Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Чапланово
муниципального образования «Холмский городской округ»
Сахалинской области
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
дополнительного образования детей
«ДОЗОР ЗДОРОВЬЯ»
Программа составлена:
Коротковой Т.В.
Должность:
учитель иностранного языка
с. Чапланово
2014
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Чапланово
муниципального образования «Холмский городской округ»
Сахалинской области
Принято Утверждено
методическим советом приказом директора школы
протокол № _________
от _________________ № ___________ от __________
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
дополнительного образования детей
«ДОЗОР ЗДОРОВЬЯ»
для обучающихся - 11 – 14 лет
2014 – 2015 учебный год
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Программа | «Дозор здоровья» |
Рецензент | Матвеева Ольга Владимировна |
Организация-исполнитель | МБОУ СОШ с.Чапланово Муниципального образования «Холмский городской округ». |
Составитель | Короткова Татьяна Валерьевна учитель английского языка, педагог дополнительного образования. |
География реализации программы | МБОУ СОШ с.Чапланово Муниципального образования «Холмский городской округ» Сахалинской области. |
Направление программы | Социально-педагогическая. |
Срок реализации | 2014-2015 учебный год. |
Возрастной диапазон | 11-14 лет. |
По функциональному назначению | Образовательно-воспитательная. |
По форме составления | Модифицированная (адаптированная). |
По форме реализации | Групповая. |
По способу реализации | Учебные практические занятия. |
Цель программы | Формирование здорового образа жизни. |
II. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Процесс модернизации образования в РФ определяет приоритет здоровьесберегающих технологий в образовании и воспитании. Вся педагогическая деятельность должна быть направлена на создание условий для сохранения и укрепления здоровья школьников, воспитание культуры здоровья.
Способность быть здоровым – биологическая потребность. Быть здоровым – значит чувствовать себя защищенным, способным к саморазвитию, быть устремленным в будущее. Быть здоровым – быть социально значимым. Быть здоровым – значит переживать радость, счастье, полноту жизни.
Актуальность данной программы заключается в наметившейся во всем мире тенденции новых подходов в вопросах формирования здорового образа жизни. В частности, на этом постоянно акцентируют свое внимание педагоги, медики, родители, которые указывают на недостаточное внимание к медицинским, гигиеническим и социальным проблемам детей, что значительно снижает общий уровень здоровья населения, успехи при получении образования и профессии, определяет, в конечном итоге, общий уровень жизни, как индивидуума, так и общества в целом. Программа формирования норм и навыков здорового образа жизни имеет комплексный и непрерывный характер, побуждает школьников к активным и сознательным действиям, направленным на:
• улучшение собственного физического и психического здоровья;
• отказ от образа жизни, от поведения, наносящего вред своему здоровью, здоровью окружающих и окружающей среде;
• сознательное участие в охране здоровья и формировании среды, способствующей здоровому образу жизни;
Программа дополнительного образования детей «Дозор здоровья» является дополнительной образовательной программой социально-педагогической направленности.
Нормативно-правовое обеспечение программы:
- Конституция РФ
- ФЗ «О дополнительном образовании»
- Закон «Об образовании»
- Конвенция «О правах ребенка»
- Закон РФ «О государственной поддержке молодежных и детских объединений»
- ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью развитию»
- ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
1.1 Цель и задачи:
Цель и задачи программы
Цель: формирование здорового образа жизни.
Задачи:
Образовательные:
- Повысить информационный уровень школьников по вопросам здорового образа жизни.
-Формировать у учащихся метапредметные способы деятельности: выбор, сравнение, сопоставление, анализ, синтез, рефлексия.
Развивающие:
- Развивать творческие и интеллектуальные способности через систему заданий.
- Развивать эмоциональное восприятие через моделирование ситуации, поисковые задачи и др.
- Развивать коммуникативные качества ребёнка.
- Развивать мотивацию к заботе о собственном здоровье.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей валеологическую грамотность и эстетическое восприятие к окружающему миру.
- Воспитывать активную жизненную позицию.
- Воспитывать гуманное отношение к себе и окружающим, любовь к жизни.
1.2 Методы, формы и приемы обучения.
