СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 04.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Общение в сестринском деле. Типы и каналы общения

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Возрастание продолжительности жизни, наряду с другими демографическими проблемами, вызвало изменение отношения общества к медико-социальному уходу. Между тем, потребность в квалифицированных сестрах, готовых предоставить уход за тяжелобольным пациентом в стенах лечебного учреждения или на дому превышает их наличие.

Просмотр содержимого документа
«Общение в сестринском деле. Типы и каналы общения»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

«КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени В.И. ВЕРНАДСКОГО»

(ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского)

Медицинский колледж

(структурное подразделение)

ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. ВЕРНАДСКОГО




Методическая разработка

практического занятия


МДК 04.01 «Теория и практика сестринского дела».


Тема: «Общение в сестринском деле. Типы и каналы общения»


Специальность: 34.02.01.«Сестринское дело»

Курс: 1, семестр: 1

Количество часов: 6


Преподаватель: Чаплина Галина Юрьевна








Одобрена на заседании

Методической ­­­­­­ комиссии №1

Протокол № ______ от

«_____» _______________________ г. Председатель ЦК ________________





Симферополь 2015г.



Содержание:

1.Содержание 2

2.Структурно-логическая схема темы 3

3.Актуальность темы 4

4.Цели занятия 4

5.Формирование общих и профессиональных компетенций 5

6.Формы и методы организации учебного процесса 6

7.Межпредметная интеграция 7

8.Содержание теоретического материала темы 8

9.План и организационная структура занятия 22

10.Материально – техническое обеспечение 23

11. Инструкция практического занятия 25

12. Материалы контроля исходного уровня знаний 27

13. Материалы к основному этапу 32

14 Материалы контроля заключительного уровня знаний 35

15.Сиитуационные задачи 35

16. Приложение №3-11 38-47






















ВНУТРЕННЯЯ РЕЦЕНЗИЯ

Методическая разработка практического занятия по теме «Сестринский процесс. Документация к сестринскому процессу» разработана преподавателем МК клинических дисциплин №1 Медицинского колледжа (структурное подразделение) ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского» Чаплиной Г.Ю.

Данная разработка предназначена для реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта по программе ПМ 04 «Выполнение работ по должности служащего Младшая медицинская сестра по уходу за больными», МДК 04.01 «Теория и практика сестринского дела». Данный раздел является частью профессионального модуля основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 34.02.01 «Сестринское дело» и в соответствии с учебным планом 2016-2017 учебного года.

Структура и содержание методической разработки полностью соответствует целям и задачам практической подготовки студентов и формированию профессиональных и общих компетенции. Теоретическое обоснование темы включает в себя все современные представления по данному разделу. План проведения занятия и хронология соответствуют современным дидактическим требованиям. Использован многоуровневый контроль знаний, предусмотрена возможность проведения интерактивного занятия. Методическая разработка практического занятия соответствует всем требованиям к методической литературе и рекомендована для использования в учебном процессе


Рецензент:


Преподаватель высшей категории Рублева С.А._________________





Структурно - логическая схема темы

«Общение в сестринском деле. Типы и каналы общение»




Каналы общения


Средства

Стиль

Функции

Формы

Стороны

вербальный

невербальный


Коммуникативная

Интерактивная

Персептивная

терапевтические

нетерапевтические.


давление

уступки

инструментальная

интегративная

самовыражения

трансляционная

экспрессивная

социального контроля

социализации

Индивидуальные беседы

Групповые беседы


Общение по телефону


Проведение переговоров, собраний, совещаний, конференций


Дискуссии, диспуты.


письменное

общение


1).Визуальные

2).Акустические

3).Тактильные

4).Ольфакторные

кинесика

проксемика

паралингвистические

экстралингвистические

такесика

естественный запах

искусственный запах














компромисс





сотрудничества




избегания





1. АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ


Возрастание продолжительности жизни, наряду с другими демографическими проблемами, вызвало изменение отношения общества к медико-социальному уходу. Между тем, потребность в квалифицированных сестрах, готовых предоставить уход за тяжелобольным пациентом в стенах лечебного учреждения или на дому превышает их наличие.

Изучение опыта развитых зарубежных стран позволило пересмотреть место и роль сестринского персонала в системе здравоохранения. Образ сестры-исполнителя устарел, поскольку перестал отвечать таким признакам профессии, как возможность карьерного роста в рамках профессии, право принятия решений при ограниченных полномочиях, научные исследования, стандартизация.

В этой связи перед педагогами стоит сложная задача подготовки к реальной практике сестер, зачастую не имеющих ни жизненного, ни профессионального опыта.

Обучение и профессиональная деятельность медицинской сестры должны стать мотивированными. Осуществление медико-социального ухода потребует возрастания общей и профессиональной культуры ее исполнителей, которая возможна через самопознание и саморазвитие. Только это позволит использовать тезис: «От знаний на всю жизнь – к знаниям через всю жизнь».

Глоссарий

Термины

Определение

Этика


Мораль, нравственность


Профессиональная этика


Принципы поведения в процессе профессиональной деятельности человека

Деонтология


Учение о долге человека перед другим человеком и обществом в целом

Медицинская деонтология

Учение о должном поведении медицинских работников между собой, с пациентами, родственниками пациентов.

Пациент

Человек (индивид), который нуждается в медицинской помощи

Дистрибутивная справедливость

Право пациента на качественную и своевременную медицинскую помощь

Коммуникация

Обмен информацией между людьми

Афазия

Потеря речевой функции

Имитационный тренинг

Практическая отработка полученных знаний

Добродетели

Черты характера, которые побуждают человека совершать хорошие поступки


2.ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

2.1Учебные:

1.Формирование системы профессиональных знаний, умений и навыков по теме занятия.

2.Добиться эффективного усвоения учебного материала за счет:

- обеспечения качественного учебно-методического оснащения занятия;

- повышения познавательного интереса студентов путем активизации непроизвольных процессов памяти при использовании многообразных методов технических средств обучения;

- проведения самостоятельной работы путем формирования малых групп и погружения в атмосферу деятельности, близкой к профессиональной.

- использования межпредметной интеграции.


Студент должен знать:

- правила делового общения;

- этические нормы взаимоотношений с коллегами, партнерами, клиентами;

- основные приемы общения: правила слушания, ведения беседы, убеждения, консультирования;

- формы обращения, изложения просьб, выражения признательности, способы аргументации в производственных ситуациях;

- составляющие внешнего облика делового человека: костюм, прическа, макияж, аксессуары;

- правила организации рабочего пространства для индивидуальной работы и профессионального общения.


Студент должен уметь:

- осуществлять профессиональное общение с соблюдением норм и правил делового этикета;

- выявить этические ошибки в профессиональной деятельности среднего медицинского работника;

-пользоваться простыми приемами саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;

-передавать информацию устно и письменно с соблюдением требований культуры речи;

-принимать решения и аргументировано отстаивать свою точку зрения в корректной форме;

- организовать эффективное профессиональное общение, организовать терапевтическое общение с пациентами, у которых имеются нарушения речи, зрения, слуха, т. е. не способных к вербальному или невербальному общению;

- составлять и решать этико–деонтологические задачи, отражающие профессиональную деятельность м/с;

-участвовать в санитарно-просветительской работе среди населения.



Иметь практический опыт:

- в правильной организации рабочего пространства для индивидуальной работы и профессионального общения;

- в использовании общения, как средство социальной поддержки.



ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ


Студенты должны овладеть профессиональными компетенциями:

- ПК4.1. Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности;

- ПК4.2. Соблюдать принципы профессиональной этики.

Студенты должны овладеть общими компетенциями:

- ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

- ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых её руководителем.

- ОК 5. Использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;

- ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с руководством, коллегами, потребителями;

- ОК. 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.


2.2 Воспитательная цель:

1. Воспитывать сущность и социальную значимость профессии медицинской сестры;

2. Воспитывать ответственность, добросовестность при выполнении профессиональных обязанностей среднего медработника;

3. Воспитывать умение анализировать рабочую ситуацию, давать оценку и осуществлять коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы;

4. Воспитывать умение работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством.


2.3. Развивающая цель:

1.Развивать умение применять полученные знания в различных ситуациях;

2.Выработать логику мыслительной деятельности, осуществлять умение анализировать и прогнозировать свои действия как будущего специалиста;

3.Развивать самостоятельность и коммуникабельность;

4.Формировать умение аргументировано отстаивать свою точку зрения, отвечать на вопросы правильно, конкретно формулировать и задавать их, слушать других.


3.МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ: кабинет доклинической практики


4.ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА


Вид занятия: практическое.

Тип занятия: урок формирования, контроля и корректирования знаний, умений и навыков.

Продолжительность занятия: 6 академических часов.

