СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Общая психология ворд

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Общая психология ворд»

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова»

Институт непрерывного педагогического образования

Кафедра педагогики и психологии образования














ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИИКАКНАУКИ



















Выполнил: обучающийся 4 курса, ОФО,

Группа ПО-21

Красикова Д. С.












Абакан-2024


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИИ КАКНАУКИ

1.1. Предмет изучения психологии ее задачи

1.2. Отрасли психологии

1.3.Методологическая основа психологии

1.4. Основные методы психологических исследований

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

ТЕСТ

ЛИТЕРАТУРА

































ВВЕДЕНИЕ



Трикачества – обширные знания, привычкамыслить и благородство чувств – необходимы для того, чтобы человек быть образованным в полном смысле.

Н. Г. Чернышевский


Психологическая помощь особенно важна в школьном возрасте, так как в этот период жизни происходят значительные изменения в физическом, эмоциональном и социальном развитии, которые могут вызывать стресс и тревогу у школьников.

Психологическая поддержка оказывает значительное влияние на формирование личности и учебный процесс школьников, например:

  1. Эмоциональное благополучие.Психологическая поддержка помогает школьникам лучше понимать и управлять своими эмоциями, что приводит к улучшению их эмоционального состояния и снижению уровня стресса.

  1. Развитие самооценки.Благодаря психологической поддержке учащиеся могут развивать здоровую самооценку, что положительно влияет на их мотивацию к жизни и учёбе.

  1. Улучшение взаимоотношений.Психологическая поддержка помогает школьникам развивать навыки эмпатии, конструктивного взаимодействия и решения конфликтов.

  1. Управление стрессом. Школьники, получающие психологическую поддержку, учатся эффективным стратегиям управления стрессом и адаптации к изменениям.

  1. Улучшение учебной эффективности. Психологическая поддержка способствует повышению учебной эффективности школьников, поскольку они могут лучше сосредотачиваться на учёбе и правильно распределять своё свободное время.


Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИИ КАКНАУКИ



    1. Предмет изучения психологии, ее задачи


Рисунок 1


Термин «психология» состоитиз двух древнегреческих слов: «psyche» - душа, «logos» - наука, учение, то есть психология - это «наука о душе». Своим названием и первым определением психология обязана греческой мифологии. Эрот, сын Афродиты, влюбился в очень красивую девушку Психею. Афродита была недовольна выбором сына и приложила все усилия, чтобы разлучить влюбленных. Однако Эрот и Психея преодолели все преграды, их любовь победила. Для греков этот миф был образцом истиной любви, высшей реализацией человеческой души. Психея стала символом души, ищущей свой идеал. Само слово «психология», хотя и встречалось в литературе еще в Х веке, но как обозначение науки о душе было введено немецким философом Х. Вольфом только в XVIII веке (в книгах «Рациональная ПСИХОЛОГИЯ» И «Эмпирическая ПСИХОЛОГИЯ»). Психология – молодая отрасль знаний, которая выделилась в самостоятельную науку в середине XIX века. Она динамична и перспективна, поскольку отвечает на запросы современного социального и экономического прогресса, предполагающего совершенствование людей и их психики. Современная наука использует слово «душа» как синоним термина «психика».


Психология – наука о закономерностях возникновения, развития и функционирования психики и сознания человека.


В свою очередь, психика– это свойство головного мозга,обеспечивающее человеку и животным способность отражать воздействия предметов и явлений реального мира. Сознаниевысшая форма психики человека, продукт общественно-историческогоразвития.

Известный психолог конца XIX- начала ХХ века Г. Эббингауз писал: «У психологии огромная предыстория и короткая история». Под историей имеется в виду период становления психологии, который ознаменовался выделением ее из философии, сближением с естественными науками и организацией собственногоэкспериментального метода.

В истории психологии можно выделить следующие основныеэтапы изучения психического:

  • развитие представлений о психических явлениях в рамках учения о душе (с древности до XVII века);

  • развитие представлений о психике в философских учениях (начало XVII века - середина XIX века);

  • развитие психологических знаний в системе психологи как самостоятельной науки (с середины XIX века по настоящее время).

Предмет изучения современной психологии – психическиепроцессы, психические состояния, психические свойства личности(схема 1).


