МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КЛЕТНЯНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА
ПРОГРАММА
По учебному предмету
Современный эстрадный танец
Клетня 2019
Структура программы учебного предмета
Пояснительная записка
Программа учебного предмета «Классический танец» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ.
Дополните6льноя образовательная общеразвивающая программа «Хип-хоп и основы современного танца» - модифицированная, имеет художественно-эстетическую направленность и направлена на развитие в ребенке своих творческих и индивидуальных способностей, которые выявляются посредством занятий современной хореографией с элементами хип-хопа и театрализацией.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы. Хореография — один из древнейших видов искусства. Танец, это волшебный мир, в котором с помощью языка тела и музыки можно выразить любое чувство. Танец, как литература и музыка, раскрывает многогранность национальных традиций народа. С помощью танцевальной лексики можно раскрыть историю народа, его настоящее и будущее, показать все позитивные и негативные стороны человеческой натуры. Танец повышает эмоциональное и физическое здоровье человека, т.е. гармоничное единство тела, разума и души, помогает раскрыть внутренний мир человека, сформировать в детях уверенность в себе, упорство и трудолюбие, помогает оценить красоту музыки и движения. Через изучение основ хореографии дети приобщаются к танцевальной и музыкальной культуре, формируется эстетический вкус. Занятия современной хореографией помогают детям снять психологические и мышечные зажимы, выработать чувство ритма, уверенность в себе, развить выразительность, научиться двигаться в соответствии с музыкальными образами, что необходимо для сценического выступления, а также воспитать в себе выносливость. Скорректировать осанку, координацию, постановку корпуса, что необходимо не только для занятия танцем, но и для здоровья в целом. Современный танец - это зрелищное представление, вызывающее огромный интерес у молодого поколения. В данном виде искусства лаконично соединены в одно целое многообразие танцевальных стилей и элементы сценических трюков. Программа направлена на предоставление учащемуся начального профессионального образования, в том числе, на предоставление возможности ребенку выразить себя в танце, развитие умения добиваться творческого выражения эмоций через пластику.
Новизна. Сейчас наиболее востребованным видом современной хореографии является такое танцевальное направление как хип-хоп, которое включает в себя множество стилей и подвидов, совмещая также в себе и основы любой хореографии. Все они очень динамичны, но в то же время имеют свою очередность и подразумевают под собой хорошее или минимальное владение телом, подвижность и хорошо развитую координацию. Хип-хоп танцы в городах становятся все более популярными и имеют серьезное будущее. Хип-хоп дает много возможности для импровизации и самовыражения. Иногда легкий и плавный, иногда жесткий и агрессивный – этот танец всегда найдет своих истинных поклонников. Хипхоперы – это яркое поколение современной молодежи, которая свободно выражает свои эмоции с помощью уличных танцев. Хип-хоп – это выбор смелых и неординарных молодых людей.
Отличительной особенностью программы является синтез видов и форм хореографического обучения, создание интегрированной модели обучения, акцент ставится на изучение современной хореографии.
Цель:
- приобщение детей к здоровому образу жизни, развитие творческих способностей детей, формирование эстетических, культурных и нравственных ценностей, посредством обучения современному танцу.
Задачи:
- обучение основным движениям классического танца и различных направлений современной хореографии (джаз-модерн, hip-hop); - обучение точной выразительной передаче характера создаваемого образа с помощью танцевальных и пластических средств; - физическое развитие через систему специальных упражнений; - развитие музыкально-исполнительских способностей; - формирование личностных качеств: познавательной и жизненной активности, самостоятельности, коммуникабельности; - воспитание уважения к коллективу, потребностей и интересов, имеющих общественно значимый характер; - воспитание трудолюбия и стремления к преодолению препятствий.
Срок реализации программы.
Программа рассчитана на 2 года обучения для детей в возрасте от 9 до 16 лет.. Во время приема и формирования групп происходит первичная диагностика творческих способностей ребенка, его знаний, умений, навыков и хореографических данных. Формы и режим занятий.