Методы и приемы обучения:

1.Организация и осуществление учебно-познавательной деятельности студентов:

    • Объяснительно-иллюстративные:

- словесные (беседа, объяснение, работа с литературой);

- наглядные (иллюстрация, демонстрация, видеометод.);

- практические (упражнения устные и письменные);

- проблемно-поисковые (решение проблемных и ситуационных задач).

    • Определяющие логику обучения студентов:

- сравнение, обобщение, систематизация.

    • Практический:

- самостоятельная практическая работа

2.Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

    • -анализ жизненных ситуаций, доказательное разъяснение, упражнения, поощрение;

3.Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:

- исходный уровень знаний - фронтальный устный опрос по вопросам темы;

- конечный уровень знаний - демонстрация отработанных на занятии заданий.







5.МЕЖПРЕДМЕТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ


дисциплины

знать

уметь

Обеспечивающие:

Психология

Содержание, цель, средства, виды, функции, формы общения.

Применять разные виды и формы общения с пациентами и близкими родственниками

Латинский язык

Психологические термины

Применять психологические термины, происходящие от латинского языка

Философия



Философское значение личности

Находить и применять философский подход к различным типам личности

Обеспечиваемые:



Все МДК ПМ02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах


Терапевтические и нетерапевтические средства общения


Применять терапевтические средства общения с пациентами различного профиля и избегать применения нетерапевтических средств общения в своей профессиональной деятельности

Внутри предметная интеграция



Обеспечиваемые:

МДК 04.02 Безопасная среда для пациента и персонала

МДК 04.03 Технология оказания медицинских услуг



Средства, виды, функции и формы общения с пациентами в процессе выполнения медицинских манипуляций



Применять различные средства, виды, функции и формы при общении с пациентами с целью достижения терапевтического эффекта




6. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ


Общение — это многогранный и многоуровневый процесс взаимодействия между людьми, в котором происходит обмен информацией, опытом, результатами деятельности, формирование эмоционально-психологических отношений, осуществляется взаимное влияние друг на друга, а также взаимное сопереживание и понимание.

В общении выделяют: виды, содержание, цель, средства, стиль, функции, формы, стороны, барьеры.


Вида делового общения:

    • вербальное

  • невербальное.

Вербальное общение (от лат. Verbalis - словесный) осуществляется с помощью слов.

При невербальном общении средством передачи информации являются поза, жесты, мимика, интонации, взгляд, территориальное расположение.

К не вербальному типу общения примыкают так называемые 

паралингвистические эффекты:

    • пауза;

    • интонация;

    • возгласы и восклицания;

    • тон, звучность, тембр голоса;

    • дикция;

    • скорость речи.


Содержание общения — это информация, которая передается от одного живого существа к другому в межличностных контактах. Это могут быть сведения об эмоциональном и мотивационном состоянии пациента или медицинского работника, информация о запланированном лечении или профилактике, сигнал об опасности в состоянии здоровья или известие о выздоровлении, восприятие и характеристика окружающего мира.

Цель общения — это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. Если у животных цели общения обычно не выходят за рамки удовлетворения актуальных для них биологических потребностей, то у человека они представляют собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, интеллектуального роста, нравственного развития и др.

Средства общения делятся на две группы: терапевтические и нетерапевтические.

К терапевтическим средствам общения относятся:

    • пристальное внимание;

    • терапевтическое прикосновение;

    • контакт глаз.


К нетерапевтическим средствам общения относят:

  • избирательное или невнимательное выслушивание;

  • констатация заключения;

  • безличное отношение;

  • неоправданное доверие;

  • утаивание информации;

  • фальшивое успокаивание;

  • морализаторство;

  • критика, угрозы.


Стиль общения;

Различают 5 стилей общения:

  • давление (авторитарный);

  • уступки;

  • компромисса;

  • сотрудничества;

  • избегания.



Функции общения:

  • инструментальная — характеризует общение как социальный механизм управления и передачи информации, необходимой для выполнения какого-либо действия;

  • интегративная — является средством объединения людей;

  • самовыражения — определяет общение как форму взаимопонимания психологического контекста;

  • трансляционная — передает конкретные способы деятельности, оценки и т.д.;

  • экспрессивная — взаимопонимание переживаний и эмоциональных состояний;

  • социального контроля — регламентация поведения и деятельности;

  • социализации — формирование навыков взаимодействия в соответствии с принятыми нормами и правилами.


Основными формами общения, согласно данной классификации, являются:

  • Индивидуальные беседы

  • Групповые беседы

  • Общение по телефону

  • Проведение переговоров, собраний, совещаний, конференций

  • Дискуссии, диспуты и др.


Структура и уровни общения:

Стороны общения:

В общении выделяют три взаимосвязанные стороны.

  • Коммуникативная - состоит во взаимном обмене информацией между

собеседниками, передаче и приеме знаний, мнений, чувств.

Универсальным средством коммуникации и общения является речь, с помощью которой не только передается информация, но и осуществляется воздействие собеседников друг на друга (например, беседа палатной медицинской сестры с пациентом по поводу того, каким должен быть его образ жизни в период реабилитации к сложившихся условиях).

  • Интерактивная сторона общения (от англ. interaction — взаимодействие) заключается в обмене действиями, организации межличностного взаимодействия, позволяющего реализовать общую деятельность (например, обсуждение медицинской сестрой и пациентом, перенесшим инсульт, взаимных обучающих действий в процессе становления его эффективной жизнедеятельности).

  • Персептивная сторона общения — это процесс воспитания, познания и понимания людьми друг друга с последующим установлением определенных межличностных отношений (например, акушерка убеждает молодую супружескую пару, готовящихся стать родителями, в необходимости соблюдать здоровый образ жизни).


Также в общении выделяют пять звеньев:


1) отправитель информации, т.е. человек, начинающий общение;

2) само общение, т.е. передаваемая вербальная (речевая) и невербальная (неречевая) информация;

3) используемый канал передачи информации (речевой, неречевой, письменный и т.д.);

4) получатель информации, т.е. партнер по общению, или собеседник;

5) факт подтверждения или не подтверждения собеседником получения информации, т.е. обратная связь. Данный фактор является чрезвычайно важным для осуществления эффективного общения между людьми.


Необходимо отметить, что в процессе общения лицо, передающее информацию, принято называть коммуникатором, а лицо, получающее эту информацию, - реципиентом.

По оценке специалистов только 7% информации передается словами, 38% определяется тем, как эти слова произносятся, а 55 % — выражением лица.


Оптико-кинетическая система знаков.


Данная система включает в себя жесты, мимику, пантомимику.

Жесты делятся на несколько типов в зависимости от функционального значения:

  • иллюстрирующие — указание формы, высоты, направления движения;

  • регулирующие — показывающие, как следует выполнять то или иное действие или работу;

  • адаптивные — появляющиеся при волнении или в затруднительных ситуациях (например, постукивание по столу, покусывание кончика карандаша, поправление очков и т.п.);

  • жесты-эмблемы — общепринятые обозначения (например, знак победы, о'кэй и т.п.);

  • эмоциональные — связанные с эмоциональным состоянием (радостью или горем).

  • Частота жестикуляции у разных народов отличается: у финнов — I раз в час; у итальянцев — 80 раз в час; у французов — 120 раз в час; а у мексиканцев — 180 раз в час.


Проксемика.


Специальная область, которая изучает нормы пространственной и временной организации общения, называется проксемикой.


Размеры пространственной территории человека во время общения можно разделить на четыре зоны:

1) интимную (от 15 до 45 см) — именно эту зону человек охраняет так, как будто это его собственность;

2) личную (персональную) (от 46 до 120 см) — расстояние, которое обычно разделяет людей, находящихся на официальных приемах и дружеских вечеринках;

3) социальную (от 120 до 360 см) — расстояние, на котором держатся от людей, которых не очень хорошо знают;

4) публичную (официальную) (более 360 см) — расстояние, которое соблюдают, когда адресуют сообщение большой группе людей.


Дистанция между говорящими может зависеть от национальных особенностей, пола, взаимоотношений собеседников, их статуса, а также места проживания (городская или сельская местность).

Приближаясь к пациенту или отодвигаясь от него, можно регулировать взаимоотношения с ним. Уменьшение расстояния означает стремление усилить контакт, сделать его более прочным на физическом (лучше услышать, исключить помехи) либо эмоциональном уровне.

Следует помнить, что приближение к собеседнику может вызвать у него определенную неловкость, если при этом вторгаются в его личное пространство. Признаками такого вторжения может быть стремление собеседника отойти или отодвинуться. В то же время если стоять от собеседника дальше, чем это необходимо, это может быть расценено как стремление избежать разговора или попытка отделить себя от собеседника.