Психические процессы включают три основные стороны душевнойжизни: познание, чувства и волю. К познавательнымпроцессам относятся: ощущение, восприятие, память, внимание, мышление, воображение; с их помощью мы постигаем мир и самихсебя. Чувства, эмоции отражают переживание человеком отношенияк явлениям окружающего мира, событиям своей жизни. Воля обеспечивает регуляцию поведения.

Психические состояния личности – целостные ее проявления,отражающие общий внутренний настрой, характеризующий уровеньее активности. К ним относятся, например: любознательность, собранность, рассеянность, пассивность, уверенность и т. д.

Психические свойства личности – устойчивые психическиеее особенности: направленность, мотивация, темперамент, характер, способности.

Единство всех сторон психической жизни человека проявляетсяв его активности - основе поведения и взаимодействия сокружающей средой. Важнейшей формой активности является деятельность. Ее основные виды: общение, игра, учение и труд. В деятельности формируются основные свойства личности, развиваютсяее способности.

Итак, психология – наука, изучающая закономерности проявления и развития психики как специфической формы отражения действительности.

Психика человека обеспечивает внутреннюю регуляцию егоактивности, выражающуюся в поведении и деятельности.

Поэтому основными задачами современной психологии являются:

  • изучение качественных (структурных) особенностей психических явлений и процессов;

  • анализ формирования и развития психических явлений в деятельности и в условиях жизни в целом;

  • изучение физиологических механизмов, лежащих в основе психических явлений;

  • содействие планомерному внедрению психологических знаний в практику.

Включение психологической науки в решение практических задач существенно изменяет и особенности развития ее теории. Задачи, решение которых требует психологической компетентности, возникают во всех сферах жизни общества, определяясь возрастающей ролью, так называемого человеческого фактора, учитывающего широкий круг социально-психологических, психологическихи психофизиологических свойств человека, проявляемых в его жизнедеятельности. В настоящее время психология имеет достаточно разветвленную структуру, охватывающую различные аспекты изучения жизнедеятельности человека в системе государственного управления, образования, медицины, спорта и т. д.







    1. Отрасли психологии


Рисунок 2


Определенное представление о психике дает человеку и егособственный жизненный опыт. Поэтому можно выделить научнуюи житейскую психологию. Житейскую психологию составляют психологические знания, почерпнутые из обыденной жизни. Каждый человек в какой-то мере психолог, поскольку имеетсвой жизненный опыт. Житейскую психологию составляют психологические знания, почерпнутые из обыденной жизни. Каждый человек в какой-то мере психолог, поскольку имеет свой жизненный опыт. Современная психологическая наука представляет собой широкоразветвленную область знаний о психике как особом свойстве высокоорганизованной материи, способном отражать объективнуюреальность в форме психических явлений. Научная психологияразделяется на фундаментальную и прикладную (схема 2).


Фундаментальная психология изучает психические явления, характерные для человека (или животных) в целом, общие психологические закономерности, имеющие место во всех сферах психической жизни.

Отрасли фундаментальной психологии:

    • общая психология изучает теоретические и методологические основы предмета психологии, принципы построения психологических знаний; она исследует общие свойства и закономерности функционирования психики взрослого человека, познавательных и эмоциональных процессов, регуляции деятельности и психических состояний личности. Общая психология – фундамент психологических знаний, поскольку без усвоения ее понятий, законов и механизмов функционирования психического невозможно понимание специфики конкретных ее отраслей;

    • психология личности занимается изучением социально обусловленных качеств человека, общих закономерностей развития его способностей, темперамента, характера, мотивации, самосознания;

    • дифференциальная психология (или психология индивидуальных различий) исследует индивидуальные психофизиологические различия между людьми, отдельные свойства высшей нервной деятельности и их проявления в поведении;

    • психофизиология изучает взаимосвязь психики с физиологическими процессами организма и деятельностью центральной нервной системы. Особый научный интерес представляет исследование физиологических механизмов деятельности мозга, обусловливающих возникновение психических процессов, состояний, свойств человека;

    • нейропсихология занимается изучением анатомо-физиологических основ высших психических функций. Специалисты исследуют нейронные процессы в головном мозгу человека, лежащие в основе восприятия, памяти, воображения, мышления, внимания, эмоций;

    • социальная психология изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп;

    • п

      Рисунок 3

      сихология развития (или возрастная психология) изучает общие закономерности развития различных психических процессов и качеств личности. В психологии развития выделяют детскую психологию, психологию подростка, психологию юности, психологию взрослого человека, герантопсихологию (психологию старости);

