СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 09.04.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья « Общечеловеческие ценности и их место в воспитательном процессе»»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья « Общечеловеческие ценности и их место в воспитательном процессе»»»

ОБОУ «Школа-интернат №2» г. Курска















ТЕМА: « Общечеловеческие ценности и их место

в воспитательном процессе»»










Разработал учитель

русского языка и литературы:

Дермелева С. А.













КУРСК 2017 г.

Наше сложное и тревожное время принесло во все области социально-экономической и духовной жизни общества множество проблем. По данным социологов, поколение российской молодежи в последние десятилетия по основным показателям социального и физического развития заметно уступает предыдущим. У выпускников школ больше проблем со здоровьем, многие из них отстают в умственном развитии, равнодушно относятся к общественной деятельности, в большей мере им присуще отчуждение. Эти и многие другие негативные явления есть следствие влияния на детей и подростков новых социальных структур и процессов: большой и малый бизнес, коммерциализация, новые экономические отношения, расширение информационных потоков и пр. У детей появляются жесткость, эгоизм, индивидуализм. Резко возросла детская и подростковая преступность, получила распространение наркомания.

В процессе ценностной ориентации молодежи велика роль учебно-воспитательных организаций, таких как школа. Сегодня практические задачи педагога определяются не только передачей знаний, умений и навыков, но и выявлением и развитием всех сущностных сил ребенка, во внушении воспитанникам сознания собственной неповторимости, в побуждении их к самовоспитанию.

В настоящее время получила развитие теория личностно-ориентированного образования. Она направлена на воспитание человека, способного жить среди людей по законам добра, справедливости, любви и т. п. – то есть всего того, что вписывается в понятие общечеловеческих ценностей. Поскольку речь идет о человеке, становлении его личности, закономерно встает вопрос о приоритетных соотношениях обучения, развития и воспитания. Ведь самым мощным средством развития, а, следовательно, и воспитания является учебная деятельность.

В учебной деятельности детей и молодежи необходимо отметить роль культуры, как фактора преемственности накопленного человечеством опыта, социальных и нравственных ценностей, которая оперирует понятиями «справедливость», «красота», «добро» и т. д.

В современном образовании происходит ориентация на индивида, на развитие личности, что превращает культуру в важнейший фактор духовного обновления как общества в целом, так и отдельной личности.

Особая функция образования состоит в том, что своим содержанием оно закладывает базовые, фундаментальные основы свободной творческой личности, человека культуры, нравственной, духовной, экологической, эстетической, экономической и других ее сторон, для которого необходимо осмысление образования в контексте жизни человека, приобщающегося к культуре, обретающего возможность для реализации своих сущностных сил.

Как уже говорилось выше, мы живем в эпоху полную противоречий, эпоху проявления крайнего экстремизма и даже терроризма. А ведь изначально причиной всех конфликтов является неумение сопереживать, понимать и чувствовать внутренний мир другого человека, нежелание принять другую культуру, уступить, простить. Всё это зарождается ещё в детстве. И задача школы состоит в том, чтобы помочь сформировать у ребёнка эти качества, тогда в будущем он будет терпимее относиться к людям и событиям.

На детей давят не только изменения в школе и дома. Их также тре­вожит будущая профессиональная жизнь. Ведь никто не может быть уве­рен в том, что, даже успешно окончив школу, он сможет работать в той об­ласти, которая его привлекает. Но те, кто получат такую возможность, должны быть не только квалифицированными специалистами в своей об­ласти, но и обладать рядом совершенно новых социальных навыков: они должны уметь общаться с самыми разными категориями людей, быть спо­собными работать в команде. Важнейшим условием становления граждан­ского общества является умение его членов вести переговоры, достигать согласия в условиях совместной жизни и деятельности, разрешать неиз­бежные конфликты. Детей необходимо научить жить в современных усло­виях с наименьшими моральными и материальными потерями, научить их жить без агрессии.

И здесь важным является изучение детьми иностранных языков, которые представляют для этого огромные возможности. Ведь подобные уроки яв­ляются уроками общения. В конечном итоге, умение общаться лежит в основе всего: организации про­изводства и общественных отношений, сферы управления и сферы обслу­живания, в основе семейных отношений и отношений между народами.

На уроках иностранного языка учащиеся твердо усваивают, что нет языков высших и низших, как нет и высших и низших рас.

Знакомство детей с иностранными культурами является ввозным средством воспитания. Нужно познакомить детей как можно шире с тем вкладом, который внесли иностранные народы в общую сокровищницу мировой культуры, научить их уважать, ценить и любить культуры этих народов.