Контакт глаз. Одним из самых важных компонентов невербального общения является контакт глаз. На протяжении многих веков человечество задумывалось о значении взгляда и его влиянии на поведение человека. При зрительном контакте принимается во внимание частота обмена взглядами, их длительность, избегание взгляда, его динамика и т.д. Взгляды собеседников должны встречаться друг с другом около 60 — 70 % всего времени общения. Когда человек избегает прямого зрительного контакта, это можно интерпретировать следующим образом:

  • ему не нравится собеседник;

  • он не уверен в том, что говорит;

  • он обманывает или скрывает что-то;

  • он чувствует себя виноватым;

  • он не заинтересован в общении;

  • он смущен тем, что ему сказали.

  • Поддержание зрительного контакта не означает, что надо все время не отрываясь смотреть на собеседника. Пристальный взгляд может восприниматься как желание подавить, подчинить или как признак агрессивности.

Внешний вид. Одежда, прическа, макияж, манера держаться многое говорят о человеке окружающим, особенно видящим его впервые. При встрече с незнакомым человеком его неосознанно стремятся отнести к какому-либо типу, определенной категории. Первое впечатление является очень стойким и надолго определяет отношение к человеку. Дальнейшее общение может быть затруднено, если его на основе первого впечатления отнесут к типу, который не располагает к симпатии и сотрудничеству. Большинство людей чувствует себя хорошо тогда, когда хорошо выглядят. Кроме того, одежда в определенной мере помогает поддержанию авторитета и работает на имидж.

Улыбка. Наиболее универсальным средством невербального общения является улыбка. Некоторые психологи придерживаются мнения, что люди улыбаются не только потому, что рады чему-либо, но и потому, что улыбка помогает чувствовать себя счастливее и увереннее. При встрече улыбка снимает настороженность первых минут и способствует более уверенному и спокойному общению. Однако улыбка может выражать множество оттенков переживаний и иметь много значений.


Влияние различных факторов на процесс общения


Существенно улучшить и оптимизировать свои отношения с пациентом, выработать свой индивидуальный стиль общения можно, развивая такие качества, как аттракция, эмпатия и рефлексия.

Аттракция обозначает возникновение привлекательности при восприятии одного человека другим, т.е. это умение нравиться другим людям, производить на них приятное впечатление.

Эмпатия (позиции душевного сочувствия) — это умение сопереживать другому человеку, способность понимать его не столько умом, сколько сердцем, т.е. постижение эмоционального состояния другого человека.

Рефлексия — это процесс логического анализа проблем, поступков и состояний собеседника, приводящий к определенным обобщениям и выводам о нем.


Умение слушать и значение обратной связи в процессе общения.


В процессе человеческого общения со всей наглядностью проявляется различие двух близких понятий: «слушать» и «слышать». К сожалению, достаточно часто люди, слушая, не слышат друг друга. Истинное слушание — это слушание без вынесения суждений, замечаний, желания рассказать свою историю. Развить навыки слушания можно лишь в том случае, если у слушающего есть реальное желание понять и узнать другого человека. Неумение слушать это наиболее значительная и самая распространенная проблема в общении.

Одна из важнейших задач медицинской сестры — это умение тактично выстроить с пациентом беседу, эффективность которой зависит, в первую очередь, от умения расположить его к себе, вызвать на откровенный разговор. Искусство слушания пациента оказывает влияние не только на своевременную диагностику, но и на формирование конструктивных партнерских отношений между ним и медицинской сестрой.

Можно говорить об эффективном и неэффективном слушании. Слушание неэффективно, когда не обеспечивает правильною понимания слов и чувств собеседника, создает у говорящего ощущение, что его не слышат, считают его переживания смешными, незначительными. Оно неэффективно и в тех случаях, когда не обеспечивает продвижения собеседников в понимании обсуждаемой проблемы, не приводит к ее решению или не способствует установлению доверительных отношений.

Эффективное слушание — это сложный волевой акт требующий от слушающего постоянного внимания, заинтересованности, готовности оторваться от собственных задач и вникнуть в проблемы другого. Следует помнить, что активно слушать человек можно в среднем 15 мин.


Правила эффективного общения с пациентом


Существуют правила эффективного общения, применение которых помогает установить взаимоотношения между медицинским работником и пациентом.

  1. «Имя собственное». Беседу с пациентом начинают, назвав свое имя и отчество, должность и цель беседы. К пациенту также обращаются по имени и отчеству (если этого требует возраст) и на «вы», что способствует утверждению человека как личности, вызывает у него чувство удовлетворения и сопровождается положительными эмоциями. На «ты» можно переходить, только если пациент сам предложит это.

  2. «Комфортная обстановка». Беседу с пациентом проводят, по возможности обеспечив ему удобное место, учитывая освещение, наличие шума, мебель, помещение, присутствие посторонних и т.д. Необходимо помнить о межличностной дистанции, расположиться так, чтобы лицо находилось на одном уровне с лицом пациента. Обязательно напоминают пациенту о конфиденциальности беседы.

  3. «Зеркало отношении». Прием состоит в доброй улыбке и приятном выражении липа, свидетельствующем, что «я — ваш друг». У пациента возникают чувство защищенности и, как следствие, положительные эмоции. Следует быть открытым, доброжелательным, позитивным и приветливым. Не следует быть фамильярным в беседе, разговаривать свысока или пренебрежительно.

  4. «Построение беседы». Разговор с пациентом начинают с подчеркивания его достоинств и положительных достижений в устранении проблемы со здоровьем. Нежелательно начинать беседу со сложной для пациента темы. К наиболее волнующим и щепетильным вопросам подходят постепенно. Терпеливо и внимательно выслушивают проблемы пациента.

  5. «Золотые слова». Прием заключается в высказывании комплиментов, способствующих эффекту внушения. Следует увидеть, понять и оценить достоинства человека, с которым ведется беседа. Это выражают словами одобрения и похвалы.

  6. «Риторические способности». Говорить следует четко, неторопливо, доходчиво, с максимальным проявлением дружелюбия (без заискивания), проверяя, правильно ли понимает сказанное собеседник. Нужно стараться вести беседу с учетом индивидуальных возрастных и личностных особенностей, вкусов и желаний пациента. В разговоре нужно выдерживать паузу: это дает возможность понаблюдать за пациентом и собраться с мыслями и ему, и медицинскому работнику. Ответы пациента сопровождают мимикой утверждения или кратким «да». При неточном ответе на вопрос его повторяют или формулируют по-другому.

  7. «Профессиональная этика». В разговоре с пациентом избегают употребления медицинских терминов, информируют его о лечебных мероприятиях и ожидаемых результатах в пределах профессиональной компетенции. Не требуют от пациента точного названия предметов ухода и лекарств, при необходимости просят просто показать их. Не следует ждать, что пациент запомнит имена сотрудников, номера кабинетов. Если в этом есть необходимость, то информацию излагают на бумаге и оставляют пациенту. Нельзя создавать у пациента чувство вины за неточное исполнение инструкций или рекомендаций. По возможности ему дают четкие и конкретные советы и рекомендации.

  8. «Взаимное понимание». В конце беседы уточняют, не возникло ли смыслового барьера.

Искусство общения, знание психологических особенностей и применение психологических методов крайне необходимы специалистам, работа которых предполагает постоянные контакты типа «человек- человек».



Техника эффективного общения в сестринском деле.


1.Правильно заданный вопрос – вопросы необходимо задавать правильные открытые:

  • открытый вопрос – это вопрос, подразумевающий подробный ответ, т. е. скажите мне; покажите мне; что, где когда; почему…;

  • закрытый вопрос – подразумевает односложный ответ «да» или «нет», т. е. вы можете; вы хотите; вы думаете; вам нужно; у вас ест…


2.Причины не понимания отправителя


  • сообщение передано невнятно или очень тихо или слишком быстро;

  • неправильно выбран канал общения – пациент плохо слышит, а вы ему говорите, пациент слепой, а вы ему пишите;

  • отправитель задал неправильный вопрос;

  • отправитель не получил подтверждения о получении его информации.


Невербальное общение.

Невербальное общение может быть эффективным если:

    1. письменное общение:

  • письменные сообщения пишите аккуратным, разборчивым подчерком;

  • выбирайте правильный размер бумаги, она должна быть не мятой с ровными краями;

  • выбирайте правильный размер и цвет букв (пишите черными или синими чернилами, все одним шрифтом; если что-то в тексте хотите выделить, подчеркните или напишите более крупным шрифтом);

  • обязательно подписывайте ваше сообщение;

  • будьте точны, указывая время;

  • орфографические ошибки подрывают авторитет медицинской сестры.