    • специальная психология (или психология аномального развития) занимается изучением психологических проблем, связанных с отклонениями от нормального развития. Она состоит из нескольких разделов: олигофренопсихология изучает патологию психического развития, связанную с врожденными дефектами мозга; сурдопсихология – психологию развития ребенка при серьезных дефектах слуха; тифлопсихологияпсихологию развития слабовидящихинезрячихдетей; патопсихология - болезненные изменения в психике,закономерности нарушения психической деятельностии свойств личности при психических заболевания

    • зоопсихология - наука о психике животных, о проявленияхи закономерностях психического отражения, врожденных иприобретенных формах их поведения;

    • сравнительнаяпсихология занимается изучением общего иразличного в психической деятельности человека и животных,проблемы соотношения социального и биологическогов поведении человека.

Прикладная психология исследует общие психологические проблемы, характерные для конкретных сфер профессиональной деятельности людей.

Отрасли прикладной психологии:

    • п

      Рисунок 4

      едагогическая психология – наука о закономерностях обучении воспитания человека. К ее разделам относятся: психология обучения и воспитания, психология учителя, психология учебно-воспитательной работы с детьми, имеющими отклонения в психике. В педагогической психологии рассматриваются проблемы управления процессом усвоения знаний, приемов и навыков интеллектуальной деятельности; выявляются психологические факторы, влияющиена успешность процесса обучения, формирования мышления учащихся; изучаются проблемы взаимоотношений учащихся друг с другом, взаимоотношения между педагогами иучащимися, а также педагогами и родителями; исследуются индивидуальные психологические различия учащихся;

    • Клиническая психология изучает психические проявления при различных заболеваниях, роль психики в возникновениии протекании болезней, их лечении, а также в предупреждении болезней и укреплении здоровья;

    • юридическая психология занимается приложением психологических знаний к сфере регулируемых правом отношений. Подразделяется на правовую, превентивную и оперативно-розыскную, а также судебную, криминальную и пенитенциарную (или исправительную) психологию;

    • экономическая психология изучает вопросы, связанные с экономическими отношениями между людьми. Специалисты исследуют проблемы рынка, спроса и предложения, психологию маркетинга и рекламы. Важное место в экономической психологии занимает психология торговли, котораяизучает психологические проблемы взаимодействияпродавца и покупателя, обслуживания клиентов;

      Рисунок 5

    • политическая психология – область психологии, изучающая психологические компоненты (настроения, мнения, чувства, ценностные ориентации и т. п.) политической жизни общества, которые формируются и проявляются на уровне политическогосознания наций, классов, социальных групп, правительств, индивидов и реализуются в их конкретныхполитических действиях. К ее проблемам относятся: психологияпропаганды и агитации, имиджа политического деятеляи власти, массовых социально-психологических процессов;

    • психология религии исследует психологические проблемырелигиозного сознания, представления и чувства верующихлюдей;

    • психология спорта рассматривает психологические особенностиличности и деятельности спортсменов, условия исредства эффективного тренировочного процесса, а такжепсихологические проблемы, связанные с соревнованиями;

    • психология труда исследует психологические особенноститрудовой деятельности человека, психологические основынаучной организации труда. В задачу специалистов входитизучение психологических особенностей людей в связи сих профессиональной деятельностью, закономерностей формирования трудовых умений и навыков, выяснение роли влияния производственной обстановки на состояниечеловека и эффективность его деятельности. Психологиятруда включает в себя ряд отраслей психологического знания: инженерную, авиационную, космическую, военнуюпсихологию.

Для современной психологии в целом характерен процесс дифференциации. Этот процесс вызывает значительную разветвленностьпсихологии на отдельные отрасли. Часто они довольносильно расходятся, сохраняя при этом общий предмет исследования – факты, закономерности, механизмы психики как особой формы жизнедеятельности.

Дифференциация психологии дополняется встречным процессом интеграции. Интеграция позволяет психологии поддерживать связь со всеми остальными науками. Например, через инженерную психологию – с техническими науками, через педагогическую психологию – с педагогикой, через социальную психологию – с общественными и социальными науками, через юридическую психологию – с отраслями права и т. д.















