СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детей «ДОЗОР ЗДОРОВЬЯ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа формирования норм и навыков здорового образа жизни имеет комплексный и непрерывный характер, побуждает школьников к активным и сознательным действиям, направленным на:

•          улучшение собственного физического и психического здоровья;

•          отказ от образа жизни, от поведения, наносящего вред своему здоровью, здоровью окружающих и окружающей среде;

•          сознательное участие в охране здоровья и формировании среды, способствующей здоровому образу жизни;

Программа дополнительного образования детей «Дозор здоровья» является дополнительной образовательной программой социально-педагогической направленности.

Цель: формирование здорового образа жизни.

Задачи:

  • Повысить информационный уровень школьников  по вопросам здорового образа жизни.
  • Формировать у учащихся метапредметные способы деятельности: выбор, сравнение, сопоставление, анализ, синтез, рефлексия.

Просмотр содержимого документа
«ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детей «ДОЗОР ЗДОРОВЬЯ»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Чапланово

муниципального образования «Холмский городской округ»

Сахалинской области







ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

дополнительного образования детей

«ДОЗОР ЗДОРОВЬЯ»





Программа составлена:

Коротковой Т.В.

Должность:

учитель иностранного языка



















с. Чапланово

2014

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Чапланово

муниципального образования «Холмский городской округ»

Сахалинской области



Принято Утверждено

методическим советом приказом директора школы

протокол № _________

от _________________ № ___________ от __________









ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

дополнительного образования детей

«ДОЗОР ЗДОРОВЬЯ»




для обучающихся - 11 – 14 лет

2014 – 2015 учебный год















ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Программа

«Дозор здоровья»

Рецензент

Матвеева Ольга Владимировна

Организация-исполнитель

МБОУ СОШ с.Чапланово

Муниципального образования

«Холмский городской округ».

Составитель

Короткова Татьяна Валерьевна

учитель английского языка, педагог дополнительного образования.

География реализации программы

МБОУ СОШ с.Чапланово

Муниципального образования

«Холмский городской округ»

Сахалинской области.

Направление программы

Социально-педагогическая.

Срок реализации

2014-2015 учебный год.

Возрастной диапазон

11-14 лет.

По функциональному назначению

Образовательно-воспитательная.

По форме составления

Модифицированная

(адаптированная).

По форме реализации

Групповая.

По способу реализации

Учебные практические занятия.

Цель программы

Формирование здорового образа жизни.
































II. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Процесс модернизации образования в РФ определяет приоритет здоровьесберегающих технологий в образовании и воспитании. Вся педагогическая деятельность должна быть направлена на создание условий для сохранения и укрепления здоровья школьников, воспитание культуры здоровья.

Способность быть здоровым – биологическая потребность. Быть здоровым – значит чувствовать себя защищенным, способным к саморазвитию, быть устремленным в будущее. Быть здоровым – быть социально значимым. Быть здоровым – значит переживать радость, счастье, полноту жизни.

Актуальность данной программы заключается в наметившейся во всем мире тенденции новых подходов в вопросах формирования здорового образа жизни. В частности, на этом постоянно акцентируют свое внимание педагоги, медики, родители, которые указывают на недостаточное внимание к медицинским, гигиеническим и социальным проблемам детей, что значительно снижает общий уровень здоровья населения, успехи при получении образования и профессии, определяет, в конечном итоге, общий уровень жизни, как индивидуума, так и общества в целом. Программа формирования норм и навыков здорового образа жизни имеет комплексный и непрерывный характер, побуждает школьников к активным и сознательным действиям, направленным на:

• улучшение собственного физического и психического здоровья;

• отказ от образа жизни, от поведения, наносящего вред своему здоровью, здоровью окружающих и окружающей среде;

• сознательное участие в охране здоровья и формировании среды, способствующей здоровому образу жизни;

Программа дополнительного образования детей «Дозор здоровья» является дополнительной образовательной программой социально-педагогической направленности.



Нормативно-правовое обеспечение программы:

- Конституция РФ

- ФЗ «О дополнительном образовании»

- Закон «Об образовании»

- Конвенция «О правах ребенка»

- Закон РФ «О государственной поддержке молодежных и детских объединений»

- ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью развитию»

- ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

















1.1 Цель и задачи:

    1. Цель и задачи программы

Цель: формирование здорового образа жизни.

Задачи:

Образовательные:

- Повысить информационный уровень школьников по вопросам здорового образа жизни.

-Формировать у учащихся метапредметные способы деятельности: выбор, сравнение, сопоставление, анализ, синтез, рефлексия.

