Этапы урока | Формы и методы | Ожидаемые результаты | Формы контроля и оценивания |
1. Организация начала урока. | | Подготовка учащихся к работе на уроке. | Быстрое включение учащихся в деловой ритм. |
2. Проверка выполнения домашнего задания (слайды 4-6). | Репродуктивный. Работа с памяткой, предъявляемой для рецензирования устного ответа. | Учащиеся определяют основной круг знаний по теме «Тайные общества в России». | Правильность и осознанность выполнения. Составление ответа по логарифму. Умение проиллюстрировать свои мысли, навыки устного выступления. |
Работа с отрывком из документа (слайды 7-8). | Обращение к тексту документа. | Учащиеся демонстрируют понимание изученного материала и умение определить по содержанию документа позицию его автора. | Умение работать с документом, определять позицию, о которой идет речь, на основании документа. |
3. Подготовка к основному этапу занятия. Постановка цели урока. | Прием «Знаю – узнал - хочу узнать» | «Знаю» - учащиеся вспоминают, что знают о восстании декабристов из материала 8 класса, «Узнал» - рассматривают на протяжении урока в учебнике и вносят в таблицу, потом заполняют «Хочу узнать». | Мотивация изучения темы Подготовка к активному усвоению нового материала. Умение выделить основное. Иллюстрация своих мыслей примерами. |
4. Изучение основной проблемы. Введение в тему Династический кризис 1825 года (слайды 9-10). | Репродуктивный. Рассказ учителя о междуцарствии. | Восприятие и осмысление первичных знаний. | Понимание сложившейся ситуации, о которой идет речь в рассказе учителя. |
Причины восстания декабристов (слайд 11). | Частично-поисковый. Индивидуальная работа учащихся. Заполнение опорной схемы. | Учащиеся определяют причины восстания. | Навыки устного выступления и сравнительного анализа. |
Манифест (слайд 12). | Выборочное чтение. Исторический конструктор. | Знать положения Манифеста. | Определить основной набор слов, на их основании сделать вывод. Реконструировать образ исторической реальности на основе выявления причинно-следственных связей. |
Цели и планы восставших (слайды 13-15). | Заполнение схемы по образцу. Графический систематизатор. Работа в группах. | Заполнение систематизирующей опорной таблицы. Учатся договариваться и учитывать интересы каждого члена команды. | Умение проиллюстрировать свои мысли. Демонстрация понимания изучаемого материала. |
Ход восстания (слайды 16-18). | Работа с картой. Работа с текстом учебника с. 149-150 и в тетради. Выборочное чтение. | Раскодирование знаний. Восстановить ход восстания. Сделать план в тетради. | Перевод информации из одной знаковой системы в другую. |
Схема изучения личности декабристов (слайды 19,20-24). | Доклады учащихся о декабристах. Индивидуальная работа. Погружение в тему. | Расширение кругозора знаний учащихся по теме урока. | Механизм формирования понятия, суждения, умозаключения. |
Следствие и суд над декабристами (слайды 25-27). | Просмотр слайдов по теме. | Иллюстрирование знаний. | Развитие образного мышления. |
(слайд 28) | Работа с текстом | Понимание прочитанного. | Полные ответы на вопросы. |
(слайды 29-32) | Просмотр слайдов по теме. | Иллюстрирование знаний. | Обеспечение усвоения новых знаний. |
(слайды 33-36) | Частично-поисковый. Текст с ошибками. | Найти и исправить ошибки в тексте. Закрепление изученного материала. | Умения свободно ориентироваться в материале урока. |
(слайд 37) (слайд 38) | Вопрос из серии интеллектуальных игр. | Постараться найти ответ на поставленный вопрос. | Дополнительная информация по теме. |
(слайд 39) | Проблемного изложения. Проблемный вопрос. Стадия вызова. | Найти ответ на проблему, указать причины поражения восстания. Стадия реализации. | Умения делать вывод. Точность и четкость ответа. Стадия рефлексии. |
5. Восстание Черниговского полка (слайды 40-41). | Частично-поисковый. Работа с картой. Обращение к тексту учебника. | Раскодирование информации. | Объем материала учебника недостаточен для подробного изучения (с.150, всего 6 строк), хочется расширить круг знаний учащихся. |
(слайд 42) | Работа с историческим источником. Работа В.И.Ленина «Из прошлого рабочей печати в России». | Периоды освободительного движения в России. Основные положения работы, касающиеся восстания, его места в истории России. | Использование самостоятельности в добывании знаний. Умение выделять главное, цитирование материала. Формирование ведущих знаний по курсу. |
(слайд 43) | Совместный поиск. | Определить значение движения декабристов. Причины поражения. «Я согласен в…, не согласен в…, потому что…» | Умения проводить доказательства, сравнивать с текстом учебника, делать выводы. |
(слайд 44) | Работа со схемой синквейна. | Кратко сформулировать по существу. Формулирование учащимися основных понятий темы. | Точность и четкость определений, умения выделять понятия из текста. |
6. «Во глубине сибирских руд храните гордое терпенье». Декабристы в Сибири (слайды 45-46) | Работа с картой-схемой | Систематизация информации. | Формирование целостной системы ведущих знаний. |
Рубрика «Как декабристы жили в ссылке» (слайды 47-49) | Репродуктивный. Просмотр слайдов. | Иллюстрирование знаний. | Развитие образного мышления. |
Жены декабристов (слайды 50-57). | Опережающее домашнее задание. | Изучить и подготовить доклады с использованием дополнительного материала. | Максимальное использование самостоятельности в добывании знаний. Умение вести отбор материала. |
(слайды 58-60). | Просмотр слайдов. | Иллюстрирование знаний. | Систематизация информации. |
| Работа в творческих группах. Мозговой штурм. | За 3-5 минут сказать все, что думают по теме урока. | Фиксация, обсуждение. |
Рубрика «Это интересно» (слайды 61-63). | Репродуктивный. | Восприятие нового материала по теме урока. | Включение части в целое. |
Слайды 64-77). | Выполнение тестовых заданий. Оценка за урок. | Решение заданий. | Выявление качества и уровня овладения знаниями. Контроль и проверка знаний учащихся. |
7. Подведение итогов. | Прием «Хочу узнать». Обобщение материала. Общая дискуссия. | Учащиеся размышляют о своей жизненной позиции. Намечают перспективу последующей работы. | Умение формулировать свои мысли, участие в дискуссии. |
| Рефлексия. | Мобилизация поведения учащихся на рефлексию: мотивация, способы деятельности, общения. | Открытость учащихся в осмыслении своих действий самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества. |
8. Домашнее задание (слайд 78). | Работа с учебником (параграф 58), дополнительной литературой. | Найти ответы на проблемные вопросы. | Выполнение домашнего задания учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития. |