    1. Методологические основы психологии



Каждая наука для того, чтобы развиваться, должна опиратьсяна исходные положения, дающие правильные представления феноменах, которые она изучает. В роли таких положений выступают методология и теория. Б. Фломов в книге «Методологические и теоретические проблемы психологию», характеризуя современное состояние науки, отмечает, что в настоящее время«резко возрастает потребность в дальнейшей разработке методологических проблем психологической науки и ее общей теории».

Рисунок 6


Методология (от греч. тethodos- путь исследования или познания, logos- наука, учение)- учение об идейных позициях науки, логике ее построения, научных подходах исследования.


Наука представляет собой систему, состоящую из знаний, фактов, законов и методов их исследования. Методология носитвсеобщий характер, но она конкретизируется применительно кразличным сферам практической и теоретической деятельности. В психологии такой сферой является психика, исследование которойпредполагает разработку соответствующих методов.

Выделяют три уровня методологии психологии: общую, специальнуюи частную (схема 3).

В качестве общей методологии психологической науки выступаетдиалектико-материалистический подход к пониманию окружающегомира, роли и места психики в нем.

Отечественная психологическая наука исходит из того, что:

    1. Окружающий нас реальный мир материален.

    2. Материя первична, сознание вторично.

    3. Материя находится в непрерывном движении, развитии.

    4. Окружающий мир и психика прошли длительный путь эволюции.

Специальную методологию психологии составляют принципы:

принцип детерминизма, то есть причинной обусловленностипсихических явлений, это значит, что психика опосредуетсяестественными и социальными условиями и изменяетсяпод их воздействием;

принцип единства сознания и деятельности означает, что сознаниевозникает, развивается и проявляется в деятельности, которая является формой активности сознания, а самосознание обеспечивает активный характер деятельности;

принцип развития позволяет рассматривать психику какпродукт развития и в процессе развития;

принцип личностного подхода ориентирует исследователейна изучение индивидуально- и социально-психологических особенностей человека.

Частной методологией психологической науки являются болееконкретные психологические подходы, исходящие из общейметодологии, отражающие специфику отраслей психологии

    1. Основные методы психологических исследований


Рисунок 7


Любая наука развивается динамично и прогрессивно, еслиона располагает, с одной стороны, теоретическими идеями, которыевыдвигают ученые, а с другой- достаточно объективными, точными и надежными методами, позволяющими проверятьэти идеи.

На протяжении длительного периода, вплоть до начала ХХвека, психология определялась как наука о душевных явлениях и законах душевной жизни, составляющих субъективный мир человека (чувства, представления, мысли, желания). Ученые использовалисубъективный метод, который заключался в описанииявлений сознания в процессе самонаблюдения и получилназвание «интроспекция».


Интроспекция (от лат. iпtrospecto - смотрю внутрь) – это особый способ самонаблюдения, наблюдения собственного сознания, восприятия своих переживаний.


Метод интроспекции, начиная с трудов Р. Декарта иДж. Локка (XVII век) и до В. Вундта (конец XIX – началоХХ века), был основным методом получения психологическогознания, потому что существовало мнение, что сознание человекадолжно изучаться иначе, чем внешний мир. Создатели структурнойпсихологии В. Вундт и Э. Титченер основной задачей полагали изучение «непосредственного опыта» человека. Понимая ограниченность метода интроспекции, Вундт впервые использовал приемы экспериментального исследования при организации целенаправленного самонаблюдения, для чего предпринимал специальные тренировки испытуемых: у них вырабатывался навык самоотчета о том, что они непосредственно осознают в моментпредъявления раздражителя.

К

Рисунок 8

ризис в психологии сознания был вызван результатами исследованийв области невропатологии и психиатрии: Ж. Шарко и 3. Фрейд доказали, что у человека, кроме сознательных, существуют неосознаваемые психические явления.

Под влиянием идей Ч. Дарвина и И. П. Павлова французский психолог А. Пьерон (начало ХХ века) разрабатывает объективную психологию и выдвигает тезис о том, что живые существа имеют два фундаментальных свойства: способность ощущать испособность действовать. Он выразил мысль о необходимостирассматривать психику в единстве с наблюдаемой извне активностьюживых существ. Одной из основных задач психологическойнауки стала разработка объективных методов исследования.

В современной психологии методы исследования условно делят на объективные, описательные и методы психологической помощи (схема 4). В процессе реализации исследовательских программ используется сочетание различных методов.