Для реализации программы используются самые разнообразные методы обучения:
Метод дискуссии, требующий размышлений, свободных высказываний учащихся, умения внимательно слушать выступающих;
Метод эвристической беседы, позволяющий решать проблемные вопросы и добывать новые знания в процессе коллективных размышлений;
Метод проблемного изложения. Проблемные вопросы учителя решает с помощью учащихся, размышляя вслух. Это побуждает школьников к логическому мышлению, соучастию в решении проблемы, к добыванию новых знаний;
Игровой метод, стимулирующий рост мотивации к обучению;
Частично – поисковый метод, позволяющий учащимся решать проблемные вопросы и получать новые знания путем наблюдений и обсуждений опытов, анализируя результаты исследовательского анкетирования;
Практический метод. Выполнение практических работ, обсуждение результатов.
Проведение «круглых столов», конференций, публичные выступления, защита рефератов – все это способствует раскрепощению детей, учить держать себя, развивает творческую, познавательную активность, воспитывает чувство коллективизма, ответственное отношение к обучению и взаимную требовательность.
II. Программа реализуется по следующим разделам:
Питание и жизнь: Значение питания для человека. Еда, как повод для общения: культурные и религиозные традиции питания. Состав пищи. Заболевания, обусловленные неправильным питанием. Основные правила здорового питания. Разнообразие в питании. Рацион питания. Рациональное питание. Витамины и их значение в питании. Полезные продукты. Свежие и несвежие продукты. Способы сохранения продуктов. Консерванты. Признаки пищевого отравления, первая помощь при отравлении.
Что угрожает нашему здоровью: Понятие «риск», «экологический риск». Самообследование ресурсов здоровья. Умение оценивать экологические риски в повседневной жизни (экологический мониторинг качества воды, воздуха, почвы, продуктов питания, предметов быта). Надёжные источники информации по вопросам экологии и здоровья. Экологические риски в городской и сельской среде
Экологически безопасный образ жизни: Значение понятий «загрязнение окружающей среды», «чрезвычайная экологическая ситуация». Загрязнение своей местности, выявленное в результате экологического мониторинга. Природный и антропогенный характер загрязнения окружающей среды в регионе. Механизмы действия загрязнителей на генетическое, биохимическое, физиологическое и психическое здоровье человека и способы защиты здоровья. Способы оказания первой помощи
Я и мое здоровье:Значение понятий «валеология», «валеологический анализ». Возрастные особенности подростка. Взаимосвязь компонентов здоровья, их влияние на здоровье. Значение понятий «здоровый образ жизни», «инфекции». Возможности защиты от инфекций себя и окружающих. Знание узких лечебных специалистов. Польза правильного питания и влияние на здоровья. Вред разного рода питания. Пути поддержания иммунитета. Составить график правильного режима дня и выполнять его.
Я против вредных привычек:Ценностное отношение к здоровью. Осознанный отказ от вредных привычек. Самоограничение на основе экологических знаний о здоровье. Организация свободного времени в соответствии с принципами здорового образа жизни
Движение и жизнь: Понятие опорно-двигательная система человека: мышцы, кости, суставы, нервы, мозг. Что такое движение. Почему человек двигается. Как в организме образуется энергия. Мышцы, значение мышц для человека. Мышцы и тренировка. Виды физической активности: утренняя зарядка, физкультура, спорт, подвижные игры, физический труд, пешие прогулки, туризм, рукоделие (лепка, рисование). Заболевания опорно-двигательной системы и меры их профилактики. Что такое травма. Первая помощь при травмах.
Данная программа дополнительного образования «Дневной дозор» рассчитана на детей 11-14 лет. Состав переменный, набор детей в кружок – свободный. В связи с недостаточной наполняемостью классов в школе, коллектив обучающихся в кружке разновозрастной.
Срок реализации программы – один год. Занятия рассчитаны 2 раза в неделю по 1 часу, во второй половине дня, всего – 70 занятий, 70 часов в год. Занятия проводятся в специализированном кабинете «?», в котором есть все необходимое для работы.
III. Ожидаемые результаты:
Личностные:
- опыт нравственного выбора на основе ценностного отношения к здоровью;
- осознание взаимосвязи всех компонентов здоровья;
-положительная мотивация к развитию экологической грамотности, осознанному отказу от вредных привычек.