Занятия проводятся: 1-й год обучения – по 1 часа (1 раза в неделю) – 34 часа в год; 2-й год обучения – по 1 часа (1 раза в неделю) – 34 часов в год. Форма обучения – групповая с ярко выраженным индивидуальным подходом. По итогам первичной диагностики, в зависимости от музыкальных данных и специальной подготовки, дети, поступающие в объединение, могут быть приняты в группы второго и третьего годов обучения. А также возможен досрочный перевод учащихся на следующий год обучения по результатам диагностики и аттестации.
Методика преподавания на всех годах обучения сочетает в себе тренировочные гимнастические упражнения, танцевальные движения классического, а также современного танца. Большую роль играет индивидуальный подход к каждому ребенку, учитываются его природные хореографические данные, особенности характера и его поведения в студии. Общим для каждого года обучения является принцип движения от простого к сложному, что предполагает постепенное: - увеличение физической нагрузки и объемов излагаемого материала; - усложнение рисунка движений рук и ног, композиций разучиваемых номеров; - усложнение творческих заданий. Последовательность изложения тем и количество времени корректируется календарным планом и может быть изменено в зависимости от индивидуальных способностей детей, темы года, участия в конкурсах и фестивалях, концертах. На первом году обучения повышенное внимание уделяется тренировочным гимнастическим упражнениям на полу и на середине. В первый год обучения важно привить такие навыки, как «вытянутая стопа», «прямая спина». Простые хореографические движения в разминке и диагонали, а также «партерная гимнастика» способствуют закреплению этих навыков. Для второго года обучения характерно максимальное развитие природных данных. Это основной этап накопления знаний, умений и навыков. На третьем году обучения стоит задача сохранения этого максимального уровня, так же дети знакомятся с основными законами танцевальной драматургии, овладевают навыками актерского мастерства. Обучающиеся должны стараться сами наполнить содержанием образ. Импровизация – это одна из главных особенностей данного этапа. Овладев основными элементами разных танцев, дети смогут уверенно исполнять их в различных комбинациях и связках. Таким образом, сформируется лексика танца, которая будет использоваться для выражения внутреннего эмоционального состояния исполнителя, а также развития сценического образа.
Ожидаемые результаты
В конце 1-го года обучения воспитанник будет знать:
- назначение хореографического зала, правила поведения в нем;
- основные танцевальные позиции ног и рук;
- понятия «Линия», «Колонна», «Диагональ», «Круг»;
- понятия «Ровная спина», «Вытянутая стопа»;
- комплекс упражнений стретчинга;
- назначение разогрева, его последовательность;
- понятие «Музыкальное вступление»;
- понятие «Танцевальный образ».
- основные упражнения классического танца (плие, релеве);
- приемы стретчинга, его назначение; - понятие «образ» танца, «сюжет» танца, «внутренний монолог»;
- дети должны понимать и правильно оценивать произведения современного танца; - знать основные термины танца джаз-модерн, хип-хоп
Уметь:
- ориентироваться в хореографическом зале, делать простые перестроения; - ритмично двигаться, передавать хлопками и притопами ритмический рисунок; - исполнять небольшие танцевальные комбинации под руководством педагога; - исполнять комплекс растяжки 1-го года обучения под руководством педагога; - исполнять разогрев самостоятельно; - исполнять простые танцевальные комбинации; - представлять себе заданный образ под заданную музыку; - освоить постановку корпуса, позиции ног, рук классического танца. В конце 2-го года обучения воспитанник будет: Знать: - основные упражнения классического танца (плие, релеве);
- приемы стретчинга, его назначение;
- понятие «образ» танца, «сюжет» танца, «внутренний монолог»;
- дети должны понимать и правильно оценивать произведения современного танца;
- знать основные термины танца джаз-модерн, хип-хоп.
