СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Общеразвивающая программы дополнительного образования "Лаборатория Всезнайкиных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Общеразвивающая программа дополнительного образования "Лабаратория Всезнайкиных" разработана для развитаия технических, интеллектуальных и творческих способностей младших школьников.

Просмотр содержимого документа
«Общеразвивающая программы дополнительного образования "Лаборатория Всезнайкиных"»


Департамент образования Администрации города Ноябрьска


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа микрорайона Вынгапуровский»

муниципального образования город Ноябрьск




Утверждаю:

Директор школы:

___________ В.П. Климко

«09» ноября 2021г

приказ № 611-од

от 09.11.2021



Согласовано:

Заместитель директора по УВР:

___________ Н.А. Зырянова

« 09 » ноября 2021г.


Рассмотрено:

на педагогическом совете

Протокол №3 от «09» ноября 2021 г.

Рассмотрено на методическом совете

Протокол № 3

от «09» ноября 2021г.













Общеразвивающая программа дополнительного образования



«Лаборатория Всезнайкиных»





Составитель: Черношей Светлана Валентиновна,

учитель начальных классов, высшая категория

Срок реализации: 1 год

Возраст обучающихся: 7-9 лет

Тип программы: модифицированная

Направленность: естественнонаучная

Подраздел: общеразвивающая

Год разработки: 2021














г. Ноябрьск, мкр. Вынгапуровский


2021–2022 учебный год

Пояснительная записка

Общеразвивающая программа дополнительного образования (далее - программа) «Лаборатория Всезнайкиных» имеет естественнонаучную направленность. Разработана для обеспечения развития технических, интеллектуальных и творческих способностей младших школьников.

Актуальность: Современная педагогика считает, что детское экспериментирование наряду с игровой деятельностью является одним из главных и естественных проявлений детской психики и рассматривается как основной вид деятельности в познании окружающего мира в период обучения в начальной школе. Экспериментирование — один из ведущих методов формирования познавательной сферы младших школьников.

С введением Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155), исследовательская деятельность школьников получила новый толчок в развитии.

Новизна программы заключается в том, что детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений учащихся. В ходе опытной деятельности школьник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, соблюдать правила безопасности. Освоение систематизированных поисково-познавательных знаний детей, становление опытно-экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития школьников и их полноценную готовность к обучению.

Отличительные особенности программы:

Опытно-экспериментальная деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющей эту деятельность, еще не сформирован. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в данную деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер.

Исследовательское обучение предполагает следующее:

• ученик выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить;

• предлагает возможные решения;

• проверяет эти возможные решения, исходя из данных;

• делает выводы в соответствии с результатом проверки;

• применяет выводы к новым данным;

• делает обобщения.

Педагогическая целесообразность

Применение учащимися на практике теоретических знаний ведет к более глубокому пониманию основ, закрепляет полученные навыки, формируя образование в его наилучшем смысле.

Экспериментирование даёт ребёнку почувствовать себя исследователем, первооткрывателем, и ответить на многие вопросы. Детское экспериментирование – это познание свойств и связей объектов ближайшего окружения разными способами действий, что способствует развитию мышления и других сторон личности ребенка. Когда он попробует сам проделать опыт, то запомнит его надолго. Петр Капица говорил, что «наука должна быть веселая, увлекательная и простая». Чем интересней и увлекательней будет оформлен опыт, тем больше он вызовет эмоций у детей, а, значит, останется в памяти.

Возраст учащихся, участвующих в реализации данной программы

Программа адресована учащимся 7-9 лет, 1-4 класс.

Условия набора учащихся: принимаются все желающие.

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на 6 месяцев обучения.

6 месяцев – 20 часов (1 час в неделю групповые занятия)

Цель программы:

Формирование у учащихся основного начального образования ключевых компетенций, способности к исследовательскому типу мышления, стремления к самостоятельному мышлению и познанию окружающего мира.

Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:

1. Расширить представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.

2.Формировать социально-личностные качества ребенка: наблюдательность, коммуникабельность, самостоятельность, элементарный самоконтроль и саморегуляцию своих действий.

3.Формировать навыки соблюдения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

4. Формировать у детей умение пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов

5. Поддерживать интерес младших школьников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.

6. Развивать познавательную активность учащихся в процессе экспериментирования.

7. Развивать умственные способности детей.

8. Активизировать речь и обогащать словарь обучающихся.

9. Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении, умение беречь свое здоровье.

Формы работы:

• занятия;

• наблюдения;

• проведение опытов;

• игры - эксперименты;

• совместная и самостоятельная деятельность.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

•сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

•самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

•мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме

слушать и понимать речь других; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя, экспериментатора, исследователя).

• выделить проблему, которую необходимо разрешить;

• предложить возможные решения;

• проверить эти возможные решения;

• сделать выводы в соответствии с результатом проверки;

• применить выводы к новым данным;

• сделать обобщение.



Законодательно-нормативное обеспечение программы:

  • Федеральный закон от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с внесёнными изменениями в части определения содержания воспитания в образовательном процессе;

  • Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных»;

  • Федеральный Закон от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;

  • Национальный проект «Образование» - паспорт утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16);

  • Стратегия государственной национальной политики до 2025 года, утвержденной Указом Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года»;

  • Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 01.12.2016 г №642;

  • Федеральный проект «Успех каждого ребенка» - приложение к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07 декабря 2018 г. № 3;

  • Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;

  • Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства»;

  • приказ Министерства Просвещения России от 03.09.2019 №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем развития дополнительного образования детей»;

  • Постановление Правительства Российской Федерации от 31 октября 2018 г. № 1288 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации»;

  • проект Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года;

  • приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

  • план мероприятий («дорожная карта») «кружковое движение» -приложение к протоколу заседания Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России от 18 июля 2017 г. № 3;

  • -приказ Министерства Просвещения РФ от 05 сентября 2019 г. № 470 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196»;

  • Порядок приема обучающихся в общеобразовательные учреждения, утвержденного Приказом Министерства Просвещения России от 02.09.2020 № 458;

  • приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 мая 2018 г. № 298-н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;

  • приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 28.08.2020г. №442 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

  • приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 20.11.2020г. №655» О внесении изменения в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

  • приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 11.12.2020г. №712 «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся»;

  • письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 20 февраля 2019 г. № ТС-551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью»;

  • письмо Министерства просвещения РФ от 07.05.2020 г. №ВБ-976/04 «О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий»;

  • письмо Роспотребнадзора от 08.05.2020 г. №02/8900-2020-24 «О направлении рекомендаций по организации работы образовательных организаций»;

  • санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;

  • методические рекомендациями Министерства образования и науки РФ от 01 июля 2014г. №ВК-102/09вн «Методические рекомендации по решению задач увеличения к 2020 году числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста до 70-75 процентов»;

  • приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации №196 от 09 ноября 2018 года»;

  • Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.06.2013 №55-ЗАО «Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе»;

  • Распоряжением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 23.08.2019 г. №575 «О внедрении системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей на территории Ямало-Ненецкого автономного округа»;

  • Концепциф персонифицированного дополнительного образования детей в Ямало-Ненецком автономном округе, утверждённое Распоряжением правительства ЯНАО от 28.08.2019 №583-РП;

  • Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 5 декабря 2019 года № 1274-П «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Ямало-Ненецком автономном округе»;

  • Постановление Администрации города Ноябрьск от 23.08.2019 №П-672 «Об утверждении Административного регламента предоставления Администрацией город Ноябрьска муниципальной услуги «Предоставление информации об организации общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также дополнительного образования в образовательных учреждениях, расположенных на территории муниципального образования город Ноябрьск»;

  • Постановление Администрации города Ноябрьск от 23.08.2019 №П-673 «Предоставление информации об образовательных программах и учебных планах, рабочих программах учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), календарных учебных графиках в электронном виде»; Постановлением №П-695 от 04.09.2019 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Зачисление в муниципальную образовательную организацию»;

  • Постановление №П-217 от 14.03.2019 «О внесении изменений в постановление Администрации города Ноябрьск от 07.04.2016 №П-219 «Об утверждении порядка организации предоставления дополнительного образования детей на территории муниципального образования город Ноябрьск»;

  • Постановление Администрации муниципального образования город Ноябрьск от 13.02.2020 №П-202 «Об утверждении Положения об организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательная программам на территории муниципального образования г. Ноябрьск»;

  • Приказ департамента образования Администрации города Ноябрьска от 09.02.2020 №103 «Об утверждении положения к комиссии департамента образования Администрации города Ноябрьска по соблюдению гарантий прав несовершеннолетних на получение общего образования»;