Так же при формировании у детей и молодежи общечеловеческих ценностей следует учитывать и роль изучения истории в этом процессе. Ведь на уроках истории и обществознания наряду с образовательными и развивающимися задачами ставится задача формирования ценностных ориентаций учащихся, самоуважения и уважения другого.

Фактически любая тема по истории и обществознанию дает возможность обратиться к проблеме общечеловеческих ценностей. Например, на уроке о моральном выборе человека, о добре и зле учитель может предложить ученикам определить черты доброго человека, такие как справедливость, милосердие, здравый смысл, умеренность, правдивость, щедрость, прилежание, доблесть, терпимость, уважение к чужим чувствам и мнениям.

Наряду с учителем истории перед учителем русского языка и литературы встает проблема духовно-нравственного и патриотического воспитания, формирования общечеловеческих ценностей. Ведь учителя имеют очень сильное оружие – это слово, художественная речь, книга. Сталкиваясь ежедневно с книгой, учитель имеет богатейшей материал для воспитания юных сердец.

На уроках русского языка полезно использовать ряд текстов, несущих информацию и влияющих на понимание ценностей в жизни. Для того чтобы помочь ученикам осмыслить, осознать сущность любого нравственного понятия, необходимо рассмотреть его во всех оттенках, во взаимосвязи с другими близкими и противоположными ему. При прохождении тем «Синонимы», «Антонимы» подходит прием, позволяющий раскрыть сущность нравственного понятия на основе сопоставления, сравнения его с другими, близкими и противоположными ему. Безусловно, учитель должен проделать эту работу сам, выстроив для себя своеобразный ряд синонимов. Например: сострадание, уважение, забота, послушание, чуткость, сопереживание, любовь, нежность, сердечность, сочувствие, миролюбие или совесть, благородство, стыд, обязательность, память, жертвенность, чувство вины, порядочность, угрызение совести и. т. д.

Однако вряд ли можно найти человека, которому присущи только положительные качества, поэтому при объяснении учащимся ценностей личности, которые являются наиболее значимыми, делают человека человеком, следует раскрывать и негативные стороны, объяснять, как их изживать.

В тех случаях, когда рассматриваются понятия, характеризующие личностные качества человека, глубокое проникновение в их сущность, требует сравнительного анализа позитивных и негативных свойств, т. е. идет поиск противоположных понятий и по смыслу. Повесть А. С.Пушкина «Капитанская дочка» – хороший пример для рассмотрения таких нравственных понятий, как «достоинство», т. е. гордость, самоуважение, самолюбие, честь. Сравнительный анализ данных понятий (эгоизм, гордыня, высокомерие, самовлюбленность, тщеславие) помог ученикам осознать, что позитивные человеческие качества и свойства способны перейти в свою противоположность, если отсутствует чувство меры, гармония их с другими нравственными качествами.

Для того, чтобы глубоко проникнуть в смысл общечеловеческих ценностей, можно предложить учащимся тексты, содержание которых позволит им совершить для себя открытие и по-новому осмыслить сущность человеческих отношений и поступков.

Текстов на нравоучительные темы много, например, «Удивительная книга» (по Е. Корниловой), «Молния» (по Е. Воробьеву), «Село Великое» (по С. Воронину), «Рябинка» (по Н. Соколовой), «Незабываемый урок» (по К. Чуковскому) и. т.д.

Есть другой прием – это определение понятий.

Учитель предлагает детям дать определение понятию. Данная работа помогает выяснить, какие ассоциации возникают у учащихся в связи с данным понятием, как они представляют соответствующее нравственное явление. Поверьте, поиск определений, а также любых других слов, связанных с данным понятием, создает возможность для более глубокого и тонкого понимания его сущности.

Учитель может написать на доске большими буквами Любовь и попросить детей дать по одному определению любви. Например, светлая, нежная, волшебная, жертвенная и. т.д. Затем предложить каждому назвать одно слово, которое для него связано с любовью. Например, мама, свет, природа и т. д. Все ответы учитель записывает на доске. Затем всем классом из написанных на доске определений пишет общее определение любви. Таким образом можно давать определение любому понятию.

А вот другой вариант. Можно предложить ученикам написать слово любовь и дополнить его глаголами (можно и причастиями, прилагательными в полной и краткой формах), ответить на вопрос: «Что делает любовь?». Например, любовь заботится, жертвует, приносит счастье, облагораживает и. т.д. После того, как каждый учащийся составит свой список, попросите зачитать его. Все глаголы записываются на доске, обсуждаются и анализируются.