Метапредметные:
- осознание ответственности за состояние своего здоровья и окружающих;
- находить, обрабатывать и применять тематическую информацию;
- подчиняться правилам работы в группе;
- уметь вести диалог.
Предметные:
- представления о культурных традициях заботы о здоровье;
- о видах загрязнения окружающей среды, их причинах, воздействии загрязнения окружающей среды на здоровье;
- раскрывать содержание основных понятий по темам;
- оценивать состояние собственного здоровья и планировать и вести здоровый образ жизни.
Формы контроля:
педагогическое наблюдение;
выполнение творческих работ;
публичное выступление;
выпуск школьной газеты.
Подведение итогов работы является необходимым моментом в работе творческого коллектива. Так как дополнительное образование не имеет четких критериев определения результатов практической деятельности обучающихся, то наиболее подходящей формой оценки является публичное выступление, коллективное обсуждение.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
I | Питание и жизнь. | 12 |
II | Что угрожает нашему здоровью? | 10 |
III | Экологически безопасный образ жизни. | 14 |
IV | Я и мое здоровье. | 16 |
V | Я против вредных привычек. | 10 |
VI | Движение и жизнь. | 8 |
Календарно – тематическое планирование
№ | № п/п урока по теме | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Дата план | Дата факт |
| I | Питание и жизнь. | 12 | | |
1 | 1 | Понятие «здоровье». | 1 | | |
2 | 2 | От чего зависит здоровье. | 1 | | |
3 | 3 | Образ жизни и здоровье. | 1 | | |
4 | 4 | Зачем мы едим. | 1 | | |
5 | 5 | Болезни и неправильное питание. | 1 | | |
6 | 6 | Правила питания. | 1 | | |
7 | 7 | Разнообразие в питании. | 1 | | |
8 | 8 | Рацион питания. | 1 | | |
9 | 9 | Составление меню на день. | 1 | | |
10 | 10 | Витамины. | 1 | | |
11 | 11 | Свежие и несвежие продукты. | 1 | | |
12 | 12 | Полезные продукты и консерванты. | 1 | | |
| II | Что угрожает нашему здоровью? | 8 | | |
13 | 1 | Риски для здоровья. | 1 | | |
14 | 2 | Экологические риски здоровья. | 1 | | |
15 | 3 | Источники информации о рисках для здоровья, их надежность. | 1 | | |
16 | 4 | Экологические риски здоровья в городе. | 1 | | |
17 | 5 | Экологические риски здоровья в деревне. | 1 | | |
18 | 6 | Алкоголизм и социальная среда. | 1 | | |
19 | 7 | Ресурсы здоровья. | 1 | | |
20 | 8 | Индивидуальные особенности ресурсов здоровья. | 1 | | |
| III | Экологически безопасный образ жизни | 14 | | |
21 | 1 | Понятие «Загрязнение окружающей среды». | 1 | | |
22 | 2 | Виды загрязнения окружающей среды(химические) биологические. | 1 | | |
23 | 3 | Виды загрязнения окружающей среды физические, биологические). | 1 | | |
24 | 4 | Виды загрязнения окружающей среды (информационное). | 1 | | |
25 | 5 | Воздействие загрязнителей на здоровье человека. | 1 | | |
26 | 6 | Природные причины загрязнения окружающей среды. | 1 | | |
27 | 7 | Антропогенные причины загрязнения окружающей среды. | 1 | | |
28 | 8 | Нормы качества окружающей среды. | 1 | | |
29 | 9 | Понятие чрезвычайная экологическая ситуация. | 1 | | |
