СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Общественное движение 80-90-х годов ХIХ века

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Общественное движение 80-90-х годов ХIХ века»

История России. класс Общественное движение  80-90-х годов Х I Х века Михайлова Надежда Михайловна

История России. класс

Общественное движение 80-90-х годов Х I Х века

Михайлова Надежда Михайловна

Кризис народничества После убийства Александра II Л. Н. Толстой, В. С. Соловьев и другие предложили помиловать цареубийц. Но Александр III был против этого и народовольцы были публично казнены. Н. Рысаков выдал полиции все что знал об организации, и проведя массовые аресты и обыски правительство разгромило «Народную волю». В. С. Соловьев Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Кризис народничества

После убийства Александра II Л. Н. Толстой, В. С. Соловьев и другие предложили помиловать цареубийц. Но Александр III был против этого и народовольцы были публично казнены.

Н. Рысаков выдал полиции все что знал об организации, и проведя массовые аресты и обыски правительство разгромило «Народную волю».

В. С. Соловьев

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

   1 марта 1881 года –  убийство Александра II    3 апреля 1881 года – публичная казнь террористов 1886 год – разгром «Народной воли» Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

1 марта 1881 года – убийство Александра II

3 апреля 1881 года –

публичная казнь террористов

1886 год

разгром

«Народной воли»

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Направления общественного движения Либеральное Консервативное Революционное Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Направления общественного движения

Либеральное

Консервативное

Революционное

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Либеральное движение Василий Осипович Ключевский Борис Николаевич Чичерин Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Либеральное движение

Василий Осипович Ключевский

Борис Николаевич Чичерин

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Либеральное движение После убийства Александра II либералы отказались от требования Конституции, т.к. этого хотели и террористы. Б. Чичерин призвал правительство к самым же жестоким мерам в борьбе с социалистами. Д. Оболенский требовал ослеплять политических преступников, чтобы они не сбежали с каторги. Многие либералы отошли от политики и обратились к проблемам личности. Б.Н.Чичерин

Либеральное движение

После убийства Александра II либералы отказались от требования Конституции, т.к. этого хотели и террористы.

Б. Чичерин призвал правительство к самым же жестоким мерам в борьбе с социалистами. Д. Оболенский требовал ослеплять политических преступников, чтобы они не сбежали с каторги.

Многие либералы отошли от политики и обратились к проблемам личности.

Б.Н.Чичерин

Либеральное движение Русские писатели и художники выдвинули на первый план простого человека. Либерально- индивидуалистическую идеологию стали распространять В. Ключевский, Н. Кареев, Б. Чичерин. На смену земского конституционализму пришла стратегия «малых дел». Либералы уйдя из политики, дистанцировались от власти и выдвинули иные ценности и задачи. В.О. Ключевский Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Либеральное движение

Русские писатели и художники выдвинули на первый план простого человека.

Либерально- индивидуалистическую идеологию стали распространять В. Ключевский, Н. Кареев, Б. Чичерин.

На смену земского конституционализму пришла стратегия «малых дел». Либералы уйдя из политики, дистанцировались от власти и выдвинули иные ценности и задачи.

В.О. Ключевский

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Либеральное движение Отказ от немедленного введения Конституции. Проблема отдельной личности –  А.П.Чехов, М.Е.Салтыков – Щедрин Практика «малых дел» – учителя, врачи, агрономы. Теория «незаметного служения». Отказ от открытой политической борьбы –  освобождение политической арены для революционеров и консерваторов. Монархические настроения – «сильная рука» - борьба с социализмом Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Либеральное движение

  • Отказ от немедленного введения Конституции.
  • Проблема отдельной личности

А.П.Чехов, М.Е.Салтыков – Щедрин

  • Практика «малых дел» – учителя, врачи, агрономы.
  • Теория «незаметного служения».
  • Отказ от открытой политической борьбы –

освобождение политической арены для революционеров и консерваторов.

  • Монархические настроения – «сильная рука» - борьба с социализмом

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

В 80е гг. XIX в. либеральное движение пошло на спад Ведущим направлением стало  консервативное Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

В 80е гг. XIX в. либеральное движение пошло на спад

Ведущим направлением стало консервативное

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Консервативное течение В 80-е гг. консерватизм стал направлением правительственной политики. К. Победоносцев стал советником императора, а М. Катков остался главой консерваторов. Подавив революционное и либеральное движение они решили сплотить общество на основе идеи русской самобытности, невозможности следовать по пути развития Западной Европы. М. Н. Катков Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Консервативное течение

В 80-е гг. консерватизм стал направлением правительственной политики.

К. Победоносцев стал советником императора, а М. Катков остался главой консерваторов.

Подавив революционное и либеральное движение они решили сплотить общество на основе идеи русской самобытности, невозможности следовать

по пути развития Западной Европы.

