СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Общее представление о правописании частей слова.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

- способствовать развитию умения находить орфограммы в разных частях слова

 - объяснять значение орфограмм.

Просмотр содержимого документа
«Общее представление о правописании частей слова.»

Урок № 53 Тема урока: Общее представление о правописании частей слова.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Цель урока:  - способствовать развитию умения находить орфограммы в разных частях слова;

                        - объяснять значение орфограмм.

Задачи: - познакомиться с орфограммами в разных частях слова;

               - провести самостоятельную работу с проверкой по эталону;

               - провести первичное закрепление знаний о орфограммах в разных частях слова.

 Планируемые результаты:

1.  Предметные:

                        а) осознавать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры человека;

                        б) научиться писать без ошибок;

                        в) применять орфографические правила.

2. Личностные:

                        а) мотивация  учебной деятельности;

                        б) развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях;

                        в) формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу.

3. Метапредметные:

                        а) Регулятивные:

                                   - формировать и удерживать учебную задачу;

                                   - использовать речь для регуляции своего действия;

                                   - выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и способами её реализации.

                        б) Познавательные:

                                   - применять правила и пользоваться инструкциями;

                                   - ставить, формулировать и решать проблемы;

                                   - передавать информацию устным и письменным способом;

                        в) Коммуникативные:

                                   - обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;

                                   - адекватно оценивать собственное поведение.

Методы и формы обучения: фронтальная, индивидуальная.

Образовательные ресурсы:  учебник, тетрадь, карточки.


Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Мотивация (самоопределение к деятельности)

Приветствует детей.

- Садитесь.

- Откройте тетради и запишите число и классная работа. Сегодня 21 ноября(учитель пишет на доске).

Приветствуют учителя.

Садятся за парты.

- Пишут в тетради число и классная работа.

Регулятивные:

Использовать речь для регу-ляции своего действия.


2. Выявление места и причины затруднения

- Отгадайте загадки, и запишите в тетрадь отгадки:


В жарком лете я стою,

Шапкой зиму достаю.


В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять.


За тобою он плетётся,

Хоть на месте остаётся.


Рос сперва на воле в поле,

Летом цвёл и колосился,

А когда обмолотили,

Он в зерно вдруг превратился.

Из зерна – в муку и тесто,

В магазине занял место.

- Назовите орфограммы в словах, которые вы записали.


- В какой части слова находятся орфограммы?

- А как вы думаете, только в корне могут быть орфограммы?

- Где ещё они могут быть?


Отгадывают загадки, и записывают отгадки:

- Гора.



- Вода.





- След.



- Хлеб.






- Проверяемая гласная и согласная в слове.

- В корне.


- Нет, не только.

- В приставке, в суффиксе, в окончании.

Регулятивные:

формировать и удерживать учебную задачу;

использовать речь для регу-ляции своего действия.


Познавательные:

Применять правила и пользоваться инструкциями;

Передавать информацию устным и письменным спо-собом.

3. Построение проекта выхода из затруднения

(Сообщение)

- Сегодня на уроке мы и познакомимся с орфограммами в других частях слова.

- И тема нашего урока: ПРАВОПИСАНИЕ ЧАСТЕЙ СЛОВА.

Слушают.

Регулятивные:

формировать и удерживать учебную задачу.

4. Реализация построенного проекта.

1.Откройте учебники на стр. 102-ой, самостоятельно в тетради выполните упр. 192.

- Вам нужно списать текст в тетрадь.

Ночью пришёл первый заморозок. Он надышал

холодом на стёкла, посыпал зернистым инеем на крыши, захрустел под ногами.

- Прочитайте слова с орфограммами.




- Назовите части слова, в которых выделены буквы и выделите их у себя в тетради.В слове:

пришёл, (- в какой части слова выделена буква? выделите её)

заморозок,

надышал,

холодом,

стёкла,

посыпал,

зернистым,

крыши,

захрустел,

ногами

- Почему надо проверять написание выделенных букв?




- Давайте ниже, в учебнике, как на и просят, обратим внимание! Причитайте правило.









2. Молодцы. Выполним упр. 193. У доски.

- Прочитайте пословицы.

1. Встречай людей не лестью, а честью.

2. Кто ленив, тот и сонлив.

3. Легко сказать, да тяжело сделать.

4. Без столбов и забор не стоит.

5. Был бы пирог, найдётся и едок.

- Спишите их в тетрадь.