Ученые, разрабатывая методы психологического исследования, стремятся, чтобы с их помощью можно было получить объективный и достоверный материал, свободный от искажений, субъективного толкования и необоснованных выводов.

Выводы

  1. Психология - наука, которая изучает закономерностипроявления и развития психики как специфической формы отражениядействительности. Психика человека обеспечиваетвнутреннюю регуляцию его активности, проявляющуюся в поведениии деятельности.

  2. Предметом изучения современной психологии являютсяпсихические процессы (познавательные, эмоциональные, волевые), психические состояния (страх, уныние, бодрость, уверенностьи т. д.), психические свойства личности (направленность, темперамент, способности, характер).

  3. Современные отрасли психологии разделяются на фундаментальные(общая психология, психология личности, дифференциальнаяпсихология, психофизиология, нейропсихология, социальная психология, психология развития, специальная психология, зоопсихология, сравнительная психология) и прикладные (психология труда, педагогическая психология, клиническаяпсихология, юридическая психология, экономическая психология, политическая психология, психология религии, психологияспорта).

  4. Система взглядов об идейных позициях психологическойнауки, логике ее построения и исследования составляет ее методологию.

  5. В современной психологии методы исследования условноделят на объективные (наблюдение, эксперимент, тестирование, контент-анализ), описательные (самонаблюдение, эмпатическое слушание, идентификация, диалогическая беседа, биографический метод) и методы психологической помощи (индивидуальные, групповые и семейные).


Контрольные вопросы:

  1. Сравните смысл понятия «psyche» древних философов и точки зрениясовременных научных представлений

  2. Объясните слова Г Эббингауза «У психологии огромная предысторияи короткая история»

  3. В чем состоит разница междунаучной и житейской психологией?

  4. Как вы представляете взаимодействие психологии и педагогики на современномэтапе? Что для них является общим и что специфическим?

  5. Каковы методологические принципы построения психологических исследований? Что дает психологу и педагогу-исследователю следованиеэтим принципам?

  6. Рассмотрите эксперимент как метод проверки гипотез В чем главное отличие естественного эксперимента от наблюдения? Выделите достоинстватого и другого для исследований в школе

  7. Что такое тест? Какие тесты вызнаете? Каким требованиям они должныотвечать?

  8. Как вы представляете практическое использование знаний психологии в своей деятельности?





Тест.

1. В переводе с греческого термин психология означает:

А)наука о себе

Б)наука о сознании

В)наука о душе

2. Назовите автора данной цитаты: «У психологии огромная предыстория и короткая история».

А) Э. Фромм

Б) Л. С. Выготский

В) Г. Эббинс

3. Что является предметом психологии?

А)Психические реакции, психические явления, характер личности

Б)Психические реакции, психические состояния, психические свойства личности

В) Психические процессы, психические состояния, психические свойства личности

4.Перечислите несколько отраслей из фундаментальной психологии (не менее 2х)

Общая психология, психология личности, социальная психология

5.Перечислите несколько отраслей из прикладной психологии (не менее 2х)

Педагогическая психология, клиническая, юридическая

6.выберите правильный вариант ответа. Специальную методологию психологии составляют принципы:

А)детерминизма, единства мышления и активности, развития и личностного подхода

Б) гуманности, конфиденциальности, развития и личностного подхода

В)детерминизма, единства сознания и деятельности, развития и личностного подхода

7.Как называется третий уровень методологии впсихологии

А) частный

Б) специальный

В) общий

8. Что означает термин интроспекция в переводе с латинского?

А) смотреть во вне

Б) вижу будущее

В) смотрю внутрь

9. какие два фундаментальных свойства имеют живые существа по мнению А. Пьерона?

А) способность говорить и понимать

Б) способность видеть и слышать

В) способность ощущать и способность действовать

10. Какие существуют методы исследования в психологии?

А) наблюдение, применение

Б) описание, создание, смещение

В) объективные, описательные, методы психологической помощи

















ГЛОССАРИЙ


Дифференциальная психология (или психология индивидуальных различий) исследует индивидуальные психофизиологические различия между людьми, отдельные свойства высшей нервной деятельности и их проявления в поведении.

Житейскую психологию составляют психологические знания, почерпнутые из обыденной жизни.

Зоопсихология - наука о психике животных, о проявленияхи закономерностях психического отражения, врожденных иприобретенных формах их поведения.