    1. бессловесное общение (жесты, мимика, позы, прикосновения)

  • Жесты защиты:

- скрещенные на груди руки, барьеры из рук;

- руки за спину;

- пожимание собственной руки;

- руки в карманах, большие пальцы при этом торчат из карманов;

  • Жесты агрессии:

- указующий перст;

- руки на поясе или на бедрах;

- руки сплетены сзади;

  • Не желание вести разговор:

- перехват руки рукой сзади;

- потирание уха, почесывание шеи;

- полузакрытые веки;

- удаление воображаемых пылинок с одежды;

  • Неискренность:

- рука прикрывает рот;

- оттягивание воротничка;

- потирание глаз;

  • Группа жестов открытости готовности к контакту:

- рукопожатие перчаткой;

- расстегивание пуговиц, снятие верхней одежды;

- наклон к собеседнику;

- рука подпирает подбородок, слегка наклонена голова.

  • Руки передают эмоциональное состояние.

  • Мимика передает индивидуальный имидж, выражение лица передает 6 основных чувств:

- удивление; страх; гнев; отвращение; счастье; печаль.

  • Внешний вид (одежда)


Вербальное общение может быть эффективным если:


  • Говорить медленно внятно простыми короткими фразами;

  • Не злоупотреблять терминологией;

  • Выбрать правильную скорость и темп речи:

- если говорить слишком медленно, то пациент будет считать, что медсестра недооценивает возможности пациента, и он ее не будет слушать;

- если говорить слишком быстро, то пациент будет считать, что медсестра торопится, и он ее не будет слушать;

  • Правильно выбрать время для общения – самое лучшее время для общения, когда пациент сам идет на контакт;

  • Не начинать беседу с негативной информации (не благоприятный исход, осложнения, неизлечимость заболевания);

  • Интонация голоса должна соответствовать тому, что вы говорите и как вы это говорите.

  • Всегда убеждайтесь в том, что пациент вас понял правильно, задавайте открытые вопросы, чтобы убедиться, что пациент вас понял (повторите, как готовиться к исследованию – это открытый вопрос; Вы поняли, как готовиться к обследованию? – это закрытый вопрос);

  • Юмор – смешные случаи, игра слов, курьезные ситуации, но не этично рассказывать анекдоты на медицинские темы – это подрывает авторитет медицинских работников.


Социальная поддержка.


При общении с пациентом пользуйтесь вербальными и невербальными способами социальной поддержки:

  • Вербальная поддержка – высказывайтесь в пользу пациента:

- его внешним видом;

- поощряйте его стремления, успехи;

- восхищайтесь его настойчивостью….;

  • Невербальная поддержка – проявляется в жестах, мимике:

- прикосновения;

- объятия;

- улыбка;

- согласие в виде кивка головы….



Типы медсестер по Харди:

1 .Сестра - рутинер - наиболее характерной ее чертой является выполнение своих обязанностей. Порученные обязанности такие сестры выполняют с необыкновенной тщательностью, скрупулезностью, проявляя ловкость и умение. Выполняет все, что нужно для ухода за пациентом, но самого-то ухода нет, т.к. работает автоматически, безразлично, бездушно, не переживая с пациентами, не сочувствуя им. Такая медсестра способна разбудить спящего пациента только ради того, чтобы дать ему снотворное средство.

2.Сестра, играющая заученную роль - такие сестры в процессе работы стремятся разыграть какую-нибудь роль, стремясь к осуществлению определенного идеала. Если их поведение пере­ходит допустимые границы, исчезает непосредственность, появляется неискренность. Они играют роль благодетеля, проявляя артистические способности. Поведение их искусственное, показное. Медсестра придумала себе медсестру, которой она хочет подражать, но ее личные качества не соответствуют этому образу, поэтому во всем ее облике и поведении чувствуется фальшь, она может не выполнить просьбу больного и врача.

3.Сестра с мужеподобной сильной личностью - таких сестер можно издали узнать по походке, они отличаются настойчивостью, решительностью, нетерпимостью к малейшим беспорядкам. Нередко они недостаточно гибки, грубы и даже агрессивны с пациентами. В благоприятных случаях такие сестры могут быть хорошими организаторами. Такая медсестра требует строгого соблюдения назначений врача, формы одежды, не только от себя, но и от других медсестер, она взыскательно относится к пациенту.

4.Тип «нервной» сестры - это эмоциональные, неустойчивые личности, склонные к невротическим реакциям. В результате они раздражительны, вспыльчивы, могут быть грубыми. Такую сестру можно видеть хмурой, с обидой на лице среди ни в чем не повинных пациентов. Они боятся заразиться инфекционными заболеваниями или заболеть «тяжелой болезнью». Они нередко отказываются выполнять различные задания якобы потому, что не могут поднимать тяжести, у них болят ноги и т. п. Такие сестры создают помехи в работе и нередко вредно влияют на пациентов.

Они раздражительны, склонны к профессиональной обидчивости, не сдержаны в проявлении эмоций, могут не выполнить назначений врача (н-р: из-за усталости)

5.Сестра-специалист - это сестры, которые благодаря какому-то особенному свойству личности, особому интересу, получают специальное назначение. Они посвящают свою жизнь выполнению сложных задач, например, в специальных лабораториях. Они фанатично преданы своей узкой деятельности. Такая медсестра добросовестна, но плохо входит в контакт с пациентом, хорошо работает в лабораториях, флюорографии.

6.Сестра материнского типа - такие сестры выполняют свою работу с проявлением максимальной заботливости и сочувствия к пациентам. Работа для них неотъемлемое условие жизни. Они все могут и успевают повсюду.

Забота о пациентах для них - жизненное призвание. Часто заботой о других, любовью к людям проникнута и их личная жизнь. Она сострадательна, но чрезвычайно опекает пациентов, часто навязывает им свое мнение, сюсюкается

7.Золотая середина


Определение понятий «биоэтика», «медицинская тайна».

Понятие биоэтики

Термин «биоэтика» или этика жизни предложен В.Р. Поттером в 1969 году. Предметом изучения биоэтики являются моральные и нравственные аспекты взаимоотношений между людьми. Тысячелетиями существовала в нашей культуре тесная связь этики и медицины.

Этика - учение о нравственности, означает систему непротиворечивых суждений о смысле и назначении морали. Слово «этика» произошло от греческого ethos - обычай. Именно нормы, правила, обычаи регулируют поведение и взаимоотношения людей в обществе. Медицинская этика является составной частью этики. Этика не только изучает нравственность человека, но и воздействует на его идеологическое формирование.

Принципы медицинской этики должны соблюдаться медицинскими работниками в их повседневной деятельности. На основе норм, правил, обычаев сформулированы наиболее обобщенные понятия морали или этические категории: долг, честь, достоинство, совесть, счастье.

Нравственность - это совокупность норм, ценностей, идеалов и установок, которые регулируют человеческое поведение и являются основными составными культуры общества (достижений в науке, искусстве, медицине, технике). Это код человеческих отношений, запрещающий следовать злу. Нравственность должна быть глубоко усвоена человеком, «войти в его душу», стать частью внутреннего мира.

Понятие «мораль» - это совокупность принципов и норм поведения людей в обществе. Каждый поступок человека является результатом взаимодействия его права («природы», «свободы») и моральных норм («долга», «обязанностей» и т. д.).


Нравственной, моральной основой поведения медицинских сестер, ее эталоном (стандартом) поведения является

Этический Кодекс медицинской сестры России.

Нравственный долг - это категория морали, который не следует отождествлять с наукой о должном - деонтологией, имеющей более узкое содержание.

Врачебный долг - это комплекс исторически сложившихся норм и требований, регулирующих отношения врача и больного, врачей между собой, врача и. общества.

Профессиональный долг, с одной стороны, служит проявлением главного принципа врачебной морали - гуманизма (человечности, человеколюбия), а с другой - гуманизм и врачебный долг часто могут выступать как противоположности. Врач никому не должен отказывать в медицинской помощи.


Сегодня «биомедицинская этика» существует в четырех формах или моделях:

  1. Модель Гиппократа. Основной принцип этой модели - «не навреди». Врач завоевывает социальное доверие пациента. Принципы врачевания, заложенные отцом медицины Гиппократом (460-377гг.), лежат у истоков врачебной этики и отражены в знаменитой «Клятве», которая и сегодня актуальна.

  2. Модель Парацельса (1493 -1541гг.) - «Делать добро», сложилась в средние века. Основное значение имеет эмоциональный контакт врача с пациентом, на основе которого строится весь лечебный процесс.

  3. Деонтологическая модель или врачебная этика, которая возникла в 1840 г. (автор Петров). Основным принципом является «нравственная безупречность», «соблюдение долга». Она базируется на строжайшем исполнении «кодекса чести », устанавливаемого медицинским сообществом, а также собственным разумом врача для обязательного исполнения.

  4. Биоэтика - современная форма традиционной биомедицинской этики, основным принципом которой является принцип «уважения прав и достоинства человека».

Сегодня медицина стремится сделать жизнь человека долгой, счастливой и лишенной болезней, но всегда на пути стоят люди, движимые жаждой власти и зараженные тоталитарной идеологией. Поэтому и возникла такая форма медицинской этики, как биоэтика, которая рассматривает медицину в контексте прав человека.


