Практическая работа «Общественное движение при Николае I (1830-1850 е гг.)
Задание 1. Установите соответствие:
№ | Направление | | Идеи |
1 | Консервативное | А | Вера в самобытность России |
2 | Либеральное (западники) | Б | Необходимость созыва Земского собора |
3 | Либеральное (славянофилы) | В | Природный коллективизм крестьянина это благодатная почва для созидания социализма |
4 | Радикальное («общинный социализм») | Г | Изменения России не нужны, они нанесут вред основам русской жизни |
| Д | Вера в необходимость революции |
Е | Самодержавие единственная форма правления пригодная для России |
Ж | Необходимо установить конституционную монархию |
З | Петр Великий сблизил Европу и Россию |
И | основа социализма - крестьянская община |
К | Теория «официальной народности». |
Л | Поддержка идеи развития страны по пути Запада |
М | Свержение самодержавия |
Н | Задача России - примкнуть к Западу |
О | Православие – это духовный и нравственный стержень государства |
Задание 2. Определите, о каком направлении общественной мысли пишет автор этих строк:
А) «Некоторые журналы называют нас насмешливо.., именем, составленным на иностранный лад, но которое в русском переводе значило бы любовь к славянам. Я со своей стороны готов принять это название и признаюсь охотно: люблю славян.» (А.С. Хомяков)
Б) «Русь надо звать не "к топору", а к метлам, чтобы вымести грязь и сор, скопившиеся в России». (А.И. Герцен)
В) "Он был …. не потому только, что признавал превосходство западной науки, западного искусства, западного общественного строя; но и потому, что был глубоко убежден в необходимости восприятия Россией всего выработанного Западом - для развития собственных ее сил, собственного ее значения" (И.С. Тургенев о В.Г. Белинском)
Г) «…русский народ и так развит, а государство является одним из лидирующих в мире. Поэтому никаких коренных изменений проводить не нужно. Единственное что требуется, это развивать патриотизм, усиливать самодержавие и позиции церкви» (С.С Уваров).
Д) «Бываю довольно часто у Киреевских... Ты не можешь себе вообразить, какая у этих людей философия. Главные их положения: Запад сгнил и от него уже не может быть ничего; русская история испорчена Петром I — мы оторваны насильственно от родного исторического основания и живём наудачу…» (Т.Н. Грановский)
Е) «Он из Германии туманной Привез учености плоды: Вольнолюбивые мечты, Дух пылкий и довольно странный, Всегда восторженную речь И кудри черные до плеч.» (А.С. Пушкин)
Ж) «… русские крестьяне, не знающие частного землевладения, стихийно влекутся к …….., как наиболее справедливому общественному устройству» (Н. П. Огарев)
Задание 3. Сравни взгляды западников и славянофилов. В левую часть таблицы запиши черты сходства, в правую черты различия:
Черты сходства западников и славянофилов | Черты различия западников и славянофилов |
| |
А) отрицательное отношение к крепостному праву Б) идея самобытности русского народа
В) культ Петра Великого Г) вера в процветание России Д) убежденность в необходимости реформ Е) отрицательная оценка деятельности Петра I Ж) исключение из русского языка иностранных слов
З) создание с Европой « культурной семьи» И) признание научно-технического прогресса
К) реформы должны быть постепенными и мирными Л) Отрицательное отношение к заимствованию Россией европейских образцов развития общества М) Петр I превратил Россию в цивилизованное государство, привив народу черты европейской образованности. Н) Православие – единственная верная религия
Задание 4. Ответить на вопросы по тексту.
Основные положения теории "русского социализма" (А.И. Герцен)
В русском крестьянском мире, утверждал он, содержатся три начала, позволяющие осуществить экономический переворот, ведущий к социализму: 1) право каждого на землю, 2) общинное владение ею, 3) мирское управление. Эти общинные начала, воплощающие "элементы нашего бытового, непосредственного социализма", писал Герцен, препятствуют развитию сельского пролетариата и дают возможность миновать стадию капиталистического развития: "Человек будущего в России — мужик, точно так же, как во Франции работник".
По мнению Герцена, отмена крепостного права при сохранении общины даст возможность избежать печального опыта капиталистического развития Запада и прямо перейти к социализму. "Мы, — писал Герцен, — русским социализмом называем тот социализм, который идет от земли и крестьянского быта, от фактического надела и существующего передела полей, от общинного владения и общинного управления, — и идет вместе с работничьей артелью навстречу той экономической справедливости, к которой стремится социализм вообще и которую подтверждает наука".
Существовавшую в России общину Герцен считал основой, но отнюдь не готовой ячейкой будущего общественного устройства. Ее главный недостаток он видел в поглощении личности общиной.
Народы Европы, согласно теории Герцена, разработали два великих начала, доведя каждое из них до крайних, ущербных решений: "Англосаксонские народы освободили личность, отрицая общественное начало, обособляя человека. Русский народ сохранил общинное устройство, отрицая личность, поглощая человека".
Главная задача, по мнению Герцена, в том и состоит, чтобы соединить права личности с общинным устройством: "Сохранить общину и освободить личность, распространить сельское и волостное self-government* (самоуправление) на города, на государство в целом, поддерживая при этом национальное единство, развить частные права и сохранить неделимость земли — вот основной вопрос русской революции — тот самый, что и вопрос о великом социальном освобождении, несовершенные решения которого так волнуют западные умы".
Герцен уделял большое внимание способам осуществления социальной революции. В его произведениях немало суждений о неизбежности насильственного низвержения капитализма: "Сколько социализм ни ходит около своего вопроса, у него нет другого разрешения, кроме лома и ружья". Однако Герцен отнюдь не был сторонником обязательного насилия и принуждения: "Мы не верим, что народы не могут идти вперед иначе, как по колена в крови; мы преклоняемся с благоговением перед мучениками, но от всего сердца желаем, чтоб их не было".
В период подготовки крестьянской реформы в России в "Колоколе" выражались надежды на отмену крепостного права правительством на выгодных для крестьян условиях. Но в том же "Колоколе" говорилось, что если свобода крестьян будет куплена ценой пугачевщины — то и это не слишком дорогая плата. Самое бурное, необузданное развитие предпочтительнее сохранения порядков николаевского застоя.
В те же годы Герцен разрабатывал идею избрания и созыва всенародного бессословного "Великого Собора" — Учредительного собрания для отмены крепостничества, узаконения пропаганды социалистических идей, законной борьбы против самодержавия. "Каково бы ни было первое Учредительное собрание, первый парламент, — подчеркивал он, — мы получим свободу слова, обсуждения и законную почву под ногами".
Вопросы к тексту: 1) В чем суть «Русского социализма»? 2) Какие три начала в России позволят перейти к социализму? 3) В чем видел Герцен недостаток общины? Как его исправить? 4) какие пути отмены крепостного права видит автор текста?
Задание 5. Если бы вы жили в это время, идеи какого общественного направления были бы вам близки? Почему?