СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Общение в сеcтринском деле

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Общение в сеcтринском деле

Просмотр содержимого документа
«Общение в сеcтринском деле»

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Саткинский медицинский техникум»









УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

для студентов медицинских техникумов и колледжей

по дисциплине:

ПМ.07 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих

(младшая медицинская сестра)

МДК 07.03 Технология оказания медицинских услуг



Тема: «Общение в сестринском деле»








Специальность: 31.02.01 «Лечебное дело»










2018


Рассмотрено на заседании ЦМК

Председатель ЦМК___________

«___»_______________20___ г.

Протокол №__________


Согласовано: Зам.директора по УР: _______ Севостьянова И. А.

«___»_____________ 20 __ г.














Составитель: преподаватель первой квалификационной категории ГБПОУ «Саткинский медицинский техникум» Игнатьева Е.В.























Пояснительная записка


Данный материал предлагается студентам курса специальности 31.02.01 «Лечебное дело» для самостоятельной подготовки к практическому занятию по ПМ.07 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих (младшая медицинская сестра) МДК 07.03 Технология оказания медицинских услуг по теме «Обучение в сестринском деле».

Учебно-методическое пособие содержит методические рекомендации для подхода к сестринскому делу, точное определение его рамок, функции и формы организации сестринского персонала различаются в разных регионах, и зависят от особенности национальной культуры, уровня системы здравоохранения, демографической ситуации и других факторов. Вместе с тем, сестринское дело как важная часть системы здравоохранения имеет универсальный характер.

Общение в сестринском деле - одно из важных умений, необходимых для качественной деятельности медицинской сестры. Общение между людьми - важная составляющая повседневной жизни. «Сестринское дело, наряду с доброжелательным, технически грамотным выполнением лечебных процедур и манипуляций, подразумевает общение медицинской сестры с пациентом, испытывающим порой физические и психологические трудности, подавленным, испуганным или агрессивным. У пациентов могут быть самые различные потребности в общении, им могут понадобиться совет, утешение, поддержка, консультация или просто возможность поделиться своими переживаниями».

Значение психотерапевтического воздействия, возможного при эффективном общении, хорошо известно, его результат иногда превосходит все другие методы лечения. Навыки общения необходимы ей для завоевания доверия пациента, его семьи, взаимодействия с врачами и другими специалистами, участвующими в лечебном процессе. На собственном опыте многие знают, как часто люди недопонимают друг друга. Навыки эффективного общения помогут устранить эту проблему.
Основными принципами философии сестринского дела является уважение к жизни, достоинству и правам человека. Для того чтобы понимать человека и общаться с ним, требуются уважение, вера в его значимость, ценность, уникальность, доброту, силу, способность руководить своими действиями и право на это. Сестринское дело - это ответственные заботливые взаимоотношения.






















Методические указания



Уважаемые студенты, вам предлагается поэтапное изучение темы «Общение в сестринском деле».

Дальнейшая ваша деятельность будет состоять из нескольких этапов и предполагает самостоятельную работу.

После изучения материала для закрепления и проверки полученных навыков вам предлагается выполнить практические задания, которые снабжены указаниями для исполнения.

Цели занятия:

1. Дидактические цели:

  • закрепление, углубление и систематизация изученного теоретического материала по разделу;

  • выработка навыков самостоятельной работы с оборудованием, наглядными средствами обучения и дидактическими средствами;

  • выработка умения применять теоретические знания на практике

  • продолжить формирование общих и профессиональных компетенций студентов в соответствии с требованиями ФГОС.

2. Развивающие цели:

  • развитие умения оперировать знаниями и делать самостоятельные выводы;

  • активизация познавательного интереса студентов;

  • развитие памяти и логического мышления.

3. Воспитательные цели:

  • воспитание стремления к получению глубоких знаний;

  • привитие интереса к предмету и повышение мотивации к его изучению;

  • воспитание чувства ответственности за результаты обучения;

  • воспитание культуры речи и культуры поведения.

Для достижения поставленных целей на данном занятии использован комплекс методов обучения:

  • Проблемно - поисковые методы (решение ситуационных задач)

  • Научно - поисковые

При изучении темы у студентов будут сформированы:

Профессиональные компетенции (ПК):

  • эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности;

  • соблюдать принципы профессиональной этики;

  • оформлять медицинскую документацию;

  • оказывать медицинские услуги в пределах своих компетенций.