- основные упражнения классического танца – названия движений, правила исполнения;
- понятие «стиль музыки», «образность»;
- понятия об основных законах танцевальной драматургии;
- основные термины танца хип-хоп (кач, слайд)
Уметь: - самостоятельно выполнять выученные танцевальные комбинации на середине; - исполнять сложные комбинации из шагов, бега, прыжков в различных ритмических рисунках и направлениях, сочетая их с движениями рук и головы; - быстро ориентироваться в хореографическом зале, делать различные перестроения; - самостоятельно исполнять не менее 2 концертных номеров; - выполнять комплекс упражнений стретчинга 2-го года обучения (под контролем педагога); - выделить синкопу, передать хлопками ритмический рисунок; - уметь создать образ на заданную музыку, придумать движения под свой образ; - овладеть основными элементами классического танца; - овладеть основами танца джаз-модерн, хип-хоп. В конце 3-го года обучения воспитанник будет: - самостоятельно исполнять основные элементы классического танца; - овладеть техникой танца джаз-модерн, хип-хоп; - овладеть основными элементами танца хип-хоп (кач, элементарные степы); - иметь навыки сценической деятельности. Помимо технического совершенствования двигательного аппарата, обучающиеся должны получить стимул к личностному развитию, т.е. воспитывать в себе такие необходимые для танца качества как трудолюбие, сосредоточенность и внимание. Кроме того, дети должны владеть основами общей культуры, разбираться в направлениях и течениях современной хореографии.
Реализация программы способствует: - развитию навыков общения, коммуникативных компетентностей; - повышению культурного уровня; - воспитанию настойчивости и самоотдачи, коллективной и личной ответственности за поручение дело; - осознанному развитию хореографических способностей; - развитию интереса не только к творческой деятельности в коллективе, но и к творчеству других исполнителей; - умению критически анализировать собственную деятельность.
Формы подведения итогов реализации программы. С момента поступления ребенка в объединение проводится педагогический мониторинг с целью выявления уровня обучения и развития, формирования хореографических способностей, определения задач индивидуального развития: первичная диагностика (сентябрь), промежуточная аттестация (декабрь), итоговая аттестация (апрель — май). Формы выявления полученных знаний: собеседование, практические задания, открытые занятия, концерты, участие в конкурсных мероприятиях.
Срок реализации учебного предмета «Современный эстрадный танец»
Классы/количество часов | 1 класс | 2 класс |
Количество часов | Количество часов |
Максимальная нагрузка | 68 |
Количество часов на аудиторную нагрузку | 34 | 34 |
Недельная аудиторная нагрузка | 1 | 1 |
Содержание программы 1-й год обучения
Вводное занятие. Техника безопасности. Введение в общеразвивающую программу. Инструктаж по технике безопасности. Выявление хореографических и музыкальных данных. Диагностика спортивной подготовки.
Базовые элементы современной хореографии. Образно-игровые и ритмические упражнения. Развитие чувства ритма и музыкальности. Теория. Понятие о характере музыки (быстрая, медленная), об эмоциональной окраске (веселая, грустная), о простейших пространственных построениях (линия, круг). Представление о красоте осанки, легкости шага, делающих движение красивыми и грациозными.
Практика. Музыкально-ритмические упражнения – ходьба в ритме и темпе музыки на месте и в пространственных построениях, а также вокруг себя, направо и налево. Танцевальный шаг с носка, ход с вытянутыми коленями, поднимая колени, на полу-пальцах. Различные плие (деми, гранд). Построения и переходы в простейшие фигуры.
Базовые элементы современной хореографии и балета: пластика (изучение различных волн); хаус – работа ног, построенная на базе прыжковых элементов, дорожек шагов и сложной координации; new style – самый артистичный из всех направлений хип-хопа. Основной задачей танцора является «обыграть» звучащую композицию. История хип-хопа. Крампинг – уличный стиль, резкие амплитудные движения, манера батла. Брейкинг – силовые музыкально-хореографические движения под счет и ритм музыки, овладение базовыми акробатическими танцевальными композициями.
Стили хип-хопа. Хаус, локинг, нью стайл, крампинг, поппинг, брейкинг. Каждый из этих стилей имеет характерные особенности: Хаус – работа ног, построенная на базе прыжковых элементов, дорожек и шагов и сложной координации. Локинг – сложные координационные движения рук и корпуса на высокой скорости. Нью стайл – самый артистичный из всех направлений хип-хопа. Основной задачей танцора является «обыграть» звучащую композицию. Крампинг – стиль, построенный на резких, амплитудных и агрессивных движениях. Наработка манеры баттла. Поппинг – стиль, построенный на умении изолировать части тела, «ставить точки» при помощи сокращения мышц, а также сложная пластика с множеством элементов из верхнего брейка. Брейкинг – силовой танцевальный стиль в котором необходим особенный подход и умение владеть базовыми силовыми элементами (держать свое тело на руках: уголок, равновесие, «фризы», т.е. замирания тела в партере).