  • Приказ департамента образования Администрации города Ноябрьска от 25.11.2020 №625 «О закреплении территории (микрорайона) за муниципальными образовательными учреждениями города Ноябрьска»

  • приказ департамента образования Администрации города Ноябрьска от 14.04.2020 №258 «О переходе муниципальных образовательных организаций на персонифицированное финансирование дополнительного образования детей»;

  • Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа микрорайона Вынгапуровский» муниципального образования города Ноябрьск;

  • Положение о порядке приёма в МБОУ СОШ мкр. Вынгапуровский, утвержденного 20.02.2021 г. № 66-од

  • Уставом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа микрорайона Вынгапуровский» муниципального образования города Ноябрьск;

  • Рабочая программа воспитания МБОУ СОШ мкр. Вынгапуровский до 2025 года, утвержденной 31.08.2020 г. № 311-од;

  • Программа развития МБОУ СОШ мкр. Вынгапуровский до 2025 г., утвержденной приказом МБОУ СОШ от 30.12.2020г. №688-од.

Принципы составления опыта:

1. Принцип научности;

2. Принцип целостности;

3. Принцип систематичности и последовательности;

4. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания;

5. Принцип доступности;

6. Принцип активного обучения;

7. Принцип креативности;

8. Принцип результативности.

Организация опытно-экспериментальной деятельности учащихся.

Освоение общеразвивающей программы дополнительного образования  «Лаборатория Всезнайкиных»» рассчитана на возраст (7-9 лет, 1-4 класс).

Совместная деятельность учителя, учеников профильных классов, педагогического класса, родителей и воспитанников организуется 1 раз в неделю по 45 минут в помещениях школы, в зависимости от ситуативного наблюдения и экспериментов (в школьном технопарка «Акториум», каб. №105; школьная оранжерея «Флорариум», каб 103, кабинетах физики №201, химии №301, биологии №316)

Структура детского экспериментирования:

- постановка проблемы, которую необходимо разрешить;

- целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);

- выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);

- проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);

- анализ полученного результата (подтвердилось - не подтвердилось);

- формулирование выводов;

-защита исследовательского ученического проекта.

Дидактический материал и техническое оснащение занятий

Основное оборудование:

• приборы – помощники (увеличительные стекла, компас, магниты, песочные часы и другое оборудование, задействованное в экспериментах и опытнической деятельности).

• разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и формы.

• природный материал (камешки, глина, песок, ракушки, шишки, семена).

• бросовый материал (кусочки кожи, меха, ткани, дерева, пробки, пенопласт и др.).

• разные виды бумаги (обычная, картон, наждачная, копировальная).

• красители (гуашь, акварельные краски, пищевые красители).

• прочие материалы (зеркала, лопатки, воронка, воздушные шары, мука, соль, сахар, крахмал, сито, свечи).

Дополнительное оборудование:

• специальная одежда (халат, фартуки);

• контейнеры для сыпучих и мелких предметов;

• картотека экспериментов и опытов;

  • электронные переносные лаборатории:

  • Мини-экспресс-лаборатория "Пчелка-У". Лабораторный комплекс для учебной практической и проектной деятельности по естествознанию (ЛКЕ, столешница-ЛДСП)

  • Лаборатория «Наураша в стране Наурандии». 8 Модулей со стойкой

    • Мини-экспресс-лаборатория «Пчелка-У»

    • Ранцевая полевая лаборатория исследования водоемов малая

    • Биологическая микролаборатория с микроскопом и микропрепаратами

  • Школьный мобильный Планетарий

  • Цифровая лаборатория SenseDisc Advance (базовый уровень)

  • Комплект для экспериментирования «Наблюдения за природой. Вода и воздух»

  • Комплект для экспериментирования «Наблюдения за природой. Вода и воздух»

  • Набор для гидробиологических иследований с сачком СГС

  • Комплект оборудования по физике.

  • Школьный мобильный Планетарий

  • Телескоп

Опытно-экспериментальная деятельность школьников включает в себя:

• экспериментальная деятельность, организованная педагогом: познавательные занятия с опытами и экспериментами, демонстрационные опыты;

• виды деятельности для закрепления пройденного материала (игровой, продуктивный, самостоятельный);

• краткосрочные и среднесрочные наблюдения, опыты, эксперименты;

• опыты и эксперименты в рамках реализации учебного исследовательского проекта учащихся.

