ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ НОВОАЗОВСКОГО РАЙОНА
РАЙОННЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ ОТДЕЛА ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ НОВОАЗОВСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«НОВОАЗОВСКАЯ ШКОЛА №1»
АДМИНИСТРАЦИИ НОВОАЗОВСКОГО РАЙОНА
«Общение без конфликтов»
(Занятие для родителей с элементами тренинга)
Хоруженко Елена Валентиновна
Учитель математики и физики
Новоазовск– 2021
Занятие для родителей с элементами тренинга
«Общение без конфликтов»
Цель:
- расширить знания родителей о конфликте;
- показать эффективные пути решения конфликтных ситуаций;
- познакомить с использованием в общении с другими людьми тактики
сотрудничества, с конструктивными способами решения проблемных ситуаций;
- формировать у родителей чувство единства с детьми, побудить родителей к работе над собой;
- способствовать взаимопониманию в семье при общении с детьми.
Оборудование: Листочки, ручки, листочки с клейкой основой, «Сумка ассоциаций», «Горшочек желаний», «Корзина мусора», высказывания о конфликте, плакат «Правила тренинга», интерактивная доска, подключенная к сети Интернет.
Что подготовить заранее:
Правила работы во время тренинга, «Корзина мусора», «Горшочек желаний», цветы и бутоны из самоклеящейся бумаги по количеству участников, плакат «Правила тренинга», высказывания о конфликте и общении, газета, салфетки, «Сумка ассоциаций», памятки, запись песни «И улыбка без сомненья», смайлики.
«Ничто так не покажет характера,
как хорошее поведение в конфликте,
которого нельзя избежать»
Генри Тейлор
Ход мероприятия
1. Организационный момент
Тренер (классный руководитель, учитель):
— Добрый день всем! Мне приятно приветствовать всех участников нашей встречи. Сегодня у нас будет очень интересное занятие с элементами тренинга, тема которого - «Конфликт и общение».
Я познакомила вас с темой и целью нашего занятия. Пожалуйста, давайте выполним первое упражнение «Горшочек ожидания». Сегодня мы с вами будем сеять семечки мудрого и вечного и в конце нашего занятия увидим прорастет ли что-то хорошее из него. На ваших зёрнышках я предлагаю написать ваши ожидания от сегодняшнего занятия и наклеить на этот «Горшочек ожидания».
Тренер:
— Мы все знакомы, но не совсем. Каждый человек отличается от другого своими привычками, качествами, взглядами, предпочтениями, чертами характера, мечтами. Я предлагаю познакомиться поближе между собой. Для этого мы выполним упражнение «Дорога знакомств».
Каждый из вас должен назвать свое имя, 2 черты характера и свое увлечение.
(Выполняют упражнение)
— Мы услышали, какие мы все разные, у каждой своей черты характера, увлечения, интересы, предпочтения.
Чтобы наша встреча была успешной, и чтобы у всех было хорошее настроение, нужно соблюдать некоторые правила. Помните о них!
(Вывешивается плакат и зачитываются правила)
Правила тренинга
- называть участников по имени;
- относиться к участникам тренинга с уважением;
- быть доброжелательным;
-толерантными;
-активными;
- говорить по очереди;
- не перебивать;
- не давать советов, как должны делать другие, а чего не должны;
- уважать каждого участника;
- быть внимательным;
- проявлять отзывчивость;
-сочувствовать;
-быть вежливым;
-быть позитивными.
2.Введение
От рождения человек оказывается в кругу правил, запретов, норм. Нормы и правила поведения устанавливают сами люди, а их соблюдение делает жизнь и общение людей гуманными, более эффективными, удобными.
На ум приходит выражение французского философа, математика, физика, и писателя XVII века. Паскаля: «Правила хорошего поведения известны с давних пор, дело за мелочью - уметь пользоваться ими». Конечно слово «мелочь» на самом деле означает очень много. Ведь когда нарушаются правила поведения, этикет общения, создаются конфликтные ситуации, возникает конфликт.
Мы услышали, что все мы разные, и наши интересы часто не отвечают интересам других, нам порой приходится вступать в конфликт. Поэтому в жизни всем нам очень важно уметь общаться с другими, чтобы избежать конфликта. Что, по вашему мнению, означает это слово конфликт?