Элементы балета (афро, джаз, модерн, пластика, пантомима) – основа любого танца без которого ни один современный или другой вид танца не смог бы существовать – красивые грациозные движения, апломб, вращения, пируэты, сотэню, прыжки. Основы музыкальных ритмов. Теория. Понятия: такт, сильная и слабая доля. Практика. Основные музыкальные размеры 2/4, 3/4, 4/4, выделение сильной доли, понятие паузы, движение в заданных размерах.
Партерная гимнастика. Упражнения на полу, направленные на выработку правильной осанки, развитие и укрепление мышц, силы и выворотности ног, гибкости, подвижности суставов и натянутости ног в колене, подъеме и пальцах, а также выработки хорошего танцевального шага. Общая физическая подготовка. Упражнения, направленные на достижение максимально высоких результатов в соревновательной деятельности. Силовые упражнения на все группы мышц. Развитие силы и силовой выносливости. Кардио-упражнения. Степ-аэробика. Дыхательная гимнастика. Упражнения на ловкость и координацию. Постановка и отработка концертных номеров.
Изучение танцевальных блоков и объединение их в номерах, постановка танцевальных групп, дуэтов и соло. Начиная с первого года обучения, дети пробуют выходить на сцену, участвовать в соревнованиях в таких номинациях как группы, дуэты и соло. Подготовка к этим мероприятиям – отработка номеров и подготовка костюмов.
Концертная деятельность. Практика. Культура исполнителя. Поведение на сцене. Участие в концертах различного уровня. Итоговое занятие. Подведение итогов за год. Планы на следующий год. Выступления обучающихся с лучшими номерами.
Содержание программы 2-ой год обучения
Вводное занятие. Техника безопасности. Проводится общее собрание группы, знакомство с программой. Изучаются правила техники безопасности и правила поведения до, во время и после занятий. Обучающиеся знакомятся с возможными перспективами. Напоминания: во время занятий нельзя принимать пищу, выполнять трюки и сложные элементы танца без указаний педагога самостоятельно; обязательно разогревать мышцы и свое тело.
Партерная гимнастика. Упражнения на полу, направленные на выработку правильной осанки, развитие и укрепление мышц, силы и выворотности ног, гибкости, подвижности суставов и натянутости ног в колене, подъеме и пальцах, а также выработки хорошего танцевального шага.
Стили хип-хопа. Теория. Хаус, локинг, нью стайл, крампинг, поппинг, брейкинг. Каждый из этих стилей имеет характерные особенности: Хаус – работа ног, построенная на базе прыжковых элементов, дорожек и шагов и сложной координации. Локинг – сложные координационные движения рук и корпуса на высокой скорости. Нью стайл – самый артистичный из всех направлений хип-хопа. Основной задачей танцора является «обыграть» звучащую композицию. Крампинг – стиль, построенный на резких, амплитудных и агрессивных движениях. Наработка манеры баттла. Поппинг – стиль, построенный на умении изолировать части тела, «ставить точки» при помощи сокращения мышц, а также сложная пластика с множеством элементов из верхнего брейка. Брейкинг – силовой танцевальный стиль, в котором необходим особенный подход и умение владеть базовыми силовыми элементами (держать свое тело на руках: уголок, равновесие, «фризы», т.е. замирания тела в партере). Практика. Исполнение различных комбинаций в стиле танца хип-хоп.
Импровизация и свой стиль. На третьем году обучения дети под любую новую музыку передают настроение, ритм и динамику через свой наработанный опыт и отработанные комбинации занятий и выученных танцев. Особенно учитывается в сольном выходе (так называемый «свой выход») в номинациях: танцевальность и музыкальность, артистизм, креативность, универсальность и индивидуальность. Разрешается привнесение своего видения и свободы.