Работа осуществляется в разных видах детской деятельности в системе «педагоги - учащиеся – родители». К участию в организации и проведении экспериментальной деятельности привлекаются учащиеся профильных групп естественнонаучного и физико-математического профилей, ученики классов психолого-педагогической направленности, а также родители учащихся, труженики нефтегазовой промышленности и нефтяной отрасли.

Оценка результативности образовательной деятельности

Формы текущего контроля

При поступлении в объединение с учащимися производится собеседование.

Уровень обученности определяется через текущий контроль, который проводится в течение учебного года после изучения каждой темы общеразвивающей программы дополнительного образования.

При текущем контроле проводится оценка качества усвоения материала через выполнение итоговой работы по теме исследовательского ученического проекта.

Промежуточная аттестация проводится в конце учебного года.

Промежуточная аттестация по окончании обучения по программе одновременно является итоговой аттестацией учащихся в форме выступления перед учениками начальной школы «Шоу Профессоров Всезнайкиных».

Итогом реализации данной общеразвивающей программы дополнительного образования будет защита учебного исследовательского проекта по выбранной учащимся теме.

Учебно-тематический план на 2021-2022 учебный год

№ п\п

Наименование разделов

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Раздел 1. Введение

1

1


2.

Раздел 2. Наука Химия.

Тема: «Свойства жидкостей»

4

1

3

3.

Раздел 3. Наука Физика

Тема: «Физика вокруг нас»

4

1

3

4.

Раздел 4. Наука Биология

Раздел «Живые превращения»

4

1

3

5.

Раздел 5. Наука Астрономия

Тема «Космические тайны»

4

1

3

6.

Практическое занятие «Шоу Профессоров Всезнайкиных»

1


1

7.

Итоговое занятие. Подготовка и защита ученических исследовательских проектов

2

1

1

8.

Итого

20

6

14


Содержание тем занятий:


Раздел

Элемент содержания

Ко-во часов

дата

Ведение

Обзор тем курса. Путешествие Мюнхгаузена. Слайдовая презентация.

1


Наука Химия

Опыты: «Плавающее яйцо», «Исчезновение», «Жесткая и мягкая вода», «Перечная оболочка». Дети выдвигают гипотезы, путем мозгового штурма приходят к выводам:

1. Вода растворитель.

2.Соленая вода плотнее пресной, она выталкивает предметы.

3. Вода имеет три состояния: жидкое, газообразное, твёрдое

1


Проведение опытов: «Объем», «Большой лед», «Проводимость», «Охлаждение», «Соленый лед», «Превращение воды»

Выводы:

1.Вода хороший проводник тепла

2. Изменение жидкостей при охлаждении

3. Предметы большего объема вытесняют больше воды.

4.Лед имеет больший объем, чем вода.

5.Вода переходит из одного состояния в другое при изменении температуры (конденсат).

1


Проведение опытов: «Пузырьковый напиток», «Ныряющие изюминки», «Огнетушитель»,

1.При соединении жидкостей происходят различные реакции при которых выделяется газ.

1



Проведение опытов: «Молочный пластик», «Чистый очиститель», «Коричневые яблоки», «Крахмал». «Всюду углерод»

Выводы:

1.В молоке содержится химическое вещество казеин

2.Уксус хороший и нетоксичный очиститель.

3.Окисление, замедление окисления с помощью лимонного сока.

4. Соединение- это вещество состоящее из двух или более элементов.

1


Наука Физика

Проведение опытов: «Испытывая давление», «Волшебные летающие предметы», «Сколько весит воздух?», «Что такое парниковый эффект?», «Тепло в воздухе»

Выводы:

1.Воздух обладает свойством, которое называется давлением.

2.Разряженный воздух весит меньше, чем на уровне моря.

3.При нагревании молекулы воздуха увеличиваются в объеме.

1


Проведение опытов: «Шарики за ролики», «Вверх и вниз», «Не утопи лодку», «Статическое электричество»,

Дети познакомятся с инерцией, статическим электричеством, узнают, что такое центробежная сила.

1


Проведение опытов: «Мой притягательный дом», «Северный или южный полюс», «Притяжение противоположностей», «Скользкая змея», «Магнит может быть компасом», «Магнитное поле».

Выводы: У Земли есть магнитное поле, самый сильный магнетизм возникает на полюсах магнитов, у магнитов есть два полюса-северный и южный.