Сестринская деонтология


Сестринская деонтология - наука о долге перед пациентом и обществом, профессиональном поведении медицинского работника, является частью сестринской этики.

Наш соотечественник А.П. Чехов писал: «Профессия медика - подвиг. Она требует самоотвержения, чистоты души и чистоты помыслов. Не всякий способен на это».

Медицинскому работнику доверяется самое дорогое - жизнь, здоровье, благополучие людей. Он несет ответственность не только перед пациентом, его родственниками, но и перед государством в целом. Надо помнить: интересы пациента превыше всего.

Медицинская сестра должна обладать профессиональной наблюдательностью, позволяющей увидеть, запомнить и по-сестрински оценить мельчайшие изменения в физическом, психологическом состоянии пациента.

Она должна уметь владеть собой, научиться управлять своими эмоциями, воспитывать эмоциональную устойчивость.


Основными принципами сестринской этики и деонтологии, изложенными в клятве Флоренс Найтингейл, Этическом кодексе Международного совета медицинских сестер и Этическом кодексе медицинских сестер России являются:

  1. Гуманность и милосердие, любовь и забота.

  2. Сострадание.

  3. Доброжелательность

  4. Бескорыстие.

  5. Трудолюбие.

  6. Учтивость и др.

При составлении этого кодекса были учтены основные международные документы относящиеся к работе медицинских сестер

Его составляющие содержание принципы и нормы конкретизируют нравственные ориентиры в профессиональной сестринской деятельности.


Медицинская тайна.


Медицинская тайна — медицинское, правовое, социально-этическое понятие, представляющее собой запрет медицинскому работнику сообщать третьим лицам информацию о состоянии здоровья пациента, диагнозе, результатах обследования, самом факте обращения за медицинской помощью и сведений о личной жизни, полученных при обследовании и лечении. Запрет распространяется также на всех лиц, которым эта информация стала известна в случаях, предусмотренных законодательством.

Медицинская тайна относится к основным принципам клятвы Гиппократа:

"Что бы при лечении — а также и без лечения — я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайн


7. ПЛАН И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ


п\п

Основные этапы занятия, их функции и содержание

Уровень освоения

Методы контроля и обучения

Материалы методического обеспечения

Время в мин

1.

2.

3.

4.

5.

6.

.Подготовительный этап

1.

Организационный момент

Организация занятия - проверка готовности к занятию (внешнего вида студентов, аудитории наличие дневников) и проверка присутствующих.




5

2.

Постановка учебных целей и их мотивация



Прилагаются

2

3.

Контроль исходного уровня знаний

Работа над изучаемым материалом


L1

1.Тестирвание

2.Фронтальный опрос

Материалы контроля прилагаются. Приложение №1


40

 . Основной этап

1.




2.

. Закрепление нового материала



Объяснение этапов самостоятельной работы:

L11


1.Задание 1

2.Задание 2

3.Задание 3

4.Задание 4

Инструкция практического занятия

Приложение №2,№3,№4,№5,№6,№7

№8, №9,№10,№11

220

Результаты фиксируются в рабочих тетрадях

. Заключительный этап

1.

Контроль конечного уровня знаний

L11-111

1.Решение ситуационных задач

2.Демонстрация заданий 1,2,3,4


Приложение №2,

№3,№4,№5,№6,№7,

№8,№9,№10,№11

2.

Подведение итогов занятия, оценка деятельности студентов

Критерии оценки за активность на уроке:

  • Студент четко, активно работает, аккуратно выполняет задания и делает записи в своем дневнике «+ 1» балл

  • Студент не внимателен, отвлекается, ведет посторонние разговоры, делает небрежные записи в дневнике «- 1» балл

Внешний вид студента:

  • Студент полностью готов к занятию (халат чистый, глаженный, сменная обувь, чистые руки, наличие масок, перчаток) «+ 1» балл

  • Студент небрежен (грязный и мятый халат, нет второй обуви, отсутствуют маски, перчатки «- 1» балл


8

3

Домашнее задание

«Сестринский процесс. Документация сестринского процесса»

Изучить теоретический материал:

Рекомендуемая литература:

Основная:

1.Обуховец Т.П. Основы сестринского дела – Ростов – на- Дону: Феникс 2009;стр.101-145, стр.146-152.

2.Лекция по теме.

Дополнительная:

1. Интернет https: yamedsestra.ru

2. Интернет http://sestrinskoedelo.ru

Выполнить (в тетрадях для самостоятельной работы):

1. Составить схемы по темам: «Этапы сестринского процесса», «1й этап сестринского процесса», «2й этап сестринского процесса», «3й этап сестринского процесса», «4й этап сестринского процесса», «5й этап сестринского процесса»

2. Подготовка докладов, реферативных сообщений по темам: «История сестринского дела, как часть истории человечества», «Русские женщины. От сестры милосердия до медицинской сестры», «Основные концептуальные медсестринские модели» (1 реферат по выбор).

3.Составить схемы по темам: «Этапы сестринского процесса», «4й этап сестринского процесса», «5й этап сестринского процесса»

4.Составить схему: «Уровни потребностей по А. Маслоу», «Уровни потребностей модели ухода В. Хендерсон».


8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Средства обучения:


1) Учебно-методические средства:
- методическая разработка для преподавателей по данной теме;

- методические указания для студентов к практическому занятию;

- выписка из рабочей программы и календарно – тематического плана;

- учебное пособие по данной теме;
- вопросы по теме;
- ситуационные задачи;
- тестовые задания;

- деловая игра.


Назначения учебно-методических средств:
Учебно-методические средства обучения помогают эффективно перерабатывать информацию, упражняться в приобретении и закреплении знаний, умений и навыков, позволяют индивидуализировать обучение с учетом умственных способностей каждого студента.


2) Технические средства обучения:

- таблица «Элементы эффективного общения»

- компьютер

- ноутбук

- рабочие тетради

- видеопрезентации;

- учебные видеофильмы



Назначение наглядных пособий:
Наглядные пособия ускоряют обработку информации, повышают эффективность восприятия сложных понятий, процессов, явлений

9.ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ:

Литература:

Основная:

1.Т.П. Обуховец «Основы сестринского дела»

Ростов-на-Дону «Феникс» 2015; стр. 64-81.;

2.И. В. Островская «Сестринское дело: введение в специальность» /Сергиев Посад 2002 – 308 с./

3. Мухина, С. А. Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела» / С.А. Мухина, И.И. Тарновская. – М. : ГЭОТАР – Медиа, 2008. – 400 с.

4.С.А. Мухина, И.И. Тарновская «Теоретические основы сестринского дела»

ГЭОТАР-Медиа, Москва, 2014; стр. 61-74

5.Лекция по теме


Дополнительная:

1.Шпирина, А.И. Сестринский процесс, универсальные потребности человека в здоровье и болезни: учеб. пособие для преподавателей и студентов / А.И. 2.Шпирина, Е.Л.Коноплёва, О.Н. Евстафьева. – М. : ВУНМЦ, 2002. – 550 с.

3.Интернет-ресурсы https: yamedsestra.ru















10. ИНСТРУКЦИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

(для студентов)

Тема: Общение в сестринском деле. Типы и каналы общения


Цели занятия:

Студент должен знать:

- правила делового общения;

- этические нормы взаимоотношений с коллегами, партнерами, клиентами;

- основные приемы общения: правила слушания, ведения беседы, убеждения, консультирования;

- формы обращения, изложения просьб, выражения признательности, способы аргументации в производственных ситуациях;

- составляющие внешнего облика делового человека: костюм, прическа, макияж, аксессуары;

- правила организации рабочего пространства для индивидуальной работы и профессионального общения.


Студент должен уметь:

- осуществлять профессиональное общение с соблюдением норм и правил делового этикета;

- выявить этические ошибки в профессиональной деятельности среднего медицинского работника;

-пользоваться простыми приемами саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;

-передавать информацию устно и письменно с соблюдением требований культуры речи;

-принимать решения и аргументированно отстаивать свою точку зрения в корректной форме.

- организовать эффективное профессиональное общение, организовать терапевтическое общение с пациентами, у которых имеются нарушения речи, зрения, слуха, т. е. не способных к вербальному или невербальному общению;

- составлять и решать этико–деонтологические задачи, отражающие профессиональную деятельность м/с.

-участвовать в санитарно-просветительской работе среди населения.



План проведения занятия:

1. Организационный момент.

2. Постановка целей, начальная мотивация.

а) демонстрация мультимедийной презентации. «История сестринского дела»

3. Определение исходного уровня знаний.