Общие компетенции (ОК):

  • -понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

  • анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы;

  • осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;

  • работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителям









В соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом в области сестринского дела после изучения темы студент должен


Знать:

  • Стороны общения

  • Элементы эффективного общения

  • Типы общения

  • Средства общения

  • Факторы, способствующие или препятствующие эффективному общению

  • Критерии эффективности общения

Уметь:

  • Применить элементы активного общения

  • Применять Факторы, способствующие или препятствующие эффективному общению














Компетенции, формируемые в результате освоения темы



Код

Наименование результата обучения

ПК7.1

Соблюдать принципы профессиональной этики: эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности, консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и самоухода.

ПК 7.2

Осуществлять уход за пациентами различных возрастных групп в условиях учреждения здравоохранения и на дому, согласно сестринскому процессу

ПК 7.3

Оформлять медицинскую документацию.

ПК 7.4

Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.

ПК 7.5

Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала, в том числе инфекционную безопасность, производственную санитарию и личную гигиену на рабочем месте.

ПК 7.6

Владеть основами гигиенического питания.

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7

Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации

ОК 9

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

ОК 10

Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия

ОК 11

Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку

ОК 12

Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности

ОК 13

Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей















ОГЛАВЛЕНИЕ


Пояснительная записка…………………………………………….…..

3

Методические указания……………………………………………………………………..

4

В соответствии с ФГОС в области сестринского дела после изучения темы студент должен ……………………………………………..


6

Профессиональное общение в сетринской пратике……………………………

11

Средства общения………………………………………………………………………………..

12

Правила профессионального общения с пациентом…………………………..

15

Глоссарий………………………………………..…………………………………

16

Список использованных источников………………………………….

17

Приложение 1Тестовый контроль…………………………………….

19

Приложение 2 Эталоны ответов к тестовому контролю……………

23


















Профессиональное общение в сетринской пратике


Общение– сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку стратегий взаимодействия, восприятие и пониманию людьми друг друга.

Общение медсестры с пациентом- процесс установления и развития контактов с целью достижения оптимального уровня жизнедеятельности пациентов.

В социальной психологии в структуре коммуникации выделяют стороны общения:

1 коммуникативная- обмен информацией между сестрой и пациентом

2 перцептивная- процесс восприятия и понимания собеседников при общении

3 интерактивная – взаимодействие партнеров для организации совместной деятельности и разработки общей линии поведения

Уровни общения

1внутриличностный – мысленное общение человека с самим собой: анализ ситуации, разработка идей, планирвоание действий

2 межличностный- обмен информации с коллегами, друзьями, родственниками

3 общественный- взаимодействие человека с группой людей, коллективом.

Американский исследователь Лассуэлл предложил модель коммуникативного процесса из 5 элементов:







Рисунок 1-Элементы общения



Отправитель – кто передает информацию

Сообщение – посылаемая информация

Канал – форма отправки сообщения (речь, жесты)

Получатель – кому посылается сообщение

Подтверждение – эффективность общения.


В процессе общения различают 5 стилей общения


авторитарный компромисса избегания

уступки сотрудничества


Средства общения

Вербальные

Невербальные

  • язык

  • речь

  • визуальные

  • акустические

  • тактильные

  • ольфаторные


Невербальные стредства общения

1 Визуальны:

  • движения и жесты:

  1. движения- перемещение в пространстве своего тела

  2. жесты-движение различных частей тела- в основном головы, плеч и рук

  • позы-отражают состояние чесловека и его отношение к происходящему, почти у каждого человека есть своя излюбленная поза;

  • мимика-выражение глаз, лица- определенный имидж человека, в мимическом выражении- эмоциональное состояние;

  • направление взгляда, визуальный контакт- экстраверты смотрят на собеседнкиа пристольней и дольше, чем интроверты;

  • кожные раекции: покраснение, побледнение;

  • вспомогательные средства общения:

  1. особенности телосложения(возраст,пол)

  2. средства преобразования природного телосложения (одежда, прическа)

  • проксемика: расстояние до собеседника, угол поворота нему, персональное пространство.