Интроспекция (от лат. iпtrospecto - смотрю внутрь) – это особый способ самонаблюдения, наблюдения собственного сознания, восприятия своих переживаний.

Клиническая психологияизучает психические проявленияпри различных заболеваниях, роль психики в возникновениии протекании болезней, их лечении, а также в предупреждении болезней и укреплении здоровья.

Методология (от греч.тethodos- путь исследования или познания, logos- наука, учение)- учение об идейных позициях науки, логике ее построения, научных подходах исследования.

Научная психология – это система устойчивых психологических знаний, полученных в процессе теоретического и экспериментального исследования.

Нейропсихология занимается изучением анатомо-физиологических основ высших психических функций. Специалисты исследуют нейронные процессы в головном мозгу человека, лежащие в основе восприятия, памяти, воображения, мышления, внимания, эмоций.

Общая психология изучает теоретические и методологические основы предмета психологии, принципы построения психологических знаний; она исследует общие свойства и закономерности функционирования психики взрослого человека, познавательных и эмоциональных процессов, регуляции деятельности и психических состояний личности.

Олигофренопсихология изучает патологию психического развития, связанную с врожденными дефектами мозга.

Патопсихология - болезненные изменения в психике,закономерности нарушения психической деятельностии свойств личности при психических заболевания.

Педагогическая психология– наука о закономерностях обучении воспитания человека.

Политическая психология– область психологии, изучающаяпсихологические компоненты (настроения, мнения, чувства, ценностные ориентации и т. п.) политической жизни общества, которые формируются и проявляются на уровне политическогосознания наций, классов, социальных групп, правительств, индивидов и реализуются в их конкретныхполитических действиях.

Прикладная психология исследует общие психологические проблемы, характерные для конкретных сфер профессиональной деятельности людей.

Психика– это свойство головного мозга, обеспечивающее человеку и животным способность отражать воздействия предметов и явлений реального мира.

Психические свойства личности – устойчивые психические ее особенности: направленность, мотивация, темперамент, характер, способности.

Психические состояния личности – целостные ее проявления, отражающие общий внутренний настрой, характеризующий уровень ее активности. К ним относятся, например: любознательность, собранность, рассеянность, пассивность, уверенность и т. д.

Психология личности занимается изучением социально обусловленных качеств человека, общих закономерностей развития его способностей, темперамента, характера, мотивации, самосознания.

Психология развития (или возрастная психология) изучает общие закономерности развития различных психических процессов и качеств личности.

Психология религии исследует психологические проблемы религиозного сознания, представления и чувства верующих людей.

Психология спорта рассматривает психологические особенностиличности и деятельности спортсменов, условия исредства эффективного тренировочного процесса, а такжепсихологические проблемы, связанные с соревнованиями.

Психология труда исследует психологические особенности трудовой деятельности человека, психологические основы научной организации труда.

Психология – наука о закономерностях возникновения, развития и функционирования психики и сознания человека.

Психофизиология изучает взаимосвязь психики с физиологическими процессами организма и деятельностью центральной нервной системы. Особый научный интерес представляет исследование физиологических механизмов деятельности мозга, обусловливающих возникновение психических процессов, состояний, свойств человека.

Социальная психология изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп.

Специальная психология (или психология аномального развития) занимается изучением психологических проблем, связанных с отклонениями от нормального развития.

Сравнительнаяпсихология занимается изучением общего иразличного в психической деятельности человека и животных,проблемы соотношения социального и биологическогов поведении человека.

Сурдопсихология – психологию развития ребенка при серьезных дефектах слуха.

Тифлопсихологияизучаетпсихологию развития слабовидящих и незрячих детей.

Фундаментальнаяпсихология изучает психические явления, характерные для человека (или животных) в целом, общие психологические закономерности, имеющие место во всех сферах психической жизни.

Экономическая психология изучает вопросы, связанные с экономическими отношениями между людьми.

Юридическая психология занимается приложением психологическихзнаний к сфере регулируемых правом отношений. Подразделяется на правовую, превентивную и оперативно-розыскную, а также судебную, криминальную и пенитенциарную(или исправительную) психологию.
































ЛИТЕРАТУРА

  1. ЕфимоваН С. Е91 Основы общей психологии: учебник1 Н. С. Ефимова. -М.: ИД«ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2013.-288 с.: ил.- (Профессиональноеобразование).