СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
По учебной общеразвивающей программе "Рисуем необычные картины" можно научиться рисовать композиции- картины в основных стилях и разными материалами.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ ГОРОДА ЮГОРСКА»
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ
Методическим советом Директор
МБУ ДО «Детская школа искусств» МБУ ДО «Детская школа искусств»
Протокол от __________________ Г.И. Драгунова Приказ от
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
«Рисуем необычные картины...»
Возраст учащихся - 12-16 лет
Срок реализации – 1 год
Разработчик:
Шалапугина Ольга Михайловна,
преподаватель первой квалификационной категории.
г. Югорск, 2019
Содержание дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы «Рисуем необычные картины...»
1. | Пояснительная записка | 3-8 | |||
1.1. | Нормативно-правовая основа программы | 3 | |||
1.2. | Характеристика программы | 3 | |||
1.3. | Срок реализации программы, направленность, новизна, актуальность, педагогическая целесообразность | 5 | |||
1.4. | Возраст детей, участвующих в реализации программы | 6 | |||
1.5. | Форма, режим проведения учебных занятий | 6 | |||
1.6. | Цель и задачи программы | 7 | |||
1.7. | Условия реализации программы | 7-8 | |||
2. | Содержание программы | 8-17 | |||
2.1. | Сведения о затратах учебного времени | 8 -10 | |||
2.2. | Учебно-тематический план | 10-12 | |||
2.3. | Содержание тем учебно-тематического плана | 12-17 | |||
3. | Требования к уровню подготовки учащихся | 17-19 | |||
4. | Формы и методы контроля | 19-20 | |||
5. | Методическое обеспечение учебного процесса | 20-24 | |||
6. | Списки рекомендуемой литературы | 24-25 | |||
6.1 | Список литературы для преподавателя | 24 | |||
6.2 | Список литературы для родителей (законных представителей) и учащихся | 24 | |||
7. | Использованная литература | 25 | |||
| Приложения. Приложение 1. Инструментарий обратной связи (диагностика удовлетворенности родителей). Приложение 2. Инструментарий обратной связи (диагностика удовлетворенности учащихся). Приложение 3. Самодиагностика преподавателя по рефлексии полученного опыта организации взаимодействия с родителями в рамках мероприятия
| 25-28 |
| ||
| | |
| ||
| | |
| ||
| | |
| ||
| | |
| ||
| | |
| ||
| | |
| ||
| | |
| ||
|
| |
| ||
| | |
| ||
|
| |
| ||
|
| |
| ||
|
| |
| ||
|
| |
| ||
|
| |
| ||
|
| |
| ||
| | |
| ||
| | |
| ||
|
| |
| ||
|
| | |
1. Пояснительная записка
1.1. Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области изобразительного искусства «Рисуем необычные картины…» разработана на основе учебно - методической литературы по направлению и содержанию программы; практического опыта разработчиков данной программы.
Нормативно - правовая основа проектирования дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Картины своими руками…» (далее – программа):
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.08.2014 № 41 СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
- приказ Министерства просвещения от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 26.05.2017 № 871 «О внесении изменений в приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного оруга – Югры от 04.08.2016 № 1224 «Об утверждении правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Ханты - Мансийском автономном округе – Югре»;
- письмо Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 № 191-01-39/06-ГИ «Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств в детских школах искусств по видам искусств»;
- Устав школы, Образовательная программа школы.
1.2. Характеристика программы. Направленность программы – художественная. Вид деятельности в рамках программы – изобразительное искусство. Вид программы- общеразвивающая, модульная. Программа ориентирована на детей 12-16 лет.
В современном мире человек окружен цифровыми технологиями и познает все с помощью телевидения, интернета. Такой человек практически лишен «живого творчества», а дополнительные занятия детей по программе «Рисуем необычные картины…» в полной степени удовлетворяют потребность в творчестве.
Обучение по программе дает возможность расширить и дополнить образование детей в области изобразительного искусства. В процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведению, композиции, декоративной стилизации форм, правилах изображения на плоскости в декоративном и реалистичном стилях в таких художественных техниках как «Пластилинография», «Масляная живопись», «»Граттаж», «Витраж», «Шпагат», а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы. Так же для улучшения восприятия и более близкого ознакомления учащихся с изобразительным искусством планируются посещения выставок, виртуальные экскурсии по залам музеев. Все это в целом является мощным стимулом для развития познавательного интереса к искусству. Программа направлена на создание комфортной среды обучения изобразительному искусству, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
В ходе реализации программы создаются условия для постепенного овладения практическими навыками от простого к сложному. Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей и согласно минимуму требований к уровню подготовки учащихся среднего школьного возраста. Темы программы формулируются так, чтобы избежать излишней детализации явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне. В работе с учащимися урок следует строить разнообразно, чтобы ребенок не заскучал, потеряв интерес к занятиям, меньше уставал. Объяснения и беседы должны чередоваться с просмотром сюжетов, фильмов, презентаций обсуждением репродукций, посещением выставочных пространств и музеев, выполнением практических заданий.
Содержание программы отличается наличием последовательных, логически выстроенных разделов и тем для изучения. В первом модуле «Живописные картины» вначале идет знакомство с техникой «Пластилинография», которая в какой- то степени относится к живописи, а затем с более сложной техникой «Живопись маслом». В течении первого модуля учащиеся используют кейс- технологию, в результате которой учатся анализировать, решать поставленную проблему через ряд заданий и предлагать решение в виде законченной работы и рефлексии. Гарвардская юридическая школа считается основоположником метода ситуаций, а Христофор Колумб Лэнгделл – пионером кейс- технологии. Выполненные в данных техниках, эстетично оформленные картины в рамы, которые в дальнейшем учувствуют в выставках школьного или городского уровней в содействии с социальными партнерами. Во втором модуле «Декоративные картины» знакомство с декоративными техниками изображения картин на плоскости «Граттаж» и «Витраж». В третьем модуле «Картины из шпагата» учащиеся продолжают знакомство с декоративной композицией, но акцент сделан на прикладной уровень, чтобы показать о том, что картины могут быть выполнены не только с помощью рисунка, но и наложением, скручиванием, переплетением, склеиванием, вырезанием в одной из оригинальных и более сложной техник при изготовлении картин «Шпагат». В течении второго и третьего модуля на занятиях используется технология мастерских, где учащийся не получает готовых знаний, он их добывает, строит сам. Эта технология, разработанная «Французской группой нового образования», Поль Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже и др., удивляет своей обращенностью к «я» ребенка, к его интересам, поискам, целям. В тематику занятий включено знакомство с терминами, обозначающими технику изготовления изделий- картин («Граттаж», «Витраж», «Шпагат», «Пластилинография», «Масляная живопись».), названиями операций, свойств материалов. Итог каждого модуля- это законченная оформленная картина, которая в последствии участвует в различных конкурсах и проведении выставок. Особое внимание на занятиях уделяется беседам. Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление, оформление работ, отчет о проделанной работе. Отчет о проделанной работе позволяет научить ребенка последовательности в работе, развить навыки самоконтроля.
Прогнозируемые результаты обучения учащихся:
развитие волевых усилий при решении художественно-технических задач, следованию социальным нормам поведения и правилам, в отношениях с взрослыми и сверстниками;
развитие трехмерного восприятия объемной формы, пространственного мышления, наблюдательности, зрительной памяти, внимания, творческой фантазии, художественного воображения;
развитие умений анализировать, решать поставленную проблему через ряд заданий и предлагать решение в виде законченной работы и рефлексии;
развитие художественного вкуса, аккуратности, усидчивости, трудолюбия, ответственности при выполнении любой работы, целеустремлённости и самостоятельности.
К концу освоения модулей учащиеся овладевают знаниями и умениями:
знают основные пластические, живописные, декоративно- прикладные техники в изобразительном искусстве при изображении картин;
умеют технически правильно выполнять живописные работы в технике «Пластилинография», «Масляная живопись»;
умеют технически правильно выполнять декоративно- прикладные работы в технике «Граттаж», «Витраж», «Шпагат»;
умеют создавать и художественно оформлять картины в изученных техниках.