М. Н. Катков

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Консервативное течение Для борьбы с революционерами в 1881 г. была основана «Священная дружина» с П. П. Шуваловым. Имея сеть шпионов и провокаторов, эта тайная организация консерваторов устраивала погромы, пыталась организовать политический сыск. Победоносцев организовал в Москве Добровольную дружину, но царь был против этих шагов, считая, что они говорят о слабости власти. К. П. Победоносцев Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Консервативное течение

Для борьбы с революционерами в 1881 г. была основана «Священная дружина» с П. П. Шуваловым.

Имея сеть шпионов и провокаторов, эта тайная организация консерваторов устраивала погромы, пыталась организовать политический сыск.

Победоносцев организовал в Москве Добровольную дружину, но царь был против этих шагов, считая, что они говорят о слабости власти.

К. П. Победоносцев

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Консервативное течение «Стоять на страже прав верховной власти и государства». Незыблемость самодержавной власти. Сплочение общества при помощи идеи русской самобытности, православия и самодержавия. Предостережение от уступок общественному мнению.  Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Консервативное течение

  • «Стоять на страже прав верховной власти и государства».
  • Незыблемость самодержавной власти.
  • Сплочение общества при помощи идеи русской самобытности, православия и самодержавия.
  • Предостережение от уступок общественному мнению.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Начало рабочего движения 1885 г.  – Морозовская стачка в г. Орехово-Зуеве Требования – экономические: повысить зарплату, упорядочить штрафы, предупреждение об увольнении за 15 дней. Арестовано 33 человека , суд присяжных всех оправдал Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Начало рабочего движения

  • 1885 г. – Морозовская стачка в г. Орехово-Зуеве
  • Требования – экономические: повысить зарплату, упорядочить штрафы, предупреждение об увольнении за 15 дней.
  • Арестовано 33 человека , суд присяжных всех оправдал

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Мероприятия Александра III по решению рабочего вопроса 1882 г. – запрещен труд детей до 12 лет, рабочий день детей с 12 до 15 лет ограничивался 8 часами 1885 г. – запрещен ночной труд женщин и детей 1886 г. – ограничение штрафов, запрет на расплату с рабочими через фабричные лавки Закон о наказании рабочих за участие в стачках Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Мероприятия Александра III по решению рабочего вопроса

  • 1882 г. – запрещен труд детей до 12 лет, рабочий день детей с 12 до 15 лет ограничивался 8 часами
  • 1885 г. – запрещен ночной труд женщин и детей
  • 1886 г. – ограничение штрафов, запрет на расплату с рабочими через фабричные лавки
  • Закон о наказании рабочих за участие в стачках

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Идеи К. Маркса и Ф. Энгельса    Взгляды на общество  Взгляды на государство  Частная собственность ведет к неравенству и эксплуатации человека человеком. На всех этапах развития общества выделяются эксплуататоры и эксплуатируемые Чтобы ликвидировать неравенство нужно ликвидировать частную собственность, а средства производства передать трудящимся  Государство – орудие принуждения в руках господствующего класса. С упразднением классов государство отомрет

Идеи К. Маркса и Ф. Энгельса

Взгляды на

общество

Взгляды на

государство

  • Частная собственность ведет к неравенству и эксплуатации человека человеком.
  • На всех этапах развития общества выделяются эксплуататоры и эксплуатируемые
  • Чтобы ликвидировать неравенство нужно ликвидировать частную собственность, а средства производства передать трудящимся
  • Государство – орудие принуждения в руках господствующего класса.
  • С упразднением классов государство отомрет
Идеи К.Маркса и Ф. Энгельса  Способы достижения целей Революция Движущая сила революции – рабочий класс (пролетариат) Для руководства революцией нужна рабочая (пролетарская) партия  Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Идеи К.Маркса и Ф. Энгельса

Способы

достижения целей

  • Революция
  • Движущая сила революции – рабочий класс (пролетариат)
  • Для руководства революцией нужна рабочая (пролетарская) партия

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Революционное течение Уцелевшие после разгрома народовольцев революционеры скрылись за границей, где познакомились с трудами К. Маркса. 1-м русским марксистом стал Г. Плеханов. В эмиграции он объединил вокруг себя деятелей русского подполья и отвергнув идею самобытности экономического строя России, создал группу «Освобождение труда» в Женеве. Г.В. Плеханов Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Революционное течение

Уцелевшие после разгрома народовольцев революционеры скрылись за границей, где познакомились с трудами К. Маркса.

1-м русским марксистом стал Г. Плеханов. В эмиграции он объединил вокруг себя деятелей русского подполья и отвергнув идею самобытности экономического строя России, создал группу

«Освобождение труда» в Женеве.