Значение приемов нравственной активизации личности, в основе которых лежит запись своих мыслей в письменной форме, нельзя недооцениватьНаписание письма самому себе, какому-либо персонажу, герою или автору любимого произведения, значимому для человека создает ситуацию самораскрытия, внутреннего очищения, которая ведет к изменению нравственного сознания человека.

Сегодня проблема духовно-нравственного и патриотического воспитания становится ведущей. Если даже наше общество сумеет достигнуть рыночной экономики, стать богатым, но никакое богатство не сможет заменить доброту, порядочность, честность. Наоборот, все пороки людей могут обостриться. Нравственное воспитание подрастающего поколения – главная и первостепенная задача учителя литературы. И решить её помогают произведения литературы. В числе писателей, поставивших в центр своего творчества нравственные проблемы личности можно назвать Ч. Айтматова, Б. Васильева, В. Астафьева, В. Распутина, Ю. Бондарева и многих других.

Уже в пятом классе при знакомстве с произведениями устного народного творчества идет обстоятельный разговор о трудолюбии, честности, правдивости, мужестве, стойкости при защите Родины, патриотизме, осуждаются малодушие, трусость, себялюбие, лень, праздность.

Уроки литературы тем выигрышны, что они побуждают вести взволнованный разговор о непростых проблемах нашей жизни, о сложной судьбе героев произведений, о бездуховности, об утрате нравственных идеалов, о добре и зле, даже о роли семьи в воспитании человека.

Ярким примером раскрытия проблемы чести, достоинства, нравственного выбора служит повесть А. С.Пушкина «Капитанская дочка». Мысль автора о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг увлекает ребят при изучении рассказа Л. Толстого «После бала», понять смысл человеческой жизни помогает противопоставление Ужа и Сокола из «Песни о Соколе» М. Горького, завораживает ребят верность в любви в трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта», призывает быть милосердным, иметь чувство сострадания повесть В. Железникова «Чучело», жить праведно и честно наставляет книга Ч. Айтматова «Плаха».

Огромное значение имеют русский язык и литература и в патриотическом воспитании, ведь патриотизм – одна из составляющих нравственного воспитания. У литературы немало образцов патриотизма. Богатыми возможностями воспитательного воздействия на учеников обладают произведения о Великой Отечественной войне. Именно в военной прозе сходятся волнующие современного читателя проблемы долга и личной ответственности за судьбу отечества, мира, проблемы нравственного выбора и патриотической памяти.

Рассказ А. Платонова «Маленький солдат» (5 класс), повести В. Быкова «Обелиск», В. Распутина «Живи и помни», Г. Бакланова «Навеки –девятнадцатилетние», Б. Васильева «А зори здесь тихие», В Кондратьева «Сашка», поэма Твардовского «По праву памяти», романы М. Булгакова «Белая гвардия», Л. Толстого «Война и мир», А. Толстого «Петр1» – произведения, поднимающие тему войны, Отечества, придают урокам литературы особую атмосферу, потому что на них происходит приобщение к мужеству, подвигу народа, проводятся размышления о войне и времени, памяти, бесценности человеческой жизни. Ребята по-новому осмысливают, что значит мужество. Это не просто не бояться на войне, это значит находить в себе силы подниматься под пулями, идти в атаку, отстаивая свою землю.

Поэзия периода Великой Отечественной войны воспринимается ребятами по-особому, ведь она соединяет высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя. Всеобщее чувство: желание оберечь родную землю, свое гнездо – чувство обыкновенного человека становится понятнее, ближе и роднее. Война воспринимается не как подвиг, не как геройство, а как проверка на человечность, просто как жизнь, пусть неимоверно тяжелая.

Книги о войне несут огромный воспитательно-патриотический заряд. Они о беззаветной стойкости нашего народа. В лучших произведениях о войне мы находим ключ к решению проблем сегодняшнего дня, прежде всего проблем нравственных. Эти книги заставляют гордиться своей страной, своим народом, помогают понять самого себя, осознать значение каждого человека, заставляют искать свое место в жизни, по–доброму относиться к окружающим людям.

Но при рассмотрении вопроса формирования общечеловеческих ценностей нельзя ограничиваться влиянием на ребенка образования, воспитания в школе и культурой. Ведь традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.

Родители составляют первую общественную среду ребёнка. Родители являются образцами, на которые ребёнок ориентируется ежедневно. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки не относятся к ребёнку лучше, не любят его так и не заботятся о нём столько. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Опираясь на труды педагогов В. А. Сухомлинского, С. И. Варюхиной, М. Климовой-Фюгнеровой и других исследователей, можно выделить следующие методы и условия формирования общечеловеческих ценностей у подрастающего поколения:

1) Атмосфера любви.