3.Тренинг
Упражнение 1. «Мешочек ассоциаций»
— Когда мы говорим «конфликт», у каждого из вас возникают определенные ассоциации. На доске написано слово «конфликт», оно расположено над «сумкой ассоциаций». Пожалуйста, на стикерах напишите слова, которые ассоциируются у вас с этим словом. Чем больше будет слов, тем полнее мы раскроем значение данного слова.
(Свои ассоциации участники записывают на стикерах и размещают в «Сумку ассоциаций», озвучивая их).
Варианты ответа: борьба, зло, агрессия, война, ужас, взрыв, вражда, ненависть, обзывание, драка, удар, слезы, печаль, раздражение, недоверие, боль недоразумение, спор, преступление, оскорбление, несправедливость, коварство, злоба и т. д.
— Какой заряд имеют эти слова (положительный или отрицательный)?
— Что мы чувствуем во время конфликта? (дискомфорт, дисгармонию, беспокойство, страх, замкнутость, конфликт подавляет нас, сковывает, отдаляет от друзей, родных).
— Что такое конфликт? Какое определение можно дать ему? (Во время конфликта люди ссорятся и оскорбляют друг друга. Итак, конфликт — это спор, который может привести к еще большей ссоре)
— Так что конфликт — это столкновение сторон, например, двух или более людей с различных мыслей, интересами, взглядами, желаниями. Конфликт в переводе с латинского — столкновение разнонаправленных сил Ценностей, интересов, взглядов, позиций, поколений)
— Поднимите руку те, кто был участником какого-либо спора, конфликта? Кто может привести пример конфликта, который, к примеру, произошел в вашей семье? Что его вызвало? Разные люди по-разному ведут себя в конфликтной ситуации: они ориентируются либо на себя, либо на взаимодействие с другими людьми.
Пять стратегий поведения в конфликте.
«Акула» — силовая стратегия. Попытка достичь своего любой ценой, заставить другого принять твои условия. Для сторонников этой стратегии цели очень важны, а вот отношения с другими - нет. Они считают, что конфликты решаются только как выигрыш одной из сторон и проигрыш другой.
«Черепаха» — стратегия сокрытия под панцирь. Попытка держаться подальше от споров и конфликтных людей, прячутся в свой панцирь. Такие люди отказываются как от достижения личных целей, так и от отношений с окружающими.
«Медвежата» — стратегия сглаживания острых углов. Они готовы отказаться от своей цели в пользу других, лишь бы сохранить хорошие отношения. Люди, которые руководствуются такой стратегией, хотят, чтобы их принимали, любили, ради чего они жертвуют целями.
«Лисы» — стратегия компромисса. Поиски такого решения, которое бы удовлетворило обоих. Таким людям умеренно важны как цели, так и отношения. Сторонники этой стратегии готовы отказаться от части целей, чтобы сохранить отношения.
«Мудрые совы» — стратегия открытой и честной конфронтации. Это уважение к своим и чужим нуждам, готовность к сотрудничеству, стремление объединить усилия для решения проблемы и максимально удовлетворить потребности каждого. Люди, которые руководствуются такой стратегией, ценят и цели, и отношения. Они открыто определяют позиции и ищут выход из сложной ситуации в совместной работе для достижения целей, стремятся найти решения, которые удовлетворят всех участников конфликта [4].
— Вы уже многое знаете о понятии «конфликт» и о путях выхода из него. Давайте пройдем онлайн тест «Конфликт и пути выхода из него», ответив на 11 вопросов. https://learningapps.org/791858( выполняется тест на интерактивной доске) [5].
— Результаты тестирования показали, что нам нужно еще немного знаний о психологии конфликта
— Подумайте над вопросом: почему люди ссорятся?
Причины ссор:
неприятие чужого мнения;
пренебрежение правами другого человека;
стремление доминировать;
неумение слушать других;
сознательное стремление обидеть друг друга;
непонимание;
неумение управлять эмоциями
— Если мы посмотрим на первые пять причин, то поймем, что ссоры чаще всего возникают из-за того, что люди не обладают культурой общения. В этой "связи с этим конфликты могут привести к возникновению неприятных чувств или даже разрушению отношений. А потому, чтобы построить и сохранить хорошие отношения с другими, нам нужно соблюдать правила культуры общения.
Скажите пожалуйста, что вы думаете, является основой культуры общения? (Ответы родителей.)
— И так основой культуры общения является уважение к другому человеку. Уважать - значит учитывать мнение другого человека. Относись к другому так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе. Нужно принимать другого таким, какой он есть, и иметь желание понять другого человека. «Не старайтесь перевоспитывать людей, воспитайте сначала себя и будьте примером для других». А сейчас мы выполним одно упражнение.