Основные педагогические принципы обучения, заложенные в программе.
Принцип наглядности: в процессе обучения применяются иллюстрация, практические работы, реальные предметы и наглядные средства.
Принцип доступности: доступность обучения определяется возрастными особенностями детей и зависит от их индивидуальных особенностей; зависит от организации учебного процесса, применяемых методов обучения и связана с условиями процесса обучения. Классические правила, сформулированные ученым – педагогом Я. А. Коменским: «от лёгкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному».
Принцип обучения и воспитания в коллективе: предполагает сочетание индивидуальных форм обучения с коллективным и групповым.
Принцип управления деятельностью учащихся: сочетание педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности детей.
Принцип достижения успеха каждым ребенком согласно индивидуальным возможностям.
Прием детей для обучения по программе не требует специальной подготовки. Обучение детей с ОВЗ и инвалидов программой не предусмотрено.
Место реализации программы: МБУ ДО «Детская школа искусств», г. Югорск, улица Никольская, дом 7А.
1.3. Срок реализации программы, направленность, новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.
Срок реализации программы - 9 месяцев. Три модуля. Модуль 1 с января по май (18 недель, 54 урока); модуль 2 с сентября по октябрь (8 недель, 24 урока); модуль 3 с ноября по декабрь (8 недель, 24 урока). Программа рассчитана на 102 часа. Режим занятий по программе: 1 раз в неделю по 3 академических часа (СанПин 2.4.4.3172-14).
Направленность программы – художественная.
Новизной программы является ее вариативность, комплексность, синтетическое объединение возможностей разных видов искусства, таких как, нетрадиционная техника лепки, рисование пластилином на какой либо поверхности, живопись маслом, уникальный вид графики и декоративности в «граттаже», вид монументального искусства в произведениях изобразительного и декоративного искусства в «витраже» и конкретно декоративно- прикладного искусства в картинах из шпагата. Вид деятельности в рамках программы – изобразительное искусство, декоративно- прикладное творчество. Данная Программа позволяет решать не только собственно обучающие задачи, но и создает условия для: формирования таких личностных качеств, как уверенность в себе, доброжелательное отношение к сверстникам, умение радоваться успехам других, вовлечения родителей в совместное творчество с ребенком. В программе применяется такой личностно-ориентированный метод как метод диалога, когда учащийся и преподаватель-собеседники, метод сравнений и ассоциаций, когда учащийся может высказать свою ассоциацию по данной теме, продумать свой образ и сюжет, что стимулирует творческую активность, проявление воображения и фантазии.
Актуальность программы обусловлена личностно - ориентированным подходом к процессу обучения; реализация потребностей детей в межличностном общении и продуктивная организация их свободного времяпровождения, направленная на развитие творческих способностей, трудовых навыков, коммуникативных способностей, формирование социально-значимой личности, использованием новых технических средств и технологий («Кейс- технология», «Технология мастерских»). Программа актуальна, поскольку содействует развитию пространственного мышления, художественного восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребёнка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, учащийся получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами картины, которыми можно украсить интерьер или просто подарить.
Педагогическая целесообразность программы заложена в применяемых формах, методах и средствах обучения для достижения прогнозируемого результата обучения учащихся:
- развивает познавательную творческо-практическую деятельность учащихся;
- прививает интерес к искусству, развитию фантазии, техникам рисования, формированию практических приемов и навыков изобразительного мастерства в процессе работы над художественными образами;
- способствует ранней профориентации учащихся.
1.4. Возраст детей, участвующих в реализации программы. Программа охватывает контингент учащихся 12 - 16 лет. Ожидаемое минимальное число учащихся – 10, максимальное число – 15 детей, учащихся в одной группе. Возрастной период 12-16 лет.
Младший подростковый возраст (12 – 14 лет). Наблюдается стремление к самостоятельности, самоутверждению, самовыражению, познанию собственных возможностей. Для подростка важно признание и уважение сверстников. С 11 лет спонтанность творческой деятельности сменяется более осмысленным подходом, отношение к продукту труда становится рассудочным, ответственным, у ребенка начинает развиваться аналитическое и критическое мышление. Дети начинают не только воспринимать знания, но и активно их перерабатывать. К 14-15 годам происходит уже комплексное осмысливание и понимание художественной ценности творческого процесса. Подростки предпочитают не использовать много цветов в работе, брать за основу более мягкие тона, плавные линии, во всей работе проявляется больше вкуса и выразительности.
Старший подростковый возраст (15-16 лет). Ведущая деятельность: профессионально ориентированная учебная деятельность. Стремление приобрести профессию — основной мотив познавательной деятельности, которая активно развивается. Возрастает концентрация внимания, объем памяти; происходит локализация учебного материала уже сформировано абстрактно-логическое мышление, способности к теоретическим рассуждениям и самоанализу, к оперированию абстрактными понятиями, способности к формальным операциям, абстрагированию, построению гипотез. Формируются способности к определённому виду творчества (музыка, хореография, живопись и пр.). Все это необходимо преподавателю учитывать при планировании и реализации образовательного процесса, работе с учащимися и родителями.
1.5. Форма, режим проведения учебных занятий. Основная форма учебных занятий – урок (уроки- познания, уроки- тесты, уроки- знакомство с различными техниками), но и нетрадиционные формы занятий (мастер- класс - дает возможность ближе познакомиться с основами творчества, дискуссионный клуб -дает возможность сформировать собственную точку зрения на произведения искусства, заочное путешествие – развивает воображение, расширяет кругозор, совместные мероприятия учащихся с родителями; профильные занятия – тренинги- это наиболее эффективная групповая форма работы, в которой практически прорабатываются различные проблемы; стимулирующая диагностика - помогает активизировать и проанализировать деятельность каждого учащегося).
Для детей 12-16 лет продолжительность учебного времени составляет 34 учебных недели: 3 академических часа один раз в неделю. Рекомендуемая продолжительность урока 40 минут (Устав школы). Занятия проводятся в группах, численностью не более 15 человек.
Процесс обучения строится в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
Формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальная; групповая (или в парах); фронтальная.
1.6. Цель и задачи программы.
Цель программы: создание разно стилевых картин в процессе освоения различных видов изобразительной деятельности- живописи и декларативно- прикладного творчества.
Для достижения цели будут решаться следующие задачи:
Обучающие:
- познакомить учащихся с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними;
- учить анализировать работы художников;
- познакомить с особенностями нетрадиционных техник изображения для создания творческих работ.
Развивающие:
- активизировать развитие интереса к творческому процессу, самостоятельной экспериментальной деятельности с художественными материалами;
- развивать творческий потенциал, художественное мышление ребенка на основе знания цветовой грамоты;
- развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение;
- обогащать визуальный опыт детей через посещение выставок, через проведение выставок собственных работ.
Воспитательные:
- воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность, доброжелательное отношение друг к другу;
- способствовать накоплению у детей на доступном уровне сенсорного опыта, обогащению чувственных впечатлений, развитию эмоциональной отзывчивости на красоту природы и рукотворного мира;
- воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени.
1.7. Условия реализации программы. Условия реализации программы соответствуют санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, противопожарным нормам, нормам охраны труда, безопасности образовательного процесса.
