СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 08.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Общественное Движение при Николае I

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задание на соответствие и сравнения различных общественных направлений ( консерваторы, либералы, радикалы)

Просмотр содержимого документа
«Общественное Движение при Николае I»

Практическая работа «Общественное движение при Николае I (1830-1850 е гг.)

Задание 1. Установите соответствие:

Направление


Идеи

1

Консервативное

А

Вера в самобытность России

2

Либеральное (западники)

Б

Необходимость созыва Земского собора

3

Либеральное (славянофилы)

В

Природный коллективизм крестьянина это благодатная почва для созидания социализма

4

Радикальное («общинный социализм»)

Г

Изменения России не нужны, они нанесут вред основам русской жизни


Д

Вера в необходимость революции

Е

Самодержавие единственная форма правления пригодная для России

Ж

Необходимо установить конституционную монархию

З

Петр Великий сблизил Европу и Россию

И

основа социализма - крестьянская община

К

Теория «официальной народности».

Л

Поддержка идеи развития страны по пути Запада

М

Свержение самодержавия

Н

Задача России - примкнуть к Западу

О

Православие – это духовный и нравственный стержень государства

Задание 2. Определите, о каком направлении общественной мысли пишет автор этих строк:

А) «Некоторые журналы называют нас насмешливо.., именем, составленным на иностранный лад, но которое в русском переводе значило бы любовь к славянам.  Я со своей стороны готов принять это название и признаюсь охотно: люблю славян.» (А.С. Хомяков)

Б) «Русь надо звать не "к топору", а к метлам, чтобы вымести грязь и сор, скопившиеся в России». (А.И. Герцен)

В) "Он был …. не потому только, что признавал превосходство западной науки, западного искусства, западного общественного строя; но и потому, что был глубоко убежден в необходимости восприятия Россией всего выработанного Западом - для развития собственных ее сил, собственного ее значения" (И.С. Тургенев о В.Г. Белинском)

Г) «…русский народ и так развит, а государство является одним из лидирующих в мире. Поэтому никаких коренных изменений проводить не нужно. Единственное что требуется, это развивать патриотизм, усиливать самодержавие и позиции церкви» (С.С Уваров).

Д) «Бываю довольно часто у Киреев­ских... Ты не можешь себе вообра­зить, какая у этих людей философия. Главные их положения: Запад сгнил и от него уже не может быть ничего; русская история испорчена Пет­ром I — мы оторваны насильственно от родного исторического осно­вания и живём наудачу…» (Т.Н. Грановский)

Е) «Он из Германии туманной Привез учености плоды: Вольнолюбивые мечты, Дух пылкий и довольно странный, Всегда восторженную речь И кудри черные до плеч.» (А.С. Пушкин)

Ж) «… русские крестьяне, не знающие частного землевладения, стихийно влекутся к …….., как наиболее справедливому общественному устройству» (Н. П. Огарев)

Задание 3. Сравни взгляды западников и славянофилов. В левую часть таблицы запиши  черты сходства,  в правую  черты различия:

Черты сходства западников и славянофилов

Черты различия западников и славянофилов



А) отрицательное отношение к крепостному праву Б) идея самобытности русского народа

В) культ Петра Великого Г) вера в процветание России Д) убежденность в необходимости реформ Е) отрицательная оценка деятельности Петра I  Ж) исключение из русского языка иностранных слов

З)  создание с Европой « культурной семьи» И) признание научно-технического прогресса

К) реформы должны быть постепенными и мирными Л) Отрицательное отношение к заимствованию Россией европейских образцов развития общества М) Петр I превратил Россию в цивилизованное государство, привив народу черты европейской образованности. Н) Православие – единственная верная религия

Задание 4. Ответить на вопросы по тексту.

Основные положения теории "русского социализма" (А.И. Герцен)

В русском крестьянском мире, утверждал он, содержатся три начала, позволяющие осуществить экономический переворот, ведущий к социализму: 1) право каждого на землю, 2) общинное владение ею, 3) мирское управление. Эти общинные начала, воплощающие "элементы нашего бытового, непосредственного социализма", писал Герцен, препятствуют развитию сельского пролетариата и дают возможность миновать стадию капиталистического развития: "Человек будущего в России — мужик, точно так же, как во Франции работник".

По мнению Герцена, отмена крепостного права при сохранении общины даст возможность избежать печального опыта капиталистического развития Запада и прямо перейти к социализму. "Мы, — писал Герцен, — русским социализмом называем тот социализм, который идет от земли и крестьянского быта, от фактического надела и существующего передела полей, от общинного владения и общинного управления, — и идет вместе с работничьей артелью навстречу той экономической справедливости, к которой стремится социализм вообще и которую подтверждает наука".

Существовавшую в России общину Герцен считал основой, но отнюдь не готовой ячейкой будущего общественного устройства. Ее главный недостаток он видел в поглощении личности общиной.

Народы Европы, согласно теории Герцена, разработали два великих начала, доведя каждое из них до крайних, ущербных решений: "Англосаксонские народы освободили личность, отрицая общественное начало, обособляя человека. Русский народ сохранил общинное устройство, отрицая личность, поглощая человека".

Главная задача, по мнению Герцена, в том и состоит, чтобы соединить права личности с общинным устройством: "Сохранить общину и освободить личность, распространить сельское и волостное self-government* (самоуправление) на города, на государство в целом, поддерживая при этом национальное единство, развить частные права и сохранить неделимость земли — вот основной вопрос русской революции — тот самый, что и вопрос о великом социальном освобождении, несовершенные решения которого так волнуют западные умы".

Герцен уделял большое внимание способам осуществления социальной революции. В его произведениях немало суждений о неизбежности насильственного низвержения капитализма: "Сколько социализм ни ходит около своего вопроса, у него нет другого разрешения, кроме лома и ружья". Однако Герцен отнюдь не был сторонником обязательного насилия и принуждения: "Мы не верим, что народы не могут идти вперед иначе, как по колена в крови; мы преклоняемся с благоговением перед мучениками, но от всего сердца желаем, чтоб их не было".

В период подготовки крестьянской реформы в России в "Колоколе" выражались надежды на отмену крепостного права правительством на выгодных для крестьян условиях. Но в том же "Колоколе" говорилось, что если свобода крестьян будет куплена ценой пугачевщины — то и это не слишком дорогая плата. Самое бурное, необузданное развитие предпочтительнее сохранения порядков николаевского застоя.

В те же годы Герцен разрабатывал идею избрания и созыва всенародного бессословного "Великого Собора" — Учредительного собрания для отмены крепостничества, узаконения пропаганды социалистических идей, законной борьбы против самодержавия. "Каково бы ни было первое Учредительное собрание, первый парламент, — подчеркивал он, — мы получим свободу слова, обсуждения и законную почву под ногами".

Вопросы к тексту: 1) В чем суть «Русского социализма»? 2) Какие три начала в России позволят перейти к социализму? 3) В чем видел Герцен недостаток общины? Как его исправить? 4) какие пути отмены крепостного права видит автор текста?

Задание 5. Если бы вы жили в это время, идеи какого общественного направления были бы вам близки? Почему?






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!