Упражнение 2. «Мы творим»
Цель: показать неповторимость каждого человека, снятие эмоционального напряжения.
(Тренер говорит, что нужно делать, а участники четко выполняют его инструкцию.)
— Каждый из вас берет салфетку и четко выполняет мою инструкцию:
Составьте салфетку в два раза.
Составьте салфетку еще раз вдвое.
Оторвите правый верхний угол.
Составьте еще раз вдвое и оторвите еще раз правый верхний угол.
Составьте еще раз вдвое и оторвите еще раз правый верхний угол.
Закончили. Разверните салфетку и посмотрите, что у вас получилось.
— Как могло такое случиться? С чем связано такое разнообразие рисунков? - Задача получили одно, но каждый по-разному выполнил его. Вот и выходов из конфликтных ситуаций много. А теперь вспомните, последняя причина конфликтов? Это неумение управлять своими эмоциями. Вспомните, как вы себя чувствуете, когда сердитесь на кого-то? Как выглядит человек в такой ситуации?
(Ответы родителей)
Упражнение 3. «Шарик гнева»
— Предлагаю вам провести упражнение с воздушным шариком. Представьте себе, что шарик — это ваше тело, а воздух внутри его - это ваш гнев. Надуем шарик и отпустим его. Проследите, что с ней происходит. Он летит с одной стороны в другую сторону, он совершенно не управляем. Так бывает и с человеком, когда он сердится. Он не контролирует себя, а потому может оскорбить кого-либо или даже ударить. А теперь надуйте шарик и попробуем выпустить из нее воздух маленькими порциями.
(Обсуждение среди родителей)
— Что происходит с ним? (Он потихоньку сдувается). А что происходит с воздухом внутри него? (Воздух медленно выходит). Шариком можно управлять и медленно выпускать из нее воздух. Важно научиться понемногу выпускать свой гнев, свою злость наружу, не обижая тех, кто находится рядом. Как можно контролировать свой гнев? (Успокоиться, сделать паузу, расслабиться, посчитать до 10, 20 и т.д.). Мы знаем, что при общении с другими людьми необходимо руководствоваться следующим правилом: «Относись к другому так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе». Мы живем в одном коллективе. Мы должны с пониманием относиться друг к другу, уважать друг друга, поддерживать, помогать друг другу. Хочу вам пямятку «Умей владеть собой». (Приложение 1)
Упражнение 4. «Власть»
— Образуются 2 команды, которые имеют по 4 участника. Используется газета. Это символ власти. Каждый участник берется одной рукой за газету. По команде «начали» каждый имеет захватить как можно больше «власти». (Выполнение задания).
— В этой ситуации каждый думал только о себе, а теперь следует подумать и о другом. (Газетный лист стелется на пол. По команде все должны встать на газету. Затем газета сворачивается вдвое.) Родители выполняют задание.
Вывод:
— Вы выполнили эту задачу, не благодаря силе каждого, а объединив усилия, сумели найти способ решения проблемы в процессе межличностного общения.
Упражнение 5. «Бутерброд»
— Представьте себе, что я приехала из другой страны и хочу приготовить себе бутерброд. Но я совсем не умею ничего готовить. В магазине я купила такие продукты: батон, масло, колбаса. Но как выглядит бутерброд я не знаю. Я с чего начинать тоже не знаю. И так ваша задача. Напишите мне на листочках технологию приготовления бутерброда.
(Родители пишут технологию приготовления бутерброда. Тренер собирает все листочки, перемешивает, выбирает один и по данной технологии производит бутерброд).
— Так что мы увидели, для того, чтобы довести до своего собеседника свою точку зрения, свой замысел, свое намерение нужно уметь правильно и подробно его объяснить. А нашему собеседнику внимательно выслушать. Тогда и будет положительный результат нашего разговора, и ваше мнение будет услышано. Итак, сформулируем правила общения в конфликтной ситуации.
Правила общения в конфликтной ситуации.
Не отвечай оскорблением на оскорбление
Будьте готовы признать свою вину.
Не надо мстить.
Старайтесь разрешить конфликт.
Отнеситесь к проблеме с юмором.
Поставьте себя на место своего собеседника.
Умейте правильно выразить свою мысль.
Умейте услышать своего собеседника.