Акробатика. Базовые акробатические упражнения: «мостик» из положений лежа и стоя, «березка», «стойка-краб» с прямыми ногами и широко разведенными в сторону на одной и двух руках, «складка», кувырки в различных направлениях, шпагаты с правой и левой ноги, «колесо вперед» (плюс колесо в разные стороны с разных рук), «циркуль», прыжок через ногу «узел», переворот в воздухе на руках всем телом, «полу-свайсп» («бочка»). Комплекс специальных упражнений, связанных с сохранением равновесия (балансирования) и вращением тела с опорой и без опоры (прыжки, падения, перекаты, сальто). Стойка на голове, стойка на руках. Изучение парных упражнений, изучение поддержек.
Общая физическая подготовка. Упражнения, направленные на достижение максимально высоких результатов в соревновательной деятельности. Отжимания, приседания, прыжки в высоту и в длину, упражнения на пресс (поднятие корпуса от пола, поднятие прямых ног от пола). Силовые упражнения на все группы мышц. Развитие силы и силовой выносливости. Кардио-упражнения. Степ-аэробика. Дыхательная гимнастика. Упражнения на ловкость и координацию. Приседание на одной ноге. Развитие равновесия (стойка на одной ноге на полупальцах) с разведенными руками во 2-й позиции.
Постановка и отработка концертных номеров. На занятиях с помощью комбинаций мы отрабатываем движения и координацию, а затем составляем танцевальные этюды, которые при отработке становятся концертными номерами. Развитие чувства пространства и понимание сцены. Каждому дается индивидуальная возможность проявить себя лично в соло, в дуэте и всем коллективом. Особенно важным акцентом на выступлениях 2 года обучения является легкость, танцевальность, синхронность и музыкальность.
Концертная деятельность. Культура исполнителя. Поведение на сцене. Участие учащихся в концертах различного уровня.
Итоговое занятие. Подведение итогов и проведение отчетного концерта.
Методическое обеспечение.
Для достижения цели и задач образовательной программы, предусматривается в рамках учебно-воспитательного процесса проведение следующих видов занятий: теоретические и практические занятия, индивидуально-групповая работа, творческие занятия импровизации, открытые занятия, зачеты, отчетные концерты, участие в конкурсах и фестивалях. Методика преподавания на всех этапах обучения сочетает в себе тренировочные упражнения, уроки классического и современного эстрадного танца, трюки и элементы акробатики. В плане работы предусмотрены индивидуальные беседы с обучающимися по результатам, как творческой деятельности, так и воспитательной работы. Во время бесед уделяется большое внимание формированию у подрастающего поколения моральных принципов, общечеловеческих ценностей, правил поведения в обществе. В образовательную программу включены регулярные беседы с родителями для своевременного выявления проблем ребенка. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс способствует увеличению его эффективности.
Материально-техническое оснащение:
танцевальный класс, оборудованный вентиляционной системой, зеркалами и станками;
комната для переодевания;
аппаратура (музыкальный центр);
аудио и видео материалы.
Список используемой литературы:
1. Ваганова А.Я. «Основы классического танца».
2. Издательство «Искусство», Ленинград- Москва, 1963г.
3. Заболотская М.А. «Хореография».
4. Издательство «Искусство», С.-Петербург,1998г.
5. Никитин В.Ю. «Модерн-джаз танец. Этапы развития. Метод. Техника».
6. Издательство «Один из лучших», Москва 2004г.
7. Королева М. «Слушай музыку, делай кач, будь собой! Как танцевать хип-хоп».
8. Студия «Диваданс», С.-Петербург 2005г.
9. . Письменская А. « Хип-хоп и R’n'B — танец».
10. Студия «Диваданс». С,-Петербург 2005г.
11. Захаров Р.В., «Сочинение танца». М. 1989г.
12. Базарова Н.П., Мей В. Азбука классического танца. Учебно-методическое пособие. – Л.: Искусство, 1983 г.
13. Захаров Р.В., «Сочинение танца». М. 1989г. 14. Ткаченко Т.С., «Народный танец». М, 1975г. 15. Руднева С.Д. и Фиш Э.М., «Ритмика и музыкальное движение». М. 1972г