Развивающие:

- Развивать творческие и интеллектуальные способности через систему заданий.

- Развивать эмоциональное восприятие через моделирование ситуации, поисковые задачи и др.

- Развивать коммуникативные качества ребёнка.

- Развивать мотивацию к заботе о собственном здоровье.

Воспитательные:

- Воспитывать у детей валеологическую грамотность и эстетическое восприятие к окружающему миру.

- Воспитывать активную жизненную позицию.

- Воспитывать гуманное отношение к себе и окружающим, любовь к жизни.


1.2 Методы, формы и приемы обучения.

Для реализации программы используются самые разнообразные методы обучения:

  • Метод дискуссии, требующий размышлений, свободных высказываний учащихся, умения внимательно слушать выступающих;

  • Метод эвристической беседы, позволяющий решать проблемные вопросы и добывать новые знания в процессе коллективных размышлений;

  • Метод проблемного изложения. Проблемные вопросы учителя решает с помощью учащихся, размышляя вслух. Это побуждает школьников к логическому мышлению, соучастию в решении проблемы, к добыванию новых знаний;

  • Игровой метод, стимулирующий рост мотивации к обучению;

  • Частично – поисковый метод, позволяющий учащимся решать проблемные вопросы и получать новые знания путем наблюдений и обсуждений опытов, анализируя результаты исследовательского анкетирования;

  • Практический метод. Выполнение практических работ, обсуждение результатов.

Проведение «круглых столов», конференций, публичные выступления, защита рефератов – все это способствует раскрепощению детей, учить держать себя, развивает творческую, познавательную активность, воспитывает чувство коллективизма, ответственное отношение к обучению и взаимную требовательность.








II. Программа реализуется по следующим разделам:

  1. Питание и жизнь: Значение питания для человека. Еда, как повод для общения: культурные и религиозные традиции питания. Состав пищи. Заболевания, обусловленные неправильным питанием. Основные правила здорового питания. Разнообразие в питании. Рацион питания. Рациональное питание. Витамины и их значение в питании. Полезные продукты. Свежие и несвежие продукты. Способы сохранения продуктов. Консерванты. Признаки пищевого отравления, первая помощь при отравлении.

  2. Что угрожает нашему здоровью: Понятие «риск», «экологический риск». Самообследование ресурсов здоровья. Умение оценивать экологические риски в повседневной жизни (экологический мониторинг качества воды, воздуха, почвы, продуктов питания, предметов быта). Надёжные источники информации по вопросам экологии и здоровья. Экологические риски в городской и сельской среде

  3. Экологически безопасный образ жизни: Значение понятий «загрязнение окружающей среды», «чрезвычайная экологическая ситуация». Загрязнение своей местности, выявленное в результате экологического мониторинга. Природный и антропогенный характер загрязнения окружающей среды в регионе. Механизмы действия загрязнителей на генетическое, биохимическое, физиологическое и психическое здоровье человека и способы защиты здоровья. Способы оказания первой помощи

  4. Я и мое здоровье:Значение понятий «валеология», «валеологический анализ». Возрастные особенности подростка. Взаимосвязь компонентов здоровья, их влияние на здоровье. Значение понятий «здоровый образ жизни», «инфекции». Возможности защиты от инфекций себя и окружающих. Знание узких лечебных специалистов. Польза правильного питания и влияние на здоровья. Вред разного рода питания. Пути поддержания иммунитета. Составить график правильного режима дня и выполнять его.

  5. Я против вредных привычек:Ценностное отношение к здоровью. Осознанный отказ от вредных привычек. Самоограничение на основе экологических знаний о здоровье. Организация свободного времени в соответствии с принципами здорового образа жизни


  1. Движение и жизнь: Понятие опорно-двигательная система человека: мышцы, кости, суставы, нервы, мозг. Что такое движение. Почему человек двигается. Как в организме образуется энергия. Мышцы, значение мышц для человека. Мышцы и тренировка. Виды физической активности: утренняя зарядка, физкультура, спорт, подвижные игры, физический труд, пешие прогулки, туризм, рукоделие (лепка, рисование). Заболевания опорно-двигательной системы и меры их профилактики. Что такое травма. Первая помощь при травмах.



Данная программа дополнительного образования «Дневной дозор» рассчитана на детей 11-14 лет. Состав переменный, набор детей в кружок – свободный. В связи с недостаточной наполняемостью классов в школе, коллектив обучающихся в кружке разновозрастной.

Срок реализации программы – один год. Занятия рассчитаны 2 раза в неделю по 1 часу, во второй половине дня, всего – 70 занятий, 70 часов в год. Занятия проводятся в специализированном кабинете «?», в котором есть все необходимое для работы.