30 | 10 | Варианты экологически безопасного поведения. | 1 | | |
31 | 11 | Мой выбор в чрезвычайной ситуации. | 1 | | |
32 | 12 | Способы оказания первой помощи в чрезвычайных экологических ситуациях. | 1 | | |
33 | 13 | Службы, организации, учреждения, к которым следует обращаться в опасных ситуациях и формы таких обращений. | 1 | | |
34 | 14 | Чрезвычайные ситуации. | 1 | | |
| IV | Я и мое здоровье | 16 | | |
35 | 1 | Валеология-путь к познанию и самосохранению. | 1 | | |
36 | 2 | Возрастные особенности подростка. | 1 | | |
37 | 3 | Здоровье и болезнь. Взаимосвязь компонентов здоровья. | 1 | | |
38 | 4 | Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний. | 1 | | |
39 | 5 | Инфекции и как от них защитить себя и окружающих. | 1 | | |
40 | 6 | Заболевания органов дыхания как защитить себя и окружающих. | 1 | | |
41 | 7 | Специализация врачей. К Кому идти? | 1 | | |
42 | 8 | Опасность лекарств как защитить себя. | 1 | | |
43 | 9 | Питание и здоровье. | 1 | | |
44 | 10 | Польза завтрака. | 1 | | |
45 | 11 | Вред газированных напитков. | 1 | | |
46 | 12 | Вред жевательной резинки. | 1 | | |
47 | 13 | Фаст-фуд и его опасности. | 1 | | |
48 | 14 | Иммунитет и здоровье. | 1 | | |
49 | 15 | Баня парит- баня правит. | 1 | | |
50 | 16 | Помогу себе сам (режим дня –успех во всем). | 1 | | |
| V | Я против вредных привычек. | 10 | | |
51 | 1 | Вредные привычки и их влияние на здоровье. | 1 | | |
52 | 2 | Курение. Смерть без выстрела. | 1 | | |
53 | 3 | Алкоголь и его влияние на подростков. | 1 | | |
54 | 4 | Пивной алкоголизм? | 1 | | |
55 | 5 | К чему ведут наркотики. | 1 | | |
56 | 6 | Токсикомания и ее последствия. | 1 | | |
57 | 7 | Профилактика употребления токсических веществ. | 1 | | |
58 | 8 | Спид - опасное заболевание нашего времени. | 1 | | |
59 | 9 | Что может заменить вредные привычки. | 1 | | |
60 | 10 | Спорт как защита от вредных привычек. | 1 | | |
| VI | Движение и жизнь. | 10 | | |
61 | 1 | Почему мы двигаемся. | 1 | | |
62 | 2 | Мышцы и тренировка. | 1 | | |
63 | 3 | Как стать Геркулесом. | 1 | | |
64 | 4 | Виды физической активности. Подвижные игры. | 1 | | |
65 | 5 | Физическая работа дома, в саду. Почему это важно? | 1 | | |
66 | 6 | Физкультура и спорт. | 1 | | |
67 | 7 | Заболевания двигательной системы и их профилактика. | 1 | | |
68 | 8 | Травмы, виды травм. Как оказать первую помощь при травмах. | 1 | | |
69 | 9 | Как оказать первую помощь. | 1 | | |
70 | 10 | Двигайся больше, проживешь дольше. | 1 | | |
Учебно-тематический план
№ занятия по порядку | № п/п | Тема занятия | Кол-во часов | В том числе |
теория | практика |
| I | Питание и жизнь. | 12 | 6 | 6 |
1 | 1.1 | Понятие «здоровье». | 1 | 0,5 | 0,5 |
2 | 1.2 | От чего зависит здоровье. | 1 | 0,5 | 0,5 |
3 | 1.3 | Образ жизни и здоровье. | 1 | 0,5 | 0,5 |
4 | 1.4 | Зачем мы едим. | 1 | 0,5 | 0,5 |
5 | 1.5 | Болезни и неправильное питание. | 1 | 0,5 | 0,5 |
6 | 16 | Правила питания. | 1 | 0,5 | 0,5 |
7 | 1.7 | Разнообразие в питании. | 1 | 0,5 | 0,5 |
8 | 1.8 | Рацион питания. | 1 | 0,5 | 0,5 |