1


Проведение опытов: «Скользкая кожа», «Воздушные хлопки», «Водянистый воздух», «Горячие или холодные шарики», «Зонтики», «Сила ветра», «удивительные облака»

Выводы:

1.Воздух обладает свойством, которое называется давлением.

2.Разряженный воздух весит меньше, чем на уровне моря.

3.При нагревании молекулы воздуха увеличиваются в объеме.

1


Наука Биология

Опыты по теме «Растение и среда»: С водой и без воды, Кому лучше? Какие корни у растений тундры? Как быстрее? Где лучше расти? Почему цветы осенью вянут?

Выводы:

Растения без воды жить не могут.

  1. В тундре корни растут в стороны, параллельно поверхности земли.

  2. Для жизни и роста растениям нужно тепло, свет, вода.

  3. У растения в почве первый лист появляется быстрее, растение лучше набирает силу; в воде растение слабее.

  4. Растения быстрее «напьются» в лесу, чем в городе.

1


Опыты по теме «Лист»: Может ли растение дышать? Как дышат растения? Какой газ выделяет растение на свету? Во всех ли листьях происходит фотосинтез? Лабиринт. В погоне за светом. Фабрика питания.

Выводы:

  1. Воздух через лист проходит в стебель, так как видно выделение пузырьков воздуха в воду.

  2. Растения нужны животным и человеку для дыхания.

  3. В листе происходит фотосинтез.

  4. Растение кормит само себя.

1


Опыты по теме «Корень» и «Стебель»: Нужен ли корням воздух? В каком направлении растет корешок? Почему корень меняет свое направление? Как увидеть движение воды через корни? Необычные корни. Движение растущих органов растения. Запасливые стебли.

Выводы:

1.Растениям для роста необходима рыхлая почва, чтобы к корешкам был доступ воздуха.

2. Кончик корня очень чувствителен к влаге, поэтому, оказавшись в сухом воздухе, он изгибается в сторону марли, где находятся влажные опилки

3. Через корни идет процесс всасывания воды

4. Стебель, как и корень, обладает направленным ростом.

1



Опыты по теме «Семена»: Много ли воды впитывают семена? Велика ли сила давления набухающих семян? Какую тяжесть могут поднять набухающие семена? Дышат ли прорастающие семена? Выделяется ли при дыхании семян тепло?

Выводы:

  1. Сила набухающих семян велика.

  2. Прорастающие растения выделяют углекислый газ.

https://www.klass39.ru/zanimatelnye-eksperimenty-dlya-detej-opyty-s-rasteniyami/

1


Наука Астрономия

Проведение опытов: «Гравитация», «Притяжение», «Создаем гравитацию», «Вижу насквозь», «Создание затмения», «Приливы и отливы», «Движение солнца», «Закат в коробке».

Дети опытным путем убедятся в силе гравитации, которая удерживает планеты Солнечной системы на своей орбите.

Гравитация или сила тяготения, - это сила, притягивающая физические тела друг к другу. Она удерживает нас на земле, и благодаря ей мы ощущаем свою массу.

1



Проведение опытов: «Вращение Луны», «Голубое небо», «Далеко-близко», «Далеко ли до Луны?», «Далекое свечение», «Дневные звезды». Что значит разница в силе притяжения разных небесных тел. С

Выводы:

  1. Луна совершает один оборот вокруг Земли за 28 дней, то и ее вращение вокруг своей оси занимает такое же время.

  2. Чем чище и суще воздух, тем голубее небо, т.к. голубые волны рассеиваются больше всего.

  3. Кольцо Юпитера сформировалось из вулканического пепла.

1



Проведение опытов: Центробежная сфера. Центробежное рисование.

Выводы:1. 1. Любой предмет обладает инерцией («ленивостью»): он «не хочет» начинать движение, а, начав движение, «не хочет» останавливаться или менять направление. Он «хочет» двигаться прямо и с той же скоростью.

2. Когда объект движется по кругу (например, если мы вращаем камень, привязанный к верёвке) то естественное «желание» камня двигаться по прямой линии не может реализоваться, потому что мешает верёвка. Верёвка постоянно «заворачивает» его от прямой траектории, а инерция заставляет «рваться» по касательной к траектории вращения.

1



Практическая работа на школьном дворе: изготовление солнечных часов и ракеты из бутылки.