III. Ожидаемые результаты:

Личностные:

- опыт нравственного выбора на основе ценностного отношения к здоровью;

- осознание взаимосвязи всех компонентов здоровья;

-положительная мотивация к развитию экологической грамотности, осознанному отказу от вредных привычек.


Метапредметные:

- осознание ответственности за состояние своего здоровья и окружающих;

- находить, обрабатывать и применять тематическую информацию;

- подчиняться правилам работы в группе;

- уметь вести диалог.


Предметные:

- представления о культурных традициях заботы о здоровье;

- о видах загрязнения окружающей среды, их причинах, воздействии загрязнения окружающей среды на здоровье;

- раскрывать содержание основных понятий по темам;

- оценивать состояние собственного здоровья и планировать и вести здоровый образ жизни.


Формы контроля:

  • педагогическое наблюдение;

  • выполнение творческих работ;

  • публичное выступление;

  • выпуск школьной газеты.


Подведение итогов работы является необходимым моментом в работе творческого коллектива. Так как дополнительное образование не имеет четких критериев определения результатов практической деятельности обучающихся, то наиболее подходящей формой оценки является публичное выступление, коллективное обсуждение.




ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п

Тема

Кол-во часов

I

Питание и жизнь.

12

II

Что угрожает нашему здоровью?

10

III

Экологически безопасный образ жизни.

14

IV

Я и мое здоровье.

16

V

Я против вредных привычек.

10

VI

Движение и жизнь.

8






Календарно – тематическое планирование



№ п/п

урока по теме



Наименование разделов и тем


Кол-во часов


Дата план


Дата факт


I

Питание и жизнь.

12



1

1

Понятие «здоровье».

1



2

2

От чего зависит здоровье.

1



3

3

Образ жизни и здоровье.

1



4

4

Зачем мы едим.

1



5

5

Болезни и неправильное питание.

1



6

6

Правила питания.

1



7

7

Разнообразие в питании.

1



8

8

Рацион питания.

1



9

9

Составление меню на день.

1



10

10

Витамины.

1



11

11

Свежие и несвежие продукты.

1



12

12

Полезные продукты и консерванты.

1




II

Что угрожает нашему здоровью?

8



13

1

Риски для здоровья.

1



14

2

Экологические риски здоровья.

1



15

3

Источники информации о рисках для здоровья, их надежность.

1



16

4

Экологические риски здоровья в городе.

1



17

5

Экологические риски здоровья в деревне.

1



18

6

Алкоголизм и социальная среда.

1



19

7

Ресурсы здоровья.

1



20

8

Индивидуальные особенности ресурсов здоровья.

1




III

Экологически безопасный образ жизни

14



21

1

Понятие «Загрязнение окружающей среды».

1



22

2

Виды загрязнения окружающей среды(химические) биологические.

1



23

3

Виды загрязнения окружающей среды физические, биологические).

1



24

4

Виды загрязнения окружающей среды (информационное).

1



25

5

Воздействие загрязнителей на здоровье человека.

1



26

6

Природные причины загрязнения окружающей среды.

1



27

7

Антропогенные причины загрязнения окружающей среды.

1



28

8

Нормы качества окружающей среды.

1



29

9

Понятие чрезвычайная экологическая ситуация.

1



30

10

Варианты экологически безопасного поведения.

1



31

11

Мой выбор в чрезвычайной ситуации.

1



32

12

Способы оказания первой помощи в чрезвычайных экологических ситуациях.

1



33

13

Службы, организации, учреждения, к которым следует обращаться в опасных ситуациях и формы таких обращений.

1



34

14

Чрезвычайные ситуации.

1




IV

Я и мое здоровье

16



35

1

Валеология-путь к познанию и самосохранению.

1



36

2

Возрастные особенности подростка.

1



37

3

Здоровье и болезнь. Взаимосвязь компонентов здоровья.

1



38

4

Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний.

1



39

5

Инфекции и как от них защитить себя и окружающих.

1



40

6

Заболевания органов дыхания как защитить себя и окружающих.

1



41

7

Специализация врачей. К Кому идти?

1



42

8

Опасность лекарств как защитить себя.

1



43

9

Питание и здоровье.

1



44

10

Польза завтрака.

1



45

11

Вред газированных напитков.

1



46

12

Вред жевательной резинки.

1



47

13

Фаст-фуд и его опасности.

1



48

14

Иммунитет и здоровье.

1



49

15

Баня парит- баня правит.

1



50

16

Помогу себе сам (режим дня –успех во всем).

1




V

Я против вредных привычек.

