СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«"Общечеловеческий смысл комедии Мольера "Мещанин во дворянстве"»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

«"Общечеловеческий смысл комедии Мольера "Мещанин во дворянстве"»Конспект урока

Просмотр содержимого документа
««"Общечеловеческий смысл комедии Мольера "Мещанин во дворянстве"»»

Конспект урока «"Общечеловеческий смысл комедии Мольера "Мещанин во дворянстве"»

Цели урока:

  1. Дать понятие о смысле комедии Мольера “Мещанин во дворянстве”.

  2. Показать общечеловеческое в комедии Мольера.

Оборудование:

  1. Портрет Мольера.

  2. Поясные портреты персонажей.

  3. На доске таблица, которую ученики должны заполнить по ходу урока, раскрывая характеры персонажей.

  4. Видеоматериалы.

Эпиграф к уроку:

“…Как гений он знает всё…Он описывает жизнь, происшествие, частное лицо, а получается общечеловеческий порок и страсть…”

К.С. Станиславский о Мольере.

Ход урока

I. Организационный момент:

Сообщение цели урока с обращением к эпиграфу.

II. Проверка домашнего задания.

1. Но прежде, чем мы перенесёмся с вами во времена Мольера, давайте вспомним:

– К какому веку относится расцвет классицизма во Франции?

– С какими общественными явлениями он связан?

– Что вы знаете о правиле трёх единств?

2. Словарная работа ( классицизм, драматическое искусство, комедия, мещанин, дворянин).

III. Работа по теме урока.

1. Вступительное слово учителя:

А теперь мы можем с вами отправляться в XVII век. Замок Шамбор, двор Людовика XIV, короля – “солнце”, 19 ноября 1670 г. Только что закончилось представление новой комедии Мольера “Мещанин во дворянстве”.

Сцена из пьесы М.А. Булгакова о Мольере.

Теперь мы видим, какие пересуды вызвала эта комедия Мольера. Что же так раздражало придворных и радовало в ней самого короля? Вспомним историю её создания.

В 1669 г. в Париже находилось турецкое посольство. Турецкий посол, несмотря на пышный приём Людовика XIV, не выразил никакого восхищения по поводу увиденного великолепия. Король был обижен и заказал Мольеру пьесу, в которой можно было бы посмеяться над турецкими церемониями.

Так родилась сцена посвящения в сан “Мамамуши”, из которой и выросла в дальнейшем вся сюжетная линия пьесы.

Но вернёмся к эпиграфу нашего урока. Мольер не был бы Мольером, если бы в пьесе речь шла только о сатире на турецкое посольство.

Мольер чутким взором художника сумел подметить одну из самых ярких черт своего времени. Мы уже с вами говорили, что 17 век не только век рассвета классицизма, но и век начала новых отношений среди людей. Видную роль в жизни общества стала играть буржуазия. Дворянство в те времена уже переживает экономический и моральный упадок, но ещё сохраняет привилегированное положение.

Наблюдая взаимоотношения этих двух классов, Мольер хотел показать власть дворянства над умами буржуа, в основе чего лежало превосходство дворянской культуры и низкий уровень развития буржуазии; в то же время он хотел освободить буржуа от этой власти, отрезвить их. Изображая людей третьего сословия, буржуа, Мольер делит их на три группы: те, кому были свойственны патриархальность, косность, консерватизм; люди нового склада, обладающие чувством собственного достоинства, и, наконец, те, кто подражает дворянству, оказывающему губительное воздействие на их психику . К числу этих последних относится и главный герой "Мещанина во дворянстве " господин Журден.

Этот человек целиком захвачен одной мечтой – стать дворянином. Возможность приблизиться к знатным людям – счастье для него, всё его честолюбие – в достижении сходства с ними, вся его жизнь – это стремление им подражать. Его цель – внешние формы дворянского поведения. Эту слабость Журдена используют многочисленные учителя. Давайте посмотрим только на небольшой урок по философии./Действие 2, явление 6 /.

2. Беседа по комедии с инсценированием отдельных сцен.

Вопросы учителя:

– Действительно ли у Журдена есть желание познавать науки?

– Чему учат его учителя и почему эти уроки вызывают смех?

/ Заполнение таблицы. /

Мы видим с вами, что обучение Журдена нельзя назвать даже поверхностным, он сразу пытается пройти все науки и выучиться всем манерам. Но невежество сочетается у Журдена с другими чертами характера. Что это за черты? / Для ответа на этот вопрос смотрим действие 3,явл. 2/

– А как вы думаете, кто из представленных героев является противоположностью Журдена?