Необходимый перечень оборудованных учебных аудиторий для реализации программы:
Учебное помещение | Оснащение |
Кабинет для групповых занятий
| Мебель: парты для учащихся, стулья, доска, шкафы для хранения наглядных пособий, художественных материалов, натурных предметов. Мольберты. |
Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением; мультимедийный проектор, экран. | |
Библиотечный фонд: учебно-методические пособия, учебно – методическая литература, учебная литература (книги по искусству, специальным учебным предметам, справочные, энциклопедические издания). Видео-фонд: учебные фильмы о художниках, микрофильмы, презентации. Аудио-фонд для музыкального сопровождения. | |
Методических фонд: печатные пособия (схемы и таблицы по технологии изготовления изделий по этапам, творческие и учебные работы учащихся и преподавателя;). | |
| Учебные принадлежности: акварель; гуашь; тушь; кисти (белка, синтетика, щетина); стеки; картон и бумага различные по фактуре и цвету и формату; кусок оргалита или ДВП; гелиевые ручки; пластилин; клей ПВА; клей- карандаш; клей- «Момент»; масляные краски; разбавитель для масленых красок; восковые свечи; украшения для декоративной работы; кусок мешковина или холст разных оттенков и фактур; кожа, цветное сукно, кусочки ткани; бечевки, веревки разной толщины, шпагат. |
Выставочный зал | Мебель: стулья, подвесная мобильная система, рамки, демонстрационные тумбы, столы, витрины. Технические средства обучения: телевизор и DVD, компьютер с лицензионным программным обеспечением. |
Кадровые ресурсы: квалификация педагогических работников позволяет обеспечить достижение ожидаемых результатов освоения программы: 1 преподаватель, первая или высшая квалификационная категория.
Социально-психологические ресурсы: создание благоприятной атмосферы для системы мотивации и стимулирования творческой инициативы детей.
Здоровьесберегающие ресурсы: соответствие СанПин 2.4.4.3172-14: применение комплекта физкультурных минуток, рефлексий.
Информационные ресурсы: сбор, обработка, анализ информации, необходимой для реализации программы. Размещение на сайте школы информации о ходе реализации программы. Планируются использование информационных стендов, афиш, буклетов, публикаций в средствах массовой информации, телерепортажей.
2. Содержание по тематическим модулям
2.1. Сведения о затратах учебного времени.
Модуль | Возраст детей | Продолжительность урока | Количество часов | |
в неделю | Всего | |||
Модуль I. «Живописные картины»
| 12-16 лет | 40 мин | 3 | 54 |
Затраты учебного времени по I модулю для детей 12-16 лет (по разделам:)
Разделы | Месяцы реализации | Количество учебных недель, уроков |
|
|
|
Раздел 1. «Картины из пластилина» Пластилинография «Натюрморт» Пластилинография «Пейзаж» | Январь, февраль, март | 10 недель, 30 уроков |
Раздел 2. «Картины маслом» Живопись маслом «Натюрморт» Живопись маслом «Пейзаж» | Апрель, май | 8 недель, 24 уроков. |
ИТОГО: | 5 месяцев | 18 недель 54 урока |
Результат I модуля- создание и оформление живописной картины в стиле «Пластилинография» и живопись маслом на основе изучения технологии работы с пластилином и масляными красками.
Модуль | Возраст детей | Продолжительность урока | Количество часов | |
в неделю | Всего | |||
Модуль II «Декоративные картины»
| 12-16 лет | 40 мин | 3 | 24 |
Затраты учебного времени по II модулю для детей 12-16 лет (по разделам:)
Разделы | Месяцы реализации | Количество учебных недель, уроков |
Раздел 1. «Декоративные картины» Профессия - художник. Художник декоратор. Времена года. Осень. Граттаж. Времена года. Зима. Витраж. | Сентябрь, октябрь | 8 недель, 24 урока. |
ИТОГО: | 2 месяца | 8 недель 24 урока |
Результат II модуля- создание и оформление декоративной картины в стиле «Граттаж» и «Витраж» на основе изучения технологии работы с акварелью, тушью, гуашью.
Модуль | Возраст детей | Продолжительность урока | Количество часов | |
в неделю | Всего | |||
Модуль III «Картины из шпагата»
| 12-16 лет | 40 мин | 3 | 24 |
Затраты учебного времени по III модулю для детей 12-16 лет (по разделам:)
Разделы | Месяцы реализации | Количество учебных недель, уроков |
Раздел 1. «Картины из шпагата» Что такое шпагат? «Крутим веревочки». «Рамка». «Настенное украшение в круге». «Натюрморт». | Ноябрь, декабрь | 8 недель, 24урока. |
ИТОГО: | 2 месяца | 8 недель 24 урока |
Результат III модуля- создание и оформление декоративной картины «Натюрморт» в стиле шпагатной техники на основе изучения технологии работы с шпагатной веревкой.
2.2. Учебно–тематический план
Модуль I. «Живописные картины»
Краткое описание тем:
Пластилинография. Создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полу объемных объектов на горизонтальной поверхности не сложных по композиции натюрмортов и пейзажей.
Масляная живопись. Техники масляной живописи. Воздействие цвета на человека, гармония цветовых отношений. Рисование с натуры несложных по форме и цвету натюрмортов, этюды пейзажа.
Передача пространства на плоскости, представления о перспективе.
Понятия: цветовая гармония, репродукция, нюанс, «уравновешенная композиция», свет, тень, тоновая растяжка, статика, динамика, перспектива.
Беседы по репродукциям картин известных художников. Виртуальные экскурсии по залам музеев.
Раздел | Всего занятий | В том числе | |
Теория | Практика | ||
Раздел 1. | 30 | | |
Картины из пластилина. Пластилинография. Натюрморт. 1. Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и материалами. Натюрморты в произведениях живописи известных художников (беседы по картинам, виртуальные экскурсии по залам музеев, входящая диагностика). 2. «Фрукты в вазе». Реалистичный натюрморт. 3. «Весенние мотивы». Натюрморт в декоративном стиле. | 12 2 4 6 | 2 1 1 1 | 10 1 3 5 |
Картины из пластилина. Пластилинография. Пейзаж. 4. Художники-пейзажисты. Пейзаж в произведениях живописи известных художников (беседы по картинам, виртуальные экскурсии по залам музеев). 5. Сельский пейзаж. Реалистичный пейзаж. 6. Городской пейзаж. Пейзаж в декоративном стиле. 7. Занятие - экскурсия. | 18 3 8 6 1 | 3 1 1 1 | 15 2 7 5 1 |
Раздел 2. | 24 | | |
Картины маслом. Натюрморт 8. Натюрморты в произведениях живописи известных художников (беседы по картинам). Знакомство с инструментами и материалами, техникой работы. 9. «Яблочко на тарелочке». Этюд. 10. «Цветочные мотивы». Копирование натюрморта.
| 15 3 3 9 | 3 1 1 1 | 12 2 2 8 |
Картины маслом. Пейзаж 11. Лето в произведениях живописи известных художников (беседы по картинам). 12. «Ромашковое поле». Этюд. 13. Занятие «Вернисаж». | 9 1 7 1 | 2 1
1 | 7 6 1 |
ИТОГО: | 54 | 10 | 44 |
В учебном плане учитывается комплектование группы, входящая диагностика, выставочная деятельность.
Модуль II «Декоративные картины»
Краткое описание тем:
Профессия - художник. Художник декоратор.
Свойства живописных и графических материалов, приемы работы с ними.
Беседы по репродукциям картин известных художников.
Граттаж и витраж как виды декоративной композиции.
Понятия: акварель, гуашь, абстрактна композиция, цветовая гармония, теплая и холодная цветовая гармония, репродукция, нюанс, «уравновешенная композиция», композиционный центр, тоновая растяжка, статика, динамика, перспектива.
Раздел | Всего занятий | В том числе | |
Теория | Практика | ||
Радел 1. | 24 | | |
Декоративные картины. Профессия - художник 1.Профессия - художник. Художник- декоратор. (Виртуальные экскурсии по залам музеев). Художественные материалы, приемы работы в декоративной композиции. Композиция по воображению (входящая диагностика). | 3 | 1 | 2 |
Декоративные картины. Времена года. Осень. Граттаж. 2. «Осень в произведениях живописи известных художников». (беседы по картинам). 3. Цвета осени. Теплая цветовая гамма. Упражнение (абстрактная композиция в теплой гамме в технике гуашь). 4. «Осень». (декоративный пейзаж в технике «граттаж»). 5. «Дары природы» (декоративный натюрморт в технике «граттаж»). | 9 1 2 3 3 | 4 1 1 1 1 | 5 1 2 2 |
Декоративные картины. Времена года. Зима. Витраж. 6. «Зима в произведениях живописи известных художников». (беседы по картинам). 7. Цвета зимы. Холодная цветовая гамма. Упражнение (абстрактная композиция в холодной гамме в технике акварель). 8. «Зима». (декоративный пейзаж в технике «витраж»). 9. Занятие- «Вернисаж». | 12 1 5 5 1 | 3 1 1 1 | 9 4 4 1 |
ИТОГО: | 24 | 8 | 16 |
В учебном плане учитывается комплектование группы, входящая диагностика, выставочная деятельность.