Вывод: Настоящая космическая ракета работает по тому же принципу, что и наша модель: у ракеты есть камера сгорания, там топливо соединяется с другим веществом (окислителем) и происходит возгорание. От сжигания топлива образуются горячие газы, они проходят через следующий отсек ракеты (сопло) там сильно ускоряются и выбрасываются из ракеты с огромной скоростью, образуя толкающую силу (тягу) отрывают её от земли. И ракета устремляется вперёд.

1


Практическое занятие

«Шоу Профессоров Всезнайкиных» выступление пред учениками начальных классов с представлением опытов (по одному опыту от подгруппы по направлениям, представленным в программе)

1


Итоговое занятие.

Подготовка и защита ученических исследовательских проектов на школьной ученической конференции «Шаги в науку»

2


Ожидаемые результаты

 По окончании первого года обучения учащиеся должны знать и уметь:

  • Проводить исследование, уметь отличать эксперимент от опыта, делать выводы по ходу исследования и работе над экспериментом

  • Определять с помощью наблюдений и опытов физические и химические свойства воды, различать физические состояния воды

  • Анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать воду, называя её существенные признаки

  • Наблюдать круговорот в природе, раскрывать содержание биологических терминов

  • Обеспечивать уход за растениями в учебном кабинете и школьной теплице

  • Прогнозировать воздействие факторов на окружающую среду, понимать законы экологии, моделировать экологическую ситуацию

  • Отличать планеты от звезд на небе

  • Находить положение звезд, планет, созвездий на звездном небе

  • Объяснить причину движения небесных объектов, условия наступления затмений, падающих «звезд»

  • Знать о спутнике Земли – Луне, сравнивать размеры Земли, Луны и Солнца

  • Уметь описывать проблему, выделять гипотезу, обосновывать выводы при написании ученического исследовательского проекта



Список литературы

1. Белавина, И. Планета – наш дом. Мир вокруг нас. Методика проведения занятий по основам экологии для дошкольников и младших школьников И. Белавина, Н.Найденская. – М.: Изд-во «ЛАЙДА», 1995. – 96 с.

5. Дыбина, О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для школьников О.В. Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В.Щетинина. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 192 с. (Серия «Вместе с детьми»).

3. Журавлева, Л.С. Солнечная тропинка. Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром. Для работы с детьми 8-9 лет Л.С. Журавлева. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 144 с.

4. Зубкова, Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 6 до 10 лет Н.М. Зубкова. – СПб.: Речь, 2007. – 64 с.

5. Иванова, А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов: Пособие для работников школьных учреждений/ А.И. Иванова. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 56 с.

6. Куликовская, И.Э. Детское экспериментирование.: Учеб. пособие/ И.Э. Куликовская, Н.Н.Совгир. – М.:Пед. общество России, 2003. – 80 с.

7. Куликовская, И.Э. Педагогические условия становления целостной картины мира у школьников/ И.Э. Куликовская. – М.: Пед. общество России, 2002. – 224 с.

8. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей школьного возраста /под ред. О.В.Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с. – (Программа развития).

Интернет – ресурсы для реализации программы

  1. Занимательные научные опыты для детей  

http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10o.shtml

  1. Познавательные опыты для детей

http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10g.shtml

  1. Занимательные опыты и эксперименты 

http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10f.shtml

  1. «Жидкие» фокусы

 http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10k.shtml

  1. Занимательные опыты на кухне 

http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10m.shtml

  1. Изучаем животный мир - ставим опыты 

http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10n.shtml

  1. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс]  

http://www.kodges.ru/dosug/page/147/

  1. Большая Детская энциклопедия. Русский язык.  [Электронный  ресурс] 

http://www.booklinks.ru/

  1. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] 

http://www.fsu-expert.ru/node/2696

  1. «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова[Электронный ресурс] 

http://standart.edu.ru/

  1. Проектная деятельность в начальной школе. [Электронный ресурс] 

http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,24968/Itemid,118/http://www.nachalka.com/proekty

12. http://www/labirint.ru/books/457443/

    13.https://rosuchebnik.ru/material/yunyy-biolog-5-prostykh-eksperimentov-ot-dnk- do-bakteriy/

14. https://razvitie-vospitanie.ru/igri/eksperimenti_s_vodoj_dlya_detej.html

15. http://laboratoriya-znaniy.ru/

16. https://dolds8.edumsko.ru/activity/doma/post/912949

17. http://sozvezdiye-otlichnikov.ru/index.php/sto-nauchnykh-opytov-dlya-mladshikh-shkolnikov