СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тип Членистоногие.Класс Ракообразные.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по теме: «Тип Членистоногие.Класс Ракообразные»

Задачи урока :

  1. Познакомить учащихся с характерными признаками Членистоногих как наиболее высокоорганизованных беспозвоночных, их многообразием и особенностями, обеспечивающими процветание и широкое распространение на Земле.

  2. Рассмотреть характерные признаки класса Ракообразных.

  3. Продолжить формирование у учащихся умений проводить лабораторные исследования, делать выводы.

  4. Продолжить формирование умений работать с учебником, дополнительными материалами ,таблицами и схемами.

       5. Продолжить развитие умений проводить наблюдение и                        сравнение.

    Оборудование: коллекция членистоногих, слайды с изображением различных            членистоногих, МИКРОСКОПЫ , МИКРОПРЕПАРАТЫ ДАФНИЙ И ЦИКЛОПОВ,РЕЧНЫЕ РАКИ.

Просмотр содержимого документа
«Тип Членистоногие.Класс Ракообразные.»















Конспект урока по теме:

«Тип Членистоногие.

Класс Ракообразные»








Учитель биологии: Иванова Л.И.

Высший категории

МОУ СОШ № 138












Челябинск, 2007г



Тема урока: «Тип Членистоногие. Класс Ракообразные» (слайд №1).

Задачи урока (слайд №2):


  1. Познакомить учащихся с характерными признаками Членистоногих как наиболее высокоорганизованных беспозвоночных, их многообразием и особенностями, обеспечивающими процветание и широкое распространение на Земле.

  2. Рассмотреть характерные признаки класса Ракообразных.

  3. Продолжить формирование у учащихся умений проводить лабораторные исследования, делать выводы.

  4. Продолжить формирование умений работать с учебником, дополнительными материалами ,таблицами и схемами.

5. Продолжить развитие умений проводить наблюдение и сравнение.

Оборудование:


коллекция членистоногих, слайды с изображением различных членистоногих, МИКРОСКОПЫ , МИКРОПРЕПАРАТЫ ДАФНИЙ И ЦИКЛОПОВ,РЕЧНЫЕ РАКИ.


План урока:


  1. Организационный момент- 1 минута.

  2. Вводная беседа к изучению новой темы- 6 минут.

  3. Изучение нового материала- 32 минуты.

    • Многообразие членистоногих: подземные, водные, обитатели почвы, их распространение (беседа с показом слайдов №3,4).

    • Особенности строения членистоногих (объяснение учителя с показом слайда №5).

    • Систематика членистоногих, особенности строения представителей классов: ракообразные, паукообразные, насекомые (рассказ-беседа учителя с показом слайдов № 6,7,8,9).НРК.

    • Лабораторная работа «Знакомство с ракообразными на примере строения дафний, циклопов, речного рака».

4. Закрепление изученного материала (слайд №10) - 4 минуты.

5. Домашнее задание (слайд 11) - 2 минуты.



Ход урока:

1. Организационный момент:

Здравствуйте ребята, проверьте на партах наличие: дневника, учебника, тетради и тетради на печатной основе. Присаживайтесь, пожалуйста.

:

2. Вводная беседа к изучению новой темы:

Прежде чем мы начнем изучать новую тему, давайте вспомним, что мы изучали ранее. Ответьте мне, пожалуйста, на следующие вопросы:

  • Перечислите названия типов животных, которые мы изучили? (типы простейших, тип кишечнополостные, тип иглокожие, тип плоские черви, тип круглые черви, тип кольчатые черви, тип иглокожие, тип моллюски).

  • Какие признаки являются для них общими? (признаки царства животные; для большинства кроме типов простейших, п/царство многоклеточные).

  • Почему всех перечисленных животных объединяют в группу беспозвоночные животные? (признаки беспозвоночных животных).

  • Какие среды обитания заселяют беспозвоночные животные (водная, почвенная, наземная, многие паразитические формы).

  • Какой вывод мы можем сделать о многообразии беспозвоночных животных, с чем оно связано? (Вывод: многообразие беспозвоночных животных связано с средой обитания животного, способом питания и образом жизни).


3. Изучение нового материала:

  • Многообразие членистоногих: подземные, водные, обитатели почвы, их распространение (беседа с показом слайдов №1,2).

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с беспозвоночными животными и начнем с изучения Типа Членистоногие.


Учитель называет тему урока (слайд №1);


задачи урока (слайд №2).



Запишите в тетради число и тему урока.