Модуль III «Картины из шпагата»
Краткое описание тем:
Беседы по репродукциям картин известных художников.
Шпагатная техника как вид декоративной композиции. Виды шпагата, приёмы работы с ним. Способы выполнения деталей из шпагата. Композиция в технике из шпагата.
Понятия: «уравновешенная композиция», статика, динамика, композиционный центр, декор, мотивы.
Раздел | Всего занятий | В том числе | |
Теория | Практика | ||
Радел 1. | 24 | | |
Картины из шпагата. 1. Что такое шпагат? Входящая диагностика. 2.«Крутим веревочки». 3.«Рамка». 4.«Настенное украшение в круге». 5.«Натюрморт». 6. Занятие- экскурсия. 7.Занятие- «Вернисаж». | 24 3 3 3 6 7 1 1 | 6 2 1 1 1 1 | 18 1 2 2 5 6 1 1 |
ИТОГО: | 24 | 6 | 18 |
В учебном плане учитывается комплектование группы, входящая диагностика, выставочная деятельность.
2.3. Содержание тем учебно-тематического плана
Модуль I. «Живописные картины»
Раздел 1. Картины из пластилина. Пластилинография. Натюрморт.
Занятие 1. Тема: Натюрморты в произведениях живописи известных художников (беседы по картинам).
Цель: знакомство с произведениями знаменитых художников, композиционным строем, схемами натюрмортов, выделением главного и второстепенного, плановостью, цветовой выразительностью и т.д.
Теоретическая работа: беседа по картинам (Виртуальные экскурсии по залам музеев). Пластилин как материал для художественных работ, пластические свойства материала. Разнообразие техник работы с пластилином. Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и материалами.
Практическая работа:
1. Упражнения на составление натюрмортов по схемам. (Входящая диагностика: определение уровня развития ребенка, его задатков, индивидуальных способностей).
Зрительный ряд: подборка репродукций картин художников, фотографии, иллюстрации.
Занятие 2. Тема: «Фрукты в вазе». Реалистичный натюрморт.
Цель: обобщать представления детей о фруктах и предметах, об их характерных особенностях. Учить предавать особенности фруктов способом пластилинографии – создания объемного изображения на листе картона с передачей фактуры, тона, цвета, градаций светотени.
Теоретическая работа: Пластилинография. Техника выполнения, приёмы и способы работы. Рассматривание образца, показ, беседа об особенностях характеристики предметов.
Практическая работа:
1. Выполнение картины на картоне с натуры в технике пластилинографии. Изображение натюрморта с фруктами. Оформление в раму.
Зрительный ряд: И. Репин «Яблоки и листья».
Материалы: Картон формата А-4, А-3, цветной пластилин, стеки, салфетки, клеенка, тряпочка
Занятие 3. Тема: «Весенние мотивы». Натюрморт в декоративном стиле.
Цель: освоение навыков работы в пластилинографии. Знакомство с правилами видами выполнения работ в декоративном стиле.
Теоретическая работа: знакомство с живописью в декоративном стиле на образцах знаменитых художников и стилями в пластилинографии.
Практическая работа:
1. Выполнение картины на картоне с помощью копирования с оригиналов в технике пластилинографии. Изображение натюрморта. Оформление в раму.
Зрительный ряд: подборка репродукций картин художников, фотографии, иллюстрации. К. Малевич «Натюрморт».
Материалы: Картон формата А-4, А-3, цветной пластилин, стеки, салфетки, клеенка, тряпочка.
Картины из пластилина. Пластилинография. Пейзаж.
Занятие 4. Тема: «Художники-пейзажисты». Пейзаж в произведениях живописи известных художников (беседы по картинам).
Цель: знакомство с художниками – пейзажистами, видами и схемами построения композиции пейзажа.
Теоретическая работа: беседа о художниках-пейзажистах.
Практическая работа: выполнение серии линейных эскизов пейзажей по схемам.
Зрительный ряд: подборка иллюстраций и репродукций знаменитых художников- пейзажистов.
Занятие 5. Тема: «Сельский пейзаж». Реалистичный пейзаж.
Цель: изучение особенностей изображения сельского пейзажа как одного из видов в жанре пейзажа, углубление знаний создавания выразительного и интересного сюжета в полуобъёме, используя нетрадиционную технику рисования пластилином.
Теоретическая работа: беседа о построении двухпланового пространства в сельском пейзаже.
Практическая работа:
1. Выполнение картины на картоне в реалистичной манере с помощью копирования с репродукции знаменитого русского художника. Сельский пейзаж. Оформление в раму.
Зрительный ряд: иллюстрации, Н. Дубровский «Сумерки», К. Коровин «Зима», Ф. Васильев «Деревня», И. Левитан «Саввинская слобода под Звенигородом», детские работы.
Материалы: Картон формата А-4, А-3, цветной пластилин, стеки, салфетки, клеенка, тряпочка.
Занятие 6. Тема: «Городской пейзаж». Пейзаж в декоративном стиле.
Цель: изучение особенностей изображения городского пейзажа, как одного из видов в жанре пейзажа. углубление знаний создавания выразительного и интересного сюжета в полуобъёме, используя нетрадиционную технику рисования пластилином.
Теоретическая работа: беседа о последовательности выполнения пейзажа в одной из выбранных декоративных техник.
Практическая работа:
1. Выполнение картины на картоне в декоративном стиле с помощью копирования с репродукции знаменитого художника. Городской пейзаж. Оформление в раму.
Зрительный ряд: иллюстрации, А. Лентулов «Церкви», «Небозвон», Л. Ефремов «Городской пейзаж», детские работы.
Занятие 7. Тема: Занятие- экскурсия.
Цель: проведение экскурсий в музеи города, выставочный зал ДШИ.
Раздел 2. Картины маслом. Масляная живопись. Натюрморт.
Занятие 8. Тема: «Натюрморты в произведениях живописи известных художников (беседы по картинам). Знакомство с инструментами и материалами, техникой работы».
Цель: знакомство с техникой масленой живописи, материалами и инструментами художника, грунтовкой картона.
Теоретическая работа: Знакомство с инструментами и материалами. Подрамник. Виды подрамников. Холст. Технология натяжки холста на подрамник. Грунтовка картона. Беседа о произведениях живописи знаменитых художников. (Виртуальные экскурсии по залам музеев).
Практическая работа: грунтовка картона.
Зрительный ряд: образцы загрунтованных холстов и картона, инструменты и материалы, презентация с произведениями художников.
Занятие 8. Тема: "«Яблочко на тарелочке». Этюд.
Цель: знакомство с техникой работы маслом- однослойная техника «Аля-прима».
Теоретическая работа: Техники живописи маслом: Выбор техники для работы над картиной.
Практическая работа:
1. Подготовка картона ФА-5, ФА-4 для работы в технике «Аля-прима».
2. Создание работы с натуры с изображением тарелки с фруктами. Оформление в раму.
Зрительный ряд: иллюстрации, фотографии, слайды с изображением живописных работ маслом.
Занятие 9. Тема: "«Цветочные мотивы». Копирование натюрморта.
Цель: знакомство с техникой работы маслом, многослойной живописью, применением мастихина в работе масляными красками.
Теоретическая работа: Техники живописи маслом: Выбор техники для работы над картиной.
Практическая работа:
Подготовка картона ФА-5, ФА-4 для работы в технике многослойной живописи.
Копирование работы с репродукции работ художников с изображением цветочных мотивов. Оформление р раму.
