Просмотр содержимого документа
«Общедидактические подходы к определению содержания курса информатики»
Говоря о содержании курса информатики в школе, следует иметь в виду требования к содержанию образования, которые изложены в Законе РФ «Об образовании». В содержании образования всегда выделяют три компоненты: воспитание, обучение и развитие. Обучение занимает центральное положение. Содержание общего образования включает в себя информатику двояким образом – как отдельный учебный предмет и через информатизацию всего школьного образования. На отбор содержания курса информатики влияют две группы основных факторов, которые находятся между собой в диалектическом противоречии: 1. Научность и практичность. Это означает, что содержание курса должно идти от науки информатики и соответствовать современному уровню её развития. Изучение информатики должно давать такой уровень фундамен‐ тальных познаний, который действительно может обеспечить подготовку учащихся к будущей профессиональной деятельности в различных сферах. 2. Доступность и общеобразовательность. Включаемый материал должен быть посилен основной массе учащихся, отвечать уровню их умственного развития и имеющемуся запасу знаний, умений и навыков. Курс также должен содержать все наиболее значимые, общекультурные, общеобразовательные сведения из соответствующих разделов науки информатики. Школьный курс информатики, с одной стороны, должен быть современным, а с другой – быть элементарным и доступным для изучения. Совмещение этих двух во многом противоречивых требований является сложной задачей. Содержание курса информатики складывается сложно и 2 противоречиво. Оно должно соответствовать социальному заказу общества в каждый данный момент его развития. Современное информационное общество выдвигает перед школой задачу формирования у подрастающего поколения информатической компетентности. Понятие информатической компетентности достаточно широко и включает в себя несколько составляющих: мотивационную, социальную когнитивную, технологическую и др. Когнитивная составляющая курса информатики направлена на развитие у детей внимания, воображения, памяти, речи, мышления, познавательных способностей. Поэтому при определении содержания курса следует ис‐ ходить из того, что информатика обладает большой способностью формирования этих сфер личности и, в особенности, мышления школьников. Общество нуждается в том, чтобы вступающие в жизнь молодые люди обладали навыками использования современных информационных технологий. Все это требует дальнейших исследований и обобщения передового педагогического опыта. 2.1. Машинный и безмашинный варианты курса информатики Первая программа курса ОИВТ 1985 года содержала три базовых понятия: информация, алгоритм, ЭВМ. Эти понятия определяли обязательный для усвоения учащимися объём теоретической подготовки. Содержание обучения складывалось на основе компонентов алгоритмической культуры и, затем, компьютерной грамотности учащихся. Курс ОИВТ предназначался для изучения в двух старших классах – в девятом и десятом. В 9 классе отводилось 34 часа (1 час в неделю), а в 10 классе содержание курса дифференцировалось на два варианта – полный и краткий. Полный курс в 68 часов был рассчитан для школ, располагающих вычислительными машинами или имеющими возможность проводить занятия со школьниками на вычислительном центре. Краткий курс объёмом 34 часа предназначался 3 для школ, не имеющих возможности проводить занятия с применением ЭВМ. Таким образом, сразу были предусмотрено 2 варианта – машинный и безма‐ шинный. Но в безмашинном варианте планировались экскурсии объёмом 4 часа на вычислительный центр или предприятия, использующие ЭВМ. Однако реальное состояние оснащения ЭВМ тогдашних школ и готовности учительских кадров привели к тому, что курс волей‐неволей был изначально ориентирован на безмашинный вариант обучения. Большая часть учебного времени отводилась на алгоритмизацию и программирование, через которые преимущественно и рассматривалось общеобразовательное значение предмета информатики. Первый собственно машинный вариант курса ОИВТ был разработан в 1986 году в объёме 102 часа для двух старших классов. В нем на знакомство с ЭВМ и решение задач на ЭВМ отводилось 48 часов. В то же время сущест‐ венного отличия от безмашинного варианта не было. Но, тем не менее, курс был ориентирован на обучение информатике в условиях активной работы учащихся с ЭВМ в школьном кабинете вычислительной техники (в это время начались первые поставки в школы персональных компьютеров). Курс был достаточно быстро сопровожден соответствующим программным обеспечением: операционной системой, файловой системой, текстовым редактором. Были разработаны прикладные программы учебного на‐ значения, которые быстро стали неотъемлемым компонентом методической системы преподавателя информатики. Предполагалась постоянная работа школьников с ЭВМ на каждом уроке в кабинете информатики. Было предложено три вида организационного использования кабинета вычислительной техники – проведение демонстраций на компьютере, выполнение фронтальных лабораторных работ и практикума. Безмашинный вариант сопровождался несколькими учебными пособиями, например, учебники А.Г. Кушниренко с соавторами в то время 4 получили широкое распространение. Тем не менее, и машинный вариант во многом продолжал линию на алгоритмизацию и программирование, и меньше содержал фундаментальные основы информатики. В 1990 годы с поступлением компьютеров в большинстве школ курс информатики начал преподаваться в машинном варианте, а основное внимание учителя стали уделять освоению приемов работы на компьютере и ин‐ формационных технологий. Однако следует отметить, что реалии третьего десятилетия преподавания информатики показывают наличие в настоящее время безмашинного варианта или большой его доли в значительном числе школ, не только сельских, но и городских. Преподавание в начальной школе также ориентировано, в основном, на безмашинное изучение информатики, чему есть некоторое объяснение – время работы на компьютере для учащихся начальной школы не должно превышать 15 минут. Поэтому учебники информатики для них содержат лишь небольшую долю собственно компьютерного компонента. 