Зоны комфорта


Менее 15 см

15-45 см

0,46-1,2 м

1,2-3,6 м

Более 3,6 м

Сверх-интимная

Интимная

Личная

Социальная

Общественная


  1. Акустичекие:

  • связанные с речью: интонации, паузы

  • не связанные с речью: одышка, удушье, кашель,плач,сон

  1. Тактичльные:

  • связаные с прикосновением: физическое воздействие (пальпация пульса, живота)

  1. Ольфакторные(связанные с запахом):

  • естественные (приятные,неприятные)

  • искуственные(духи, косметика)


У пациента могут быть самые различные потребности в общении. Он может нуждаться в совете, утешении, обычном разговоре. То, насколько медсестра способна удовлетворять эти потребности, зависит от ее навык общения и опыта.


Основа коммуникации- мастерство общения медсестры:

1 Участие- внимание к чувствам другого человека.

Эмпатия «вчувствование»- способность чувствовать эмоциональное состояние другого человека.

Эмоции- это форма непосредственного переживания человеком жизненного смысла явлений и ситуации, которое обусловленно тем, отвечают или нет объективные своства этих явлений и ситуации потребностя индивидуума.

Сетры должны понимать что эмоции не должны захватывать их в межличностных контактах – это может привести к негативным последствиям, а чувства в общении сестры не только желательны, но и полезны.

2 Открытость- это раскрытие своего внутреннего «я» другому человеку, оно предпологает взяимность

  1. Умение сопереживатья, проявлять беспокойство;

4 Уметь слушать- это искусттво, открытость миру и чувств других людей

Выделяют 3 элемента активного слушанья:

  • Поощряющие невербальные аспекты

  • Поощряющие вербальные аспекты

  • Использование молчания.

К невербальным компонентам активного слушанья относятся:

  • Зрительный контакт

  • Поза тела, сигнализирующая внимание и готовность слшуать

  • Сестра стоит или сидит, повернувшись лицом к пациенту

  • Расстояние между собеседниками

  • Кивки головой

  • Выражение лица.

Вербальные компоненты:

  • Восклицание по ходу беседы с пациентом

  • Вопросы, показывающие заинтересеванность сестры в пациенте.

Использование молчания

Сестра должна уметь правильно использовать этот аспект- с обной стороны молчание может тяготить пациента, с другой оно позволяет человеку собратсья с мыслями.

5 Искренность- это совпадение трех пластов коммуникации- вербального, невербального и того что при этом человек чувтвует.

Уважение

Искусство задавать вопросы


Правила профессионального общения с пациентом


  1. Представиться пациенту: указать свое имя-отчество, длжность

  2. Смотреть в глаза на обном уровне

  3. Проявлять доброделательность

  4. Обеспечить конфиденциальность беседы

  5. Говорить на достопнум для пациенте языке

  6. Поощрять пациента задавать вопросы

  7. Уметь слушать






Глоссарий



  1. Канал-форма отправки сообщения (речь, жесты)

  2. Общение- сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку стратегий взаимодействия, восприятие и пониманию людьми друг друга.

  3. Общение медсестры с пациентом- процесс установления и развития контактов с целью достижения оптимального уровня жизнедеятельности пациентов.

  4. Отправитель- кто передает информацию

  5. Пальпация-ощупывание

  6. Перкуссия- выстукивание

  7. Получатель-кому посылается сообщение

  8. Подтверждение-эффективность общения.

  9. Сообщение-посылаемая информация





















Список использованных источников

  1. Основы сестринского дела : курс лекций, Сестринские технологии : учебник / Л.И. Кулешова, Е.В. Пустоветова ; под ред.В.В. Морозова.  Изд. 2-е.  Ростов н/Д : Феникс, 2017.  716 с. : ил.  (Среднее медицинское образование)

  2. Основы сестринского дела : практикум / Т. П. Обуховец.  Изд. 2-е.  Ростов н/Д : Феникс, 2017.  687, [1] с. : ил.  (Среднее медицинское образование)

  3. Основы сестринского дела [Электронный ресурс] : учебник / Островская И.В., Широкова Н.В. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015. - http://www. medcollegelib.ru/book/ISBN9785970432594.html

  4. Основы сестринского дела : Алгоритмы манипуляций [Электронный ресурс] : учебное пособие / Н. В. Широкова и др. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015. - http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN 9785970432563.html