10



51

1

Вредные привычки и их влияние на здоровье.

1



52

2

Курение. Смерть без выстрела.

1



53

3

Алкоголь и его влияние на подростков.

1



54

4

Пивной алкоголизм?

1



55

5

К чему ведут наркотики.

1



56

6

Токсикомания и ее последствия.

1



57

7

Профилактика употребления токсических веществ.

1



58

8

Спид - опасное заболевание нашего времени.

1



59

9

Что может заменить вредные привычки.

1



60

10

Спорт как защита от вредных привычек.

1




VI

Движение и жизнь.

10



61

1

Почему мы двигаемся.

1



62

2

Мышцы и тренировка.

1



63

3

Как стать Геркулесом.

1



64

4

Виды физической активности. Подвижные игры.

1



65

5

Физическая работа дома, в саду. Почему это важно?

1



66

6

Физкультура и спорт.

1



67

7

Заболевания двигательной системы и их профилактика.

1



68

8

Травмы, виды травм. Как оказать первую помощь при травмах.

1



69

9

Как оказать первую помощь.

1



70

10

Двигайся больше, проживешь дольше.

1















































Учебно-тематический план

занятия по порядку


п/п


Тема занятия



Кол-во часов


В том числе


теория

практика



I

Питание и жизнь.

12

6

6

1

1.1

Понятие «здоровье».

1

0,5

0,5

2

1.2

От чего зависит здоровье.

1

0,5

0,5

3

1.3

Образ жизни и здоровье.

1

0,5

0,5

4

1.4

Зачем мы едим.

1

0,5

0,5

5

1.5

Болезни и неправильное питание.

1

0,5

0,5

6

16

Правила питания.

1

0,5

0,5

7

1.7

Разнообразие в питании.

1

0,5

0,5

8

1.8

Рацион питания.

1

0,5

0,5

9

1.9

Составление меню на день.

1

0,5

0,5

10

1.10

Витамины.

1

0,5

0,5

11

1.11

Свежие и несвежие продукты.

1

0,5

0,5

12

1.12

Полезные продукты и консерванты.

1

0,5

0,5


II

Что угрожает нашему здоровью?

8

4

4

13

2.1

Риски для здоровья.

1

0,5

0,5

14

2.2

Экологические риски здоровья.

1

0,5

0,5

15

2.3

Источники информации о рисках для здоровья, их надежность.

1

0,5

0,5

16

2.4

Экологические риски здоровья в городе.

1

0,5

0,5

17

2.5

Экологические риски здоровья в деревне.

1

0,5

0,5

18

2.6

Алкоголизм и социальная среда.

1

0,5

0,5

19

2.7

Ресурсы здоровья.

1

0,5

0,5

20

2.8

Индивидуальные особенности ресурсов здоровья.

1

0,5

0,5


III

Экологически безопасный образ жизни.

14

7

7

21

3.1

Понятие «Загрязнение окружающей среды».

1

0,5

0,5

22

3.2

Виды загрязнения окружающей среды(химические) биологические.

1

0,5

0,5

23

3.3

Виды загрязнения окружающей среды физические, биологические).

1

0,5

0,5

24

3.4

Виды загрязнения окружающей среды (информационное).

1

0,5

0,5

25

3.5

Воздействие загрязнителей на здоровье человека.

1

0,5

0,5

26

3.6

Природные причины загрязнения окружающей среды.

1

0,5

0,5

27

3.7

Антропогенные причины загрязнения окружающей среды.

1

0,5

0,5

28

3.8

Нормы качества окружающей среды.

1

0,5

0,5

29

3.9

Понятие чрезвычайная экологическая ситуация.

1

0,5

0,5

30

3.10

Варианты экологически безопасного поведения.

1

0,5

0,5

31

3.11

Мой выбор в чрезвычайной ситуации.

1

0,5

0,5

32

3.12

Способы оказания первой помощи в чрезвычайных экологических ситуациях.

1

0,5

0,5

33

3.13

Службы, организации, учреждения, к которым следует обращаться в опасных ситуациях и формы таких обращений.

1

0,5

0,5

34

3.14

Чрезвычайные ситуации.

1

0,5

0,5


IV

Я и мое здоровье/

16

8

8

35

4.1

Валеология - путь к познанию и самосохранению.

1

0,5

0,5

36

4.2

Возрастные особенности подростка.

1

0,5

0,5

37

4.3

Здоровье и болезнь. Взаимосвязь компонентов здоровья.

1

0,5

0,5

38

4.4

Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний.

1

0,5

0,5

39

4.5

Инфекции и как от них защитить себя и окружающих.