Зрительный ряд: иллюстрации, фотографии, слайды с изображением цветочных натюрмортов.
Картины маслом. «Масляная живопись. «Пейзаж».
Занятие 10. Тема: " Лето в произведениях живописи известных художников (беседы по картинам).
Цель: развитие умения самостоятельно анализировать содержание картины, выделять выразительные средства, формирование умения «читать» картины, мотивировать эмоционально-личностное отношение к произведению. Понятие "Композиционные поиски".
Теоретическая работа: беседа по картинам. Упражнения на выделение средств выразительности, на сравнение и нахождение сходств и различий в манере исполнения различных живописцев. Развернутое высказывание эмоционально-личностных отношений детей к понравившемуся произведению.
Практическая работа: выполнение композиционных поисков по теме "Лето". Зрительный ряд: подборка репродукций картин художников.
Занятие 11. Тема: «Ромашковое поле».
Цель: освоение навыков в работе в смешанной технике, создание живописного пейзажа по воображению, использование всей палитры красок.
Практическая работа: Изображение летнего пейзажа в смешанной технике. Оформление в раму.
Зрительный ряд: подборка репродукций.
Занятие 12. Тема: Занятие- «Вернисаж».
Цель: проведение выставок детских работ.
Модуль II «Декоративные картины»
Раздел 1. Декоративные картины. Профессия – художник
Занятие 1. Тема: «Профессия - художник. Художник – декоратор». Художественные материалы, приемы работы».
Цель: ознакомление детей с особенностями профессии художника, художника- декоратора и значимостью его деятельности для общества, а также с разнообразием художественных материалов.
Теоретическая работа:
Беседа о профессии художника, о средствах выразительности.
Практическая работа: составление композиции по воображению детей. Пространственное освоение листа бумаги. (Входящая диагностика: определение уровня развития ребенка, его задатков, индивидуальных способностей).
Зрительный ряд: детские работы, работы преподавателя.
Декоративные картины. Времена года. Осень. Граттаж
Занятие 2. Тема: «Осень в произведениях живописи известных художников» (беседы по картинам).
Цель: развитие умения эмоционально воспринимать цвет, вызывая адекватный отклик на настроение живописных пейзажей.
Теоретическая работа: беседа по картинам известных художников. Упражнения на выделение средств выразительности, на сравнение и нахождение сходств и различий в манере исполнения различных живописцев.
Зрительный ряд: подборка репродукций картин художников, фотографии, иллюстрации.
Занятие 3. Тема: «Цвета осени». Теплая цветовая гамма.
Цель: Закрепление работы с оттенками в теплой цветовой гаммы.
Практическая работа:
1. Упражнение из геометрических фигур (абстрактная композиция в теплой гамме в технике гуашь).
Зрительный ряд: подборка репродукций картин художников, фотографии, иллюстрации, таблицы по цветоведению.
Занятие 4. «Осень». (декоративный пейзаж в технике «граттаж»).
Цель: использование цвета в качестве выразительного средства. Соответствие цветового решения задуманному содержанию и настроению рисунка. Выделение композиционного центра.
Практическая работа:
1. Упражнения на закрепление навыков в технике «граттаж». Подготовка листа бумаги ФА-4 для работы в технике «граттаж».
2. Составление тематической осенней композиции с многоплановым изображением, с включением человеческой фигуры в технике «граттаж» в теплой цветовой гамме. Оформление в паспарту.
Зрительный ряд: подборка репродукций картин художников (жанр пейзажа), подборка детских работ, работы преподавателя.
Занятие 5. Тема: «Дары природы». (декоративный натюрморт в технике «граттаж»).
Цель: передача содержания рисунка в определенной цветовой гамме.
Практическая работа:
Создание декоративного натюрморта в теплой цветовой гамме в технике «граттаж». Оформление в паспарту.
Зрительный ряд: подборка репродукций картин художников (жанр натюрморта), иллюстрации, таблицы по цветоведению.
Декоративные картины. Времена года. Зима. Витраж.
Занятие 6. Тема: «Зима в произведениях живописи известных художников». (беседы по картинам).
Цель: развитие умения эмоционально воспринимать цвет, вызывая адекватный отклик на настроение живописных пейзажей.
Теоретическая работа: беседа по картинам известных художников. Упражнения на выделение средств выразительности, на сравнение и нахождение сходств и различий в манере исполнения различных живописцев.
Зрительный ряд: подборка репродукций картин художников, фотографии, иллюстрации.
Занятие 7. Тема: «Цвета зимы». Холодная цветовая гамма.
Цель: Закрепление работы с оттенками в холодной цветовой гаммы.
Практическая работа:
1. Упражнение из геометрических фигур (абстрактная композиция в холодной гамме).
Зрительный ряд: подборка репродукций картин художников, фотографии, иллюстрации, таблицы по цветоведению.
Занятие 8. Тема: «Зима». (декоративный пейзаж в технике «витраж»).
Цель: выделение композиционного центра. Цветовое решение темы.
Практическая работа:
1. Составление тематической зимней композиции с многоплановым изображением, с включением человеческой фигуры в технике «витраж» в холодной цветовой гамме. Оформление в паспарту.
Зрительный ряд: подборка иллюстраций (жанр пейзажа).
Занятие 9. Тема: Занятие- «Вернисаж».
Цель: проведение выставок детских работ.
Модуль III «Картины из шпагата»
Раздел 1. «Картины из шпагата».
Занятие 1. Тема: «Что такое шпагат?».
Цель: знакомство с выразительными возможностями шпагата, использованием различных инструментов и материалов.
Теоретическая работа: беседа об истории возникновения шпагата, изделиях, технике работ из шпагата, технике безопасности при работе.
Практическая работа: Составление орнаментальной композиции. (Входящая диагностика: определение уровня развития ребенка, его задатков, индивидуальных способностей).
Зрительный ряд: работы преподавателей и детей, иллюстрации.
Занятие 2. Тема: «Крутим веревочки».
Цель: Знакомство с многообразием способов и приемов выполнения мелких изделий из шпагата.
Теоретическая работа: дать понятие «узелок, петелька, косичка, завиток». Показать применение данных украшений в композиции (репродукции картин), познакомить с многообразием способов и приемов выполнения деталей.
Практическая работа:
1. Упражнения на изготовление простейших предметов: узелки, петельки, косички, завитки, разной величины и формы.
Зрительный ряд: иллюстрации с деталями, наглядные пособия с разнообразием видов декоративных элементов из шпагата.
Занятие 3. Тема: «Рамка».
Цель: знакомство с изготовлением и оформлением рамки для картины из шпагата.
Теоретическая работа: дать понятие «рамка», рассказать о видах рамок, познакомить с разными видами выполнения рамки с помощью шпагата, учить накладывать шпагат на рамку, украшать дополнительными материалами.
Практическая работа: изготовление рамки и декоративных украшений (детали из шпагата, бусины, засушенные цветы).
Зрительный ряд: работы преподавателей и детей, иллюстрации. .
Занятие 4. Тема: «Настенное украшение в круге».
Цель: знакомство с изготовлением и оформлением изделия.
Теоретическая работа: дать понятие «композиция», познакомить с основными понятиями композиции - симметрия, асимметрия, ритм, выделение композиционного центра, познакомить с расположением орнамента в круге, познакомить с правилами переноса эскиза на форму; учить последовательности работы; научить оформлять изделие дополнительными материалами.
Практическая работа: изготовление круглой основы, выполнение эскиза композиции, декоративное оформление. Оформление в раму.
Зрительный ряд: работы преподавателей и детей, иллюстрации, наглядные пособия- симметрия, асимметрия, ритм, композиционный центр, расположение орнамента в круге.
Занятие 5. Тема: «Натюрморт».
Цель: знакомство с изготовлением и оформлением картины с изображением натюрморта в шпагатной технике.
Теоретическая работа: дать понятие «натюрморт», познакомить с построением натюрморта, со схемами, пропорциями предметов относительно друг -друга.
Практическая работа: выполнение эскиза, композиционное оформление на основном формате, изготовление деталей. Оформление в раму.