- В каких значимых частях слов выделены буквы – выделите их в тетради самостоятельно.


- Произнесите звук, который обозначает выделенная буква в слове:

встречай,

ленив,

сонлив,

легко,

сделать,

столбов,

пирог,

едок.

- Почему написание этих букв надо проверять?


- А на следующей странице нас опять просят обратить внимание!Прочитайте правило до таблицы.









- Так в какой части слова может быть буква, обозначающая парный по звонкости-глухости согласный звук?

- Посмотрите ниже, в слове Четверг есть ещё одна орфограмма. Что это за орфограмма?

- Спишите это слово в тетрадь. Обозначьте орфограмму.


- А теперь составьте с этим словом предложение самостоятельно и запишите его в тетрадь.




- Какое предложение вы написали? (спрашивает нескольких учеников).

- Скажите, в каких значимых частях слова находятся орфограммы?


3. Давайте рассмотрим таблицу в учебнике.


- Что нужно сделать, если орфограмма в приставке или в суффиксе? Найдите это в таблице и прочитайте.



- А что нужно сделать, если орфограмма находится в корне слова? Найдите это в таблице и прочитайте.


- А если это непроверяемая орфограмма?


ФИЗМИНУТКА

Тихо все, ребята, встали,

Руки дружно все подняли,

Развели их в стороны,

Посмотрели, ровно ли,

Опустили разом вниз,

Тихо, тихо все садись.

Открывают учебники и переписывают упражнение в тетрадь.




- Пришёл, заморозок, надышал, холодом, стёкла, посыпал, зернистым, крыши, захрустел, ногами



- В приставке.


- В корне и окончании.

- В корне.

- В корне и окончании.

- В окончании.

- В приставке.

- В корне и окончании.

- В окончании.

- В приставке.

- В корне.

- Потому что мы может записать их не правильно и потому что они слышатся не так, как пишутся.

Читает 1 ученик:

«Буква, обозначающая безу-дарный гласный звук, может быть в любой значимой части слова:

в приставке: пришёл;

в корне: дарить;

в суффиксе: маленький;

в окончании: из землянки.


- Читают по очереди.





Списывают пословицы в тетрадь.


Выделяют самостоятельно значимые части слов.



- Ф.

- Ф.

- Ф.

- Х.

- З.

- Ф.

- К.

- К.

- Потому что мы их пишем не так, как слышим.


Читает 1 ученик:

Буква, обозначающая парный по звонкости-глухости соглас-ный звук, может быть в любой значимой части слова:

в приставке: сделать;

в корне: четверг;

в суффиксе: пирожок;

в окончании: нет звуков.


- В любой.


- Непроверяемая гласная в корне слова.

Пишут в тетрадь слово и обозначают орфограмму.


Самостоятельно составляют предложение со словом Четверг и записывают его в тетрадь.


Читаю свои предложения.


- Во всех.





Читает 1 ученик:

Вспомните, как пишется эта приставка или суффикс.


Читает 1 ученик:

Подберите проверочное слово.


- Нужно проверить по словарю.









Регулятивные:

формировать и удерживать учебную задачу;

использовать речь для регу-ляции своего действия;

выбирать действия в соот-ветствии с поставленной задачей и способами её реализации.


Познавательные:

Применять правила и пользоваться инструкциями;

ставить, формулировать и решать проблемы;

передавать информацию устным и письменным спо-собом;

развивать следующие мыс-лительные процессы: срав-нение, обобщение, анализ.


Коммуникативные:

Обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;

Адекватно оценивать собст-венное поведение.

5. Первичное закрепление

4. Откройте стр. 104, выполним упр. 194.


- Прочитайте слова:

Дворы, стрела, вода, трава, холмы,

жара, свеча, пчела, гнездо, чижи, дожди, шкафы.

- В какой части слова выделены буквы?

- Почему написание выделенных букв надо проверять?



- Как проверить их написание?

- А теперь выполним задание. Нам нужно подобрать к каждому из этих слов 2 проверочных слова; первое – изменив форму слова, а второе – подобрав однокоренное слово. И посмотрите, нужно записать, как на образце ниже – сначала два слова, которые мы подобрали, точно так же, в скобочках. Затем слово, которое написано в учебнике. И обязательно расставить ударение. По очереди у доски. Остальные в тетради.

- Начинаем со слова СТРЕЛА.

(Разбирает вместе с детьми).





***ЗПР Карточка.

Перепишите. Вставьте пропущенную букву, подчеркните орфограммы.