2.2. Стандарт образования по информатике Введение образовательного стандарта стало шагом вперед, а само его понятие прочно вошло в арсенал основных понятий дидактики. Действующий в настоящее время образовательный стандарт утвержден приказом Минобразования России от 05.03.04 г. № 1089. Он определяет федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Государственный образовательный стандарт содержит нормы и требования, определяющие: • обязательный минимум содержания основных образовательных программ; 5 • максимальный объём учебной нагрузки учащихся; • уровень подготовки выпускников образовательных учреждений; • основные требования к обеспечению образовательного процесса. Назначение образовательного стандарта состоит в том, что он призван: • обеспечить равные возможности для всех граждан в получении качественного образования; • сохранить единство образовательного пространства; • защитить обучающихся от перегрузок и сохранить их психическое и физическое здоровье; • установить преемственность образовательных программ на разных ступенях образования; • предоставить право гражданам на получение полной и достоверной информации о государственных нор‐ мах и требованиях к содержанию образования и уровню подготовки выпускников образовательных учреждений. Образовательный стандарт по информатике и ИКТ является нормативным документом, определяющим требования: • к месту курса информатики в учебном плане школы; • к содержанию курса информатики в виде обязательного минимума содержания образования; • к уровню подготовки учащихся в виде набора требований к ЗУНам и научным представлениям; • к технологии и средствам проверки и оценки достижения школьниками требований образовательного стандарта. В новом стандарте реализуется идея развития и усиления фундаментальных основ школьного курса информатики на основе системно‐информационного подхода к анализу объектов и явлений окружающего мира и информационных технологий. 6 В стандарте можно выделить два основных аспекта: Первый аспект – это теоретическая информатика и сфера пересечения информатики и кибернетики: системно‐ информационная картина мира, общие закономерности строения и функционирования самоуправляемых систем. Второй аспект – это информационные технологии. Этот аспект связан с подготовкой учащихся к практической деятельности и продолжению образования. В содержании стандарта нашло отражение то, что парадигма школьного образования по информатике в настоящее время смещается к триаде: «информация – информационные модели – информационные технологии». В стандарте можно также выделить две содержательные линии: линия информационных процессов и линия представления информации. Особенностью стандарта есть то, что он определяет новый критериально‐ориентированный подход к способу оценки уровня подготовки школьников по информатике. Рассмотрим кратко содержание стандарта для основного общего и среднего (полного) образования. Содержание стандарта по информатике для начального образования будет рассмотрено в 16 главе. Извлечения из стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ (из приложения к приказу Минобразования России № 1089 от 05.03.04 г.) Изучение информатики и информационно‐ коммуникационных технологий на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях; • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и 7 коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную инфор‐ мационную деятельность и планировать её результаты; • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ; • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов её распространения, избирательного отношения к информации; • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ -Информационные процессы -Представление информации -Информация, информационные объекты различных видов. -Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Формализация описания реальных объектов и процессов. -Примеры моделирования объектов и процессов, в том числе компьютерного. -Информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. -Дискретная форма представления информации. -Единицы измерения информации. -Управление, обратная связь. -Основные этапы развития средств информационных технологий. -Передача информации -Процесс передачи информации, источник и приёмник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, 8 скорость передачи информации. -Обработка информации -Алгоритм, свойства алгоритмов. -Способы записи алгоритмов, блок‐схемы. Алгоритмические конструкции. -Логические значения, операции, выражения. -Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. -Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, спи ски, деревья, графы. -Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами. -Компьютер как универсальное устройство обработки информации -Основные компоненты компьютера и их функции. -Программный принцип работы компьютера. -Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический интерфейс пользователя. -Программное обеспечение, его структура. -Программное обеспечение общего назначения. -Представление о программировании. -Информационные процессы в обществе. -Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. -Личная информация. Информационная безопасность, информационная этика и право.