СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Общая структура итогового сочинения

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

данный материал предназначен для подготовки к написанию итоговоого сочинения по литературе. Здесь собраны основные сведения о сочинении

Просмотр содержимого документа
«Общая структура итогового сочинения»

Общая структура итогового сочинения

I. Вступление (60-70 слов). Отразите идею будущего сочинения и основные тезисы.

II. Основная часть (включающая несколько подпунктов) — 200- 250 слов.

Тeзис 1 (20-30 слов)

  • Дoкaзaтeльствa, пpимepы (oдин или нeскoлькo)

  • Микpoвывoд (oбoбщeниe нaписaннoгo)

  • Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли

Тeзис 2

  • Дoкaзaтeльствa, пpимepы

  • Микpoвывoд

  • Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли

III. Заключение (60-70 слов)

А теперь рассмотрим подробный план и структуру итогового сочинения

I. Вступление раскрывает основную мысль, вводит в круг рассматриваемых проблем.

Вступление состоит из 3 элементов:

  1. объяснение ключевых слов темы или цитаты;

  2. общие рассуждения о значимости предложенных для объяснения понятий в жизни
    человека;

  3. ответ-тезис на главный вопрос темы.

Все эти элементы последовательно располагаются друг за другом.

Темы, предложенные для итогового сочинения, можно разделить на 3 типа:

  1. тема-вопрос — задаём главный вопрос темы, на который будем отвечать в основной части. Будьте осторожны в формулировке вопроса: не уходите от темы. В этом случае можно использовать клише: «можно ли утверждать, что... », «почему можно говорить, что это высказывание справедливо», «действительно ли... » и т. д.,

  2. тема-утверждение (в т.ч. цитата) — требуется обосновать уже имеющееся утверждение,

  3. тема — назывное предложение (ключевые слова). Нужно сформулировать свое суждение о каждом из них, дать ответы на поставленные вопросы.

II. Основная часть раскрывает идею сочинения и связанные с ней вопросы, представляет систему доказательств выдвинутых положений.

Основная часть = Тезис + Аргумент(ы)

Тезис — это основная мысль сочинения, которую нужно аргументировано доказывать. Формулировка тезиса зависит от темы сочинения.

Помни!

  • По oбъeму oснoвнaя чaсть дoлжнa быть бoльшe, чeм вступлeниe и зaключeниe, вмeстe взятыe.

  • Тeзис, пoдкpeплeнный apгумeнтoм, мoжeт быть всeгo oдин.

  • Оптимaльнoe кoличeствo литературных аргументов – 2.

  • Кaждoму тeзису – свoй apгумeнт!

  • Связка - это переход от одной мысли к другой. Нужно плавно переходить от тезиса к аргументации.

Аргумент нужно:

  • привести из литературных источников.

  • выделить в отдельный абзац.

  • в конце каждого аргумента написать микровывод.

  • к одному тезису привести один литературный аргумент, но лучше, чтобы аргументов было два.

  • если тезисов несколько, то к каждому из них приводится свой аргумент!

Аргумент состоит из 3 элементов:

  1. Обращение к литературному произведению - называем автора и произведение, его жанр (если знаем; если не знаем, то так и пишем — произведение», чтобы избежать фактических ошибок).

  2. Его интерпретацию - здесь мы обращаемся к сюжету произведения или конкретному эпизоду, характеризуем героя(-ев). Желательно несколько раз упомянуть автора, используя речевые клише типа «автор повествует», «автор описывает», «писатель рассуждает», «поэт показывает», «автор считает» и т. п. Почему нельзя просто написать: «герой пошёл туда-то, сделал то-то» ? А потому что это будет уже не анализ, а простой пересказ.

  3. Микровывод (он завершает только одну из микротем, а не всё сочинение в целом; нужен для логичности и связности текста): в этой части мы, как правило, формулируем основную мысль всего упомянутого произведения или авторскую позицию по конкретной проблеме. Используем клише типа «писатель приходит к выводу... » и т. п.

III. Заключение подводит итоги, содержит конечные выводы и оценки.

4 способа закончить сочинение:

  1. Вывод. Принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного, но нельзя повторять те микровыводы, которые уже делались в сочинении после аргументов.

  2. Заключение-призыв. Не используй пафосные лозунги «Берегите нашу Землю!» . Лучше не использовать глаголы 2 -го лица: «берегите», «уважайте», «помните» . Ограничьтесь формами «нужно», «важно», «давайте» и т. д. .

  3. Заключение — выражение надежды, позволяет избежать дублирования мысли, этических и логических ошибок. Выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное.

  4. Цитата, подходящая по смыслу и высказана уместно. Рекомендуем заранее подготовить цитаты по всем тематическим направлениям, чтобы соответствовало главной мысли сочинения.

Помни: смысл цитаты обязательно должен соответствовать главной мысли сочинения.























































Месть и великодушие как нравственный выбор человека Направление: «Месть и великодушие». (Кряквина Валерия Викторовна)

Месть. Каждый из нас знает, что это неправильно, однако все хоть раз мстили другим или же думали о ней. Так почему же человеку иногда приходится делать нравственный выбор между местью и великодушием? Когда одному человеку делает больно другой, он чаще всего задумывается о возможной расплате. Встает вопрос: простить или отомстить? Этот выбор очень сложен для каждого, однако только сильные и великодушные люди способны на всепрощение и смирение с уже существующей реальностью. Таков романе-эпопее Льва Николаевича Толстого «Война и мир» Андрей Болконский узнал о том, что Наташа Ростова увлеклась Анатолем Курагиным во время его отъезда. Во время разговора с Пьером Безуховым князь сказал своему другу, что его любовь и ненависть к ней не сравнятся ни с чем. Однако перед смертью Андрей прощает свою возлюбленную. Он, как и читатели, понимает, что его чувства глубокие и искренние, он готов простить все Наташе Ростовой. Порождение одной мести другой представлена в повести Александра Сергеевича Пушкина «Дубровский». Между Андреем Гавриловичем Дубровским и Кирилой Петровичем Троекуровым возникает конфликт, который приводит к тому, что у последнего возникает желание отомстить другу за нанесенный в свое время удар по его самолюбию. Он отнимает у помещика имение, из-за чего у того случается приступ, от которого он умирает. Сын Андрея Гавриловича не может простить Кириле Петровичу смерть отца. Став разбойником, он со своими людьми грабит владения богатых помещиков. Лишь любовь к дочери Троекурова заставляет его отказаться от мести и проявить великодушие. Таким образом, я считаю, что люди должны уметь прощать друг друга, проявлять доброту. Отказаться от мести часто бывает сложно, но нужно

1. Объем достаточный2. Есть обращение к литературным источникам3. 1. Тема практически раскрыта2. Литературный аргумент приведен3. Критерий 3 "Логика" -зачтено4. Критерий 4 "Речь" -зачтено5. Критерий 5 "Грамотность" –зачтено Вывод: сочинение зачтено


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!