Зрительный ряд: работы преподавателей и детей, иллюстрации и схемы композиционного построения натюрморта, картины художников с изображением натюрмортов - Ян Ван де Вельде «Натюрморт», А. Сарьян «Цветы», И. Хруцкий «Плоды и свеча», П. Кончаловский «Сухие краски».
Занятие 6. Тема: Занятие- экскурсия.
Цель: проведение экскурсий в музеи города, выставочный зал ДШИ.
Занятие 7. Тема: Занятие- «Вернисаж».
Цель: проведение выставок детских работ.
3. Требования к уровню подготовки учащихся
После прохождения программы дети 12-16 лет будут иметь следующие знания, умения, навыки.
Учащиеся должны знать:
знают основные термины пластилинографии;
знают основные термины масляной живописи;
знают основные термины декоративной композиции «Граттаж», «Витраж»;
знают основные термины шпагатной техники;
живописные техники («Пластилинография», живопись маслом);
декоративные техники («Граттаж», «Витраж», «Шпагат»);
знают, как передавать с помощью формы и цвета, образа - характер предметов;
знают конкретных русских и зарубежных художников;
знают ведение работы: от поиска композиционного решения в эскизе к работе в материале;
знают, как выделять главное и акцентировать это в готовых композициях;
знают основные жанры живописи: пейзаж, натюрморт;
знают о явлениях взаимного пространственного расположения предметов, загораживаемости, удаления в глубину на примере группы предметов (натюрморт);
знают о явлениях наблюдательной перспективы на примере объектов и открытом (улица) пространстве, передавать наглядно перспективное сокращение формы предметов;
знают о композиционных правилах, законах композиции с такими понятиями, как: «главное» «второстепенное» в рисунке, с именами известных мастеров по рисунку;
знают о технологии ручной обработки различных материалов, их декорировании и составлении различных композиций;
знают основы работы художественными материалами (акварель, гуашь);
знают основы цветоведения (теплые и холодные, гармоничные, родственные, контрастные цвета);
знают правила безопасной работы с инструментами и санитарно- гигиеническими требованиями к организации учебного процесса.
Учащиеся должны уметь:
работать с натуры;
передавать объем предметов через изменения цвета по форме, передавать падающие тени от предметов;
рассказать о содержании произведения искусства, включая характеристику некоторых выразительных средств;
размещать смысловые элементы в разных местах картинной плоскости (внизу, вверху, слева, справа...) с целью усиления сюжетной и композиционной выразительности;
выделять композиционный центр в композициях;
передавать основные пропорции предметов усложненной формы;
наблюдать предмет при работе с натуры и по памяти, уметь сравнивать натуру с рисунком, видеть несоответствия и отклонения рисунка от натуры;
получать оттенки сложного цвета с помощью смешения красок, добиваться красивого сочетания цветов друг с другом, цветовой гармонии;
получать теплые и холодные оттенки, добиваться красивого сочетания цветов друг с другом, цветовой гармонии;
выполнять абстрактные композиции с выделением доминанты;
решать творческие задачи, составлять схемы и эскизы;
составлять композицию натюрморта и пейзажа по схемам;
выполнять последовательно декоративные работы в техниках «Граттаж» и «Витраж»;
выполнять последовательно работы в технике «Пластилинография»;
выполнять композиции из пластилина в декоративном и реалистичном стиле;
выполнять последовательно работы в масляной технике «Аля- прима» и «Лессировка» с применением мастихина;
выполнять последовательно декоративные работы в шпагатной технике;
технически правильно выполнять узлы, завитки, листочки, волнистые линии в шпагатной технике;
разрабатывать декоративное оформление работ;
работать по собственному замыслу;
эстетично оформлять работы к выставке.
Учащиеся должны овладеть навыками:
- работы со специальной литературой;
- работы с материалами и инструментами;
- практическими навыками в изобразительной деятельности.
Учащиеся получат возможность:
- развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, сформировать познавательные интересы;
- совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе - умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим;
- сформировать самооценку, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/ неуспеха в учении, умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;
- развить мотивацию к учебной деятельности; любознательность и интерес к новому, стремление к совершенствованию своих способностей.
4. Формы и методы контроля
Предварительный (входной) контроль. Осуществляется в начале обучения для определения уровня развития детей, их интересов, склонностей и творческих способностей. Проводится в виде беседы, опроса, тестирования, анкетирования.
Текущий контроль осуществляется в течение всего учебного года. Текущий контроль знаний, умений и навыков происходит на каждом уроке в условиях непосредственного общения с учащимися и предполагает оценочную систему. В результате преподаватель определяет степень усвоения учащимися учебного материала, готовности их к восприятию нового материала. Так же выявляется уровень повышения ответственности и заинтересованности детей в обучении. Происходит выявление учащихся, отстающих и опережающих обучение. Преподаватель производит подбор наиболее эффективных методов и средств обучения. Данный контроль осуществляется путем педагогического наблюдения, опроса, контрольных занятий, творческих и практических заданий самостоятельной работы.
Промежуточный контроль проводится по окончании раздела, что позволяет определить степень усвоения учащимися учебного материала, результаты обучения. Проводится в виде: контрольного занятия, зачёта, самостоятельной работы, презентации творческой работы, других формах.
Итоговый контроль проводится по итогам обучения по программе для: определения изменения уровня развития детей, их творческих способностей, результатов обучения; степени выполнения поставленных задач; ориентирования учащихся на дальнейшее обучение. Для осуществления данного вида контроля организуются: выставка работ учащихся.
Для проведения текущего, промежуточного и итогового контроля учащихся создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки и разработаны критерии оценки.
Критерии оценки. При оценивании учащегося, осваивающегося программу, следует учитывать:
- формирование устойчивого интереса к искусству, к занятиям;
- овладение практическими умениями и навыками в художественно-творческой деятельности;
- степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.
Критерии оценки. Система оценок предполагает пятибалльную шкалу.
5 баллов - особые успехи, отлично, задание выполнено полностью без ошибок; уровень художественной грамотности соответствует этапу обучения, и учебная задача полностью выполнена;
4 балла - полное выполнение работы, но с небольшими пробелами; уровень художественной грамотности соответствует этапу обучения, допускаются незначительные отклонения, учебная задача выполнена. Учащийся хорошо справляется с палитрой цветов последовательностью в работе, но допускает незначительные ошибки в тональном решении;
3 балла - при выполнении задания есть несоответствия требованиям; уровень художественной грамотности в основном соответствует этапу обучения, и учебная задача в основном выполнена (или выполнена не полностью). Учащийся допускает грубые ошибки в композиционном и цветовом решении работы;
2 балла - полное несоответствие требованиям; уровень художественной грамотности не соответствует этапу обучения, и учебная задача не выполнена. Но такую оценку лучше не ставить, так как это только оттолкнет учащихся от творческой деятельности, а преподавателю стоит присмотреться к креативности данного ученика и продумать посильность следующих заданий для него.
Форма подведения итогов реализации программы. Мониторинг учебно - воспитательного процесса осуществляется на основании Положения о внутренней системе оценки качества образования в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Детская школа искусств города Югорска» (приказ директора от 16.12.2016 №377).
Результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого ребенка.
Предусмотрены поощрения детей в виде грамот, дипломов, благодарности.
Для оценки результатов освоения программы сформирован диагностический инструментарий (приложение к программе).
5. Методическое обеспечение учебного процесса
В организации учебного процесса актуальным являются методы обучения, предполагающие познавательную активность учащихся, самостоятельность, творчество. Выбор форм и методов работы зависит от психоэмоциональных и физических особенностей детей, их личностных качеств, знаний, умений, навыков, а также от возраста учащихся.
Принципы обучения: системно - деятельностный подход; практико – ориентированная деятельность; индивидуализация обучения для достижения успеха каждым.