9 | 1.9 | Составление меню на день. | 1 | 0,5 | 0,5 |
10 | 1.10 | Витамины. | 1 | 0,5 | 0,5 |
11 | 1.11 | Свежие и несвежие продукты. | 1 | 0,5 | 0,5 |
12 | 1.12 | Полезные продукты и консерванты. | 1 | 0,5 | 0,5 |
| II | Что угрожает нашему здоровью? | 8 | 4 | 4 |
13 | 2.1 | Риски для здоровья. | 1 | 0,5 | 0,5 |
14 | 2.2 | Экологические риски здоровья. | 1 | 0,5 | 0,5 |
15 | 2.3 | Источники информации о рисках для здоровья, их надежность. | 1 | 0,5 | 0,5 |
16 | 2.4 | Экологические риски здоровья в городе. | 1 | 0,5 | 0,5 |
17 | 2.5 | Экологические риски здоровья в деревне. | 1 | 0,5 | 0,5 |
18 | 2.6 | Алкоголизм и социальная среда. | 1 | 0,5 | 0,5 |
19 | 2.7 | Ресурсы здоровья. | 1 | 0,5 | 0,5 |
20 | 2.8 | Индивидуальные особенности ресурсов здоровья. | 1 | 0,5 | 0,5 |
| III | Экологически безопасный образ жизни. | 14 | 7 | 7 |
21 | 3.1 | Понятие «Загрязнение окружающей среды». | 1 | 0,5 | 0,5 |
22 | 3.2 | Виды загрязнения окружающей среды(химические) биологические. | 1 | 0,5 | 0,5 |
23 | 3.3 | Виды загрязнения окружающей среды физические, биологические). | 1 | 0,5 | 0,5 |
24 | 3.4 | Виды загрязнения окружающей среды (информационное). | 1 | 0,5 | 0,5 |
25 | 3.5 | Воздействие загрязнителей на здоровье человека. | 1 | 0,5 | 0,5 |
26 | 3.6 | Природные причины загрязнения окружающей среды. | 1 | 0,5 | 0,5 |
27 | 3.7 | Антропогенные причины загрязнения окружающей среды. | 1 | 0,5 | 0,5 |
28 | 3.8 | Нормы качества окружающей среды. | 1 | 0,5 | 0,5 |
29 | 3.9 | Понятие чрезвычайная экологическая ситуация. | 1 | 0,5 | 0,5 |
30 | 3.10 | Варианты экологически безопасного поведения. | 1 | 0,5 | 0,5 |
31 | 3.11 | Мой выбор в чрезвычайной ситуации. | 1 | 0,5 | 0,5 |
32 | 3.12 | Способы оказания первой помощи в чрезвычайных экологических ситуациях. | 1 | 0,5 | 0,5 |
33 | 3.13 | Службы, организации, учреждения, к которым следует обращаться в опасных ситуациях и формы таких обращений. | 1 | 0,5 | 0,5 |
34 | 3.14 | Чрезвычайные ситуации. | 1 | 0,5 | 0,5 |
| IV | Я и мое здоровье/ | 16 | 8 | 8 |
35 | 4.1 | Валеология - путь к познанию и самосохранению. | 1 | 0,5 | 0,5 |
36 | 4.2 | Возрастные особенности подростка. | 1 | 0,5 | 0,5 |
37 | 4.3 | Здоровье и болезнь. Взаимосвязь компонентов здоровья. | 1 | 0,5 | 0,5 |
38 | 4.4 | Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний. | 1 | 0,5 | 0,5 |
39 | 4.5 | Инфекции и как от них защитить себя и окружающих. | 1 | 0,5 | 0,5 |
40 | 4.6 | Заболевания органов дыхания как защитить себя и окружающих. | 1 | 0,5 | 0,5 |
41 | 4.7 | Специализация врачей. К Кому идти? | 1 | 0,5 | 0,5 |
42 | 4.8 | Опасность лекарств, как защитить себя. | 1 | 0,5 | 0,5 |
43 | 4.9 | Питание и здоровье. | 1 | 0,5 | 0,5 |
44 | 4.10 | Польза завтрака. | 1 | 0,5 | 0,5 |
45 | 4.11 | Вред газированных напитков. | 1 | 0,5 | 0,5 |
46 | 4.12 | Вред жевательной резинки. | 1 | 0,5 | 0,5 |
47 | 4.13 | Фаст-фуд и его опасности. | 1 | 0,5 | 0,5 |
48 | 4.14 | Иммунитет и здоровье. | 1 | 0,5 | 0,5 |
49 | 4.15 | Баня парит- баня правит. | 1 | 0,5 | 0,5 |
