходств (перечисление), но есть и различие – поэтому выделяют 3 класса: Ракообразные, Паукообразные, Насекомые.

Посмотрите на слайд и назовите представителей данных классов


Ракообразные: обыкновенная мокрица, высшие раки, широкопалый речной рак, голубой краб-плавунец, тропический наземный рак-отшельник.


- Паукообразные. пауки, скорпионы, клещи.


- Насекомые. малярийный комар, блохи, пчела медоносная, чёрный садовый муравей, оса-полист, шершень и т.д.


Мы с вами познакомились с некоторыми представителями типа членистоногие. Все они очень разные, но тем не менее их относят к одному типу. Как вы думаете почему? Потому, что они обладают общими признаками. Давайте определим какими. Я прочитаю вам стихотворение, а вы в своих инструктивных карточках подчеркните эти признаки.



Общая характеристика типа.


У всех членистоногих, скажу без промедления,

Конечности имеют членистое строение

На несколько отделов разделено их тело

Отделы из сегментов, такое, братцы дело.

Скелет у них наружный - хитиновый покров

Он защитить способен от всяческих врагов

Все это - характерные особенности многих животных

Относящихся к типу членистоногих.


Итак, назовите какие признаки, характерные для членистоногих, вы выделили.

А ещё - двухсторонняя симметрия тела,

- у них хорошо развиты органы чувств и находятся они голове;


  1. Класс Ракообразные

А сейчас, мы с вами более подробно познакомимся с классом ракообразные. Рассмотрим внешнее и внутреннее строение речного рака, выполнив практическую работу. Но сначала я предлагаю вам посмотреть видеофрагмент, который поможет нам при выполнении практической работы, если вы будете достаточно внимательны. Обратите внимание на строение тела ракообразных, из каких отделов оно состоит, из чего состоит панцирь рака, с помощью чего передвигаются? ( Видео)

А) Внешнее строение (на примере речного рака)

Итак, видео вы просмотрели. Полученные сведения вам помогут при выполнении практической работы, а также фотография рака на экране и картинки у вас на столе. Откройте таблицу, начинаем её заполнять.



Ход работы:

Особенности внешнего строения речного рак

Рассмотрите внешний вид речного рака и заполните таблицу


Признаки




Особенности строения

С помощью линейки выясните, каковы его размеры?
Размеры тела (см)





Потрогайте покров рака и убедитесь в том, что он плотный. Выясните, из чего состоит панцирь рака.






Сколько отделов выделяют в теле рака?





Название отделов тела





Какие органы, расположенные на головогруди




Какие органы, расположенные на брюшке









2. В чем сходство и отличие во внешнем строении речного рака и креветки?

3. Сделайте выводы о принадлежности исследованных ракообразных к одному классу типа Членистоногие.


Задание: Хитиновый покров членистоногих плотный, способностью растягиваться не обладает. Как же происходит рост этих животных?

«У них меняется не только твердый панцирь, но также глаза, жабры, даже пищеварительный канал. Перед линянием твердая оболочка слегка размягчается. Рак становится очень беспокойным, бегает, потирает ноги одну о другую, затем опрокидывается навзничь и напрягает все усилия, работая всеми частями тела, чтобы разорвать панцирь на спине. При снятии оболочки с ног, он может и потерять одну или две. С хвостовой части покров сбрасывается легко. Речной рак в первый год своей жизни линяет около 10 раз, во второй - 6 раз, в третий – 4 раза, в пятый – 2 раза, с шестого по 1 разу, а с пятнадцати лет – совсем перестает линять. Самки линяют реже, чем самцы»( Игорь Акимушкин)



Б) Внутреннее строение (на примере речного рака)

А теперь рассмотрим внутреннее строение речного рака

Откройте следующую страницу инструктивной карточки. Перед вами схематичное строение рака. Давайте определим какая система изображена на первом рисунке.




Пищевод

Желудок

Орган выделения




Какие органы входят в пищеварительную систему ( ротовое отверстие, пищевод, желудок, среднюю кишку, заднюю кишку и анальное отверстие. Желудок состоит из двух отделов: жевательного (имеет хитиновые зубцы) и цедильного (имеет цедильный аппарат). В среднюю кишку открывается проток пищеварительной железы.

Раскрасьте зелёным цветом органы пищеварения и обозначьте их. Дорисуйте коричневым цветом орган выделения. Выделительная система представлена парой зеленых желез, открывающимися наружу у основания усиков


Рассмотрим второй рисунок. Какая система изображена здесь?

Сердце


Кровеносные сосуды

( видео) Кровеносная система ракообразных незамкнута. Гемолимфа ракообразных обычно бесцветна, но у многих окрашена в красный цвет (содержится гемоглобин), а у части десятиногих раков (у некоторых крабов, омаров) в гемолимфе присутствует гемоцианин, придающий синеватый оттенок на воздухе (гемоцианин содержит медь, а не железо, которое есть в гемоглобине). Сердце на спинной стороне тела.

Раскрасьте красным цветом кровеносные органы и обозначьте их.


Переходим к следующему рисунку. Скажите, с помощью каких органов осуществляется дыхание у раков? (Органы дыхания- жабры)


Жабры



Раскрасьте голубым цветом органы дыхания и обозначьте их.







И последняя система, которую мы с вами сейчас рассмотрим - это нервная система.

Надглоточный нервный узел





Брюшная нервная цепочка

Подглоточный нервный узел




Нервная система состоит из окологлоточного кольца из нервных узлов и брюшной нервной цепочки.

Раскрасьте жёлтым цветом органы нервной системы и обозначьте их


Молодцы, ребята, вы успешно справились с данным заданием!

Ṽ. Закрепление

- Скажите, с каким типом животных мы сегодня познакомились?


- Речной рак, паук-крестовик, домовый паук, майский жук, бабочка-кра­пивница, комнатная муха. По каким признакам внешнего строения этих животных относят к членистоногим?


- Какие классы включает тип Членистоногие?

- Какая симметрия тела характерна для данного типа?

- Тело у представителей разделено на ....;

- Число ходильных ног у речного рака..

- Признаки, обеспечившие приспособленность к разным средам обита­ния ( хитиновый покров, членистые конечности и развитые органы чувств....)


Найди ошибки.


Перед тобой текст, он содержит несколько ошибок. Попробуй найти их, выделить красным цветом, а в скобках написать верное утверждение.


У Рака речного довольно тонкий хитиновый покров, поэтому он не защищает животное от различных повреждений. Глаза у рака находятся на подвижных стебельках, это необходимо, так как рак неповоротлив из-за того, что голова срослась с брюшком.

Кровеносная система рака, как у всех Членистоногих, замкнутая, а органами дыхания являются лёгкие. Выделение вредных веществ обеспечивают зеленые железы, которые расположены в конце брюшка.




VI. Оценки: за активную работу на уроке, за успешное выполнение проверочной работы на закрепление


VII. Домашнее задание: §24, составить по желанию кроссворд по теме «Ракообразные» (или любую другую головоломку: сканворд, ребус, чайнворд).

Индивидуальное задание: подготовить сообщения (презентации) о роли паутины в жизни пауков.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!