  5. Практическое руководство к предмету "Основы сестринского дела" [Электронный ресурс] : учеб. пос. / Мухина С. А., Тарновская И. И. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2016. - http://www.medcollegelib. ru/book/ISBN9785970437551.html

Дополнительные источники:

  1. Биоэтика. Философия сохранения жизни и сбережения здоровья [Электронный ресурс] : учебник / Ю.М. Хрусталев. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970433287.html

  2. Внутрибольничная инфекция [Электронный ресурс] : учеб. пособие / В. Л. Осипова - 2-е изд., испр. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970431337.html

  3. Дезинфекция [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Осипова В.Л. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2014. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970431207.html

  4. Общепрофессиональные аспекты деятельности средних медицинских работников [Электронный ресурс] : учеб. пособие / под ред. С. И. Двойникова. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015. - http://www.studentlibrary. ru/book/ISBN9785970435168.html

  5. Основы сестринского дела. Ситуационные задачи [Электронный ресурс] : учебное пособие для медицинских училищ и колледжей / Морозова Г. И. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015. - http://www.studentlibrary. ru/book/ISBN9785970433294.html

  6. Нормативные документы:

Интернет ресурсы, отвечающие тематике профессионального модуля, в том числе - http://www.studentlibrary.ru

http://dezsredstva.ru/ - методические указания к дезинфицирующим средствам, нормативные документы;

http://www.consultant.ru/- нормативные документы;

http://www.recipe.ru/ - нормативные документы;

www.med-pravo.ru – нормативные документы и др.





















Приложение 1

Тестовый контроль


Внимательно прочитайте задание, выберите один пральный вариант ответа.

1. Перцептивное общение - это процесс:

  1. обучения пациента

  2. восприятия другого человека

  3. обмена информацией

  4. взаимодействия партнеров

2. Вербальное средство общения:

  1. плач

  2. смех

  3. язык

  4. поза

3. Компонент общения:

  1. формальный

  2. ролевой

  3. интерактивный

  4. коллегиальный

4. Уровень общения:

  1. внутриличностный

  2. формальный

  3. неформальный

  4. перцептивный

5. Средство общения:

  1. вербальное

  2. внутриличностное

  3. межличностное

  4. дружеское

6. Невербальное средство общения:

  1. язык

  2. речь

  3. мышление

  4. поза

7. Тактильное средство общения:

  1. выражение лица

  2. движение руки

  3. прощупывание печени

  4. поворот головы

8. Визуальное средство общения:

  1. плач

  2. рукопожатие

  3. мимика

  4. запах

9. Акустическое средство общения:

  1. запах

  2. кашель

  3. поза

  4. прикосновение

10. Интонация – средство общения:

  1. визуальное

  2. акустическое

  3. тактильное

  4. ольфакторное

11. Пальпация живота – средство общения:

  1. визуальное

  2. тактильное

  3. ольфакторное

  4. акустическое

12. Проксемика – средство общения:

  1. ольфакторное

  2. акустическое

  3. визуальное

  4. тактильное

13. Кинезика – средство общения:

  1. акустическое

  2. визуальное

  3. ольфакторное

  4. тактильное

14. Ольфакторное общение:

  1. искусственные запахи

  2. прощупывание пульса

  3. рукопожатие

  4. изменение положения

15. Интонация – средство общения:

  1. акустическое

  2. визуальное

  3. ольфакторное

  4. тактильное

16. Деловое общение – это:

  1. вид

  2. средство

  3. компонент

  4. уровень

17. Размер личной зоны в метрах:

  1. 0,15-0,46

  2. 0,46-1,2

  3. 1,2-3,6

  4. 3,6

18. Размер общественной зоны в метрах:

  1. 0,15-0,46

  2. 0,46-1,2

  3. 1,2-3,6

  4. 3,6

19. Зональное пространство менее 15 см – это зона :

  1. интимная

  2. сверхинтимная

  3. персональная

  4. личная

20. Зональное пространство 15-45 см – это зона :

  1. интимная

  2. сверхинтимная

  3. персональная

  4. социальная























Приложение 2


Эталоны ответов к тестовому контролю

Ответ

1

б

2

в

3

в

4

а

5

а

6

г

7

в

8

в

9

б

10

б

11

б

12

в

13

б

14

а

15

б

16

а

17

б

18

г

19

б

20

а