История России. класс
Общественное движение 80-90-х годов Х I Х века
Михайлова Надежда Михайловна
Кризис народничества
После убийства Александра II Л. Н. Толстой, В. С. Соловьев и другие предложили помиловать цареубийц. Но Александр III был против этого и народовольцы были публично казнены.
Н. Рысаков выдал полиции все что знал об организации, и проведя массовые аресты и обыски правительство разгромило «Народную волю».
В. С. Соловьев
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
1 марта 1881 года – убийство Александра II
3 апреля 1881 года –
публичная казнь террористов
1886 год –
разгром
«Народной воли»
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Направления общественного движения
Либеральное
Консервативное
Революционное
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Либеральное движение
Василий Осипович Ключевский
Борис Николаевич Чичерин
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Либеральное движение
После убийства Александра II либералы отказались от требования Конституции, т.к. этого хотели и террористы.
Б. Чичерин призвал правительство к самым же жестоким мерам в борьбе с социалистами. Д. Оболенский требовал ослеплять политических преступников, чтобы они не сбежали с каторги.
Многие либералы отошли от политики и обратились к проблемам личности.
Б.Н.Чичерин
Либеральное движение
Русские писатели и художники выдвинули на первый план простого человека.
Либерально- индивидуалистическую идеологию стали распространять В. Ключевский, Н. Кареев, Б. Чичерин.
На смену земского конституционализму пришла стратегия «малых дел». Либералы уйдя из политики, дистанцировались от власти и выдвинули иные ценности и задачи.
В.О. Ключевский
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Либеральное движение
- Отказ от немедленного введения Конституции.
- Проблема отдельной личности –
А.П.Чехов, М.Е.Салтыков – Щедрин
- Практика «малых дел» – учителя, врачи, агрономы.
- Теория «незаметного служения».
- Отказ от открытой политической борьбы –
освобождение политической арены для революционеров и консерваторов.
- Монархические настроения – «сильная рука» - борьба с социализмом
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
В 80е гг. XIX в. либеральное движение пошло на спад
Ведущим направлением стало консервативное
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Консервативное течение
В 80-е гг. консерватизм стал направлением правительственной политики.
К. Победоносцев стал советником императора, а М. Катков остался главой консерваторов.
Подавив революционное и либеральное движение они решили сплотить общество на основе идеи русской самобытности, невозможности следовать
по пути развития Западной Европы.
М. Н. Катков
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Консервативное течение
Для борьбы с революционерами в 1881 г. была основана «Священная дружина» с П. П. Шуваловым.
Имея сеть шпионов и провокаторов, эта тайная организация консерваторов устраивала погромы, пыталась организовать политический сыск.
Победоносцев организовал в Москве Добровольную дружину, но царь был против этих шагов, считая, что они говорят о слабости власти.
К. П. Победоносцев
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Консервативное течение
- «Стоять на страже прав верховной власти и государства».
- Незыблемость самодержавной власти.
- Сплочение общества при помощи идеи русской самобытности, православия и самодержавия.
- Предостережение от уступок общественному мнению.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Начало рабочего движения
- 1885 г. – Морозовская стачка в г. Орехово-Зуеве
- Требования – экономические: повысить зарплату, упорядочить штрафы, предупреждение об увольнении за 15 дней.
- Арестовано 33 человека , суд присяжных всех оправдал
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Мероприятия Александра III по решению рабочего вопроса
- 1882 г. – запрещен труд детей до 12 лет, рабочий день детей с 12 до 15 лет ограничивался 8 часами
- 1885 г. – запрещен ночной труд женщин и детей
- 1886 г. – ограничение штрафов, запрет на расплату с рабочими через фабричные лавки
- Закон о наказании рабочих за участие в стачках
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Идеи К. Маркса и Ф. Энгельса
Взгляды на
общество
Взгляды на
государство
- Частная собственность ведет к неравенству и эксплуатации человека человеком.
- На всех этапах развития общества выделяются эксплуататоры и эксплуатируемые
- Чтобы ликвидировать неравенство нужно ликвидировать частную собственность, а средства производства передать трудящимся
- Государство – орудие принуждения в руках господствующего класса.