Для активизации творческого потенциала используются следующие формы организации обучения:
- беседы, оживляющие интерес и активизирующие внимание;
- демонстрация наглядных пособий, позволяющая конкретизировать учебный материал (рисунки, репродукции работ известных художников, фотографии, лучшие детские работы, альбомы по изобразительному искусству);
- работа с раздаточным материалом;
-экспериментальные упражнения с использованием нетрадиционных техник рисования;
- организация индивидуальных и коллективных форм художественного творчества;
- организация выставок, конкурсов;
- использование интернет - ресурсов, возможности компьютерных технологий.
Успешность решения образовательных задач по изобразительной деятельности в большей мере определяется правильной организацией с детьми и четко продуманной системой сочетания занятий разного типа:
- ознакомление с новым материалом;
- закрепление изученного;
- применение знаний и умений;
- комбинированное занятие.
Важным моментом в изобразительной деятельности при создании художественной работы научить ребенка соблюдать этапы творческого процесса: мотив; цель деятельности; действия ориентировочного характера (восприятие, замысел образа, составление плана работы, подбор материалов, контрольно-оценочные действия); замысел - как представление результата и некоторых способов ее воплощения; вынашивание замысла - дальнейшая разработка содержания; поиск художественной формы, использование, реализация замысла; окончательная оценка результата и его доработка.
Для достижения поставленной цели и реализации задач применяются педагогические технологии:
- личностно-ориентированного обучения;
- перспективно-опережающего обучения;
- деятельностного подхода;
- здоровьесберегающие.
Используются следующие методы обучения:
- словесный (рассказ, беседа, объяснение);
- наглядно-слуховой и наглядно-зрительный (наблюдение, демонстрация, показ);
- художественно - практический (воспроизводящие и творческие упражнения, практические задания);
- метод стимулирования художественной деятельности (эмоциональное воздействие, создание ситуации успеха);
- проблемно-поисковый;
- метод сравнения, перспективы;
- метод художественных обобщений;
- метод размышления о изобразительном искусстве;
- метод активизации творческих проявлений;
- наблюдение, рефлексия, тестирование.
Используются следующие современные формы и технологии проведения занятий
Кейс- технология
Это метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (кейсов). Учащиеся получают от преподавателя пакет документов (кейс), при помощи которых либо выявляют проблему и пути её решения, либо вырабатывают варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена.
Непосредственная цель метода– совместными усилиями группы обучающихся проанализировать ситуацию, возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение.
Кейс обычно содержит:
1 - описание конкретной практической ситуации, методический прием обучения по принципу «от типичных ситуаций, примеров – к правилу, а не наоборот», предполагает активный метод обучения, основанный на рассмотрении конкретных (реальных) ситуаций;
2 – набор специально разработанных учебно-методических материалов на различных носителях (печатных, аудио-, видео- и электронные материалы), выдаваемых учащимся для самостоятельной работы.
Кейс-технологии – это не повторение за преподавателем, не пересказ, не ответ на вопрос преподавателя, это анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике.
(Чем отличается кейс от проблемной ситуации? Кейс не предлагает учащимся проблему в открытом виде, а участникам образовательного процесса предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в описании кейса.)
Классификация кейсов может производиться по различным признакам.
Технология работы с кейсом в учебном процессе включает в себя следующие этапы:
-индивидуальная самостоятельная работа учащихся с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия);
-работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений;
-презентация и экспертиза результатов малых групп (в рамках учебной группы).
На уроках кейс-технологии можно применять при изучении новых тем, практических занятиях, на повторительно-обобщающих уроках, индивидуально и в группе.
Результатом применения метода являются знания и практические навыки. Его суть также состоит в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений, а обучение становится как бы необходимым условием выживания. Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление.
Технология мастерских
Мастерские – это совершенно иная форма организации учебной деятельности учащихся, чем обычный урок. В творческих мастерских учащийся не получает готовых знаний, он их добывает, строит сам. Эта технология, разработанная «Французской группой нового образования», Поль Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже и др. удивляет своей обращенностью к «я» ребенка, к его интересам, поискам, целям.
Атмосфера доверия, сотрудничества учащихся и Мастера, содержательная работа с дидактическим материалом, обращение к личному опыту учащихся, связь с другими видами искусства способствуют развитию индивидуальности учащегося, дает толчок творческому процессу создания творческих работ.
Обычно мастерскую преподаватель проводит в конце или начале большой или очень трудной темы. Цель – пробудить интерес детей, их мыслительную активность. И по продолжительности – это не академический урок. Мастерская может длиться от 45 мин в зависимости от возраста детей и целей занятия.
Цель мастерской – подтолкнуть к поиску, избавить от чувства страха, раскрепостить, побудить к общению и творчеству.
Девиз творческой мастерской – каждый способен творить на своем уровне. Это доверие к человеку, вера в его силы и возможности. Мастерская считается состоявшейся тогда, когда участники в процессе деятельности забывают про учителя.
Идея творческой мастерской – создать условия для развития в индивидуальной и в групповой работе.
Основные идеи мастерских состоят в том, чтобы создать условия учащимся для индивидуального выдвижения идей и их развития в индивидуальной и в групповой работе. Применение в работе именно этой педагогической технологии дает возможность учащимся самим добывать и обрабатывать предметные знания и умения, научиться осознавать свои различные психические состояния и управлять ими.
Профильные занятия тренинги
Урок тренинг– форма организации учебной деятельности учащихся на основе процесса отработки определенных действий и закрепления учебного материала. Цель этой технологии – приобретение учащимися определенных умений и навыков при помощи неоднократного повторения одних и тех же знаний или действий. Эта специфическая тренировочная деятельность может быть как индивидуальной, так и групповой. Тренинг — это не просто тренировка или лекция, это – нечто большее. Но при этом он включает в себя их элементы. Программа тренинга такова, что включает в себя и теоретический материал, и практическую часть, призванную привить и развить у человека определенные навыки и умения. Причем последней уделяется основное внимание. Тренинг всегда практичен, его задачи жизненны, предназначены для воплощения в повседневной реальности. Этим он отличается от лекции, где только рассказывается «как надо». В тренинге же моделируется ситуация, которая тут же разыгрывается участниками, а затем обсуждается. Благодаря этому теоретическая информация прорабатывается в условиях реального времени, в результате участник кроме знаний выносит реальный опыт.
Дискуссионный клуб
Дискуссия — это форма урока, которая призвана выявить существующее многообразие точек зрения участников на какую-либо проблему и при необходимости провести всесторонний анализ каждой из них, а затем и формирование собственного взгляда каждого ученика на ту или иную проблему. Существует и классификация дискуссий по формам проведения: «симпозиум», «круглый стол», «дебаты». Можно выделить две основные формы дискуссий. Это групповые дискуссии, в которых участвуют несколько групп по 3-5 человек и каждая группа отстаивает свою точку зрения на заданную проблему, а также уроки, на которых каждый ученик индивидуально высказывает собственное мнение по теме. Процесс проведения дискуссионного занятия включает в себя несколько этапов. Прежде всего, это подготовительный этап, на котором определяется тема дискуссии. Также на подготовительном этапе учитель составляет план дискуссии, определяя основную проблему и ряд второстепенных вопросов, которые помогают более полно раскрыть содержание темы.
При необходимости на этапе подготовки занятия данного типа могут быть проведены специальные уроки, направленные на ознакомление учащихся с фактическим материалом по теме дискуссии. Для того чтобы обсуждение на уроке прошло более продуктивно, учащиеся должны быть заранее ознакомлены с правилами ведения научного спора, такими как: продумай главное, что хочешь доказать; лучшее доказательство - точные факты; говори логично и последовательно; уважай своего оппонента и не искажай его мыслей; не повторяй сказанное до тебя; не размахивай руками и не повышай голоса.