Членистоногие – это раки, крабы, пауки, скорпионы, насекомые: жуки, бабочки и

другие представители типа. (слайд 3).




Их великое множество на Земле! Число отдельных особей даже приблизительно невозможно подсчитать, но несомненно, что такие подсчеты дали бы астрономические цифры. Одних лишь видов членистоногих приблизительно около 3 миллионов! (слайд 4).





Это намного превышает число видов всех остальных типов животных и растений. Особенно обильны видами насекомые, на долю которых падает 90% известных видов членистоногих, что хорошо видно на представленной, на слайде диаграмме.

  • Особенности строения членистоногих (объяснение учителя с показом слайда №5).




Само название типа этих животных показывает, что ноги их членистые. Каждый членик соединен с другим члеником и, наконец, с туловищем особым подвижным суставом. Они ходят и бегают, можно сказать, на многоколенчатых рычагах. Подобный тип передвижения есть еще только у позвоночных животных, в том числе и у нас с вами. Мышцы, приводящие в движение ноги, да и другие части тела, крепятся не снаружи скелета, как у позвоночных, а внутри него, т.е. хитинового панциря, которым одето все тело членистоногих (хитин- органическое вещество, прочность панциря зависит от количества добавленного кальция). Поскольку панцирь располагается поверх тела животного, прочен, не способен растягиваться при росте животного, то всем членистоногим характерен процесс линьки. Именно поэтому рост членистоногих скачкообразен. Количество линек индивидуально для видов животных: например, у пауков- до 12 линек за лето; а личинки щитней- до 40 раз за две недели; другие, как речной рак - один раз в году. Мускулатура у членистоногих поперечно-полосатая, что позволяет этим животным благодаря более мощным и быстрым сокращениям, обеспечивать те скоростные сокращения, к которым способны, например крылья насекомых. У членистоногих незамкнутая кровеносная система. Размножение половое, лишь немногие гермафродиты (например: усоногие раки). Развитие может происходит с превращением или без него (рис.38, стр. 57 учебника). Членистоногие - очень древняя группа животных. В настоящее время членистоногие заселили все уголки нашей планеты от Арктики до Антарктиды.

Обобщая сказанное, выделите основные признаки, по которым животное можно отнести к типу членистоногие? (членистые конечности, хитиновый покров, пропитанный кальцием). Запишите в тетради основные признаки типа Членистоногие.

  • Систематика членистоногих, особенности строения представителей классов: ракообразные, паукообразные, насекомые. (рассказ-беседа учителя с показом слайдов № 6,7,8,9,10)

Все многообразие членистоногих делится на три класса: Класс Ракообразные, Класс Паукообразные, Класс насекомые (слайд №6)






Для распределения всего многообразия типа Членистоногие на три класса необходимо обратить внимание на другие признаки строения тела животных. Рассмотрите слайд №7,






где показы представители трех классов и предложите эти признаки? (количество ног; отделы тела, тип дыхания). В ходе обсуждения основные признаки классов указаны на слайдах №8,9,10.








  • Лабораторная работа:

«Знакомство с ракообразными на примере строения дафний, циклопов, речного рака».


Для того чтобы нам закрепить и еще хорошо рассмотреть строение представителей класса Ракообразные, мы проведем лабораторную работу «Знакомство с ракообразными на примере строения дафний, циклопов, речного рака». Прочитай ход лабораторной работы (смотри учебник стр.58), какие возникли вопросы. Прежде, чем приступить к выполнению лабораторной работы, давайте повторим правила техники безопасности при работе с микроскопом, предметными стеклами (инструктаж по т/б). В тетради на печатной основе запишите вывод по проделанной лабораторной работе. На выполнение работы вам отводится 10 минут.

Учитель осуществляет консультацию ученикам при выполнении л.р. и оформлении вывода.

По окончании работы, учитель спрашивает у нескольких учеников: Прочитайте, как вы обосновали вывод о принадлежности исследованных ракообразных (дафнии, циклопы, речной рак) к одному классу ракообразные и типу Членистоногие.

4. Закрепление изученного материала.

Для того, чтобы закрепить полученные сегодня знания, давайте составим характеристику класса Ракообразных по плану (слайд №11).



5.Домашнее задание (слайд 12):



1. ПРОЧИТАТЬ &14,СТР56-58 В УЧЕБНИКЕ.

2.ВЫПОЛНИТЬ В РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ ЗАДАНИЯ №1-7 СТР. 30-32


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!