50 | 4.16 | Помогу себе сам (режим дня–успех во всем). | 1 | 0,5 | 0,5 |
| V | Я против вредных привычек. | 10 | 5 | 5 |
51 | 5.1 | Вредные привычки и их влияние на здоровье. | 1 | 0,5 | 0,5 |
52 | 5.2 | Курение. Смерть без выстрела. | 1 | 0,5 | 0,5 |
53 | 5.3 | Алкоголь и его влияние на подростков. | 1 | 0,5 | 0,5 |
54 | 5.4 | Пивной алкоголизм? | 1 | 0,5 | 0,5 |
55 | 5.5 | К чему ведут наркотики. | 1 | 0,5 | 0,5 |
56 | 5.6 | Токсикомания и ее последствия. | 1 | 0,5 | 0,5 |
57 | 5.7 | Профилактика употребления токсических веществ. | 1 | 0,5 | 0,5 |
58 | 5.8 | Спид - опасное заболевание нашего времени. | 1 | 0,5 | 0,5 |
59 | 5.9 | Что может заменить вредные привычки. | 1 | 0,5 | 0,5 |
60 | 5.10 | Спорт как защита от вредных привычек. | 1 | 0,5 | 0,5 |
| VI | Движение и жизнь. | 10 | 5 | 5 |
61 | 6.1 | Почему мы двигаемся. | 1 | 0,5 | 0,5 |
62 | 6.2 | Мышцы и тренировка. | 1 | 0,5 | 0,5 |
63 | 6.3 | Как стать Геркулесом. | 1 | 0,5 | 0,5 |
64 | 6.4 | Виды физической активности. Подвижные игры. | 1 | 0,5 | 0,5 |
65 | 6.5 | Физическая работа дома, в саду. Почему это важно? | 1 | 0,5 | 0,5 |
66 | 6.6 | Физкультура и спорт. | 1 | 0,5 | 0,5 |
67 | 6.7 | Заболевания двигательной системы и их профилактика. | 1 | 0,5 | 0,5 |
68 | 6.8 | Травмы, виды травм. Как оказать первую помощь при травмах. | 1 | 0,5 | 0,5 |
69 | 6.9 | Как оказать первую помощь. | 1 | 0,5 | 0,5 |
70 | 6.10 | Двигайся больше, проживешь дольше. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Список литературы
Методическое пособие по программе формирования навыков здорового образа жизни у подростков «Все, что тебя касается». Бернова Ю. Е., Дмитриева Е.В., Рюмина И. И. Изд.2-е, Фонд «Здоровая Россия», 2008.
Колесов Д.В.. Подросток: взросление и здоровый образ жизни.- М.: ЮНФПА, 2001
Вайнер Э. Н. Образовательная среда как фактор риска психического здоровья школьника./ Лучшие страницы педагогической прессы. 2003, №6, 74-82с.
Носова Е.В. Предупреждение употребления психоактивных веществ подростками./ Образовательная программа. Биология в школе, №1, 2009.
Рыжова Н.А. Окружающая среда и здоровье./ Биология в школе, 1994, №2.
Сенников С.А. Школа – важнейшее звено в укреплении здоровья детей и подростков./ Школа здоровья. 2004, №2.С.22-30
НовожиловаЮ.В., Паршутин И.А. Представление о здоровье: понимание учащимися его причин и природы./ Школа здоровья, 2003, №3.
Швечикова А.П. Комнатные растения и чистота воздуха в помещении. /Биология в школе. 1992. №1-2
Смирнов Н.Н Здоровьесберегающие технологии в работе учителей и школ. – М.: Изд-во АРКТИ, 2003.
Лаптев А.П. Закаливайтесь на здоровье. – М.: Медицина, 1991.
Колесов Д.В.,Р. Д. Маш Основы гигиены и санитарии. – М.: Просвещение, 1993.
Смирнова Н.К. Валеология: новая область образовательного пространства. Человек. Культура. Здоровье. – М.: Генезис, 1997
Исаев Д.Н. Психологический стресс и психосоматические расстройства в детском возрасте. – СПБ: Мнемозина, 1994
Возвышаева И.В. Охрана здоровья детей и подростков в РФ. Законодательные и нормативные аспекты. /Школа здоровья. 2001, №1.