а) тестовый контроль (20тестов);

б) фронтальный устный опрос (16вопросов)

4. Самостоятельная работа студентов с текущим инструктажем:

Работа №1 Составить беседу по 5 стилям общения. Какие слова или словосочетания должны обязательно присутствовать при различных стилях общения? (приведите не менее 3 примеров) Приложение№2


1) - давление (авторитарный);

2) - уступки;

3) - компромисса;

4) - сотрудничества;

5) - избегания.

Работа № 2 Опишите жесты общения и продемонстрируйте.

1) - иллюстрирующие;

2) - регулирующие;

3) - адаптивные;

4) - жесты-эмблемы;

5) – эмоциональные.


Работа № 3 О чем говорят следующие жесты?


1. - скрещенные на груди руки, барьеры из рук;

- руки за спину;

- пожимание собственной руки;

- руки в карманах, большие пальцы при этом торчат из карманов;


2. - указующий перст;

- руки на поясе или на бедрах;

- руки сплетены сзади;


3. - перехват руки рукой сзади;

- потирание уха, почесывание шеи;

- полузакрытые веки;

- удаление воображаемых пылинок с одежды;


4. - рука прикрывает рот;

- оттягивание воротничка;

- потирание глаз;


5.- рукопожатие перчаткой;

- расстегивание пуговиц, снятие верхней одежды;

- наклон к собеседнику;

- рука подпирает подбородок, слегка наклонена голова.


6. Мимика передает индивидуальный имидж, выражение лица передает 6 основных чувств:1)______2)_____3)_____4)_____5)_____6)______

Работа № 4

1) Сформулируйте «открытый вопрос»

2) Сформулируйте «закрытый вопрос»


Работа № 5. Заполнить рабочую тетрадь (описывается весь объем самостоятельной работы);

6. Определение конечного уровня знаний:

а) решение ситуационных задач (Приложение№3)

7. Подведение итогов. Выставление оценок.

8. Задания для самостоятельной работы студентов по теме: « Обучение в сестринском деле»

Литература :

Основная:

1.Т.П. Обуховец «Основы сестринского дела»

Ростов-на-Дону «Феникс» 2015; стр.198-210 ;

2. С.А. Мухина, И.И. Тарновская «Теоретические основы сестринского дела»

ГЭОТАР-Медиа, Москва, 2014; стр. 75-79

3.Лекция по теме

Дополнительная:

Интернет https: yamedsestra.ru

Приложение№1


МАТЕРИАЛЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УРОВНЯ ЗНАНИЙ


Контроль входного уровня знаний


1.Вопросы для фронтально опроса

  1. Рассказать какие существуют модели взаимодействий медработников и пациентов?

  2. Дать определения понятиям терапевтические и не терапевтические средства общения.

  3. Дать определение понятию «Вербальное общение».

  4. Дать определение понятию «Невербальное общение».

  5. Перечислить факторы, способствующие эффективному общению.

  6. Перечислить факторы, препятствующие эффективному общению.

  7. Каким считается эффективное общение?

  8. Каким должен быть внешний вид медицинской сестры?

  9. Какие Вы знаете типы медицинских сестер по И. Харди?

  10. В чем заключается система служебного подчинения младшего по должности старшему?

  11. Что означает термины «субординация», «деонтология»?

  12. Перечислить какие уровни общения Вы знаете?

  13. Дать определение понятию «Зоны комфортного общения».

  14. Какие типы общения Вы знаете?

  15. Перечислите 5 элементов эффективного общения.

  16. Как использовать общение, как средство социальной поддержки?

2.Тесты

1. Общение:

а) социальная коммуникация

б) обмен информацией

в) обмен эмоциями

г) все перечисленное

2. К функциям общения относятся информационная, экспрессивная и_____________

3. К вербальному типу общения относятся:

а) выражение лица

б) речь

в) манеры

г) дистанция

4. Первый образ восприятия, доминирующий впоследствии дли­тельное время, называется эффектом______________

5. Различают пять видов общения: давления, уступки, избегания, компромисса и_________________

6. Благоприятное воздействие, оказываемое личностью медицинского работника на психику пациента носит название________________ общения.

7. Терапевтические средства общения: пристальное внимание, те­рапевтическое прикосновение и ________________

8. Фактор, препятствующий организации терапевтического обще­ния:

а) тишина

б) изоляция пациента

в) громкий высокий голос

г) приглушенное освещение

9. Основная цель общения в сестринском деле:

а) предоставление информации

б) преодоление чувства тревоги

в) вселение надежды на улучшение самочувствия

г) преодоление дезадаптации, связанной с болезнью

10. К вербальному типу общения относятся:

а) мимика

б) письменная речь

в) жесты

г) внешний вид

11. Тон и громкость голоса, интонация, возгласы и паузы носят на­звание ______________ эффектов общения.

12. В основе терапевтического общения в сестринском деле лежит:

а) речевая культура

б) доброжелательное отношение к людям

в) артистические способности

г) суггестия (внушение без гипноза)

13. Непосредственное эмоционально-волевое влияние на пациента, умение быть убедительным и настойчивым относится к ____________ стилю общения.

14. Передача сообщения при помощи устной речи:

а) вербальное;

б) визуальное;

в) невербальное;

15. Ольфакторный метод передачи сообщения:

г) акустическое

а) через смех;

б) через запахи;

в) через прикосновения;

г) через тембр, интонацию голоса

16.Визуальный метод передачи сообщения:

а) через рукопожатия;

б) через слово;

в) через письмо;

г) через жесты

17. Акустический метод передачи сообщения:

а) через плавность речи;

б) через объятия;

в) через позу;

г) через письмо

18.Тактильный метод передачи сообщения:

а) через мимику;

б) через запахи;

в) через поцелуй;

г) через внешний вид

19. От чего не зависит эффективность письменного общения:

а) аккуратности почерка;

б) размера и цвета букв;

в) умеет ли человек читать;

г) умение внимательно слушать

20.Зоны пространственной организации общения:

а) интимная;

б) социальная;

в) индивидуальная;

г) личная



Критерии оценок по различным видам работы на занятии.


1.Оценивание фронтального опроса:

  • Полный безошибочный ответ – 5 баллов

  • Полный безошибочный ответ с незначительными неточностями – 4 балла

  • Основные моменты изложены, но ответ не исчерпывающий – 3 балла

  • Попытка ответа с явными ошибками – 2 балла

  • Нет попытки к ответу – 0 баллов


2.Тестовый контроль ( 20 вопросов ):

  • 90 % правильных ответов – 5 баллов

  • 80 % правильных ответов – 4 балла

  • 70 % правильных ответов – 3 балла.



Эталоны ответов к тестовым заданиям:

1; 2- регулятивная; 3-б; 4-ореола; 5- сотрудничества.

6- терапевтическим средством;7- контакт глаз; 8-в; 9-в; 10-б;

11- акустических; 12-б; 13- регулятивному; 14-а;15-б; 16-г; 17-а; 18-в;19-г;

20- а,б,г


Приложение №2


МАТЕРИАЛЫ К ОСНОВНОМУ ЭТАПУ


Указания к заданиям:

Задания и ответы запишите в рабочую тетрадь


Задание 1

1.Составить беседу по 5 стилям общения. Какие слова или словосочетания должны обязательно присутствовать при различных стилях общения? (приведите не менее 3 примеров)


  • давление (авторитарный);

  • уступки;

  • компромисса;

  • сотрудничества;

  • избегания.

Эталон ответов:

1. Давление:

-я думаю..

-слушайте меня…

-вы сделайте так, как скажу я…

2.Уступки:

- хорошо, хорошо…

-да, да, да…

-пусть будет, так как считаешь ты…

3.Компромисс:

-хорошо, на этот раз сделаю, так как хочешь ты, но затем рассмотрим мой вариант…

-давай сделаем так…

-хорошо, идем на компромисс…

4.Сотрудничество:

-давай сделаем так…

-да, ты прав, рассмотрим еще такой вариант…

-я думаю также…

5.Избегания:

-я не хочу об этом говорить…

-тебя это не касается…

-вопрос закрыт…


Задание 2

Опишите жесты общения и продемонстрируйте.

1) - иллюстрирующие;

2) - регулирующие;

3) - адаптивные;

4) - жесты-эмблемы;

5) – эмоциональные.


Эталон ответов:


  • иллюстрирующие — указание формы, высоты, направления движения;

  • регулирующие — показывающие, как следует выполнять то или иное действие или работу;

  • адаптивные — появляющиеся при волнении или в затруднительных ситуациях (например, постукивание по столу, покусывание кончика карандаша, поправление очков и т.п.);

  • жесты-эмблемы — общепринятые обозначения (например, знак победы, о'кэй и т.п.);

  • эмоциональные — связанные с эмоциональным состоянием (радостью или горем).



Задание 3


О чем говорят следующие жесты?