Г.В. Плеханов

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Революционное течение Вера  Ивановна Засулич Павел Борисович Аксельрод Лев Григорьевич Дейч Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Революционное течение

Вера

Ивановна

Засулич

Павел

Борисович

Аксельрод

Лев

Григорьевич

Дейч

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Революционное течение Полный разрыв с народничеством. Борьба с самодержавием. Организация пролетариата и пропаганды социализма в рабочей среде. Подготовка пролетарской социалистической революции. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Революционное течение

  • Полный разрыв с народничеством.
  • Борьба с самодержавием.
  • Организация пролетариата и пропаганды социализма в рабочей среде.
  • Подготовка пролетарской социалистической революции.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

«Освобождение труда» Цель – подготовка пролетариата к социалистической революции Задачи: Перевод на русский язык важнейших трудов  К. Маркса и Ф. Энгельса Полный разрыв с народничеством Борьба с самодержавием Организация пролетариата и пропаганда социализма в рабочей среде Карл Маркс Фридрих Энгельс Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

«Освобождение труда»

Цель подготовка пролетариата к социалистической революции

Задачи:

  • Перевод на русский язык важнейших трудов

К. Маркса и Ф. Энгельса

  • Полный разрыв с народничеством
  • Борьба с самодержавием
  • Организация пролетариата и пропаганда социализма в рабочей среде

Карл Маркс

Фридрих Энгельс

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Марксистские кружки в России Кружки Год, место Кружок Благоева 1883 – 1885 Петер-бург Руково-дители Деятельность Д. Благоев Изучение марксизма Пропаганда среди рабочих Издание газеты «Рабочий» Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Марксистские кружки в России

Кружки

Год, место

Кружок Благоева

1883 – 1885

Петер-бург

Руково-дители

Деятельность

Д. Благоев

  • Изучение марксизма
  • Пропаганда среди рабочих
  • Издание газеты «Рабочий»

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Марксистские кружки в России Кружки Год, место Товарищество Санкт-петербургских мастеровых 1885 – 1888 Руково-дители Деятельность П. Точинский Пропаганда марксизма среди рабочих Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Марксистские кружки в России

Кружки

Год, место

Товарищество Санкт-петербургских мастеровых

1885 – 1888

Руково-дители

Деятельность

П. Точинский

  • Пропаганда марксизма среди рабочих

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Марксистские кружки в России Кружки Год, место Кружок Федосеева 1888 Казань Руководители Деятельность Н. Федосеев Пропаганда марксизма среди рабочих и студентов Организация студенческих волнений Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Марксистские кружки в России

Кружки

Год, место

Кружок Федосеева

1888

Казань

Руководители

Деятельность

Н. Федосеев

  • Пропаганда марксизма среди рабочих и студентов
  • Организация студенческих волнений

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Марксистские кружки в России Кружки Год, место Кружок Бруснева 1889 - 1892 Петер-бург Руково-дители Деятельность М. Бруснев Пропаганда марксизма Создание рабочих кружков Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Марксистские кружки в России

Кружки

Год, место

Кружок Бруснева

1889 - 1892

Петер-бург

Руково-дители

Деятельность

М. Бруснев

  • Пропаганда марксизма
  • Создание рабочих кружков

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

1895 г. – «Союз борьбы за освобождение рабочего класса» Создан из разрозненных рабочих кружков Одним из создателей был В.И. Ульянов (Ленин) В.И. Ульянов (Ленин) Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

1895 г. – «Союз борьбы за освобождение рабочего класса»

  • Создан из разрозненных рабочих кружков
  • Одним из создателей был В.И. Ульянов (Ленин)

В.И. Ульянов (Ленин)

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Перегруппировка  общественно – политических сил России Появление марксистских организаций Усиление роли консерваторов Уменьшение роли либералов (уход с политической арены) Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Перегруппировка

общественно – политических сил России

Появление марксистских организаций

Усиление роли консерваторов

Уменьшение роли либералов

(уход с политической арены)

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Народническое движение 1870-х — начала 1880-х гг.». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов. План с пояснениями должен отразить основные события (явления), связанные с народническим движением 1870 — начала 1880-х гг.

ОТВЕТ

1. Подъём революционного движения в 70-е гг. XIX в.

2. Взгляды народников:

а) влияние идей А. И. Герцена и Н. Г. Чернышевского;

б) цели народников — ликвидация самодержавия и социалистическое преобразование общества;

в) крестьянство — главная сила революции;

г) возможность для России миновать капиталистическую стадию развития.

3. Три течения в народничестве и их представители:

а) бунтарское (М. А. Бакунин);

б) пропагандистское (П. Л. Лавров);

в) заговорщическое (П. Н. Ткачёв).

4. «Хождение в народ», его результаты.

Предпринятое бунтарями и пропагандистами в 1874 г. «хождение в народ» не привело к ожидаемой революции.

5. Создание организации «Земля и воля».

6. Раскол «Земли и воли».

Причина раскола «Земли и воли», «Народная воля» и «Чёрный передел»; переход народовольцев к террору.

7. 1 марта 1881 г. Убийство Александра II, казнь народовольцев, кризис революционного народничества.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Домашнее задание § 24. Таблица «Революционные кружки в России» По желанию. Если бы вы жили в России XIX века, то приверженцем какой идеологии вы бы стали?  Свой выбор аргументируйте не менее чем 4 аргументами письменно Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Домашнее задание

  • § 24.
  • Таблица «Революционные кружки в России»

По желанию. Если бы вы жили в России XIX века, то приверженцем какой идеологии вы бы стали?

Свой выбор аргументируйте не менее чем 4 аргументами письменно

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!