Лишённый этого чувства человек не способен уважать своих близких, сограждан, Родину, делать людям добро. Атмосфера любви и сердечной привязанности, чуткости, заботливости членов семьи друг о друге оказывает сильнейшее влияние на детскую психику, даёт широкий простор для проявления чувств ребёнка, формирования и реализации его нравственных потребностей. Однако слепая неразумная материнская любовь «забивая ребёнка хуже, чем розги», делает человека безнравственным потребителем.

2) Атмосфера искренности.

Родители не должны лгать детям ни в каких важных, значительных обстоятельствах жизни. Всякую ложь, всякий обман, всякую симуляцию ребёнок подмечает с чрезвычайной остротой и быстротой; и, подметив, впадает в смущение, соблазн и подозрительность. Если ребёнку нельзя сообщить чего-нибудь, то всегда лучше честно и прямо отказать в ответе или провести определённую границу в осведомлении, чем выдумывать вздор и потом запутываться в нём или чем лгать и обманывать и потом быть изобличённым детской проницательностью. И не следует говорить так: «Это тебе рано знать», или «Это ты всё равно не поймёшь»; такие ответы только раздражают в душе ребёнка любопытство и самолюбие. Лучше отвечать так: «Я не имею право сказать тебе это; каждый человек обязан хранить известные секреты, а допытываться о чужих секретах неделикатно и нескромно». Этим не нарушается прямота и искренность, и даётся конкретный урок долга, дисциплины и деликатности.

3) Разъяснение. Воздействие словом.

В. А. Сухомлинский отмечал, что слово должно применяться именно к конкретному человеку, слово должно быть содержательным, иметь глубинный смысл и эмоциональную окраску. Чтобы слово воспитывало, оно должно оставлять след в мыслях и душе воспитанника, а для этого надо учить вникать в смысл слов. Только тогда мы можем рассчитывать на эмоциональное воздействие. Воспитатель должен своевременно перейти от конкретных фактов, событий, явлений к раскрытию обобщенных истин, принципов поведения. Подростки любят рассуждать, но родители часто пресекают эти рассуждения, подчёркивая их незрелость, объясняя её тем, что они ещё малы, а потому им рано высказывать свои мнения. Но именно в ходе этих рассуждений подростки постигают нравственные понятия и морально-этические ценности.

Как правильно говорить с ребёнком?

Во-первых, не надо говорить ребёнку или подростку то, что он очень хорошо знает без нас. Это бессмысленно.

Во-вторых, надо задумываться над тоном, манерой нашего разговора, чтобы избежать «отчитываний» и «скучных проповедей». Ни то, ни другое не западает в душу ребёнка.

В-третьих, надо продумывать, как связать нашу беседу с жизнью, какого практического результата мы хотим добиться.

И содержание, и тон, и место, и время разговора – всё важно. Словом мы убеждаем, но убеждение не может существовать без его реализации. В том и заключается мастерство воспитателя (родителя), чтобы разговор с ребёнком вызвал у последнего отзвук собственных мыслей, переживаний, побуждая к активной деятельности.

Детей разного возраста нужно убеждать по-разному. Младшие школьники требуют убедительных примеров из жизни, из книг. Подростка убеждает глубокая вера в слово взрослых. С ребятами старшего школьного возраста В. А. Сухомлинский советует размышлять вслух, делиться с ними сомнениями, обращаться за советом. Такая непринуждённость утверждает доверие, чистосердечность, искренность, сближает взрослого и ребёнка, открывает путь в его духовный мир.

4) Большой ошибкой в семейном воспитании являются упреки.

Одни упрекают ребенка в том, что он уже большой, но плохо учится, другие ставят в упрек и возраст, и физическую силу. Правильно поступают те родители, которые вызывают у детей чувство гордости их взрослостью, подбадривают, вселяют уверенность в возможность успеха. В чём же вред упреков? Основное зло в том, что такие упреки вызывают неверие в себя, а неверие расслабляет волю и парализует душу, мешая принимать самостоятельные решения в преодолении трудностей.

5) Крайней мерой воздействия В. А. Сухомлинский считает наказание.

Наказание имеет воспитательную силу в том случае, когда оно убеждает, заставляет задуматься над собственным поведением, над отношением к людям. Но наказание не должно оскорблять достоинство человека, выражать неверие в него.

6) Порицание.