- С упразднением классов государство отомрет
Идеи К.Маркса и Ф. Энгельса
Способы
достижения целей
- Революция
- Движущая сила революции – рабочий класс (пролетариат)
- Для руководства революцией нужна рабочая (пролетарская) партия
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Революционное течение
Уцелевшие после разгрома народовольцев революционеры скрылись за границей, где познакомились с трудами К. Маркса.
1-м русским марксистом стал Г. Плеханов. В эмиграции он объединил вокруг себя деятелей русского подполья и отвергнув идею самобытности экономического строя России, создал группу
«Освобождение труда» в Женеве.
Г.В. Плеханов
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Революционное течение
Вера
Ивановна
Засулич
Павел
Борисович
Аксельрод
Лев
Григорьевич
Дейч
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Революционное течение
- Полный разрыв с народничеством.
- Борьба с самодержавием.
- Организация пролетариата и пропаганды социализма в рабочей среде.
- Подготовка пролетарской социалистической революции.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
«Освобождение труда»
Цель – подготовка пролетариата к социалистической революции
Задачи:
- Перевод на русский язык важнейших трудов
К. Маркса и Ф. Энгельса
- Полный разрыв с народничеством
- Борьба с самодержавием
- Организация пролетариата и пропаганда социализма в рабочей среде
Карл Маркс
Фридрих Энгельс
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Марксистские кружки в России
Кружки
Год, место
Кружок Благоева
1883 – 1885
Петер-бург
Руково-дители
Деятельность
Д. Благоев
- Изучение марксизма
- Пропаганда среди рабочих
- Издание газеты «Рабочий»
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Марксистские кружки в России
Кружки
Год, место
Товарищество Санкт-петербургских мастеровых
1885 – 1888
Руково-дители
Деятельность
П. Точинский
- Пропаганда марксизма среди рабочих
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Марксистские кружки в России
Кружки
Год, место
Кружок Федосеева
1888
Казань
Руководители
Деятельность
Н. Федосеев
- Пропаганда марксизма среди рабочих и студентов
- Организация студенческих волнений
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Марксистские кружки в России
Кружки
Год, место
Кружок Бруснева
1889 - 1892
Петер-бург
Руково-дители
Деятельность
М. Бруснев
- Пропаганда марксизма
- Создание рабочих кружков
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
1895 г. – «Союз борьбы за освобождение рабочего класса»
- Создан из разрозненных рабочих кружков
- Одним из создателей был В.И. Ульянов (Ленин)
В.И. Ульянов (Ленин)
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Перегруппировка
общественно – политических сил России
Появление марксистских организаций
Усиление роли консерваторов
Уменьшение роли либералов
(уход с политической арены)
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Народническое движение 1870-х — начала 1880-х гг.». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов. План с пояснениями должен отразить основные события (явления), связанные с народническим движением 1870 — начала 1880-х гг.
ОТВЕТ
1. Подъём революционного движения в 70-е гг. XIX в.
2. Взгляды народников:
а) влияние идей А. И. Герцена и Н. Г. Чернышевского;
б) цели народников — ликвидация самодержавия и социалистическое преобразование общества;
в) крестьянство — главная сила революции;
г) возможность для России миновать капиталистическую стадию развития.
3. Три течения в народничестве и их представители:
а) бунтарское (М. А. Бакунин);
б) пропагандистское (П. Л. Лавров);
в) заговорщическое (П. Н. Ткачёв).
4. «Хождение в народ», его результаты.
Предпринятое бунтарями и пропагандистами в 1874 г. «хождение в народ» не привело к ожидаемой революции.
5. Создание организации «Земля и воля».
6. Раскол «Земли и воли».
Причина раскола «Земли и воли», «Народная воля» и «Чёрный передел»; переход народовольцев к террору.
7. 1 марта 1881 г. Убийство Александра II, казнь народовольцев, кризис революционного народничества.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Домашнее задание
- § 24.
- Таблица «Революционные кружки в России»
По желанию. Если бы вы жили в России XIX века, то приверженцем какой идеологии вы бы стали?
Свой выбор аргументируйте не менее чем 4 аргументами письменно
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»