Упражнение 6. «Корзина мусора»
— А чтобы не конфликтовать нужно постоянно самосовершенствоваться, работать над собой, избавляться отрицательных черт характера. Я предлагаю вам открыть себя, с другой стороны. Для этого сделаем упражнение "Корзина мусора". Все люди –это неповторимые личности, но все мы несовершенны. Каждый хотел бы что-то изменить в себе: черты характера, привычки, недостатки, которые могут привести к конфликту, или приводят к конфликту, мешают вам в жизни, и вы хотели бы от них избавиться. Подумайте и на этих листочках, которые вы получили, я предлагаю вам продолжить фразу: "Я хотел бы выбросить в мусорную корзину .... (участники пишут привычки, черты характера, которые им мешают). Лень, принципиальность, упрямство, обман, несдержанность... Зачитайте, скомкайте бумажку и выбросьте его в корзину. (Бросают в корзину).
— Я думаю, что после нашей игры ваши недостатки, привычки или черты характера останутся навсегда в корзине мусора. И в вашей жизни будет возникать меньше конфликтных ситуаций. Хочу подарить памятку правил, выполнение которых помогает не провоцировать конфликты. (Приложение 2)
Упражнение 8. «Обратная связь»
— Оправдались ли ваши ожидания? Если так, прикрепите свой цветок к «горшочку ожиданий», если не совсем, то можно прикрепить бутон цветка. (Родители по очереди прикрепляют свои цветы и бутоны. Это зависит от того, насколько оправдались ожидания участников).
— Дорогие друзья, давайте на прощание станем в круг возьмемся за руки почувствуем тепло наших ладоней. Подарим друг другу улыбку, ведь смех - продлевает жизнь. А я хочу видеть вас всегда приветливыми в хорошем настроении с улыбкой на лице и подарить вам символический смайлик. Пусть он всегда будет спутником вашей жизненном пути. (Звучит песня «И улыбка без сомненья.» все подпевают.)
— Здоровья вам, мирного неба, спокойствия, доброты и милосердия, и счастливых улыбок. Итак, созидайте себя как личность, работайте над совершенствованием своего характера, давайте реальную оценку своим действиям и поступкам. Спасибо всем за сотрудничество и взаимопонимание. Будем дружелюбными!
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Анцупов А.В., Шипилов А.И. Конфликтология: учеб. для вузов/А.В. Анцупов, А.И. Шипилов — М., 2009.
Изард К.Э. Психология эмоций/К.Э.Изард. — СПб.: Питер, 2012.
Козырев Г.И. Основы конфликтологии: учебник / Г.И.Козырев. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2010.
Мазилкина Е. И. Как подготовить и провести переговоры — изд. «Феникс» 2013 г. г. Ростов-на-Дону.
13. Виды конфликтов и пути их разрешения [Электронный ресурс] /2015 г./ Режим доступа: .https://learningapps.org/791858 ‒ Заглавие с экрана ‒ (Дата обращения 10.10.2020)
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Памятка
Умейте владеть собой.
Помните: лучший способ бороться с душевным беспокойством - постоянная занятость.
Чтобы забыть свои напасти, старайтесь сделать приятное другим. Делая добро другим, вы делаете добро себе.
Не усердствуйте менять или перевоспитывать других. Гораздо полезнее и безопаснее заняться самовоспитанием.
Помните: каждый человек - такая же яркая уникальная индивидуальность, как и вы, принимайте его таким, какой он есть.
Умейте видеть в человеке положительные качества и в отношениях с ним попробуйте опираться именно на эти качества.
Не обижайтесь и не возмущайся критикой в ваш адрес, ищите в ней отправные точки для самосовершенствования.
Приложение 2
Правила поведения, выполнение которых помогает не провоцировать конфликты.
Не стремитесь доминировать любой ценой. Будьте принципиальными, но не жестокими. Помните, что прямолинейность хорошо, но не всегда.
Критикуйте, но не критиканствуйте.
Во всем надо знать меру. Сказать правду тоже надо уметь! Будьте независимы, но не самоуверенны. Не превращайте настойчивость в назойливость.
Будьте справедливы и терпимы к людям. НЕ переоценивайте свои способности и возможности, не уменьшайте способности и возможности других.
Не проявляйте инициативы там, где в ней не нуждаются.
Реализуйте себя в творчестве, а не в конфликтах.
Проявляйте выдержку, владейте умениями саморегуляции. Уважение к людям, знание правил ведения спора, дискуссии, правил общения помогают предотвращать ненужные конфликты.