1. - скрещенные на груди руки, барьеры из рук;

- руки за спину;

- пожимание собственной руки;

- руки в карманах, большие пальцы при этом торчат из карманов;


2. - указующий перст;

- руки на поясе или на бедрах;

- руки сплетены сзади;


3. - перехват руки рукой сзади;

- потирание уха, почесывание шеи;

- полузакрытые веки;

- удаление воображаемых пылинок с одежды;


4. - рука прикрывает рот;

- оттягивание воротничка;

- потирание глаз;


5.- рукопожатие перчаткой;

- расстегивание пуговиц, снятие верхней одежды;

- наклон к собеседнику;

- рука подпирает подбородок, слегка наклонена голова.


6. Мимика передает индивидуальный имидж, выражение лица передает

6 основных чувств: 1)______2)_____3)_____4)_____5)_____6)______


Эталон ответов:


1. Жесты защиты:

- скрещенные на груди руки, барьеры из рук;

- руки за спину;

- пожимание собственной руки;

- руки в карманах, большие пальцы при этом торчат из карманов;

2. Жесты агрессии:

- указующий перст;

- руки на поясе или на бедрах;

- руки сплетены сзади;

3. Не желание вести разговор:

- перехват руки рукой сзади;

- потирание уха, почесывание шеи;

- полузакрытые веки;

- удаление воображаемых пылинок с одежды;

4.Неискренность:

- рука прикрывает рот;

- оттягивание воротничка;

- потирание глаз;

5.Группа жестов открытости готовности к контакту:

- рукопожатие перчаткой;

- расстегивание пуговиц, снятие верхней одежды;

- наклон к собеседнику;

- рука подпирает подбородок, слегка наклонена голова.

6.Мимика передает индивидуальный имидж, выражение лица передает 6 основных чувств:

- удивление;

-страх;

-гнев;

-отвращение;

-счастье;

-печаль.

Задание 4

1) Сформулируйте «открытый вопрос»

2) Сформулируйте «закрытый вопрос»


Эталон ответов:


- Повторите, как готовиться к исследованию – это открытый вопрос;

- Вы поняли, как готовиться к обследованию? – это закрытый вопрос






(Приложение№3)


МАТЕРИАЛЫ КОНТРОЛЯ КОНЕЧНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ


СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

Критерии оценок решения ситуационной задачи:

  • Полный безошибочный ответ– 5 баллов

  • Не полный безошибочный ответ– 4 балла

  • Наличие неточностей в ответе – 3 балла

  • Наличие грубых ошибок в ответе – 2 балла

  • Отсутствие решения задачи – 0 баллов

Задача 1

К медицинской сестре одного из отделений крупного научно-клинического центра обратилась пациентка: профессор назначил ей прием на 11 часов. Так как уже было 11 часов, медсестра зашла в кабинет профессора и, вернувшись через некоторое время, сказала: «Профессор пьет чай, когда закончит, Вас примет». Заметив выра­жение глубокой обиды и недоумения на лице пациентки, медсестра пожала плечами и заметила: «Что же тут особенного? Профессор ведь тоже человек и имеет право попить чаю или пообедать».

Задание:

1) Прокомментируйте ситуацию,

2) Как бы поступили Вы?

Задача 2

Прочитайте следующий отрывок из книги И.А. Шамова:

«Как и многие студенты, я во время учебы иногда ночами дежурил в горбольнице медбратом. Обычно мне удавалось ладить с больными, и отношения у нас были самыми сердечными. Все же на очередном дежурстве у меня возник конфликт с больной, которая требовала сде­лать ей инъекцию лекарства, не назначенного врачом. Я не смог убе­дить больную в неправомерности ее просьбы, и она нагрубила мне.

Утром, как обычно, я подошел к ней, чтобы сделать инъекцию назначенного врачом лекарства. Во время укола больная резко вос­кликнула: «Что Вы делаете! Решили отомстить мне?!»

Я был шокирован. Я и думать забыл о случившемся вечером, и у меня, конечно, и в мыслях не было ничего подобного».

Задание:

1) Как бы Вы вышли из подобной ситуации?

2) Можно ли было не допустить ее возникновения?

Задача 3

Пациенту врач назначил эритромицин в суточной дозе 1,5 грамма, то есть, 15 таблеток по 0,1 грамма. Пациент заявил, что не будет принимать такую «лошадиную» дозу лекарства и задал медсе­стре вопрос о профессиональной компетенции врача.

Задание:

Тактика медсестры?

Задача 4

Вы заканчиваете бессонное дежурство, устали, торопитесь до­мой, а Ваш пациент, напротив, чрезвычайно словоохотлив. Заметив брошенный Вами выразительный взгляд на часы, он даже взял Вас за руку, чтобы Вы не убежали и выслушали его до конца.

Задание:

Как поступить?

Задача 5

Пациент перегружает свой рассказ подробным перечислением дат и сроков пребывания к различных больницах, а молодая медсе­стра торопливо, не разгибая спины, записывает в блокнот каждое слово, не глядя на него.

Задание:

1) Является ли их общение терапевтическим и продуктивным?

2) Почему?

3) Охарактеризуйте свою стратегию общения с таким пациентом?

Задача 6

Н.А. Магазаник в своей книге «Искусство общения с больны­ми» приводит пример своего пациента известного художника с довольно тяжелым заболеванием сердца, вынуждающим его останавливаться через каждые 100-200 метров. Неожиданно он получил приглашение поехать в Италию, где без устали ходил по Риму и многочисленным музеям, почти не пользовался нитроглицерином, а ведь воздух в Риме загрязнен уж никак не меньше, чем в Москве. Ясно, что причина такого улучшения заключалась в снятии тревоги, спешки, досады, раздражения, короче - в хорошем настроении.

Задание:

Какие принципы и приемы общения способствуют созданию и сохранению хорошего настроения?

Задача 7

Старик жалуется на боль в колене. На слова медицинского ра­ботника:

«Это у Вас от возраста. Надо почаще в паспорт заглядывать, а не в больницу!», он с негодованием восклицает: «Какой вздор, дру­гой моей ноге тоже 80 лет, но она не болит!».

Задание:

Охарактеризуйте подобный стиль общения медработника, а также глубокий медицинский смысл этой шутки.

Задачи 8

У пациента снижены интеллект и память, он раздражает медсе­стру своей медлительностью, задает бесконечные вопросы, которые кажутся ей наивными. Сердясь, она вновь и вновь втолковывает рекомендации врача, и все без толку.

Задание:

Нельзя ли найти другой выход из ситуации?

Задача 9

Вы - медсестра отделения стационара. Вам предстоит первая беседа со вновь поступившим пациентом.

Задание:

1) С каких слов Вы начнете?

2) Назовите факторы, способствующие формированию благо­приятного и эффективного «эффекта ореола» и подробно охаракте­ризуйте каждый из них.






Черты личности

Черты личности



Приложение №4






Невербальные средства общения

Кинесика

Просодика-экстралингвистика

Такесика

Проксемика



Экспрессивновыразительные движения

Визуальный контакт

(Взгляд)

Интонация

Рукопожатие

Ориентация


Громкость

Тембр

Поцелуй

Дистанция


Пауза

Поза

Направление движения

Похлопывания


Вздох


Смех

Жест

Длина паузы


Плач

Мимика

Частота контакта


Кашель


Походка



Схема1.

П

Черты личности

риложение №5


Эстетические

Интеллектуальные черты

Психологические черты:


Социальные





- скромность - простота - опрятность - тактичность - умение создать в лечебном учреждении домашнюю или праздничную обстановку.


- профессиональная

эрудиция

- наблюдательность

- способность

к логическому

осмыслению

лечебного и

сестринского

процесса

- личная зрелость

- умение управлять

собой,

своим

развитием

- коммуника-

тивность

- трудолюбие

- ответственность

- гибкость в

принятии

решений

- умение разрешать

конфликтные

ситуации.



.








Схема 2





Приложение №6

Составляющие элементы эффективного общения


подтверждение



О ТПРАВИТЕЛЬ КАНАЛ ПОЛУЧАТЕЛЬ



сообщение



1.отправитель – кто передает информацию

2.сообщение – посылаемая информация

3.канал – форма отправки сообщения (устная, письменная речь, неречевой метод: мимика, жесты, поза)

4.получатель – кому посылается сообщение

5.подтверждение – способ, с помощью которого уведомляют отправителя, что сообщение получено.



Схема 3

Приложение №7

Каналы общения:





Вербальный канал

Письменное общение.

Невербальный канал




Устная речь

  1. Визуальные:

-кинесика

-проксемика






2)Акустические:

- паралингвистические

-экстралингвистические:




  1. Тактильные:

- такесика:





  1. Ольфакторные:

-естественный и

-искусственный запахи








Схема 4

Типы медсестер по Харди:



Приложение№8



Сестра - рутинер

Сестра, играющая заученную роль

Сестра с мужеподобной сильной личностью

Тип «нервной» сестры



Сестра-специалист

Сестра материнского типа





Сестра-золотая середина











Схема 5






Приложение №9

Функции общения:


Информационная

Эмоциональная


Регулятивная


Средства общения

терапевтиче­ские

нетерапевтические


Констатированное заключение


Безличное отношение


Неоправданное доверие.