– Какие черты характера вы можете отметить в этом персонаже?

Обратите внимание на удивительное мастерство Мольера – в маленькой сцене перед нами в образах мужа и жены предстали сразу два типа буржуа, о которых я говорила ранее.

А теперь перелистываем дальше страницы комедии и знакомимся с представителем 3-го типа буржуа – новое поколение.

/Действие 3, явление 12 /

– Какие черты характера свойственны Клеонту?

– Какие черты характера вы могли бы добавить к характеристике Журдена?

Но гораздо более злым и беспощадным оказалось в комедии изображение дворянства. Посмотрим, какими предстают они перед нами./ Действие 3, явление 18 /

– Чем покорили аристократы Журдена, и какими на самом деле предстают перед нами граф Дорант и маркиза Доримена?

Дворяне не только издеваются над Журденом: используя его тщеславие и доверчивость, граф Дорант попросту грабит его, беззастенчиво обманывая, когда делает вид, что помогает Журдену в любовных делах. Нечистоплотным представлен граф и в его отношениях с маркизой Дорименой: он тратит для её удовольствий деньги Журдена, делая вид, что он богат. Автор комедии намекает на важную примету времени: материальное положение многих представителей дворянства оставляет желать лучшего. В свою очередь, для маркизы сила чувства определяется затраченными на неё суммами, а состояние поклонника является решающим аргументом в его пользу. При этом расчётливость прикрывается тонкой хитростью: "Я хочу положить конец вашей расточительности: чтобы вы больше на меня не тратились, я решила выйти за вас замуж, не откладывая".

Таким образом, мы видим, что Журден – это ещё и доверчивый человек, который стал жертвой собственных предрассудков. Но именно эта доверчивость к титулу "дворянин" помогает слуге Ковьелю устроить женитьбу Клеонта./Действие 4, явление 5/

– Как вы думаете, кого из героев комедии Мольер изображает с безусловной симпатией?

– Какие черты характера присущи Николь и Ковьелю?

IV. Итоги урока. Выводы.

Именно эти черты характера слуг помогли найти выход из трудного положения Клеонта и Люсиль. Балетный маскарад блистательно завершил комедию. В этом финала также проявился гений Мольера. Мы с вами говорили на прошлом уроке, что Людовик XIV любил комедию и любил балет, Мольер сумел органично соединить эти жанры искусства.

При всём при этом Мольер не отошёл в своём произведении и от правил классицизма.

– Какие черты классицизма нашли отражение в этой комедии?

– А не являются ли сюжетные линии Доримена – Дорант и Клеонт – Люсиль побочными линиями? Не нарушают ли они единства действия?

/ Роль единства действия выполняет единство " игры ". В этой комедии мы видим постоянную игру персонажей. Журден играет дворянина, Ковьель – посланца сына турецкого султана и т.д. Постепенно все включаются в эту игру, даже госпожа Журден. Вот эта игра, переодевание и исполняют роль единства действия. /

А теперь вернёмся к главному вопросу нашего урока: в чём общечеловеческий смысл комедии Мольера " Мещанин во дворянстве "? Посмотрите на составленную нами таблицу.

– Является ли Журден только отрицательным персонажем?

– Только ли людям ХVII века были присущи подобные черты характера?

Хочу особое внимание обратить на слова Клеонта о присвоении всем подряд дворянских званий, о том, что Журден, ослеплённый желанием быть дворянином, отказывается от собственных родителей. Видимо, отказ от своего прошлого, нежелание реально смотреть на историю, является тоже, увы, частью человеческого несовершенства. И 300 прошедших лет мало что изменили в этом отношении. Как мало они изменили представления многих о том, что купить и продать можно всё; во времена Мольера такие торгашеские настроения только зарождались / Журден думал, что заплатив учителям, он сможет купить культуру/. Современные Журдены превратили деньги в мерило всех ценностей, а закон купли – продажи в закон жизни. Герои Мольера не утратили своей актуальности и для людей последующих веков.

V. Домашнее задание:

Сочинение – рассуждение “Журден, я тебя узнал!”

Ответить на вопрос:

– Какие пороки людей XXI века я увидел в образах комедии Мольера “ Мещанин во дворянстве”.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!