Начинается дискуссия с вводного слова преподавателя, в котором он формулирует основную проблему занятия, обосновывает ее, а также определяет регламент выступления участников, объясняет правила проведения дискуссии. Затем проходит обсуждение задания в группах и выступления участников дискуссии. При этом эффективность и успешность обсуждения целиком зависят от преподавателя. В ходе дискуссии его поведение должно быть корректно, то есть преподавателю лучше не прерывать выступающих и вмешиваться в ход обсуждения только в том случае, если учвщийся отвечает не по существу. В то же время учитель должен направлять рассуждения школьников к правильным выводам, подталкивать их к формированию общей позиции по рассматриваемому вопросу, а для этого ему необходимо отсекать избыточную информацию в выступлениях учащихся, тем самым группируя важные выводы и сближая точки зрения дискутирующих.
На данном этапе роль преподавателя - руководство ходом дискуссии, то есть он ставит в случае необходимости дополнительные вопросы, помогает учащимся найти правильное решение поставленной проблемы, делает обоснованные выводы. Преподаватель должен следить за тем, чтобы обсуждение не зашло в тупик и не переросло в межличностный конфликт между учащимися, а также за соблюдением основных принципов дискуссии. Особо следует остановиться на вопросе выставления оценок за дискуссионный урок. Преподавателю нужно помнить, что отмечены должны быть не только основные выступающие и оппоненты, но и наиболее активные участники обсуждения. Необходимо оценивать и содержание ответов, и высказанные учащимися мысли, их умения спорить, аргументировать свое мнение. Нельзя ставить оценки за добровольные, но неудачные ответы, а также оценивать низким баллом неверную точку зрения. Это может привести к тому, что школьники потеряют интерес к обсуждению и стремление высказывать собственное мнение. Уроки-дискуссии не только активизируют мыслительную деятельность детей и увеличивают их интерес к изобразительной деятельности, но и способствуют развитию устной речи, а также следующих умений: выслушивать оппонента, проявлять терпимость к иной точке зрения, аргументировано отстаивать собственную позицию.
Рекомендации учащимся по выполнению домашних заданий и внеаудиторной работы.
Формы внеаудиторной работы: выполнение домашнего задания; просмотры видеоматериалов; посещение учреждений культуры, музеев; участие в творческих и культурно-просветительских мероприятиях школы и города (в социуме).
Результативность обучения осуществляется через различные формы контроля по 5 – бальной системе и может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого ребенка. Неудовлетворительные оценки ставить не рекомендуется, необходимо предложить ребенку завершить работу.
6. Списки рекомендуемой литературы
6.1. Список литературы для преподавателя
1 Баррингтон Барбер. Перспектива и композиция. Издательство: Эксмо Год: 2018.
Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования [Текст] / Г.Н. Давыдова. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Скрипторий, 2015. – 89 с.
Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб.: Питер, 2015.
Изобразительное искусство. Основы народного и прикладного искусства: альбомы с методическими рекомендациями. - М.: Академия, 2015. - 109с.
Линда Бирч. Как рисовать масляными красками. Пошаговое руководство для начинающих / Линда Бирч. - М: Огни, 2017. - 224 c.
Ленгина Ю. К. Картины из пластилина / Ленгина Ю.К. - М.: Феникс, 2014. - 399 c.
Руднев И.Ю. Композиция в изобразительном искусстве: Монография / И. Ю. Руднев. – М.: Мир науки, 2019.
Шевченко М. А. Психологические цветовые и рисуночные тесты для взрослых и детей. -М.АСТ.Кладезь, 2019.
Яковлева Е. Л. Методические рекомендации учителям по развитию творческого потенциала учащихся / Под ред. В. И. Панова. - М.: Молодая гвардия, 2015.
6.2. Рекомендуемые учебные пособия и сборники для родителей и учащихся
Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. - М.: Академия, 2014. - 304с.
Макаренко М.К. Рисуем пластилином / М.К. Макаренко. - М.: Ранок, 2015. - 146c.
7. Использованная литература
I. Нормативные акты, документы
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Распоряжение Правительства РФ от 29.02.2016 N 326-р «Об утверждении Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года».
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р Концепция развития дополнительного образования детей.
4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 (СанПиН 2.4.4.3172-14).
5. Приказ Департамента образования и молодежной политики от 06.03.2014 № 229 «Об утверждении Концепции дополнительного образования и молодежной политики в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».
II. Книги
Бурчик А. И. Акварельная живопись: учеб. пособие для студентов учреждений высш. образования по специальностям «Изобразительное искусство», «Дизайн (по направлениям)», «Архитектура» / А. И. Бурчик. – Минск: Беларусь, 2014. – 135 с.
Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования [Текст] / Г.Н. Давыдова. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Скрипторий, 2015. – 89 с.
Жусупова Д. Ж. Использование техник рисования на уроках изобразительного искусства: учеб.-метод. пособие / Д. Ж. Жусупова – Костанай: Костан. гос. пед. ин-т, 2016. – 119 с. 5.
Коваленко В. И. Композиция / В. И. Коваленко, М. П. Шерикова; учеб. пособие для студентов учреждений высш. образования по специальностям «Изобразительное искусство», «Дизайн (по направлениям)». – Минск: Беларусь, 2014. – 199 с.
Островский Э.В., Чернышева Л.И. Психология и педагогика. -- М.: Вузовский учебник, 2015. -384с.
Рац А.П. Основы цветоведения и колористики. Цвет в живописи, архитектуре и дизайне. Московский государственный строительный университет. - М. 2014.
Приложения
Приложение 1
Инструментарий обратной связи (диагностика удовлетворенности родителей).
Анкета для родителей
Таблица 1
№ п/п | Вопросы | Ответы |
1 | Как Вы считаете, необходимы ли совместные мероприятия (родители, педагоги, дети)? |
|
2 | Стоит ли на Ваш взгляд проводить подобные мероприятия?
|
|
3 | Что нового Вы почерпнули для себя из данного мероприятия? |
|
4 | Ваши впечатления от мероприятия? |
|
5 | Какие предложения Вы бы хотели внести по проведению данного мероприятия? |
|
6 | С какими трудностями Вы столкнулись по ходу мероприятия? |
|
7 | Что больше всего Вам запомнилось в данном мероприятии? |
|
8 | Сплотила ли Вас совместная работа? |
|
Приложение 2
Инструментарий обратной связи (диагностика удовлетворенности учащихся).
Анкета для учащихся
Пожалуйста, оцените, насколько Вам понравилось или оказалось интересным мероприятие! ВНИМАНИЕ! Подписывать анкеты не обязательно!
Таблица 2
| Результат | |||||
| Утомительное 0 баллов | Так себе
1балл | Затрудняюсь 2 балла | Здорово
3 балла | Супер !
4 балла | |
Ярко и динамично |
|
|
|
|
|
|
Оригинально |
|
|
|
|
|
|
Актуально |
|
|
|
|
|
|
Новизна |
|
|
|
|
|
|
Сотрудничество с преподавателями и родителями. |
|
|
|
|
|
|
Ваши пожелания: | Итого: |
Анкетирование показывает всем ли учащимся и родителям мероприятие понравилось в процессе совместного творчества с родителями.
Приложение 3
Самодиагностика преподавателя по рефлексии полученного опыта организации взаимодействия с родителями в рамках мероприятия.
Таблица 3
Направление деятельности | да | нет | отчасти |
Задачи решены полностью, частично, или не решены |
|
|
|
Осуществление рациональной структуры мероприятия, для решения поставленных задач |
|
|
|
Осуществление разнообразной развивающей деятельности участников мероприятия |
|
|
|
Использование элементов современных образовательных технологий (информационная технология - презентация, групповая технология, здоровьесберегающая технология - смена видов деятельности) |
|
|
|
Использование педагогически обоснованных форм, средств, методов работы для проведения данного мероприятия |
|
|
|
Обеспечение обоснованного выбора диагностического инструментария в соответствии с поставленной педагогической целью |
|
|
|
Оказание консультативной помощи родителям. |
|
|
|
Создание благоприятного психологического климата и атмосферы сотрудничества. |
|
|
|
|
|
|
|
Анализ мероприятия позволяет сделать следующие выводы: заявленные цель и задачи находили отражение в каждом этапе, прослеживалась их связь, что способствовало обеспечению его целостности и завершенности. Наглядно продемонстрирована совместная преподавательская, детская и родительская деятельность.