1

0,5

0,5

40

4.6

Заболевания органов дыхания как защитить себя и окружающих.

1

0,5

0,5

41

4.7

Специализация врачей. К Кому идти?

1

0,5

0,5

42

4.8

Опасность лекарств, как защитить себя.

1

0,5

0,5

43

4.9

Питание и здоровье.

1

0,5

0,5

44

4.10

Польза завтрака.

1

0,5

0,5

45

4.11

Вред газированных напитков.

1

0,5

0,5

46

4.12

Вред жевательной резинки.

1

0,5

0,5

47

4.13

Фаст-фуд и его опасности.

1

0,5

0,5

48

4.14

Иммунитет и здоровье.

1

0,5

0,5

49

4.15

Баня парит- баня правит.

1

0,5

0,5

50

4.16

Помогу себе сам (режим дня–успех во всем).

1

0,5

0,5


V

Я против вредных привычек.

10

5

5

51

5.1

Вредные привычки и их влияние на здоровье.

1

0,5

0,5

52

5.2

Курение. Смерть без выстрела.

1

0,5

0,5

53

5.3

Алкоголь и его влияние на подростков.

1

0,5

0,5

54

5.4

Пивной алкоголизм?

1

0,5

0,5

55

5.5

К чему ведут наркотики.

1

0,5

0,5

56

5.6

Токсикомания и ее последствия.

1

0,5

0,5

57

5.7

Профилактика употребления токсических веществ.

1

0,5

0,5

58

5.8

Спид - опасное заболевание нашего времени.

1

0,5

0,5

59

5.9

Что может заменить вредные привычки.

1

0,5

0,5

60

5.10

Спорт как защита от вредных привычек.

1

0,5

0,5


VI

Движение и жизнь.

10

5

5

61

6.1

Почему мы двигаемся.

1

0,5

0,5

62

6.2

Мышцы и тренировка.

1

0,5

0,5

63

6.3

Как стать Геркулесом.

1

0,5

0,5

64

6.4

Виды физической активности. Подвижные игры.

1

0,5

0,5

65

6.5

Физическая работа дома, в саду. Почему это важно?

1

0,5

0,5

66

6.6

Физкультура и спорт.

1

0,5

0,5

67

6.7

Заболевания двигательной системы и их профилактика.

1

0,5

0,5

68

6.8

Травмы, виды травм. Как оказать первую помощь при травмах.

1

0,5

0,5

69

6.9

Как оказать первую помощь.

1

0,5

0,5

70

6.10

Двигайся больше, проживешь дольше.

1

0,5

0,5





Список литературы

  1. Методическое пособие по программе формирования навыков здорового образа жизни у подростков «Все, что тебя касается». Бернова Ю. Е., Дмитриева Е.В., Рюмина И. И. Изд.2-е, Фонд «Здоровая Россия», 2008.

  2. Колесов Д.В.. Подросток: взросление и здоровый образ жизни.- М.: ЮНФПА, 2001

  3. Вайнер Э. Н. Образовательная среда как фактор риска психического здоровья школьника./ Лучшие страницы педагогической прессы. 2003, №6, 74-82с.

  4. Носова Е.В. Предупреждение употребления психоактивных веществ подростками./ Образовательная программа. Биология в школе, №1, 2009.

  5. Рыжова Н.А. Окружающая среда и здоровье./ Биология в школе, 1994, №2.

  6. Сенников С.А. Школа – важнейшее звено в укреплении здоровья детей и подростков./ Школа здоровья. 2004, №2.С.22-30

  7. НовожиловаЮ.В., Паршутин И.А. Представление о здоровье: понимание учащимися его причин и природы./ Школа здоровья, 2003, №3.

  8. Швечикова А.П. Комнатные растения и чистота воздуха в помещении. /Биология в школе. 1992. №1-2

  9. Смирнов Н.Н Здоровьесберегающие технологии в работе учителей и школ. – М.: Изд-во АРКТИ, 2003.

  10. Лаптев А.П. Закаливайтесь на здоровье. – М.: Медицина, 1991.

  11. Колесов Д.В.,Р. Д. Маш Основы гигиены и санитарии. – М.: Просвещение, 1993.

  12. Смирнова Н.К. Валеология: новая область образовательного пространства. Человек. Культура. Здоровье. – М.: Генезис, 1997

  13. Исаев Д.Н. Психологический стресс и психосоматические расстройства в детском возрасте. – СПБ: Мнемозина, 1994

  14. Возвышаева И.В. Охрана здоровья детей и подростков в РФ. Законодательные и нормативные аспекты. /Школа здоровья. 2001, №1.