Воспитательная сила порицания зависит от моральных качеств, тактичности родителя. Надо суметь, не оскорбляя ребёнка, дать справедливую, хотя, может быть, и резкую оценку его действиям. Искусство порицания состоит в мудром сочетании строгости и доброты. Очень важно, чтобы ребёнок в порицании взрослого почувствовал не только строгость, но и заботу о себе.

7) Очень важным методом в воспитании В. А. Сухомлинский считает запрещение.

Оно предупреждает многие недостатки в поведении, учит детей разумно относиться к своим желаниям. Желаний у детей и подростков очень много, но их все невозможно и не нужно удовлетворять. Если старшие стремятся удовлетворять любое желание ребёнка, вырастает капризное существо, раб прихотей и тиран ближних. Воспитание желаний – тончайшая филигранная работа «садовода»-воспитателя, мудрого и решительного, чуткого и безжалостного. С детства надо учить человека управлять своими желаниями, правильно относиться к понятиям можно, надо, нельзя. Таким образом потворство родителей действует очень вредно. Сухомлинский считает, что искусство повеления и запрета даётся нелегко. Но в здоровых и счастливых семьях оно цветёт всегда.

1.  Необходимо воспитывать чувства.

Это значит и словом и делом вызывать переживания, пробуждать чувства, умышленно создавая соответствующую ситуацию или используя естественную обстановку.

Суть эмоциональной ситуации как средства воспитания состоит в том, что в связи с каким-либо событием, поступком человек ощущает тончайшие переживания другого и отвечает на них своими собственными. Чувства не навязываются, а пробуждаются, и пробудить их можно не искусственно, а искренними переживаниями.

9) Регулярный труд в присутствии ребёнка.

Постоянно наблюдая за работой взрослых, ребёнок начинает, имитировать это в игре, а затем и сам включается в процесс труда как помощник, и, наконец, как самостоятельный исполнитель.

10) Необходимо исключение так называемых прибавочных раздражителей из жизни ребёнка: роскоши, нищеты, чрезмерных лакомств, беспорядочной еды, табака, алкоголя.

11) Оградить ребёнка от контакта с безнравственными людьми.

Важнейшим методом овладения знаниями и опытом у ребёнка является имитация. Инстинкт имитации заставляет ребёнка пытаться воспроизвести все действия и поступки окружающих его людей. Воспроизвёл – значит освоил. Только к 7-и годам ребёнок вырабатывает свои собственные нравственные основания и может оценивать поведение и поступки окружающих людей. Поэтому взрослые, которые любят ребёнка и желают ему добра, должны строго контролировать каждый свой шаг, чтобы не послужить ему примером безнравственного поведения.




ЛИТЕРАТУРА

1.  Артюхова И. С. Ценности и воспитание // Педагогика, 1999. – № 4.

2.  Бондаревская Е. В., Бермус Г. А. Теория и практика личностно-ориентированного образования // Педагогика, 1996.

3.  Выжлецов Г. П. Аксиология культуры. – СПб., 1996.

4.  Гаврилюк В. В., Трикоз Н. А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации// Социологические исследовании, 2002. – № 1.

5.  Ильин И. А. Душа ребёнка// Очаг. – 1993. - №9.

6.  Караковский В. Общечеловеческие ценности – основа целостного учебно-воспитательного процесса // Воспитание школьников, 1993. – № 4.

7.  Котова И. Б., Шиянов Е. Н. Философские основания современной педагогики. – Ростов-на-Дону, 1994.

8.  Кульневич С. В. Личностно ориентированное воспитание: Концепция. Содержание. Реализация. – Ростов-на-Дону, 1995.

9.  Любицына М. И. В. А. Сухомлинский о воспитании детей. – Л., 1974.

10.  Пойзнер Б. О. О стимулах становления человека и смены его ценностей. // Высшее образование в России, 1996. – №3.

11.  Равкин З. И. Развитие образования в России: новые ценностные ориентиры (концепция исследования) // Педагогика, 1995. – № 5.

12.  Разин А. В. Ценностная ориентация и благо человека. // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия, 1996. – № 1.

13.  Ребенок в мире культуры. – Ставрополь, 1998.

14.  Сафонова В. В. Иностранный язык в двуязычном образовании российских школьников (в школах с углубленным изучением иностранных языков) // Иностранные языки в школе, 1997. – № 1.

15.  Сергеичева Г. Г. Теория и методика гуманистического воспитания детей 3-7 годов жизни в процессе литературно-ролевой игры: Автореф. доктора пед. наук. – Брянск, 1999.

16.  Столович Л. Н. Красота. Добро. Истина. Очерк истории эстетической аксиологии. – М., 1994.

17.  Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. М., 1973.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!