Л… нивый , п… купка , ни…кий, л…сник, б… ксёр , тр … ва , м…лоток, опу …ка, з… мовье , ог … нёк , м… сты , д… ма , морко …ка, тетра…ка.

- Прочитайте правило в оранжевой рамочке.

Это нужно запомнить!




Читает слова 1 ученик.


- В корне.

- Потому что можно допустить ошибку. Пишем одну букву – слышим другую.

- Подобрать проверочное слово.







По одному выходят к доске и выполняют задание:

(стрелы, стрелка) стрела,

(воды, водный) вода,

(травы, травушка) трава,

(холм, холмик) холмы,

(жар, жаркий) жарко,

(свечи, свечка) свеча,

(пчёлы, пчёлка) пчела,

(гнёзда, гнёздышко) гнездо,

(чиж, чижик) чижи,

(дождь, дождик) дожди,

(шкаф, шкафчик) шкафы.

Читает 1 ученик.


Регулятивные:

Использовать речь для регуляции своего действия;

Выбирать действия в соот-ветствии с поставленной задачей и способами её реализации.

Познавательные:

применять правила и пользоваться инструкция-ми;

ставить, формулировать и решать проблемы;

развивать следующие мыс-лительные процессы: срав-нение, обобщение, анализ.

Коммуникативные:

адекватно оценивать собст-венное поведение.

6.Самостоятельная работа с проверкой по эталону

- Самостоятельно на листочках выполним упр. 195, первый абзац. Вам нужно:

1. Подписать свою фамилию;

2. Вставить пропущенную букву О или А в каждое слово и 3. Доказать, что каждая пара слов, это однокоренные слова. - Как вы это сделаете?

- Верно. Приступайте. Тем, кто усвоил тему урока, я поставлю оценки.


Собирает листочки.






- Нужно найти корень.


Самостоятельно выполняют задание.

Регулятивные:

Выбирать действия в соот-ветствии с поставленной задачей и способами её реализации.


Познавательные:

Применять правила и пользоваться инструкция-ми.

7.Подведение итогов. Рефлексия

Безударный хитрый гласный,

Слышим мы его прекрасно.

А в письме какая буква?

Здесь поможет нам наука:

Гласный встал под ударенье,

Чтоб развеять все сомненья!

- В каких значимых частях слова могут быть орфограммы?

- Как проверить безударный гласный в корне.







- Во всех.

- Нужно подобрать проверочное слово.

Регулятивные:

формировать и удерживать учебную задачу.


Коммуникативные:

адекватно оценивать собст-венное поведение.

8. Домашнее задание

- Ребята, открываем дневники и записываем домашнее задание.

Стр. 105, упр. 195-ое, второй абзац.

Вам нужно будет вставить пропущенные буквы Е, И или Яи выполнить тоже самое задание – доказать, что каждая пара слов, однокоренные слова.

***ЗПР карточка

Выпишите слова с орфограммой «Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением » . Выделите орфограмму.

Гриб, грибок, вода, водичка, рука, земля, четверг, садовый, речка, трясёт, висит, огурец, стена, окно, полёт, листок, держать, солить, восток.

- Верно. Спасибо за урок. До свидания.

Открывают дневники и записывают домашнее задание.





Регулятивные:

Выбирать действия в соот-ветствии с поставленной задачей и способами её реализации.




***ЗПР КАРТОЧКИ

Перепишите. Вставьте пропущенную букву, подчеркните орфограммы.


Л… нивый , п… купка , ни…кий, л…сник, б… ксёр , тр … ва , м…лоток, опу …ка, з… мовье , ог … нёк , м… сты , д… ма , морко …ка, тетра…ка.


Перепишите. Вставьте пропущенную букву, подчеркните орфограммы.

Л… нивый , п… купка , ни…кий, л…сник, б… ксёр , тр … ва , м…лоток, опу …ка, з… мовье , ог … нёк , м… сты , д… ма , морко …ка, тетра…ка.


Выпишите слова с орфограммой «Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением » . Выделите орфограмму.


Гриб, грибок, вода, водичка, рука, земля, четверг, садовый, речка, трясёт, висит, огурец, стена, окно, полёт, листок, держать, солить, восток.


Выпишите слова с орфограммой «Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением » . Выделите орфограмму.


Гриб, грибок, вода, водичка, рука, земля, четверг, садовый, речка, трясёт, висит, огурец, стена, окно, полёт, листок, держать, солить, восток.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!