Стойкое или испуганное молчание

Фальшивое успокаивание.

Морализирование.


Избирательное или невнимательное выслушивание.


Критика, насмешка, угроза.


















Пристальное описание.




Терапевтическое прикосновение.





Контакт глаз.







Схема 6

Приложение№10


Как сделать эффективным невербальное общение

(Рекомендации для сестры)

1. При интерпретации невербальных сигналов, исходящих от пациента надо учитывать следующие факторы:

• во внимание надо брать всю совокупность жестов;

• совпадение вербальных и невербальных сигналов;

• конкретную ситуацию, в которой проявляются жесты;

• возраст (дети более откровенны в выражении жестов, взрослые их маскируют);

• социальный статус, словарный запас (чем выше, тем беднее жесты);

• профессия (адвокаты, политики, актеры владеют жестами).

2. Избегайте использовать негативные жесты, чаще используйте позитивные.

3. Старайтесь при беседе с пациентом обеспечить контакт глазами, важно чтобы они находились на одном уровне. Если Вы будете смотреть на пациента сверху вниз, то у него может появиться мысль, что ему навязывают мнение (сядьте на стул, опустите на корточки, если это ребенок).

4. Общение будет эффективным, если Вы уважительно относитесь к личной, интимной сверхинтимной зонам.

5. Для установления полного взаимопонимания с пациентом используйте прием отзеркаливания, скопируйте его позу.

6. Если пациент использует руку в качестве барьера, необходимо разрушить его (например, дайте ему в руки книгу, ручку).

Таким образом, можно сделать выводы, что владение техникой профессионального общения может служить эффективным средством помощи людям в адаптации к жизни в связи изменениями в состоянии их здоровья.

Приложение№11


10 "ДА" ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

1. Беседу с пациентом начинайте с указания Вашего имени и должности, а также сообщения цели беседы. Обращайтесь к Ваше­му пациенту только по имени-отчеству и на "Вы".

2. Смотрите пациенту в лицо, найдите его глаза, улыбайтесь, одобрительно кивайте. Открытое лицо, скрытые мысли.

3. Пользуйтесь исключительно положительной интонацией Вашего голоса. Это очень важно!

4. Говорите внятно, доходчиво, неторопливо, с каждым на его языке.

5. Поощряйте вопросы Вашего пациента.

6. Обеспечьте тишину и конфиденциальность Вашей беседы.

7. Внимательно слушайте.

8. Проявляйте сочувствие, искренний интерес и участие, будьте естественны.

9. Проявляйте непрерывную инициативу в создании психоло­гической атмосферы.

10. Поддерживайте пациента поощрительными замечаниями после каждого удачного действия. Реагируйте на каждое движение. Очень важно при этом прикасаться к пациенту: поглаживать по спине, нежно взять за локоть или за руку, чтобы похвалить.

10 "НЕТ" ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

1. Не следует принимать неточные ответы, повторите вопрос.

2. Не раздражайтесь, если приходится снова и снова задавать один и тот же вопрос.

3. Не всегда можно ожидать блестяще выполненного задания после Ваших инструкций.

4. Не нагружайте больного слишком большой ответственно­стью.

5. Не требуйте точной идентификации имен медперсонала, на­званий предметов или лекарств.

6. Не оценивайте поведение больного, как личное отношение к Вам.

7. Не ругайтесь и не спорьте с пациентами.

8. Говорите с пациентами конкретно - не давайте им возмож­ность большого выбора - это можно!

9. Не показывайте своих чувств, особенно если расстроены.

10. Не повышайте голоса!



Приложение№11


ШЕСТЬ ПРАВИЛ

ЭФФЕКТИВНОГО ЗНАКОМСТВА С ПАЦИЕНТОМ


1. СОЗДАТЬ ПРИЯТНУЮ АТМОСФЕРУ ПРИ РАЗГОВОРЕ.

Во-первых, оцените освещение. Слишком много или слишком мало света будет утомлять и напрягать Ваши глаза и глаза пациен­та. Будет ли мешать шум Вам или больному сконцентрировать внимание на вопросах? Если Вы не можете его устранить, предло­жите перейти в другое помещение для продолжения разговора. Ваш пациент может вести себя скованно, если почувствует, что разговор кому-нибудь мешает. Если возможно, попробуйте спланировать знакомство так, чтобы соседа по палате в этот момент не было. По­просите посетителей выйти временно в холл, но дайте возможность присутствовать друзьям или членам семьи, если больной этого по­желает.

Готов ли пациент к разговору? Если он устал, боится чего-либо, у него что-то болит, он будет слишком удручен и будет нераз­говорчив. Перенесите знакомство. При наличии у пациента боли, выполните манипуляции, назначенные врачом. Отведите на разго­вор не меньше 15 минут. Не спешите; для хороших результатов бе­седа может продлиться и час. Предположим, что у Вас нет времени для непрерывного разговора. Разделите его на несколько частей и объясните больному, почему Вы это делаете.

2. ПОЛУЧИТЕ ВСЮ ИМЕЮЩУЮСЯ ИНФОРМАЦИЮ О ВАШЕМ ПА­ЦИЕНТЕ ДО РАЗГОВОРА С НИМ.

Найдите как можно больше информации из доступных источ­ников и предыдущих мест лечения (если они были). Таким образом, Вы сэкономите свое время и не утомите больного. Тем не менее, постарайтесь быстро сделать выводы из полученных сведений, так как больной мог не дать полной информации до этого. Убедитесь, что у Вас есть правильный адрес больного, телефон, возраст, место работы и так далее.

    1. ПОПРОБУЙТЕ ДОБИТЬСЯ ДОВЕРИТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ С ВАШИМ ПАЦИЕНТОМ.

Прежде чем перейти к сути разговора, поговорите с ним минут 5 на отвлеченные темы. Если Вы стоите, пациент может почувство­вать себя подавленным и будет обрывать ответы или упускать важ­ную информацию. Проявите неподдельный интерес к тому? что он Вам говорит. Заинтересованный взгляд и периодическое повторе­ние его слов помогут добиться желаемых результатов. Если Вы вы­глядите резким, недоступным, безразличным - он не доверится Вам. Разъясните цель разговора больному, чтобы он понял, какую пользу он извлечет из этого. Подчеркните необходимость в его честности и открытости. Приведите примеры того, как полученная информация помогла определить правильное лечение и уход.

4. ЗАДАЙТЕ ТОН РАЗГОВОРА.

Начните разговор с вопроса: "Как Вы себя чувствуете?" или "Что Вас беспокоит больше всего?" Дав ему выговориться о своей болезни, Вы можете выявить симптомы, подлежащие обследова­нию. Это так же поможет оценить эмоциональное состояние боль­ного и его уровень понимания. Не разглашайте информацию, полу­ченную от больного. Дайте возможность больному отвечать на Ва­ши вопросы свободно, но если он слишком уклонится от темы - воз­вратите его к предмету разговора. Чтобы сделать это тактично, задайте ему вопрос, касающийся его болезни: "Расскажите еще о боли в ногах". В ходе разговора контролируйте себя, говорите про­сто и понятно. Избегайте использования медицинских терминов. Ваш пациент не захочет оставаться в неведении относительно них. Не уверены, что больной понял вопросы? Попросите его повторить своими словами то, что Вы сказали. Обратите особое внимание на то, что он ответит. Осознает ли пациент, что он болен? Таким обра­зом, поняв чувства пациента, Вы поможете себе больше узнать о нем.

5. ФОРМУЛИРОВКА ТОЧНЫХ ВОПРОСОВ.

Попробуйте задавать вопросы, требующие больших ответов, чем "ДА" или "Нет". "Незаконченные" вопросы концентрируют внимание пациента

и заставляют его давать более полные ответы. Если больной просит обратить внимание на одну из его жалоб, попросите подробней рассказать о ней. Детальные описания важны при употреблении больным незнакомой Вам терминологии. При­слушивайтесь к ответам Вашего пациента. Они могут повлечь за собой другие вопросы. Например: "Как Ваше зрение?" Если он от­ветит: "Иногда в глазах меркнет свет", продолжайте задавать во­просы. Спросите: "Как часто это случается и как долго длится?"

6. ДЕЛАЙТЕ ЗАМЕТКИ.

Не пытайтесь записать всю информацию, которую Вы получи­ли от больного. Вместо этого кратко запишите даты, время, ключе­вые слова или фразы и используйте их позже, чтобы дополнить за­писи.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!